т. г. рамзаева РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНИКАХ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1-4-е КЛАССЫ) РАЗВИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тамара Григорьевна Рамзаева
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена
Продолжительная (более 25 лет) апробация в школах России авторского методического комплекта, включающего «Программу по русскому языку для четырёхлетней начальной школы» [1], учебники «Русский язык» для 1-4-х классов [2, 3, 4, 5], справочник «Русский язык в начальной школе» [6], пособия для учителей, позволяет констатировать, что начальное языковое образование становится развивающим, прежде всего, при условии полифункциональной интеграции в учебно-познавательной деятельности учащихся речеведческого, лингвистического, литературного, социального, интеллектуально-творческого, нравственно-эстетического компонентов (в их взаимодействии).
Языковое образование — категория более ёмкая, чем обучение языку, но они тесно взаимодействуют между собой и представляют для учащихся единое целое. Обучение языку рассматривается как основополагающий компонент языкового образования. Интегрированное обучение родному языку в настоящее время становится всё более приемлемым для начального языкового образования.
Для развивающего языкового образования характерно осознание учащимися функций (роли в речевом общении) изучаемых языковых явлений и категорий. Функционально-семантический принцип обучения языку и речи рассматривается как один из ведущих в языковом образовании. Так, например, важно чтобы учащиеся, анализируя авторский или создавая свой текст, обращали внимание (осознавали), какую роль выполняет в тексте определённая часть речи, определённый член предложения или какой смысловой оттенок вносит в слово суффикс, приставка и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что функции всех трёх единиц языка и речи (слова, предложения, текста) рассматриваются в обучении во взаимосвязи. При этом исходным материалом для учащихся в процессе обучения языку являются практические упражнения речевой направленности, а не готовые теоретические сведения в учебниках для запоминания. Правила и сведения при таком подходе становятся для школьников более осознаваемыми, и они результативно используют их в своей речевой практике (устной и письменной).
Постепенно (от класса к классу) особенности функций слова, предложения и текста уточняются, углубляются для учащихся как в лингвистическом, так и в речеведческом аспектах. Обучение языку всё более взаимодействует с развитием речи.
[русский язык в школе]
Сущность функционально-семантического принципа обучения языку проявляется в следующих концептуальных положениях:
1. Каждая единица языка и речи (слово, предложение, текст), любая лингвистическая категория (часть речи, член предложения, морфема слова) познаётся учащимися, исходя из их функций в речевом общении и смыслового содержания.
2. Сам процесс познания языка представляет собой для школьника деятельность, содержанием и структурой которой во взаимосвязи являются речеведческие и лингвистические компоненты, а также общепознавательные и личнос-тно-развивающие; изучение лингвистического материала без выхода в познавательную речевую деятельность не позволяет реализовать функционально-семантический подход.
3. Структурирование языкового материала в школьных учебниках «Русский язык» осуществляется с учётом взаимодействия в речевом общении всех подсистем языка: лексики, морфемики, грамматики (морфологии и синтаксиса), фонетики и графики, а также орфографии и пунктуации; только целостная система обучения родному языку и речи обеспечит развитие школьника как языковой личности.
4. Языковое образование в комплексе со специальными речевыми компонентами, а также общекультурными и социальными имеет личностную ориентацию на воспитание школьника как гражданина своего отечества, на развитие его познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе.
5. Реализация функций языка в значительной степени обеспечивается познавательной и художественной ценностью текстов, включённых в учебники и создающих коммуникатив-но-деятельностную направленность изучаемых языковых и речеведческих категорий, а также в целом языка как средства общения. Не меньшую значимость имеет тематическая направленность иллюстративного материала учебников.
Необходимо подчеркнуть, что коммуникативная направленность обучения языку выступает в качестве основополагающего условия при
определении содержания учебников «Русский язык», а также системы заданий и в целом всего методического аппарата учебных книг. Язык должен осознаваться школьниками как важнейшее средство речевого общения (устного и письменного). Только при данном условии обучение языку окажется развивающим.
Обучение языку на речевой основе представляет собой процесс общения учителя с учащимися и школьников между собой. Именно в процессе речевого общения происходит становление школьника как языковой личности: рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, эстетическое, художественное развитие.
Даже при кратком рассмотрении развивающих возможностей начального языкового образования возникает необходимость подчеркнуть особую роль текста как единицы языка и речи, взаимодействующей в процессе речевого общения со словом и предложением [7]. Текстовой материал в учебниках «Русский язык», «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи» [8, 9] полифункционален. Тексты разнообразны по содержанию и являются источником фактических знаний о родной стране, её природе, а также в целом об окружающем мире и роли человека в нём. Тексты создают возможность для нравственного и эстетического воспитания школьников, формирования их мировоззренческих взглядов. Одновременно тексты во взаимосвязи с предложением и словом являются единицами познавательной деятельности школьников и представляют собой учебный материал для усвоения основ теории языкознания и речеведения. В авторских учебниках «Русский язык» для 1-4-х классов представлено 785 текстов разной тематики и жанров: 1-й класс — 52 текста, 2-й класс — 158 текстов, 3-й класс — 299 текстов, 4-й класс — 294 текст.
