Научная статья на тему 'Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд'

Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ / ЗАКУПКИ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Наталья Владимировна

В статье анализируется законодательство, регулирующее создание и функционирование единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, раскрываются ее понятие, содержание и функции. Рассматриваются правовые основы осуществления электронного документооборота и контроля с использованием единой информационной системы в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В статье анализируется законодательство, регулирующее создание и функционирование единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, раскрываются ее понятие, содержание и функции. Рассматриваются правовые основы осуществления электронного документооборота и контроля с использованием единой информационной системы в сфере закупок. Ключевые слова: информация, единая информационная система в сфере закупок, Закон о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, органы регулирования и контроля, электронный документооборот.

Важной составной частью процесса развития в Российской Федерации информационного общества, основные этапы формирования которого предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 гг.)», является организация эффективного взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, качественного и оперативного предоставления государственных услуг на основе использования современных информационных технологий1. Как отмечается в Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р, информационное общество может эффективно и поступательно развиваться исключительно на основе взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества на принципах свободного и равного доступа к информации2.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002— 2010 гг.)» был создан ряд государственных информационных систем, включая портал государственных и муниципальных закупок, размещенный в Интернете на официальном сайте zakupki.gov.ru3. Его создание стало первым этапом информационного обеспечения государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. В настоящее время осуществляется переход не только на новый этап, но и на более высокий уровень информационного обеспечения сферы закупок — формирование единой информационной системы.

В последние годы происходит процесс формирования информационных систем по обеспечению развития бизнеса в различных отраслях российской экономики и прежде всего в таких ее крупнейших секторах, как топливно-энергетический комплекс, торговля. Например, создание информационных систем предусмотрено ФЗ от 3 декабря 2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»4, ст. 20 ФЗ от 28 декабря 2009 № 381 «Об основах государственного регули-

УНИВЕРСИТЕТА

иманы О.Е. КутагЬиня ШГЮДЪ

Наталья Владимировна КУЗНЕЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011—2020 гг.)"» // СПС «КонсультантПлюс».

2 СЗ РФ. 3 февраля 2014. № 5. Ст. 547.

3 Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002—2010годы)"». СЗ РФ. 4 февраля 2002. № 5. Ст. 531.

© Н. В. Кузнецова, 2015 4 СЗ РФ. 5 декабря 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7060.

в

'[Щ^ТТМШИ^ Кузнецова Н. В.

УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы информационного обеспечения

имени o.e. кушфина (мгюа) закупок для государственных и муниципальных нужд

рования торговой деятельности в Российской Федерации»5, ст. 5 ФЗ от 22 ноября 1995 № 171 (в ред. от 2 ноября 2013 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»6 и др.

Создание единой информационной системы в сфере осуществления государственных закупок впервые предусмотрено ФЗ от 5 апреля 2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»7 (далее — Закон о контрактной системе). В соответствии с п. 9 ст. 3 единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в данном Законе и содержащейся в базах данных информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно данному Закону субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также вправе создавать свои информационные системы в сфере закупок — региональные и муниципальные (ч. 7 ст. 4), что обусловлено необходимостью обеспечения не только федеральных нужд, но и нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в продукции, работах и услугах. Такое же право предоставлено и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которая может создавать информационную систему в сфере закупок, интегрированную с единой информационной системой (далее — ЕИС). Причем порядок функционирования и использования такой информационной системы устанавливается актом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ч. 11 ст. 112). Таким образом, структура ЕИС может быть многоуровневой, однако Законом о контрактной системе установлено, что все создаваемые информационные системы в сфере закупок должны быть интегрированы с ЕИС (ст. 11), в противном случае это будет противоречить принципу ее единства.

Процессы интеграции региональных и муниципальных информационных систем с ЕИС определены в Законе о контрактной системе и перечень их является закрытым. Интеграция достигается посредством:

1) информационного взаимодействия указанных систем с единой информационной системой, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных Законом о контрактной системе;

2) пользования указанными информационными системами, базами данных единой информационной системы;

3) установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;

4) размещения информации о закупках на официальном сайте (ч. 10 ст. 4).

