Потапенко Сергей Викторович Третьяков Владимир Иванович
Об особенностях создания судов и формирования судейского корпуса в ДНР, ПНР, Запорожской и Херсонской областях
Одной из важных задач современной российской юридической науки является необходимость исследования проблем, связанных с образованием новых судов на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей и формированием их судейского корпуса. Авторами статьи акцентируется внимание на влиянии законодательных изменений и дополнений судебной системы как формы выражения судебной власти на механизм реализации права на судебную защиту и доступность правосудия во вновь созданных субъектах России.
Ключевые слова: судебная система, судейский корпус, судопроизводство, суд, доступность правосудия, реформа судебной системы, ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область.
About the peculiarities of the creation of courts and the formation of the judicial corps in the DPR, LPR, Zaporozhye and Kherson regions
One of the important tasks of modern Russian judicial science is the need to study the problems of the creation of courts in DPR, LPR, Zaporozhye, Kherson regions and the formation of their judicial corps. The authors of the article pay attention to the influence of legislative changes and additions of the judicial system as a form of expression of judicial authority on the mechanism of realization of the right to judicial protection and accessibility of justice in the newly created subjects of Russia.
Keywords: judicial system, judicial corps, judicial proceedings, court, accessibility of justice, reform of the judicial system, DPR, LPR, Zaporozhye region, Kherson region.
Методы исследования Методологической основой статьи выступает системный подход, хотя в целом методология исследования состоит из совокупности общенаучных методов, в числе которых ключевое место занимают диалектический и формальнологический, а также из некоторых специально-юридических методов, в частности сравнительно-правового и формально-юридического. Результаты исследования Вопросы реформирования судебной системы имеют конституционно-правовое значение, поэтому созданные в новых регионах РФ суды являются неотъемлемыми элементами функционально целостной российской судебной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих органов судебной власти.
Формирование судейского корпуса в новых субъектах РФ осуществляется на основе российских судоустройственных подходов, а судьи новых российских субъектов получили статус судьи наравне со всеми российским судьями и полностью интегрировались в российскую судебную систему. Научная дискуссия
Сразу отметим, что в нашем толковании понятие «судебная система» включает в себя
исключительно суды, и никакие иные органы, в том числе Судебный департамент при Верховном Суде РФ и органы судейского сообщества, сюда не входят [об этом см.: 1].
Как провозглашено в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебную систему РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается [2].
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 16 апреля 2022 г.) «О судебной системе Российской Федерации» [3] (далее - ФКЗ о судебной системе) в Российской Федерации действуют федеральные суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. При этом федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Применительно к субъектам РФ элементами федерального уровня российской судебной системы являются верховные суды республик, краевые (областные суды) общей юрисдикции
37
и арбитражные суды субъектов РФ, а также районные (городские) суды.
Исходя из этого, можно отметить, что вопросы реформирования судебной системы имеют конституционно-правовое значение.
Российская судебная система реформируется на протяжении всей своей истории, и, как отмечается в юридической литературе, процесс этот «носит перманентный характер» [4, с. 189].
Однако же реформирование судебной системы России в связи с созданием судов и формированием судейского корпуса во вновь присоединенных субъектах РФ событие далеко неординарное. Его значение не сводится к очередному «совершенствованию судебной системы», оно обусловлено возвращением исконно российских территорий под российскую юрисдикцию.
Значительным шагом в реформировании российского судоустройства стали вступившие в силу 20-21 апреля 2023 г. федеральные законы о создании судов РФ на территориях Донецкой Народной Республики [5], Луганской Народной Республики [6], Запорожской области [7], Херсонской области [8].
Эти законы предусматривают создание федеральных судов субъектов (общей юрисдикции и арбитражных судов), а также районных (городских) судов общей юрисдикции на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, что свидетельствует об активной интеграции названных судов в российскую судебную систему и об обеспечении ее единства, а также об установлении в названных субъектах РФ не только законодательной и исполнительной, но и реальной судебной власти.
