Научная статья на тему 'Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в Российском федеративном государстве'

Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в Российском федеративном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закон / опыт / образование / субъект / «новый субъект» / взаимосвязь / интеграция / образовательная система / стандарты / Россия / law / experience / education / subject / “new subject” / interconnection / integration / educational system / standards / Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павликов Сергей Герасимович

В статье анализируется процесс интеграция образовательной системы «новых субъектов» (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в российскую образовательную систему. На этой основе выявлена, с одной стороны, специфика, с другой – универсальные возможности реализации законов России с учетом региональной и «профильной» специфики, в том числе на территории «новых субъектов», где действует военное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павликов Сергей Герасимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Legislation on Educational Activities on the Territory of “New Subjects” in the Russian Federal State

The article analyzes the process of integration of the educational system of the “new subjects” (DPR, LPR, Zaporizhia and Kherson regions) into the Russian educational system. On this basis, on the one hand, the specifics are revealed, on the other hand, the universal possibilities of implementing Russian laws, taking into account regional and “profile” specifics, including on the territory of “new subjects” where martial law is in effect.

Текст научной работы на тему «Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в Российском федеративном государстве»

5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики

(политические науки)

Public Administration and Regional Policies

5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки

(юридические науки)

Public Law (State Law)

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-62-66 УДК: 35 ГРНТИ: 11.15 EDN: GTOUDL

Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в Российском федеративном государстве

С.Г. Павликов ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: spavlikо[email protected]

Аннотация. В статье анализируется процесс интеграция образовательной системы «новых субъектов» (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в российскую образовательную систему. На этой основе выявлена, с одной стороны, специфика, с другой - универсальные возможности реализации законов России с учетом региональной и «профильной» специфики, в том числе на территории «новых субъектов», где действует военное положение.

Ключевые слова: закон, опыт, образование, субъект, «новый субъект», взаимосвязь, интеграция, образовательная система, стандарты, Россия

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Павликов С.Г. Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в российском федеративном государстве // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 62-66. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-62-66. EDN: GTOUDL

V_У

Павликов С.Г.

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-62-66

Implementation of Legislation on Educational Activities on the Territory of "New Subjects" in the Russian Federal State

S.G. Pavlikov ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the process of integration of the educational system of the "new subjects" (DPR, LPR, Zaporizhia and Kherson regions) into the Russian educational system. On this basis, on the one hand, the specifics are revealed, on the other hand, the universal possibilities of implementing Russian laws, taking into account regional and "profile" specifics, including on the territory of "new subjects" where martial law is in effect.

Key words: law, experience, education, subject, "new subject", interconnection, integration, educational system, standards, Russia

ВВЕДЕНИЕ

4 октября 2022 г. приняты законы о вхождении новых субъектов (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в состав российского государства. Устойчиво вошло в научный оборот их наименование как «новых субъектов Российской Федерации».

Специфика статуса этих регионов, на территории которых действует военное положение, обусловливает особенности привлечения к юридической ответственности субъектов правонарушений [1], приобретения и прекращения гражданства [3] и т.д.

Однако основным предметом исследования в настоящей статье будет вопрос о реализации законодательства в сфере образовательной деятельности. Согласимся с тем, что «роль высшего образования признается весьма значимой для стратегического развития государства» [2].

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ «НОВЫХ СУБЪЕКТОВ»

В 2023 г. принят федеральный закон1, который регулирует правоотношения в сферах образования и науки

1 Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой

в контексте интеграции «новых субъектов» в российскую правовую систему (вопросы признания уровней образования, ученых степеней, квалификационных требований к преподавателям и обучающимся и т.д.).

Заметим, что в принципе федеральное законодательство об образовании содержит концепцию тесной взаимосвязи субъектов РФ и Российской Федерации2. Так, например, И.М. Мацкевич отмечает это обстоятельство, подчеркивая наличие в этой сфере совместного (центр - регион) законодательного регулирования (подробнее см.: [4]).

