С. Н. Цейтлин, О. В. Астафьева, С. А. Белоруссова, Г. Р. Доброва, М. А. Еливанова, М. Б. Елисеева, М. С. Костюхина, Л. В. Савельева, Г. С. Щеголева
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА
В статье рассматривается развитие научной деятельности кафедры языкового и литературного образования ребенка, созданной в 2011 году из трех самостоятельных подразделений, имевших собственные научные традиции: кафедры начального обучения русскому языку (позже — кафедра методики начального языкового образования), кафедры детской речи и кафедры детской литературы. Коротко изложена история развития каждой из трех кафедр; описан круг научных проблем, интересовавших сотрудников кафедр на протяжении всего периода их существования, роль заведующих кафедрами и ведущих сотрудников — крупных ученых Т. Г. Рамзаевой, С. Н. Цейтлин, Е. О. Путиловой, Е. А. Костюхина, М. П. Воюшиной — в становлении научных направлений; описывается деятельность, связанная с научными проектами коллективов, и роль кафедр в организации научной жизни студентов; раскрывается информация о развитии научных школ и роли каждого члена кафедры языкового и литературного образования ребенка в этом процессе.
Ключевые слова: научная деятельность, научная школа, русский язык, литература, методика преподавания, онтолингвистика.
S. Ceytlin, O. Astafeva, S. Belorussova, G. Dobrova, M. Elivanova, M. Eliseeva, M. Kostyuchina, L. Saveleva, G. Shchegoleva
SCIENTIFIC ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF CHILD'S LANGUAGE AND LITERATURE EDUCATION
The article describes the development of scientific activities of the Department of Child's Language and Literature Education that was founded in 2011 on the basis of three different departments that had their own scientific traditions: Department of Primary Russian Language Education (later — Department of Methodology of Primary Language Education), Department of Child Language and Department of Child Literature. The article gives a brief account of the development of all these three departments, including the range of scientific issues that have interested faculty members over the time, the role of the heads of these departments and leading department members, such as T. G. Ramzaeva, S. N. Tseitlin, E. O. Putilova, E. A. Kostyukhin, M. P. Voyushina, in establishing the scientific field. The paper describes scientific project activities and the role of the departments in organizing the students' scientific life, as well as reveals the information on the development of scientific schools and the role of every member of the Department of Child's Language and Literature Education in this process.
Keywords: scientific activities, scientific school, Russian language, literature, teaching methodology, child language acquisition.
История кафедры языкового и литературного образования ребенка.
Кафедра языкового и литературного образования ребенка (в 2011-2016 годах — заведующая доктор педагогических наук, профессор Л. В. Савельева, с 2016 года — кандидат филологических наук, доцент
М. Б. Елисеева) была образована 1 сентября 2011 года на базе трех самостоятельных научно-педагогических коллективов, решавших актуальные вопросы филологического образования.
Первым из них в 1989 году на факультете начального образования под руко-
водством действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Т. Г. Рамзаевой возник коллектив кафедры начального обучения русскому языку. Т. Г. Рамзаева проработала в РГПУ им. А. И. Герцена более полувека, создав уникальную полифункциональную лингвоме-тодическую систему начального языкового образования на речевой основе, реализованную в авторском учебно-методическом комплекте для начальной школы и педагогических вузов. Разработанная Т. Г. Рамзаевой [25] система обучения родному языку выдержала проверку временем и, несмотря на существование большого количества альтернативных программ и учебников, остается одной из лучших и реализуется в России и за рубежом.
В 2006 году кафедра, большую часть сотрудников которой составляли ученики профессора Т. Г. Рамзаевой, была переименована в кафедру методики начального языкового образования. Опираясь на представление Т. Г. Рамзаевой о языковом образовании как макросистеме, ее ученики и последователи разработали авторские методические системы: систему развития связной письменной речи младших школьников (кандидат педагогических наук, доцент Г. С. Щеголева), систему изучения глагольной и именной морфологии (кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Го-гун), систему усвоения языковых знаний и языковых умений, связанных с распознанием, классификацией и использованием синтаксических единиц (кандидат педагогических наук, доцент С. Ю. Буланова). Доктор педагогических наук, профессор Л. В. Савельева разработала собственную методическую модель обучения орфографии, основанную на учете стратегий усвоения орфографии и направленную на формирование у младших школьников системных орфографических знаний и комплекса орфографических умений.