В развитие указанных правовых норм было принято постановление Правительства ^

РФ от 28 ноября 2013 № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным т

информационным системам в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных

и муниципальных нужд»8, которым предусмотрены требования к формированию информа- ^

ции в этих системах и порядку обмена ею между ними и ЕИС. 5

5 СЗ РФ. 4 января 2010. № 1. Ст. 2. |

6 СЗ РФ. 27 ноября 1995. № 48. Ст. 4553. П

Л

7 СЗ РФ. 8 апреля 2013. № 14 . Ст. 1652. О

8 СЗ РФ. 9 декабря 2013. № 49 (ч. 7). Ст. 6434. НАУК1

1/2015

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

В законе о контрактной системе презюмируется преимущественное положение ЕИС по отношению к другим информационным системам в сфере закупок. Если информация, размещенная в них, не соответствует единой информационной системе, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС (ч. 12 ст. 4).

Создание информационных систем в различных сферах (топливно-энергетическом комплексе, торговле и др.), в том числе и рассмотренные выше положения Закона о контрактной системе, основывается на нормах ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»9, который определяет понятие, виды информационных систем (государственные, муниципальные и иные), наиболее общие правила их создания и использования (ст. 2, 13). Таким образом, просматривается стремление законодателя к обеспечению единообразия нормативно-правовой базы регулирования информационных отношений в области предпринимательской деятельности, а также единых подходов и требований при формировании соответствующих информационных систем10.

Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается. Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрено взаимодействие ЕИС с другими информационными системами, не входящими в ее структуру (п. 17 ч. 3 ст. 4).

Значение введения ЕИС для реализации целей и принципов контрактной системы трудно переоценить. Оно позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере закупок, контроль за их реализацией, приведет к сокращению затрат времени и издержек на организацию соответствующих административно-управленческих процессов, обеспечит более широкий доступ заинтересованных лиц к необходимой информации, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

ЕИС является важным условием осуществления целого ряда принципов, на которых базируется контрактная система, таких как обеспечение конкуренции, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 6). Реализация же принципов открытости и прозрачности непосредственно опирается на создание ЕИС. Так, согласно Закону о контрактной системе под принципами открытости и прозрачности контрактной системы понимается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, что обеспечивается, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. При этом указанная информация должна быть полной и достоверной (ст. 7).

Анализ Закона о контрактной системе показывает, что ЕИС можно рассматривать не только как ее информационное сопровождение. ЕИС обеспечивает функционирование всей контрактной системы, всех ее звеньев: сведения о ее участниках и осуществление ими действий по обеспечению государственных и муниципальных нужд. В этом смысле можно рассматривать ЕИС как инфраструктуру контрактной системы в целом.

На значение ЕИС обращает внимание и тот факт, что посвященная ей статья 4 в тексте Закона о контрактной системе размещается одной из первых, после определения основных понятий, используемых в Законе.

Помимо того, что ЕИС в качестве базы данных отражает и фиксирует соответствующую информацию об участниках и этапах закупочной деятельности, ЕИС содержит в себе

СЗ РФ. 31 июля 2006. № 31(ч. 1). Ст. 3448.

См. также Концепцию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2014 № 793-р, в которой обосновывается необходимость разработки Казначейством России совместно с заинтересованными органами концепции создания единой информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации в связи с существованием множества ведомственных информационных реестров, в том числе реестра государственных и муниципальных заказчиков.

в

ЕСТНИК Кузнецова^ В. фб

УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы информационного обеспечения 8 1

имени о.Е.кугафина(мгюА) закупок для государственных и муниципальных нужд

и динамическую, функциональную составляющую, поскольку является средством, инструментом ее реализации, так как большинство действий, входящих в структуру контрактной системы, осуществляется с использованием ЕИС.

В связи с этим, анализируя функциональный аспект ЕИС, можно говорить о многообразии выполняемых ею функций, в том числе таких, как: сбор, обработка, систематизация информации (п. 1) ч. 1 ст. 4); информационное обеспечение различных этапов закупочной деятельности (ч. 3 ст. 4); обеспечение доступа к информации, ее предоставление (п. 1 ч. 1 ст. 4); хранение информации (п. 1 ч. 1 ст. 4); использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов; мониторинг закупок (ст. 97); контроль за соответствием информации, содержащейся в различных документах (п. 2 ч. 1 ст. 4).

При этом до 1 января 2016 г. ЕИС выполняет технические функции по формированию, обработке, хранению и предоставлению данных участникам контрактной системы, обеспечению использования электронной подписи для подписания электронных документов, подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа, открытия доступа к таким заявкам.

В последующем функции ЕИС будут расширены за счет того, что ЕИС также будет выполнять функции по обеспечению контроля за соответствием:

а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;

в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта (п. 2 ч. 1 ст. 4).