«Научно-образовательное пространство - весьма динамичная и развивающаяся система, как в содержательном, так и в территориальном аспекте. В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей - произошло расширение научно-образовательного пространства государства» [5].

В связи с приемом в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей продолжается интеграция их образовательной системы в российскую

Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 38. 21.02.2023.

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)//Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Т. 14. № 2. 2024

Социально-политические науки

63

образовательную систему3; так, например нормативными правовыми актами Минпросвещения России установлено соответствие специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем младшего специалиста4; соответствие профессий, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем5; определено соответствие направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с указанными вч.7 ст. 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 г.6 и т.д.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НОВЫХ СУБЪЕКТОВ» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Можно утверждать, что эффективная интеграция образовательной системы «новых субъектов» в российскую образовательную систему требует активных, в том числе нормотворческих действий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Отметим, что в этих субъектах РФ приняты законы об образовании. Так, например, в Законе Донецкой Народной Республике об образовании подчеркивается взаимосвязь соответствующих государственных программ ДНР и России7.

В целом, в этом новом субъекте РФ осуществляется весьма активная деятельность в сфере образования. Так, на сайте Министерства образования и науки ДНР представлены документы Республики в сфере образо-

3 https://kodeks.ru/news/read/obrazovatelnaya-sistema-novyh-re-§;юп0у-т1е§:пгие15уа-у-г0551у5кии-0ьга20уа1е1пии-5151ети

4 Приказ Минпросвещения России от 27.02.2023 № 134 «Об установлении соответствия специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем младшего специалиста в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, специальностям среднего профессионального образования, установленным в Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».

5 Приказ Минпросвещения России от 27.02.2023 № 137 «Об установлении соответствия профессий, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем квалифицированного работника в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, профессиям среднего профессионального образования, установленным в Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».

6 Приказ Минобрнауки России от 02.03.2023 № 243 «Об установлении соответствий направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с указанными в части 7 статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" образовательно-квалификационными уровнями, направлениям подготовки и специальностям, установленным в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

7 https://glavadnr.ru/doc/zakony/12rz.pdf

вания, содержаться сведения об актуальных мероприятиях, направленных на анализируемый в статье интеграционный процесс. Например, это информация о днях Открытых дверей в Донецком региональном институте развития профессионального образования (ДонГУ), Методических часах (например, 7 марта 2024 г. к видеочату на образовательной платформе Сферум подключились 178 участников), которые проводятся на постоянной основе.

В целом, в ДНР, как и в других «новых субъектах» регулярно принимаются меры повышении престижности образовательной деятельности, взаимодействии федеральных и региональных образовательных учреждений, о скоординированной структуре учебно-методического комплекса, фонда оценочных средств, образовательных стандартов.

По итогам проведенных мероприятий работники ДонГУ получают положительные отклики, что указывает на эффективность выбранной формы обратной связи в работе с профессиональными образовательными организациями8.

Также в Луганской Народной Республике приняты многочисленные акты, регулирующие образовательную деятельность (Приказы Министерства образования и науки от 25.03.2024 и 24.01.2024 в части патриотического воспитания обучающихся, о создании рабочих групп в части скоординированное™ регионального и федерального образовательного процессов)9.

Число школьников Луганской народной республики, которые будут сдавать ЕГЭ в 2023 г., увеличилось более чем вчетверо по сравнению с 2022 г.: 1,7 тыс. против 400. Пока обязательная сдача единого госэкзамена для выпускников четырех новых регионов РФ не предусмотрена: в российские университеты абитуриенты смогут поступать по внутреннему экзамену и по льготам вплоть до 2028 г. Впрочем, в 2022 г. этой возможностью воспользовался небольшой процент - всего 2-3 тыс. человек; в луганских учебных заведениях аттестаты и дипломы российского образца выдаются уже с 2023 г.