В разные годы на кафедре работали кандидат педагогических наук, доцент
М. П. Воронина, кандидат филологических наук, доцент А. О. Костылев, кандидат филологических наук, доцент И. Э. Романовская, кандидат филологических наук, доцент Е. А. Офицерова. Исследования преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов кафедры были посвящены широкому кругу проблем: начальному языковому образованию как полифункциональной системе, обучению русскому языку как процессу реализации познавательного потенциала школьников, стратегиям овладения младшими школьниками родным (русским) языком, развитию информационных технологий в начальном языковом образовании, формированию текстовых умений младших школьников в научно-познавательной сфере.
Одной из первых в России кафедра занялась исследованием актуальнейшей проблемы современных крупных городов — обучение языку в полиэтнической и поликультурной среде начальной школы. В парадигме этой проблемы под руководством Л. В. Савельевой разработан УМК по русскому языку для начальной школы «Диалог» (см., например, [37]), а с 2007 года (совместно с коллективом кафедры детской речи) реализуется ряд магистерских программ.
Велась на кафедре и работа по созданию справочников, словарей, таблиц, пособий на печатной основе для младших школьников, мультимедийной образовательной продукции.
В 2008 году кафедра методики начального языкового образования получила дипломы Всероссийской выставки (ВВЦ) «Образовательная среда — 2008» и международного конгресса-выставки «Образование без границ» (2009) за интегрированный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Открываю законы родного языка, математики и природы», созданный совместно с кафедрой начального естественно-математического образования, кафедрой информатики и производителем мультиме-
дийной образовательной продукции — компанией «Кирилл и Мефодий».
Традиции кафедры методики начального языкового образования сохраняются и продолжают развиваться. Регулярно проводятся «Рамзаевские чтения» (международная научно-практическая конференция «Языковое и литературное образование в современном обществе»).
Уникальный коллектив — кафедра детской литературы — появился в Ленинградском педагогическом институте в 1990 году. Однако традиция изучения детской книги существовала в педагогическом институте с момента его образования. Еще в 1920-е годы профессор кафедры дошкольной педагогики, крупнейший исследователь русского детского фольклора О. И. Капица создала в институте Показательную библиотеку детской литературы, обладавшую уникальным книжным фондом детских изданий Х1Х-ХХ веков. В 1922 году при библиотеке был организован кружок детских писателей, возглавляемый О. И. Капицей и С. Я. Маршаком, ставший центром, вокруг которого велась работа по изучению детской литературы и созданию новой книги для ребенка.
Традиция исследования детской литературы была возрождена благодаря декану факультета начального образования доктору педагогических наук Н. М. Дружининой, которая стала инициатором создания новой кафедры. Будучи сторонником углубленного подхода к филологическому образованию учителя начальных классов, она пригласила заведовать кафедрой видного этнографа, фольклориста, литературоведа, крупнейшего исследователя народной сказки, ведущего сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктора филологических наук, профессора Е. А. Костюхина. В своих научных трудах и лекциях Е. А. Костюхин рассматривал широкий спектр проблем, связанных с происхождением, развитием, современным бытованием различных жанров русского
фольклора. Его «Лекции по русскому фольклору» основаны на опыте вузовского преподавателя и академического исследователя [20].
Основным направлением работы кафедры в 1990-е годы было изучение истории русской и зарубежной детской литературы и фольклора. Историю классической и современной детской литературы преподавала доктор филологических наук, профессор Е. О. Путилова, более полувека работавшая в университете. Е. О. Путилова — известнейший исследователь детского чтения, благодаря усилиям которого в литературу вернулись имена Л. Н. Модзалевского, К. А. Петерсона, М. А. Пожаровой и многих других, были возвращены читателям стихотворения, написанные для детей О. Э. Мандельштамом, Н. А. Заболоцким, И. А. Бродским, рассказы М. А. Зощенко. Е. О. Путиловой было написано более 170 научных работ, в том числе монографии о творчестве А. П. Гайдара и Л. Пантелеева, атрибутированы сотни стихотворений русских поэтов XVIII-XIX веков, подготовлен к изданию знаменитый двухтомник «Русская поэзия детям», который лег в основу изданного в 2013 году трехтомного собрания «Четыре века русской поэзии детям» [28]. До последних дней жизни Евгения Оскаровна участвовала в разнообразных читательских и научных конференциях, выступала в детских библиотеках, читала открытые лекции. В 2015 году вышла в свет ее новая книга «Золотых ступенек ряд. Книга о детстве и книги детства» [29], а в 2018, накануне 95-летнего юбилея, — книга «Мой рыцарь» [30] с ранними стихами Марины Цветаевой, где Евгения Оскаровна — составитель, автор вступительной статьи и примечаний.