Важное методическое условие усвоения и применения знаний в практической деятельности — включение новых знаний в систему уже усвоенных. Данное положение является одним из исходных при структурировании содержания начального языкового образования и делает его развивающим.
Многолетняя апробация авторских учебников «Русский язык» в начальных классах убедительно показала, что только систематизированные лингвистические знания создают для младшего школьника реальную возможность использовать их в своей речевой деятельности (устной и письменной) во взаимосвязи с элементами знаний по речеведению, а также сведениями об окружающем мире, роли человека в нём. Данная взаимосвязь обеспечивает благоприятные условия для целостной системы обучения языку и речи, а следовательно, развития школьника как личности.
Для того чтобы познавательная деятельность учащихся была личностно развивающей, учебники содержат вопросы разной целевой направленности и структуры. В каждой теме учебников вопросы представлены в определённой последовательности, обусловленной сущностью изучаемой языковой темы. Многие вопросы носят характер учебной задачи, поскольку для ответа на вопрос необходимо провести анализ, сравнение, обобщение. Постановка вопроса, равного учебной задаче, выступает, таким образом, для учащихся как начало совместной (или самостоятельной) поисковой деятельности.
Развивающий аспект содержит в себе и тот факт, что теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный приём создаёт благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний.
В общей сложности в учебниках предложено 173 учебно-познавательных вопросов разной целевой направленности: 2-й класс — 45, 3-й класс — 38, 4-й класс — 90.2 Вопросы в учебнике обозначены значком и напечатаны жирным шрифтом в определённой последовательности и взаимосвязи.
Использование в учебниках совокупности вопросов в пределах темы и в пределах более крупных объединений, как убеждает практика, представляет собой одно из наиболее эффективных проявлений развивающих возможностей авторских учебников.
В учебниках вопросы или задания, стимулирующие познавательную деятельность, располагаются в начале темы, в её заключительной час-
ти, в начале или в конце раздела. Это зависит от их назначения, целевой установки, которую решает автор, включая в учебник познавательный материал (сведения, правила, таблицы). Если вопрос предназначен для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного усвоения нового понятия, то он, естественно, стоит в начале темы и направляет внимание на существенные признаки этого понятия, его функцию в речи.
Вопросы в конце темы чаще всего предназначены для сопоставления изучаемого явления с другим, в каком-либо отношении с ним сходным или противоположным, а также для обобщения в целом знаний в структуре темы. Вопросы носят развивающий характер и требуют как аналитических, так и синтетических умений [5].
Богатые возможности для развития творческих способностей создают разного вида речевые упражнения: репродуктивные, конструктивные, творческие.
Репродуктивные упражнения являются речевыми, если им предшествует лексико-стилис-тический анализ, а сам текст представляет собой образец художественного или научного текста. Анализ текста развивает внимание к структуре текстов разного типа речи, а также лексико-стилистическим особенностям их оформления. Заучивание текстов-образцов обогащает речь учащихся новыми словами и словосочетаниями, конструкциями предложений, формирует умение соотносить авторскую позицию (в художественных текстах) и изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.
Более эффективны в аспекте темы статьи конструктивные упражнения, которые наряду с воспроизведением предусматривают и преобразование текста: его содержания (выборочное, краткое изложение, продолжение текста, ответы на вопросы), его структуры (восстановление деформированных текстов), его изобразительных средств (замена слов синонимами, использование метафор и сравнений, вставка пропущенных слов и словосочетаний и т. п.).
Творческие упражнения развивают у учащихся способность создавать собственные высказывания (устные и письменные).
[русский язык в школе]
Учебники содержат и упражнения комплексного типа, которые наряду с грамматическими, словообразовательными, орфографическими и другими заданиями по языку включают и речевые. Такие упражнения позволяют учащимся осознавать функции изучаемых частей речи, морфем слова и т. д. в речевом общении.
Учебник включает упражнения с заданиями, которые нацеливают учащихся на осознание роли в речевом общении разного вида предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных) и развивают потребность употреблять их с учётом цели своего высказывания.
Развивающий потенциал учебников заключён и в разного вида алгоритмических предписаниях, основное назначение которых помочь учащимся овладеть умениями устанавливать связь между совокупностью действий при решении речевых, грамматических, орфографических задач: памятки (как определить падеж имён существительных, род и падеж имён прилагательных, узнать лицо и спряжение глаголов, правильно написать безударное личное окончание глаголов, выяснить тему и основную мысль текста, установить связь между частями текста и т. д. [3, 4, 5]).
