УДК 338.24.021.8
Подосинников Е.Ю. Особенности управления
размещением заказов для муниципальных нужд курской области как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств
Podosinnikov E.Y. Peculiarities of order placement
management of municipal needs of the Kursk region as an essential government element of budgetary costs administration
В статье затрагиваются актуальные вопросы государственных закупок для муниципальных нужд на современном этапе развития. Проходящие реформы в финансовой сфере определяют новые требования к информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений, органов власти. Закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд являются действенным инструментом управления экономикой страны. Государственные закупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве. С 01 января 2014 года вступил в силу основополагающий акт в сфере закупок Российской Федерации - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом по состоянию на 01 сентября 2014 вступила в силу уже третья редакция закона, что говорит о внимании органов власти к данной сфере, а также несовершенстве законодательной базы. Основные принципы Федеральной контрактной системы: максимальной информированности, единства контрактной системы, профессионализма заказчика, обеспечения инноваций. Государственные закупки производятся на всех уровнях бюджета (федеральном, региональном и муниципальном), при этом количество участников бюджетного процесса на каждом уровне различно. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические - отражающие состояние проблемы. В статье используются ведомственные данные Управления Федерального казначейства по Курской области, подтверждающие тезис о количестве заказчиков муниципального уровня и доле муниципального заказа в системе государственных закупок Российской Федерации. Предлагаются пути оптимизации системы муниципального заказа, на примере Курской области.
Ключевые слова: реформа госзакупок, государственный заказ, Федеральная контрактная система, муниципальные закупки, реформа системы государственных закупок
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 6 (36) 2014 г.
В последнее десятилетие в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами проведен ряд реформ, охвативших бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ходе реформ определены новые требования к информации о деятельности публично-правовых образований в финансовой сфере, возникли новые информационные потоки, обрабатываемые локальными автоматизированными информационными системами, возросла роль и ответственность участников бюджетного процесса муниципального уровня1.
Во всем мире система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны, только в странах Евросоюза система госзаказа составляет около 25-30 % ВВП. Объем российского рынка госзаказа составляет около 13% ВВП. По данным Министерства финансов Российской Федерации объем ВВП России за 2012 год составил в текущих ценах 62 трлн. 599,1 млрд. рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2011 года составил 103,4%2. В Соединенных Штатах государство ежегодно совершает закупки на сумму, превышающую десятки трлн. рублей.
Государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран и являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие государства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. В связи с этим проблемы организации государственных закупок всегда актуальны и интерес к системе госзакупок во всем мире остается высоким.
Общий объем размещенных в 2012 г государственных и муниципальных заказов превысил 8 трлн. руб., из которых более 60% были размещены с нарушениями, заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в Кремле 04 октября 2013 г.3
Оптимизация расходов государственного бюджета - важный элемент государственного регулирования. За счет бюджетных средств производятся закупки товаров,
работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а государство является самым крупным потребителем, и на его нужды ежегодно тратятся значительные суммы средств налогоплательщиков.
Государственные закупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве. Основообразующим нормативным актом в области госзакупок РФ является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»4. Этот закон в первую очередь направлен на развитие конкуренции, повышение прозрачности действий чиновников, искоренение коррупции.
Федеральный закон № 44-ФЗ действует с 01 января 2014 года и по состоянию на 01 сентября 2014 вступила в силу уже третья редакция закона (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ)5.
Одними из основных принципов Федеральный закон № 44-ФЗ являются принципы: максимальной информированности, единства контрактной системы, профессионализма заказчика, обеспечения инноваций. В Российской Федерации впервые предусматривается создание и поддержание в актуальном состоянии в сети Интернет доступных для свободного просмотра реестров, которые содержат исчерпывающие сведения о заключенных контрактах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов»6 органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов (далее - реестр контрактов), с 1 января 2007 года является Федеральное казначейство.
Порядок ведения реестра контрактов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г № 1084 «О порядке ведения реестра кон-
CENTRAL RUSSiAN JOURNAL OF SOCiAL SCiENCES
трактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»7.