В разное время на кафедре преподавали кандидат филологических наук, доцент А. В. Денисова, изучавшая литературу в контексте культуры; специалист по зарубежной детской литературе кандидат филологических наук, доцент И. Л. Днепрова;
исследователь сказочных повестей XVIII-XIX веков кандидат филологических наук, доцент О. И. Тиманова.
В 1999 году кафедру возглавила доктор филологических наук, профессор М. П. Во-юшина, известный методист-исследователь в области начального образования. Помимо историко-литературного направления, на кафедре стали развиваться исследования, посвященные вопросам современной методики преподавания чтения и литературы. Научные изыскания М. П. Воюшиной были посвящены реализации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности при выполнении междисциплинарных проектов, формированию читательских умений в процессе анализа произведений художественной литературы. Методической наукой занимались кандидат педагогических наук, доцент Т. В. Рыжкова, разрабатывавшая теории понимания литературного произведения ребенком, и кандидат педагогических наук, доцент И. Р. Николаева. При кафедре была открыта аспирантура.
М. П. Воюшиной и членами ее кафедры разрабатывались и реализовывались многочисленные научные проекты, в том числе выполняемые по заказу МО РФ («Исследование динамики восприятия художественного литературного произведения в младшем школьном возрасте»), по заказу РАО («Диагностика литературного развития младших школьников в условиях модернизации образования»), поддержанные РГНФ («Ребенок в культурно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга», «Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы средствами интеграции предметных методик обучения» и др.).
Под руководством М. П. Воюшиной разрабатывалась концепция образовательной системы «Диалог», создавалась линейка учебников литературного чтения для начальной школы. Преподаватели кафедры участвовали и в создании учебников по литературе для средней школы, сотрудничали с учителями начальных и средних классов.
Серьезным достижением в учебно-образовательной сфере, связанной с детской литературой, стал подготовленный преподавателями кафедры под общей редакцией Е. О. Путиловой учебник «Детская литература», увидевший свет в 2007 году и выдержавший семь переизданий [31]. В 20072010 годах кафедрой были подготовлены учебники «Детская литература и выразительное чтение. Практикум» под редакцией Т. В. Рыжковой, «Методика обучения литературе в начальной школе» [6] (второе издание — «Методика обучения литературному чтению», 2013), ставшие базовыми для учебных заведений, готовящих педагогов для начальной школы.
Много внимания уделялось научному творчеству студентов. В течение ряда лет на кафедре реализовывался проект «Книжный остров» (куратор проекта М. С. Ко-стюхина), посвященный популяризации современной детской книги. Интерес к острым проблемам детского книгоиздания привел к созданию Дискуссионной книжной площадки, которая проводится в институте детства с 2011 года. Проект завоевал славу и известность как дискуссионный центр, позволяющий будущим педагогам и практикующим учителям высказать свое мнение по актуальным вопросам детского и подросткового чтения. М. С. Костюхина курирует студенческий проект «Этно-Питер». Задачи проекта: познакомить студентов с фольклорными традициями диаспор и землячеств в Санкт-Петербурге, дать представление о национальной культуре на основе изучения фольклорных сюжетов, составить маршруты этно-путешествий по России и ближайшему зарубежью.
Сотрудничество со студентами являлось принципиально важным и в работе кафедры детской речи, которая была открыта на факультете дошкольного образования в 1991 году. Образование первой в России кафедры детской речи, возникновение на ее базе в 1993 году лаборатории детской
речи, в течение ряда лет функционирующей при поддержке грантов РГНФ и РФФИ (в общей сложности исследования коллектива кафедры детской речи были поддержаны более чем 20 грантами), сыграло немаловажную роль в развитии нового научного направления — школы онто-лингвистики.