Помимо структуры и функций ЕИС, ее важнейшей характеристикой является содержание. Перечень документов и информации, которая должна содержаться в ЕИС, весьма обширен и не является исчерпывающим (ч. 3 ст. 4). В этот перечень включаются:

— документы планирования закупок (планы закупок и планы-графики) и информация об их реализации;

— информация о закупках и об исполнении контрактов;

— библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

— каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; т

— информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров. работ, услуг, н закупаемых для государственных и муниципальных нужд11; и

— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок; 5

— результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок; 5

— отчеты заказчиков; 5

— реестры, предусмотренные Законом о контрактной системе; т

— иная информация и документы. н

11 Вводится с 1 января 2015 г. НАУК1

1/2015

>

Указанные документы будут размещаться в ЕИС после введения ее в эксплуатацию, отдельные документы — в специальные сроки, предусмотренные Законом (например планы закупок с 1 января 2016 г). В настоящее время часть указанных документов (например планы-графики) размещаются на официальном сайте для размещения информации о закупках (www.zakupki.gov.ru).

Размещение каждого вида информации или документов урегулировано нормами Закона о контрактной системе, а также подзаконными нормативными правовыми актами. Так, правила размещения актов планирования контрактной системы предусмотрены Постановлениями Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»12 и Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг»13. В них установлено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, а также планов-графиков для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, устанавливаемый соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом настоящих требований, в течение 3 дней со дня его утверждения подлежит размещению в единой информационной системе, а до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki,gov.ru) (п.2).

Правила размещения отчетов об исполнении контрактов определяются Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»14.

Особого внимания заслуживают реестры, размещаемые в ЕИС. К их числу относятся реестр контрактов, заключенных заказчиками; реестр недобросовестных поставщиков; реестр банковских гарантий; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний (п. 6, 7, 9, 10 ст.4). Указанные реестры, в свою очередь, образуют информационные системы, формирование и ведение которых возложено на уполномоченные государственные органы исполнительной власти.

Так, правила ведения реестра контрактов предусмотрены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»15. Ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками. Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр контрактов, который размещается Федеральным казначейством в единой информационной системе в сфере закупок. Ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде (п.6, 7).

УНИВЕРСИТЕТА

иманы О.Е. КутагЬиня ШГЮДЪ

СЗ РФ. 2 декабря 2013. № 48. Ст. 6252.

СЗ РФ. 2 декабря 2013. № 48. Ст. 6253. До 1 января 2015 г. составление и размещение на официальном сайте планов-графиков осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011.

СЗ РФ. 9 декабря 2013. № 49 (ч. 7). Ст. 6436. СЗ РФ. 9 декабря 2013. № 49 (ч. 7). Ст. 6427.

12

13

14

УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы информационного обеспечения СЗ^З

имени о.Е.кугафина(мгюА) закупок для государственных и муниципальных нужд

Для контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, предусмотрено ведение отдельного реестра. Возможность включения сведений о контрактах в отдельный реестр зависит от того, что именно охраняется как государственная тайна: сведения о товарах (работах, услугах), необходимых для обеспечения федеральных нужд, или же сведения о федеральных нуждах. Так, в отношении нужд заказчика, которые подпадают под режим государственной тайны, сведения о контрактах должны размещаться в общем реестре контрактов, заключаемых заказчиками. Если речь идет о товарах (работах, услугах), сведения о которых составляют государственную тайну, информация о таких контрактах включается в отдельный реестр.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), согласно Постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»16 осуществляется Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по оборонному заказу. Включение информации в реестр осуществляется с учетом требований законодательства о защите государственной тайны. (п.3, 4). Реестр ведется в электронном виде. Информация, содержащаяся в реестре, должна быть общедоступна для ознакомления без взимания платы.

Реестр банковских гарантий формируется в соответствии с Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»17. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение реестра банковских гарантий осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

Что касается реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, то нормативный правовой акт, регламентирующий его создание и размещения в ЕИС, еще не принят. В настоящее время действует «Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденный приказом ФАС России от 18 января 2013 № 17/1318, которым предусмотрено размещение антимонопольным органом информации о поступлении жалобы и ее содержании в течение трех дней со дня ее поступления на официальном сайте www.zakupki.ru или на сайте антимонопольного органа (п. 12).