Для органов Федерального казначейства ведение реестра государственных контрактов заключается:
1) в приеме сведений о государственных контрактах от государственных заказчиков по территориальному признаку,
2) регистрации каждого государственного контракта с присвоением ему уникального реестрового номера,
3) передаче сформированных в прикладном программном обеспечении соответствующих реестровых записей в электронном виде по защищенным каналам связи с электронной цифровой подписью в центральный аппарат Федерального казначейства для размещения на официальном сайте в сети Интернет. Реестр контрактов размещается и ежедневно в начале рабочего дня приводится Федеральным казначейством в актуальное состояние на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ООС) по электронному адресу http://www.zakupki. домш8.
В Федеральном казначействе получаемые в электронном виде реестровые записи включаются в реестр государственных контрактов. Сформированный реестр контрактов ежедневно размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
С 1 января 2007 г в Федеральном казначействе и большинстве его территориальных органов созданы специализированные структурные подразделения - отделы ведения федеральных реестров, на которые возложены полномочия по ведению реестра государственных контрактов. В Управлении Федерального казначейства по Курской области был создан новый отдел - отдел ведения федеральных реестров, выполняющий новую функцию по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.
Во исполнение полномочий по выдаче представителям заказчиков сертификатов
ключей ЭЦП, Управление осуществляет прием и проверку сведений об организации для регистрации и работы на ООС. Использую официальные данные УФК по Курской области, по состоянию на 01 января 2014 г в сводный перечень заказчиков в Курском регионе включено 3000 организаций, из них:
- 147 (4,9 %) - федеральный уровень бюджета,
- 374 (12,5 %) - бюджет субъекта Российской Федерации,
- 2311 (77 %) - местный бюджет,
- 21 - бюджет Государственного внебюджетного фонда,
- 1 - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда,
- 140 - средства юридических лиц, 6 -иные организации9.
Количество участников бюджетного процесса муниципального уровня в Курской области - 2311 организации, что составляет 77 % от общего количества организаций, что подтверждает тезис о высокой значимости муниципальных закупок, как важнейшего элемента государственного регулирования расходования бюджетных средств. Для оптимизации системы муниципального заказа необходимо сформулировать и решить основные группы вопросов.
Во-первых, сделать процедуру государственных закупок в России максимально прозрачной. Подотчетное обществу государство является эффективным и имеет иммунитет к коррупции, что чрезвычайно актуально для России. А для того чтобы государство таким стало, надо ввести, с одной стороны, электронный учет, электронный доступ к информации, а с другой - независимый аудит, беспристрастное рассмотрение споров и т.д.
Другая часть вопросов связана с оценкой эффективности этих процедур путем сопоставления результатов конкурсов, мониторинга цен, выявления нарушений и т.д. Здесь нужна большая работа не только со стороны государственных и муниципальных органов, но и со стороны общества, на основе подзаконных нормативных правовых актов, которые уже действуют и которые необходимо еще принять.
Необходимо создать действенную инфраструктуру по совершению сделок и за-
СреднеруССкий вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.
ключению контрактов в электронной форме. При этом следует говорить о широко распределенной системе с любым количеством электронных торговых площадок, что приведет нас к созданию единого, в первую очередь информационного пространства по государственным закупкам в международном масштабе. С практической точки зрения важнейшую составляющую инфраструктуры системы электронных государственных закупок, или системы электронных торгов, сегодня представляет собой портал государственных закупок. Чтобы соответствовать требованиям современного рынка, государство должно стать электронным10.
Имеющееся отставание системы государственных закупок от соответствующих европейских стандартов дает России возможность в ускоренном порядке совершить правовую реформу и восполнить имеющиеся пустоты современными проверенными нормами.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта W14-12 -46006
References
1. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 W 44-FZ (red. ot 21.07.2014) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i munici-pal'nyh nuzhd», Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.04.2013, W14, st. 1652. (In Russ.).
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 marta 2006 g. W 117 «O feder-al'nom organe ispolnitel'noj vlasti, upolnomo-chennom na vedenie reestra gosudarstvennyh kontraktov, zakljuchennyh ot imeni Rossijskoj Federacii po itogam razmeshhenija zakazov» , Rossijskaja gazeta, W48, 10.03.2006. (In Russ.).