Основой для перечисленных федеральных законов явились федеральные конституционные законы о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Донецкой Народной Республики [9], Луганской Народной Республики [10], Запорожской области [7], Херсонской области [11], а также ФКЗ о судебной системе.
Как отметил 22 мая 2023 г. Президент РФ В.В. Путин, «создание органов судебной системы в новых субъектах Федерации - важнейший шаг по формированию органов власти в этих субъектах вообще» [12].
Важно отметить, что с позиций системного подхода (системной методологии) созданные в новых регионах РФ суды являются неотъемлемыми элементами функционально целостной российской судебной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих органов судебной власти. Поэтому, с одной стороны, судебная система РФ приобретает новые системные интегративные качества, а с другой стороны, принятие вышеуказанных законов
реально обеспечивает населению новых российских регионов возможность реализации конституционных прав каждого на судебную защиту и на доступ к правосудию.
В России уже имеется позитивный опыт им-плементации в судебную систему страны новых элементов. Так, 23 июня 2014 г. был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13]. В двух этих субъектах РФ судебную власть реализуют 28 районных, 2 арбитражных, 2 военных, городской и Верховный суды.
Особенно актуальным для вновь созданных судов субъектов РФ является формирование высокопрофессионального судейского корпуса, поскольку, как справедливо отметил В.В. Момотов, «судебная система - это прежде всего конкретные люди, которые составляют судейский корпус» [14, с. 143]. Именно от них напрямую зависит право каждого на судебную защиту и на доступность правосудия.
Названная процедура направлена на кадровое обеспечение судов как органов судебной власти квалифицированными судьями как носителями судебной власти, замещающими государственные должности РФ [15], которые входят в судейский корпус.
Как следует из ч. 1 ст. 11 ФКЗ о судебной системе, ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в редакции от 29 июля 2018 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» [16] (далее - Закон о статусе судей), судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Мы разделяем правовую позицию судьи Конституционного Суда РФ в отставке М.М. Кле-андрова, включающего в организационно-правовой механизм формирования судейского корпуса процедуры отбора кандидатов на должности судей и наделения их судейскими полномочиями, переназначения судей и руководителей судебных органов, а также привлечения по особой процедуре к осуществлению правосудия судей, находящихся в отставке [17, с. 7].
Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Такие дополнительные требования к кандидатам на должность судьи закреплены, в частности, в ст. 4 Закона о статусе судей, а также в
38
ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (в редакции от 18 апреля 2018 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» [18].
Судьей может быть дееспособный гражданин РФ с высшим юридическим образованием, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Эти требования в полной мере распространяются на судей федеральных судов субъектов (общей юрисдикции и арбитражных судов) ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Кроме этого, для судов общей юрисдикции субъекта РФ важное значение имеет возраст кандидата на должность судьи. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о статусе судей судьей верховного суда республики, краевого, областного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет. Исходя из этого судьями верховных судов ДНР и ЛНР, Запорожского и Херсонского областных судов смогут стать кандидаты, достигшие возраста 30 лет, с не менее чем семилетним стажем работы в области юриспруденции.
При отборе кандидатов на должности судей в арбитражные суды субъектов РФ предъявляются определенные требования к возрасту и профессиональному опыту.
Согласно действующему законодательству, в частности п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, претенденты на эти должности должны быть гражданами РФ в возрасте не менее 25 лет и иметь стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.
Такой же возраст и стаж работы в области юриспруденции установлен для кандидатов в судьи районных (городских) судов общей юрисдикции. Поэтому судьями арбитражных судов и районных (городских) судов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей смогут стать граждане РФ, достигшие возраста 25 лет и имеющие стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
В соответствии с принятой законодательной нормативной базой на должность судьи в новых регионах могут претендовать только граждане РФ, соответствующие квалификационным требованиям. Кроме того, предусмотрено, что преимущественное право на замещение должностей судей в новых регионах имеют те, кто уже занимал аналогичные должности в этих регионах до их присоединения к Российской Федерации.
Что касается формирования судейского корпуса Донецкой Народной Республики, то в силу ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2023 г.