Научная работа членов кафедры проводилась на стыке ряда дисциплин — лингвистики, психологии, дефектологии, педагогики — и способствовала появлению разработанного сотрудниками кафедры курса онтолингвистики, который преподается не только в РГПУ им. А. И. Герцена, но и в СПбГУ, СПбГПМУ (Педиатрическом университете), МГУ, других университетах России. Освоению этого курса способствует учебное пособие С. Н. Цейтлин «Язык и ребенок: лингвистика детской речи» [41]. Книга завоевала большую популярность не только у студентов дошкольных и дефектологических отделений, но и у лингвистов, психологов, логопедов. Одно из самых известных пособий по детской речи — книга С. Н. Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение». Написанная в 1982 году и несколько раз переизданная (последнее издание: [45]), книга является настольной и для многих учителей русского языка в начальной и средней школе.
К научным разработкам привлекались и привлекаются молодые исследователи — магистранты кафедры. На кафедре реали-зовывались различные магистерские программы: «Детская речь в дошкольном образовании», «Психолингвистика и психология речи», «Начальное языковое образование и речевое развитие иноязычных детей».
В разное время на кафедре работали видные языковеды: один из основоположников психолингвистических исследований в России доктор филологических наук, профессор Л. В. Сахарный; М. Д. Воейкова, ныне — заведующая отделом тео-
рии грамматики ИЛИ РАН, заведующая кафедрой русского языка филологического факультета СПбГУ; известный психолингвист, исследователь антропоцентрической грамматики русского языка, доктор филологических наук М. В. Русакова; доктор филологических наук Н. В. Гагарина, сейчас — член совета директоров Института общего языкознания ассоциации Лейбница (Ье1Ьш2^А$), руководитель научного направления «Многоязычие и развитие речи», член правления Международной ассоциации исследователей детской речи (1Л8С1).
Такой «звездный» состав преподавателей кафедры обусловил глубину и широту научных исследований, которые велись с самого первого дня ее существования.
Результаты фундаментальной науки, одной из отраслей которой является он-толингвистика, востребованы в практике преподавания: на занятиях по развитию речи в детском саду и школе, при работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, и учащимися, осваивающими русский язык как второй родной и иностранный.
Кафедра языкового и литературного образования ребенка считает себя преемницей всех трех кафедр.
Развитие научных школ и исследований на кафедре языкового и литературного образования ребенка.
Традиционно на кафедре языкового и литературного образования ребенка ведутся исследования по четырем разным направлениям: освоение русского языка ребенком как родного и неродного, методика начального языкового образования, детская литература, методика начального литературного образования. Работают представители двух научных школ, включенных в реестр научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга: «Методика начального обучения русскому языку» и «Санкт-Петербургская школа он-толингвистики», известные исследователи
детской литературы, фольклора и этнографии детства.
Направление «Освоение ребенком русского языка как родного и неродного». Научная школа «Онтолингвистика (лингвистика детской речи)» была внесена в реестр научных школ Санкт-Петербурга лишь в 2013 году, но коллектив ученых, уже четверть века работающий под руководством доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин, был к тому времени давно и хорошо известен под таким именем в России и за ее пределами.
Развитие речи ребенка предстает в исследованиях С. Н. Цейтлин и ее коллег как последовательная смена языковых систем ребенка, и задача исследователя видится в изучении единиц этих систем и связей между ними.
С каждым годом расширяется круг проблем, рассматриваемых в научных исследованиях сотрудников: формирование грамматического компонента языковой системы, становление семантических категорий в речи, освоение чтения и письма, проблемы восприятия речи, в том числе художественного текста, овладение словарем и вопросы строения ментального лексикона ребенка, метаязыковая деятельность детей, особенности речи, обращенной к маленькому ребенку, и др. Кроме «классического» возраста, обозначенного К. И. Чуковским (от двух до пяти), исследовательский коллектив обращается к самым ранним стадиям освоения речи, включая довербальный этап, а также к особенностям речи школьников, к русской речи взрослых иностранцев и носителей языка.
Инициатором разработки практически всех обозначенных тем являлась руководитель кафедры С. Н. Цейтлин (см., например, [42, 44]).Ученый с мировым именем, она имеет широчайший круг интересов (в том числе в области теоретической академической лингвистики) и многочисленных учеников. Ею написано более 300 работ, в течение многих лет она является участни-
ком коллективных монографий по проблемам функциональной грамматики, издаваемых отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН. В 2009 году увидела свет монография «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи», изданная при поддержке РГНФ [42]. В 2013 году вышел сборник работ, посвященных не только он-толингвистике, но и синтаксису «взрослого» языка, проблемам модальности и пр. , под широким названием «Лингвистические этюды» [43]. В последние годы С. Н. Цейтлин уделяет большое внимание и речевым сбоям (оговорки, описки) при порождении речи взрослыми.