В ЛНР работает семь крупных университетов, большинство из них находятся в Луганске, но некоторые имеют филиалы по районам, и один вуз - Донбасский государственный технический институт - находится в Алчевске. Там по решению главы региона введено дистанционное обучение, поскольку обстановка остается там очень напряженной. Студенты в остальных вузах учатся очно. Суммарное количество получающих высшее образование - порядка 38 тыс. человек.

Выпускникам школ были даны льготы на поступление в российские вузы. Многие могли уехать туда и получить образование РФ, но не произошло большого оттока студентов. Сыграл роль и тот факт, что произошел приток абитуриентов из освобожденных территорий нашей республики - например, таких городов, как Северодонецк и Лисичанск. Пророссийская часть населения переехала в крупные города, дети остались обучаться в Луганской Народной Республике. По статистике всего около 2-3 тыс. студентов воспользовалась льготами и уехали в другие регионы.

8 http://mondnr.ru/news/item/19800-dlya-rukovodyashchikh-i-pedagogicheskikh-rabotnikov-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsij-proveden-metodicheskij-chas

9 https://edu.lpr-reg.ru/docs

Павликов С.Г. -

При этом ЕГЭ можно сдавать; тем не менее он остается добровольным, потому что в обязательном порядке пока это труднореализуемая задача. В настоящий период также действует льгота при поступлении по внутренним экзаменам. Льготное поступление абитуриентов новых территорий в российские вузы продлится до 2028 г. Пока ориентир на этот период, возможно срок будет сокращен. Но в 2024-2025 гг. и в 2026 г. льготы будут действовать10.

В Херсонской области за минувший 2023 г. проделали огромную работу в сфере образования. В школах и колледжах региона стало в два раза больше учащихся, как отмечает Председатель Правительства Херсонской области Андрей Алексеенко: «главной задачей года было обеспечить доступность образования для всех детей области. Год назад у нас было много районов, где не работало ни одной школы, на конец 2023 г. в Херсонской области заработала 101 школа, 89 детских садов и 13 колледжей»11. Он признает, что «да, были и «болезни роста». Открывая школы там, где они не работали с ковидного карантина, трудно было даже представить, чтожелающих отдать детей учиться будет ТАК много»12. В связи с этим власти Херсонской области не успевали закупать на всех учебники и оборудовать на такое количество детей школьные автобусы. Однако благодаря шефской помощи, по поручениям президента России Владимира Путина в области появились более 300 тысяч учебников и художественной литературы, а для поездок закупили 56 новых автобусов. Также, как подчеркнул Андрей Алексеенко, за этот год в два раза больше учеников школ получили бесплатные путевки в лучшие детские лагеря России13.

Несмотря на нестабильность ситуации в регионе, херсонские вузы продолжают свою деятельность. Образовательный процесс пока идет в дистанционном формате, но уже по российским стандартам обучения и в соответствии с федеральным законодательством. Среди выпускников вузов в этом году, к примеру, молодые журналисты, некоторые из них уже работают в региональных СМИ, презентован новый учебник по журналистике, адаптированный к условиям в новых регионах России14.

Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо отметил, что развитие высшего образования в регио-

10 https://iz.ru/1423032/alena-nefedova/lgotnoe-postuplenie-abiturientov-novykh-territorii-v-vuzy-prodlitsia-do-2028-goda

11 https://www.herson.kp.ru/daily/27550/4874809/

12 Там же.

13 Тамже.

14 https://crimea.ria.ru/20230522/obuchenie-po-novomu-kak-v-khersone-razvivaetsya-obrazovatelnyy-klaster-1128753450.html

ЛИТЕРАТУРА

1. Курсаев A.B. Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации // Уголовное право. 2024. № 1. С. 13-34.

2. Кирилловых A.A. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 108-123.

3. Марачева В.А. Вопросы приобретения и прекращения гражданства в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 5. С. 19-26.