Кроме перечня ч. 3 ст. 4, в тексте Закона упоминаются и другие сведения, подлежащие размещению в ЕИС. Например, перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры при осуществлении заказчиками закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ч. 2 ст. 14), информация о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению (ч. 1ст. 20), извещения об осуществлении закупки К

(ст. 42) и др. н

Перечисленный перечень информации свидетельствует о том, что содержащаяся в и

ЕИС информация охватывает все этапы деятельности заказчиков, начиная с планов заку- 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пок и заканчивая их отчетами, результаты деятельности органов контроля, аудита и мони- 5

х

16 СЗ РФ. 2 декабря 2013 г. № 48. Ст. 6265. П

К

17 СЗ РФ 18 ноября 2013 г. № 46. Ст. 5947. О

18 Российская газета. 27 мая 2013 г. № 111. НАУК1 1/2015

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

торинга, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по нормативному правовому регулированию отношений в контрактной системе19.

В ЕИС размещается не только информация, предусмотренная Законом о контрактной системе, но и ФЗ от 18 июля 2011 г № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»20, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этих федеральных законов. Например, постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г № 908 утверждено Положение, которое определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) юридическими лицами, указанными в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»21.

Таким образом, объем информации, образующей ЕИС, чрезвычайно обширен и разнообразен. Как отмечается в юридической литературе, «учитывая, что Закон о контрактной системе предполагает тотальное раскрытие информации о каждой закупке каждого заказчика, начиная со стадии планирования и заканчивая стадией исполнения контракта, можно говорить о миллиардах страниц, которые будут созданы заказчиками в ходе функционирования контрактной системы. Причем многие из них будут дублироваться — размещаться и внутри региональной информационной системы, и внутри общероссийской»22. По-видимому, можно говорить о том, что в ЕИС образуются собственные подсистемы, обеспечивающие отдельные этапы или виды деятельности, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

Создание такой сложной и объемной информационной системы требует времени и серьезной правовой проработки для введения ее в эксплуатацию. Правительством РФ был утвержден «План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»23, определяющий сроки и документы, которые необходимо принять для реализации норм данного Закона до конца 2015 г В частности, акты об установлении порядка и сроков ввода в эксплуатацию ЕИС, а также о порядке ее функционирования, о порядке размещения в ЕИС планов закупок и планов-графиков для обеспечения федеральных нужд, о каталогах товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, о реестре жалоб и проверок, перечне операторов электронных площадок и др.

Соответствующие планы принимаются и ведомствами, уполномоченными на осуществление функций в сфере закупок24.

Правовой режим ЕИС в целом урегулирован Законом о контрактной системе, а также принятыми на его основе подзаконными актами, в целом ряде норм которых можно увидеть преемственность в определении организационно-правовых основ информационного обе-

Андреева Л. В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11.

СЗ РФ. 25 июля 2011 г. № 30 (ч. 10). Ст. 4571.

СЗ РФ. 17 сентября 2012 г. № 38. Ст. 5120.

Храмкин А. А. Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вводный комментарий. М. : Юриспруденция, 2013.

СПС «КонсультантПлюс».

См., например: Приказ Минэкономразвития от 4 апреля 2014 г. № 205 «Об утверждении планов по выполнению плана мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров. работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19

20

21

22

23

в

ЕСТНИК КужцаваП В. фб

УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы информационного обеспечения СЗ^Э

имени о.Е.кугафина(мгюА) закупок для государственных и муниципальных нужд

спечения закупок. Это находит отражение, в частности, в определении порядка функционирования ЕИС, системе органов, ответственных за ее создание, ведение, использование и обслуживание, правах и обязанностях лиц по предоставлению и размещению информации на официальном сайте в сети «Интернет» и др.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются (ч. 4 ст. 4).

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте (ч. 5 ст. 4).

В настоящее время сроки и порядок ввода ЕИС в эксплуатацию не установлены. Они будут устанавливаться Правительством РФ. Не определен также официальный сайт, на котором будет размещаться информация в ЕИС. До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте Российской Федерации в сети « Интернет» (www.zakupki.gov.ru), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (ч. 5 ст. 112)25.

Правительством РФ также определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к ЕИС, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, по установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС (ч. 6 ст. 4).

В качестве федерального органа, уполномоченного на осуществление этих функций, Правительством определено Министерство экономического развития Российской Федерации26. До этого ведение и обслуживание официального сайта осуществлялось также Минэкономразвития и Федеральным казначейством, в том числе посредством обеспечения Федеральным казначейством участников сертификатами ключей проверки электронной подписи как части регистрации на официальном сайте27.