Докторская диссертация доктора филологических наук, профессора Г. Р. Добровой «Онтогенез персонального дейксиса» посвящена рассмотрению специфики функционирования личных местоимений и терминов родства в речи детей (см. также монографию [7]). В ее научных трудах разрабатывается теория онтолингвистического эксперимента, рассматриваются социолингвистические проблемы (в том числе ген-дерные различия) на материале детской речи, различия в речи, связанные с наличием или отсутствием братьев и сестер, социокультурным статусом семьи, психологическими особенностями ребенка. Итогом многолетней работы Г. Р. Добровой в этом направлении (см., например, [8, 9, 10]) явилась монография «Вариативность речевого развития детей» [11].
Работы кандидата филологических наук, доцента М. Б. Елисеевой (их более 150) посвящены ранним этапам усвоения языка ребенком [15], языковой рефлексии детей дошкольного и младшего школьного возраста, метаязыковой деятельности [18], восприятию книги ребенком. Среди научных работ — статьи, учебные пособия, две монографии, в том числе «Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы» [15]. В начале 2000-х годов С. Н. Цейтлин и М. Б. Елисеева со-
здали русскую версию американского опросника для родителей (Макартуровско-го опросника), позволившего в дальнейшем собрать информацию о нормах речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (от 8 до 36 мес.): база данных МАККАРТ-РУС (Цейтлин С. Н., Елисеева М. Б., Рыскина В. Л., Вершинина Е. А., Вершинин А. М., свидетельство № 2013620489) [16, 17]. Опросники используются в диагностике речевого развития детей раннего возраста — как русскоязычных, так и билингвов с родным русским языком (опросник рассылается в разные страны мира), а также логопедами, работающими с детьми с отклонениями в речевом развитии.
Проблемам освоения локативных отношений посвящена кандидатская диссертация и многие работы кандидата филологических наук, доцента М. А. Еливановой (например, [12, 13]). Сфера научных интересов М. А. Еливановой находится в области междисциплинарных исследований: проблемы взаимосвязи когнитивного и речевого развития ребенка, проблемы психолингвистики, нейролингвистики и нейрофизиологии (например, [14]). Кандидат филологических наук, доцент Т. В. Кузьмина — специалист в области становления письменной речи ребенка — много внимания уделяет работе с детьми-мигрантами, разрабатывая собственные игровые методики развития речи на втором языке и успешно применяя их в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Границы онтолингвистики постоянно расширяются: теперь это наука, изучающая не только язык ребенка, но и речь людей разного возраста в ее становлении и изменении, специфику языкового развития детей с речевым дизонтогенезом (онтопато-лингвистика). Одним из новых научных направлений, зародившихся в 2000-е годы, стало лингвистическое исследование специфических трудностей, с которыми сталкиваются дети, с рождения осваивающие
два или несколько языков (билингвы), и те, кто, не будучи носителем русского языка, оказался за партой в русскоязычной школе (инофоны). Исследованиям на эту тему были посвящены несколько ежегодных международных научных конференций «Проблемы онтолингвистики», коллективные монографии сотрудников кафедры, в том числе «Путь в язык: одноязычие и двуязычие» [26], «Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия» [46]; книга для чтения «Проблемы изучения билингвизма» [27].
Сотрудниками лаборатории создан ФДДР (фонд данных детской речи) — крупнейшее в мире собрание видео-, аудио-, дневниковых записей, рассказывающее о становлении речи русского ребенка и речи ребенка-билингва на русском языке. Сейчас фонд данных детской речи служит основой для многочисленных исследований речи детей на русском языке в нашей стране и за рубежом и одновременно продолжает пополняться.