не является одним из ключевых приоритетов. На базе университетов появляются современные учебные лаборатории - Минобразования уже передало 6 таких лабораторий в область. Создание современных лабораторий выведет образовательную и научную работу университетов на более высокий уровень. Сейчас временные лицензии получают образовательные учреждения. Как отметил Глава Рособрнадзора Анзор Музаев, ведомство не станет торопить с получением постоянных лицензий из-за непростой ситуации в новых регионах и непрекращающихся обстрелов со стороны ВСУ. Также в ведомстве понимают, что как детям, так и преподавателям нужно время для адаптации к интеграции образовательной системы. По этой причине было постановление правительства о пролонгации переходного периода до 2026 года. В дальнейшем, Рособрнадзор будет следить за динамикой адаптации, проводить необходимые мониторинга15.

Запорожская область стала участником конкурсных процедур на предоставление гранта в форме субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с хозяйствующими субъектами16.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, анализ процесса интеграции образовательной системы «новых субъектов» (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в российскую образовательную систему выявил универсальные возможности реализации законов России с учетом региональной и «профильной» специфики на территории «новых субъектов», где действует военное положение. Во многом этот режим обусловливает ведение образовательного процесса пока в дистанционном формате, но -главное - уже по российским стандартам обучения и в соответствии с федеральным законодательством. Образовательные учреждения для непрерывности анализируемого процесса получают временные лицензии на реализацию образовательной деятельности (переходный период продлен до 2026 г.).

15 https://www.mk-herson.ru/social/2023/12/2 5/uchebnye-zavedeniya-khersonshhiny-vkhodyat-v-obrazovatelnoe-prostranstvo-rossii.html

16 https://mgu-mlt.ru/2024/03/27/nauchno-obrazovatelnyj-czentr-mirovogo-urovnya-zaporozhskoj-oblasti-novorossiya-forpost-russkih-tehnologij/

REFERENCES

1. KursaevA.V. Bringing to criminal responsibility on the territory of new subjects of the Russian Federation. Criminal Law. 2024. No. l.Pp. 13-34. (In Rus.)

2. Kirillov A.A. Accessibility of higher education as a principle of state educational policy: Prospects of institutionalization. Journal of Russian Law. 2022. No. 5. Pp. 108-123. (In Rus.)

3. Maracheva V.A. Issues of acquisition and termination of citizenship in connection with the admission of new subjects to the Russian Federation. Constitutional and Municipal Law. 2023. No. 5. Pp. 19-26. (In Rus.)

Т. 14. № 2. 2024

Социально-политические науки

65

4. Мацкевич И.М. Проблемы становления законодательства субъектов Российской Федерации об образовании (на примере города Москвы) // Юридическое образование и наука. 2014. № 1.С.З-7.

5. Варлен М.В. Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 10. С. 87-94.

4. Matskevich I.M. Problems of formation of legislation of the subjects of the Russian Federation on education (on the example of the city of Moscow). Legal Education and Science. 2014. No. 1. Pp. 3-7. (In Rus.)

5. Varlen M.V. Scientific and educational space and the sovereign future of the Russian state. Current Problems of Russian Law. 2023. No. 10. Pp. 87-94. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 68,08%

Рецензент: Ермаков Д.Н., доктор политических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор; главный научный сотрудник, Центр мировой политики и стратегического анализа; Институт Китая и современной Азии Российской академии наук; профессор, кафедра менеджмента и государственного муниципального управления, факультет менеджмента и государственного муниципального управления; ведущий научный сотрудник, управление по научно-исследовательской деятельности; Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского)

Статья поступила в редакцию 14.03.2024, принята к публикации 11.04.2024 The article was received on 14.03.2024, accepted for publication 11.04.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Павликов Сергей Герасимович, доктор юридических наук, профессор; заведующий кафедрой, профессор, кафедра правового регулирования экономической деятельности; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 7909-2709; Author ID: 251344; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Sergey G. Pavlikov, Dr. Sci. (Law), Professor; Head of the Department, Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. SPIN-code: 7909-2709; Author ID: 251344; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.