№ 89-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Донецкой Народной Республики» [19] (далее - ФЗ о порядке отбора кандидатов в суды ДНР) первоначальные составы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражного суда, создаваемых на территории Донецкой Народной Республики (далее -федеральные суды), формируются в порядке, установленном ФКЗ о судебной системе, Законом о статусе судей и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-фЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [20], с учетом положений Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» и настоящего Федерального закона.
Отбор кандидатов в первоначальные составы федеральных судов ДНР осуществлялся на конкурсной основе Высшей квалификационной коллегией судей РФ (далее - ВККС). Следует отметить, что кандидаты на вакантные должности отбираются, в частности, из числа граждан РФ, замещавших должности судей судов, действовавших на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе РФ нового субъекта. При этом граждане РФ, замещавшие должности судей судов, действовавших на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе РФ нового субъекта, имеют преимущественное право на замещение должности судьи федерального суда при условии их соответствия предъявляемым к кандидатам на должность судьи требованиям, предусмотренным Законом о статусе судей.
Аналогичный порядок отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов законодательно установлен для ЛНР [21], Запорожской [22] и Херсонской областей [23].
При этом безусловно учитывался успешный предшествующий опыт формирования судейского корпуса на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, нормативной основой для которого являлся Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 156-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [24]. Здесь впервые был задействован новый правовой механизм формирования судов на территориях, изменивших свою государствен-
39
ную принадлежность и перешедших под юрисдикцию Российской Федерации.
Важно отметить, что если в Крыму и Севастополе в 2014 г. первоначально допускалось назначение на должности судей лиц, являвшихся ко дню принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя членами судейского корпуса иностранного государства - Украины при условии невозможности отказа от такого гражданства по независящим от кандидата причинам, то в 2023 г. судьями новых субъектов РФ смогли стать исключительно граждане России, не имеющие иностранного гражданства.
Прецедентный характер приобрела дача заключения о рекомендации кандидатов на
1. Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» // Российский судья. 2019. № 3. С. 34-38.
2. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16.04.2022). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
4. Макеева Ю.К. Правосудие и судебная практика // Образование и право. 2018. № 12.
5. О создании судов Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 85-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
6. О создании судов Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 86-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
7. О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Запорожской области: федер. конституц. закон от 4 окт. 2022 г. № 7-ФКЗ (в ред. от 28.04.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О создании судов Российской Федерации на территории Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 88-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
должности в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не квалификационной коллегией субъекта, а Высшей квалификационной коллегией судей РФ, поскольку в данных субъектах РФ еще не были сформированы органы судейского сообщества, включая квалификационные коллегии судей.
Таким образом, создание судов и формирование судейского корпуса в новых субъектах РФ осуществляется на основе российских судоу-стройственных подходов, а судьи новых российских субъектов получили статус судьи наравне со всеми российским судьями и полностью интегрировались в российскую судебную систему.
1. Noskov Yu.G. On the issue of the content of the concept of judicial system // Russian judge. 2019. No. 3. P. 34-38.
2. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993 (with amendments approved during the nationwide vote on July 1, 2020). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
3. On the judicial system of the Russian Federation: fed. constitutional law d.d. Dec. 31, 1996 No. 1-FKZ (as amended on 16.04.2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
4. Makeeva Yu.K. Justice and judicial practice // Education and law. 2018. No. 12.
5. On the creation of courts of the Russian Federation on the territory of the Donetsk People's Republic and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 85-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
6. On the creation of courts of the Russian Federation on the territory of the Lugansk People's Republic and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 86-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
7. On the admission of the Zaporozhye region to the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation -the Zaporozhye region: fed. constitutional law d.d. Oct. 4, 2022 No. 7-FKZ (as amended on 28.04.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
8. On the creation of courts of the Russian Federation on the territory of the Kherson region and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 88-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
9. On the admission of the Donetsk People's Republic to the Russian Federation and the
40
9. О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики: федер. конституц. закон от 4 окт. 2022 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 28.04.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики: федер. конституц. закон от 4 окт. 2022 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 28.04.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Херсонской области: федер. конституц. закон от 4 окт. 2022 г. № 8-ФКЗ (в ред. от 28.04.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Путин отметил важность создания органов судебной системы в новых регионах [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/20230522/ sud-1873433641.html (дата обращения: 22.05.2023).