В 1994 году начались заседания постоянно действующего семинара по онтолинг-вистике, который после создания в 1998 году Петербургского лингвистического общества получил статус одной из его секций. Семинар связывает ученых России с важнейшими научно-исследовательскими центрами за рубежом. В течение 15 лет функционирует филиал семинара в Череповецком университете, проводятся выездные семинары, вебинары. Одна из основных форм работы семинара — организация международных конференций «Проблемы онтолингвистики», которые ежегодно проходят в РГПУ на протяжении двадцати лет (председателем конференций неизменно остается С. Н. Цейтлин, секретарем и главным редактором сборников статей — кандидат филологических наук, доцент Т. А. Круглякова).
Направление «Содержание языкового образования ребенка в поликультурной и полиэтнической образовательной среде» развивается на кафедре учениками и после-
дователями доктора педагогических наук, действительного члена РАО, профессора Т. Г. Рамзаевой. Интерес представителей ее научно-методической школы направлен на изучение различных проблем языкового образования и речевого развития младших школьников, методических условий развивающей познавательной деятельности учащихся, межпредметных и внутрипред-метных связей в начальном обучении русскому языку.
Важнейшую часть методического наследия Т. Г. Рамзаевой составляют учебники русского языка и учебные пособия для учителей и учащихся, издаваемые с 1995 года в издательстве «Дрофа». С 2010 года доработанные в соответствии с ФГОС учебники и учебные пособия Т. Г. Рамзае-вой вошли в УМК «РИТМ», некоторые из них выдержали более 20 изданий.
Многоуровневый характер системы языкового образования в трактовке представителей школы Т. Г. Рамзаевой обусловлен тем, что изучение каждого раздела и каждой темы курса должно строиться как система и формировать своеобразную микросистему в системе более высокого уровня. В макросистеме начального курса русского языка выделяются две взаимосвязанные подсистемы: система обучения языку и правописанию и система речевого развития учащихся. В структуре курса русского языка при распределении материала по классам необходимо учитывать внутреннюю логику языка, связи, которые существуют между отдельными его подсистемами, и возрастные возможности младших школьников, особенности их познавательной деятельности. Система изучения каждого раздела или темы курса русского языка — самостоятельный процесс, в ходе которого происходит не только усвоение комплекса знаний в определенной научно обоснованной последовательности, но и формирование на этой основе общеречевых, грамматических, орфографических умений.
Представители петербургской методической школы Т. Г. Рамзаевой — авторы многочисленных учебных пособий, ориентированных на студентов факультетов начального образования и преподавателей начальных классов школ (Рамзаева Т. Г., Савельева Л. В., Щеголева Г. С. и др. «Современные технологии обучения русскому языку в начальной школе» [32], Рамза-ева Т. Г., Савельева Л. В. и др. «Развивающее языковое образование в современной начальной школе» [33], Щеголева Г. С. «Система обучения связной письменной речи в начальной школе» [47]).
Идеи Т. Г. Рамзаевой продолжают развиваться в трудах ее коллег и учеников. В докторской диссертации Л. В. Савельевой «Гармонизирующая модель начального языкового образования как условие реализации познавательного потенциала школьников» на примере обучения орфографии предлагается разработка модели начального образования как процесса, направленного на реализацию потенциала овладения младшими школьниками родным языком. В научных работах Л. В. Савельевой (их более 130) исследуются проблемы реализации познавательных возможностей младших школьников при обучении русскому языку [35, 38], обучение орфографии в начальной школе с учетом индивидуальных познавательных стратегий учащихся [37, 39], теоретические и практические аспекты применения электронных образовательных ресурсов в языковом образовании.
Научные интересы кандидата педагогических наук, доцента Г. С. Щеголевой связаны с проблемами реализации системного подхода к речевому развитию младших школьников (например, [48]) и формирования письменной речи (например, [19, 47]) на начальном этапе обучения (исследовательницей опубликовано более 170 работ). Г. С. Щеголева — признанный авторитет в области методики развития связной речи учащихся, автор учебников и пособий для студентов вузов [40].
Традиции изучения детской литературы и детского чтения, заложенные доктором педагогических наук, профессором Н. М. Дружининой, доктором филологических наук, профессором Е. А. Костюхиным и доктором филологических наук, профессором Е. О. Путиловой, сохраняются.