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 nojabrja 2013 g. W 1084 «O porjadke vedenija reestra kontraktov, zakljuchennyh zakazchikami, i reestra kontraktov, soderzhashhego svedenija, sostavljajushhie gosudarstvennuju tajnu», Sobranie zakonodatel'stva RF, 09.12.2013, W49 (chast' VII), st. 6427. (In Russ.).
4. Podosinnikov E.Ju., Vlasov A.A. Region-al'nye aspekty funkcionirovanija oficial'nogo sajta RF dlja razmeshhenija informacii o go-sudarstvennyh i municipal'nyh uchrezhdeni-jah [Regional aspects of the official website of
the Russian Federation for posting information about state and municipal institutions], XXI vek: obrazovanie i duhovno-nravstvennoe vospita-nie: sbornik statej. III Klykovskie chtenija v ram-kah II Mezhregional'nogo foruma s mezhdun-arodnym uchastiem «Pokolenie: novyj vzgljad», Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej VUZov i SSUZov, Kursk: «Delo-vaja poligrafija» 2012, p.p. 44-55. (In Russ.).
5. Podosinnikov E.Ju. Realizacija Feder-al'nogo Zakona ot 18.07.2011 №223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vid-ami juridicheskih lic» [Implementation of the Federal Law of 18.07.2011 №223-FZ "On the procurement of goods, works and services of certain kinds of legal entities"], Jekonomika, gosudarstvo i obshhestvo v 21 veke. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah HI Rumjancevskih chtenij, Kursk: Izd-vo «Delovaja poligrafija», 2012, p.p .29-36 . (In Russ.).
6. Podosinnikov E.Ju. Informacionnaja ot-krytost' dejatel'nosti gosudarstvennyh (mu-nicipal'nyh) uchrezhdenij Kurskoj [Information transparency of state (municipal) institutions of the Kursk region], Mezhdunarodnaja nauch-no-prakticheskaja konferencija IV Hodyrevskie chtenija «Razvitie torgovogo dela, marketinga i menedzhmenta v uslovijah globalizacii jekono-miki»: sbornik materialov nauchno-praktich-eskoj konferencii, Kursk, 22 nojabrja 2013 g. / Fakul'tet jekonomiki i menedzhmenta; Kursk. gos. un-ta, Kursk, 2013. (In Russ.).
7. http://www.consultant.ru - spravoch-no-pravovaja sistema Konsul'tant Pljus.
8. http://www.government.ru - internet-portal Pravitel'stva Rossijskoj Federacii.
9. http://www1.minfin.ru - sajt ministerstva Finansov RF.
10. http://kursk.roskazna.ru - internet portal Upravlenija Federal'nogo kaznachejstva po Kurskoj oblasti.
11. http://www.roskazna.ru - oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva RF.
1 Подосинников Е.Ю. Реализация Федерального Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (статья) // Экономика, государство и общество в 21 веке. Материалы научно-практической конференции в рамках XI Румянцевских чтений. - Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2012. - С.29-36.
2 http://info.minfin.ru/gdp.php - информационно-аналитический раздел официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.
CENTRAL RUSSiAN JOURNAL OF SOCiAL SCiENCES
3 http://www.kremlin.ru/news/19359 - официальный сайт Президента России.
4 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
5 http://www.consultant.ru - правовой сервер Консультант Плюс.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов» // Российская газета, №48, 10.03.2006.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего
сведения, составляющие государственную тайну» // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, №49 (часть VII), ст. 6427.
8 http://www.zakupki.gov.ru - Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
9 http://kursk.roskazna.ru - интернет портал Управления Федерального казначейства по Курской области.
10 Подосинников Е.Ю., Власов А.А. Региональные аспекты функционирования официального сайта РФ для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (статья) // XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание [Текст]: сборник статей. III Клыковские чтения в рамках II Межрегионального форума с международным участием «Поколение: новый взгляд». Материалы научно-практической конференции преподавателей ВУЗов и ССУЗов. - Курск: «Деловая полиграфия», 2012. - С. 44-55.
среднерусский вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.