Развивающий потенциал содержат и разного вида инструктивные предписания: памятки, образцы рассуждений, образцы разбора слов (морфемного, фонетического, грамматического), разбора предложений, анализа текстов как единиц языка и речи, памятки подготовки к изложению и сочинению [3, 4, 5].
Проблема формирования орфографических и пунктуационных навыков не является в статье предметом специального рассмотрения, хотя и занимает в учебниках «Русский язык» на каждом году обучения одно из центральных мест. Основы формирования у младших школьников грамотного письма и пунктуационных умений рассматриваются во взаимодействии с усвоением учащимися основ языка и речеведения.
С целью реализации личностно ориентированного обучения русскому (родному) языку создан справочник «Русский язык в начальной школе» [6]. Справочник входит в авторскую систему учебных пособий по курсу «Русский язык»
для четырёхлетней начальной школы и предназначен для самостоятельной работы школьников 2-4-х классов, а также найдёт применение в педагогической деятельности учителя и может быть использован родителями в разнообразных совместных занятиях с детьми. Материал в книге расположен по разделам с учётом основных единиц языка и речи: «Слово», «Предложение», «Текст». Работа со справочником рассматривается автором как возможность саморазвития учащихся, как средство формирования у них потребностей и умения систематически самостоятельно пользоваться справочной литературой в своей практической деятельности. В справочнике представлено 160 вопросов, расположенных в определённой системе, и 160 ответов на них разного уровня. Вопросы имеют определённую целевую направленность: способствуют систематизации знаний, развивают познавательную деятельность, уточняют и в определённой степени повышают уровень знаний и способы их применения в речевом общении.
Безусловно, далеко не все актуальные аспекты реализации развивающего начального языкового образования рассмотрены и они требуют дальнейшей разработки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Комплект рекомендован Министерством образования Российской Федерации.
2 Имеются в виду узловые вопросы по изучаемой теме, отмеченные значком в начале темы. Текущие вопросы по изучаемым темам не учитывались.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. — М.: Дрофа, 2006.
2. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 1 класса четырёхлетней нач. школы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. — 7-е изд. — М.: Дрофа, 2006.
3. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса нач. школы: В 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. — 7-е изд. — М.: Дрофа, 2006.
4. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса нач. школы: В 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. — 11-е изд., исправл. — М.: Дрофа. 2006.
5. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса нач. школы: В 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. — 11-е изд. — М.: Дрофа, 2006.
6. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 классов. — 4-е изд., исправл.— М.: Дрофа. 2006.
7. Рамзаева Т. Г. Функционально-семантический аспект обучения русскому (родному) языку в современной начальной школе и его реализация в авторских учебниках «Русский язык» (1-4 классы). // Начальная школа. — 2003. № 1. — С. 25-31.
8. Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. 2 класс. К учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс». Допущено
Министерством образования и науки РФ. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Дрофа, 2006.
9. Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи. 3 класс. К учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс». Допущено Министерством образования и науки РФ. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Дрофа, 2006.
10. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Книга для учителя. 4 класс. — 6-е изд., стереотипное. — М.: Дрофа, 2003.
11. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Книга для учителя. 1 класс. Тематическое и поурочное планирование. Методический комментарий к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 1 класс». — М.: Дрофа, 2003.
[приглашаем принять участие]
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (РОПРЯЛ)
приглашает вас принять участие в VII Всероссийском семинаре «Русский язык. Культура речи»,
который состоится 28 января — 1 февраля 2008 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета.
Сам предмет семинара — культура речи — рассматривается в двух аспектах: как предмет изучения (лингвистического, исторического и философского анализа) и как предмет обучения. Темами лекций и дискуссий станут: общие вопросы изучения и преподавания культуры речи, особенности книжно-письменной и устной речи, риторика как область обучения устной речи, вопросы культуры речи в философском и психологическом аспектах, современный политический дискурс и др.
Лекторами семинара являются ведущие профессора Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и других вузов страны.
В рамках семинара планируется проведение мастер-классов, презентаций учебников нового поколения, круглых столов.
Участникам семинара выдается свидетельство об участии в семинаре.
Семинар проводится при содействии Министерства образования и науки РФ.
Предварительная программа семинара и дополнительная информация размещены на портале РОПРЯЛ «Русское слово» www.ropryal.ru .
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 15 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА.
С вопросами о проведении семинара можно обращаться по электронной почте [email protected] или по тел./факсу (812) 323-66-20, тел.: (812) 325-11-32
Добро пожаловать в Санкт-Петербург!