13. О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I. Ст. 3360.
14. Момотов В. В. Судебная реформа 2018 г. в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть I) //Журнал российского права. 2018. № 10.
15. О государственных должностях Российской Федерации: указ Президента Рос. Федера-цииот 11 янв. 1995г. №32 (вред. от 17.10.2022)// Рос. газ. 1995. 17 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 43. Ст. 7380.
16. О статусе судей в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М., 2008.
18. О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ (в ред. от 18.04.2018). Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
19. О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Донецкой Народной Республики: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 89-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
formation of a new subject within the Russian Federation - the Donetsk People's Republic: fed. constitutional law d.d. Oct. 4, 2022 No. 5-FKZ (as amended on 28.04.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
10. On the admission of the Lugansk People's Republic to the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation - the Lugansk People's Republic: fed. constitutional law d.d. Oct. 4, 2022 No. 6-FKZ (as amended on 28.04.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
11. On the admission of the Kherson region to the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation - the Kherson region: fed. constitutional law d.d. Oct. 4, 2022 No. 8-FKZ (as amended on 28.04.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
12. Putin noted the importance of creating judicial bodies in new regions [Web resource] // RIA NOVOSTI network publication. URL: https:// ria.ru/20230522/sud-1873433641.html (date of access: 22.05.2023).
13. On the creation of courts of the Russian Federation on the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. June 23, 2014 No. 154-FZ (as amended on 23.06.2014) // Coll. legislation of the Russian Federation. 2014. No. 26, pt. I. Art. 3360.
14. Momotov V.V. Judicial reform of 2018 in the Russian Federation: concept, goals, content (part I) // Journal of Russian Law. 2018. No. 10.
15. On public positions of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Jan. 11, 1995 No. 32 (as amended on 17.10.2022) // Rossiyskaya gazeta. 1995. Jan. 17; Coll. legislation of the Russian Federation. 2022. No. 43. Art. 7380.
16. On the status of judges in the Russian Federation: law of the Russian Federation d.d. June 26, 1992 No. 3132-1. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
17. Cleandrov M.I. Status of a judge: legal and related components/ed. by M.M. Slavin. Moscow, 2008.
18. About justices of the peace in the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 17, 1998 No. 188-FZ (as amended on 18.04.2018). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
19. On the procedure for selecting candidates for the initial composition of federal courts created on the territory of the Donetsk People's Republic: fed. law d.d. Apr. 3. 2023 No. 89-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
20. On the bodies of the judicial community in the Russian Federation: fed. law d.d. March 14, 2002 No. 30-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
41
20. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
21. О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Луганской Народной Республики: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 90-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
22. О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Запорожской области: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 91-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
23. О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области: федер. закон от 3 апр. 2023 г. № 92-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
24. О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федер. закон от 23 июня 2014 г. № 156-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
21. On the procedure for selecting candidates for the initial composition of federal courts created on the territory of the Lugansk People's Republic: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 90-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
22. On the procedure for selecting candidates for the initial composition of federal courts created on the territory of the Zaporozhye region: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 91-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
23. On the procedure for selecting candidates for the initial composition of federal courts created on the territory of the Kherson region: fed. law d.d. Apr. 3, 2023 No. 92-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
24. On the procedure for selecting candidates for the initial composition of federal courts created on the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol: fed. law d.d. June 23, 2014 No. 156-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Потапенко Сергей Викторович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, декан юридического факультета им. А.А. Хмырова Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected];
Третьяков Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
S.V. Potapenko, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Dean of A.A. Khmyrov Faculty of Law, Kuban State University; e-mail: potapenkosv@ yandex.ru;
V.I. Tretyakov, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kuban State University; e-mail: [email protected]
42