В настоящее время порядок регистрации на сайте определяется приказом Казначейства России от 25 марта 2014 г № 4н28, а порядок пользования — Приказом Минэкономразвития РФ № 646 и Казначейства России № 21 н от 14 декабря 2010 г «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»29.

См.: Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 913. ^

Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 727 «Об определении федераль- К

"0

ного органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выра ботке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по т5

созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок».

27 См., в частности, письмо Казначейства России от 16 декабря 2013 г. № .42-7.4-05/3.2-807 X (ред. от 28 марта 2014 г.). К

28 СПС «КонсультантПлюс». О

29 Российская газета. 2011. 21 января. № 11. НАУК1

1/2015

>

25

26

В то же время порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ней, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе), а не Министерством экономического развития и Казначейством России, как это было ранее30.

Состав участников ЕИС и участников контрактной системы практически совпадают Перечень участников приведен в определении контрактной системы (ст. 3). Кроме этого,к ним можно отнести банки (ст. 45), а также организации, указанные в ст. 15 Закона о контрактной системе.

Права и обязанности участников ЕИС, связанные с ее функционированием, устанавливаются нормами Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере закупок. Их можно классифицировать в зависимости от этапа осуществления закупочной деятельности, способов определения поставщиков, особенностей осуществления отдельных видов закупок и др.

Причем размещение соответствующей информации является обязанностью указанных в Законе лиц. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа как на должностных лиц, так и на юридических лиц (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

В соответствии с Законом о контрактной системе вводится понятие мониторинга закупок, который представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97). Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114).

В ходе осуществления мониторинга предполагается оценивать степень достижения целей закупок, а также обоснованность закупок. Мониторинг закупок будет обеспечиваться Минэкономразвития России, органом исполнительной власти субъекта Российской Феде-оации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97). Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который Минэкономразвития России необходимо представлять в Правительство РФ, а также размещать в единой информационной системе.

Использование ЕИС предполагает обмен электронными документами между ее участниками, что приведет к существенному увеличению электронного документооборота. В связи с этим в Законе о контрактной системе предусмотрены специальные нормы об организации электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок. Согласно статье 5 в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений.

При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой инфор-

30 См. ст.16 ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы информационного обеспечения д/

имени о.Е.кугафина(мгюА) закупок для государственных и муниципальных нужд

мационной системы. Закон предусматривает использование усиленной электронной подписи при оформлении электронных документов в случаях проведения открытого конкурса (ст. 49), электронного аукциона (ст. 60), запроса котировок (ст. 73) и др.

Нововведением является то, что заявки могут быть направлены участниками закупок заказчику в электронной форме только через ЕИС с подписанием их усиленной электронной подписью по аналогии с проведением электронного аукциона. Указанная возможность предусмотрена как для проведения конкурса, так и для запроса котировок, запроса предложений. Ранее электронный документ поступал непосредственно к заказчику, в связи с чем в меньшей степени реализовывался принцип прозрачности закупок, в том числе времени поступления таких заявок31.

Под усиленной электронной подписью, как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4, нужно понимать усиленную неквалифицированную электронную подпись. Понятие усиленной электронной подписи, ее признаки, порядок создания и признания установлены ФЗ от 6 апреля 2011 г № 63 «Об электронной подписи» (ст. 5).

Согласно Закону о контрактной системе порядок использования усиленных электронных подписей в ЕИС и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с ЕИС и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров устанавливается Минэкономразвития по согласованию с Минкомсвязи и Федеральной антимонопольной службой. Минэкономразвития совместно с ФСБ устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации.

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях Закона о контрактной системе, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям ФЗ «Об электронной подписи», или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства (ч. 2 ст. 5 Закона).

Во исполнение ФЗ от 6 апреля 2011 г № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Правила аккредитации удостоверяющих центров и Порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, установлены приказом Минкомсвязи России от 23 ноября 2011 г № 320 «Об аккредитации удостоверяющих центров»32.

В настоящее время сертификат ключа проверки электронной подписи выдается территориальными органами Федерального казначейства33.

31 Лобов А. Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе. (Подготовлен для системы «КонсультантПлюс»), 2013.

32 Российская газета. 18 мая 2012 г. № 112.

33 См.: Приказ Казначейства России от 25 марта 2014 г. № 4н «Порядок регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.