Кандидат филологических наук, доцент М. С. Костюхина занимается исследованиями в области детской литературы и истории детской книги, антропологией детства, историей детских игр и игрушек. В книге «Игрушка в детской литературе» [21] прослеживается история и семантика игрушки в русской детской литературе на протяжении трех столетий. Образы игрушек связываются в книге с отечественной духовной культурой, историей воспитания и своеобразием русского быта. Монография «Золотое зеркало. Русская литература для детей ХУШ-ХЕХ веков» [22] посвящена старинным русским книгам для детей. В ней анализируются популярные сюжеты и типы героев детских книг XVШ-XIX веков, их художественные особенности и воспитательные идеи. В книге «Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр» [23] рассматривается история русских настольных игр за последние три столетия. Настольная игра была самым доступным и общеупотребительным занятием в досуге русской семьи. С помощью настольных игр обучали правилам благопристойности и этикету, рассказывали об устройстве мира, давали азы политграмоты и проверяли знание истории и литературы. «Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII — начала XX века» [24] рассказывают об основах женского воспитания с помощью книг и кукол. Наиболее полно регистр тем представлен в жанре «записок» и «переписок» кукол, которые были популярны в чтении девочек XIX — начала XX века.
В сферу интересов кандидата филологических наук, доцента О. В. Астафьевой входит история и теория литературы: оте-
чественной и зарубежной, обращенной к ребенку и взрослому, литературное краеведение [2], а также методика преподавания литературы в школе и университете. О. В. Астафьева исследует взаимодействие литературы и ее экранных версий, прежде всего мультипликации, актуальной для младшего школьного возраста [1]. Курс «Литература и анимация» читается не только студентам магистратуры ИД, но и студентам других факультетов. О. В. Астафьева — постоянный участник проводимых в РГПУ конференций «Педагогический дискурс в литературе» и «Проблемы онтолингвистики» [4], а также проекта «Неканоническая эстетика» (ИРЛИ АН), на которых представляет мир детского чтения в контексте мировой культуры [3]. Комментированные издания прозы А. С. Пушкина и М. М. Пришвина, подготовленные О. В. Астафьевой, обращены к широкой аудитории, прежде всего к учителям и школьникам.
Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Белоруссова (Кислинская) является автором более 100 научных и научно-методических работ. В настоящее время сфера ее научных интересов связана с формированием культурного поля школьника в урочной и внеурочной образовательной деятельности, с проектной деятельностью на уроках литературного чтения, семейным чтением и развитием библиографической компетентности младших школьников на междисциплинарной основе [5, 6, 34].
Широту научных интересов сотрудников кафедры можно проследить, листая сборники материалов ежегодных научных конференций «Проблемы онтолингвисти-ки». В педагогическом вузе в Ленинграде—Петербурге начал собираться круг единомышленников, среди которых были лингвисты, логопеды, методисты по развитию речи, специалисты в области детского чтения и детской литературы, старавшиеся выработать общий язык, с помощью кото-
рого можно было бы размышлять о феномене языкового и литературного развития ребенка. Постоянными разделами в этих книгах стали «Овладение словарным составом языка», «Проблемы детского словообразования», «Освоение именной и глагольной морфологии в ситуации одно- и многоязычия», «Метаязыковая деятельность в онтогенезе», «Становление коммуникативной и текстовой компетенции ребенка», «Освоение письменной формы речи в ситуации одно- и многоязычия», «Смысловое восприятие речевого сообщения ребенком», «Литература и фольклор: ребенок-герой, ребенок-адресат, ребенок-сочинитель», «Вопросы речевой диагно-
стики и коррекции речи», «Актуальные вопросы методики начального языкового и литературного образования».
Полученное знание позволяет разрабатывать методики развития речи в детском саду, методики преподавания русского языка в школе, в том числе в полиэтническом детском коллективе, строить программы помощи детям с особыми потребностями в обучении, создавать учебные материалы для детей соотечественников, оказавшихся за рубежом и стремящихся сохранить русский язык, и специальные программы, помогающие детям-мигрантам осваивать русский язык в ситуации естественного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астафьева О. В. Начальная школа и искусство анимации: потенциал взаимодействия // Начальная школа. 2014. № 7. С. 79-86.
2. Астафьева О. В. Образы Петербурга и Москвы в детской поэзии // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 265-268.
3. Астафьева О. В. Визуальные образы практического разума: «Стрекоза и муравей» в мировой анимации // Все истины мира: Разум в литературе и искусстве: сборник статей. СПб.: Изд-во Марины Батасовой, 2016. С. 24-34.
4. Астафьева О. В. Путь, истина и жизнь: символика пути в сказе-были М. Пришвина «Кладовая солнца» // Проблемы онтолингвистики — 2018: материалы междунар. науч. конф. Иваново: Листос, 2018. С. 318-325.
5. Белоруссова С. А. Взаимодействие школы, семьи и библиотеки в формировании культурного поля младшего школьника // Проблемы онтолингвистики — 2016: материалы междунар. науч. конф. Иваново: Листос, 2016. С. 445-449.
6. ВоюшинаМ. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В., Николаева И. Р. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник. М.: Академия, 2010. 288 с.
7. Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 492 с.
8. Доброва Г. Р. Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики — 2007: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Златоуст, 2007. С. 57-64.
9. Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальная и экспрессивная стратегии освоения языка // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 53-70.
10. Доброва Г. Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза // Лингвистика креатива — 2: коллективная монография / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2012. С. 33-48.
11. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
12. Еливанова М. А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения: учебное пособие к спецкурсу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 94 с.
13. Еливанова М. А. Категория локативности и ее выражение в детской речи // Ахапкина Я. Э., Бровко Е. Л., Воейкова М. Д. и др. Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 317-338.
14. Еливанова М. А., Семушина В. А. Эмоциональное состояние и оценка в речевом и коммуникативном развитии ребенка // Acta Lingüistica Petropolitana. Т. XIII. Ч. 3: Труды ИЛИ РАН / отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб.: Наука, 2017. С. 820-837.
15. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: Языки славянских культур, 2014; 2015. 344 с.
16. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. 2-е изд., испр. и доп. Иваново: ЛИСТОС, 2017. 76 с.
17. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Гендерные особенности речевого и коммуникативного развития детей 8-18 месяцев (на материале русского языка) // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН. 2017. Т. 13. № 3. С. 680-708.
18. Елисеева М. Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста // Русский язык в школе. 2017. № 6. С. 35-39; № 7. С. 24-28.
19. Канакина В. П., Щеголева Г. С., Гогун Е. А., Ордынкина И. С., Храпова В. В. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за I полугодие 2017/18 учебного года // Начальная школа. 2017. № 10. С. 59-77 (издаются в первом и втором полугодии каждого учебного года).
20. Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие. 2-е изд. М.; СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 333 с.
21. Костюхина М. С. Игрушка в детской литературе: литературно-художественное издание. СПб.: Алетея, 2008. 140 с.
22. Костюхина М. С. Золотое зеркало. Русская литература для детей XVIII-XIX веков. М.: ОГИ, 2008. 221 с.
23. Костюхина М. С. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 670 с.
24. Костюхина М. С. Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII — начала XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 300 с.
25. ЛьвовМ. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. 415 с.
26. Путь в язык: одноязычие и двуязычие / под ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеевой. М.: Языки славянских культур, 2011. 320 с.
27. Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения / сост. Т. А. Круглякова. СПб.: Златоуст, 2014. 278 с.
28. Путилова E. О. Четыре века русской поэзии детям: в 3 т. / Вступ. ст., сост., примеч. Е. О. Путиловой. СПб.: Лики России, 2013.
29. Путилова Е. О. Золотых ступенек ряд: книга о детстве и книги детства. СПб.: Фонд «Дом детской книги», 2015. 311 с.
30. Путилова Е. О. Марина Цветаева: Мой рыцарь / сост., вступ. ст. и примеч. Е. О. Путиловой. М.: Детгиз, 2017. 80 с.
31. Путилова Е. О., Костюхин Е. А., КостюхинаМ. С. и др. Детская литература: учебник / под ред. Е. О. Путиловой. М.: Академия, 2014. 432 с.
32. Рамзаева Т. Г., Савельева Л. В., Щеголева Г. С. и др. Современные технологии обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 142 с.
33. Рамзаева Т. Г., Савельева Л. В., Гогун Е. А. и др. Развивающее языковое образование в современной начальной школе: учебное пособие. СПб.: СпецЛит, 2009. 221 с.
34. Ребенок в культурно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга: монография / Воюшина М. П., Рыжкова Т. В., Костюхина М. С. и др.; под ред. М. П. Воюшиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 138 с.
35. Савельева Л. В. Проблема реализации познавательного потенциала младших школьников в начальном языковом образовании (на примере обучения орфографии): монография. СПб.: Наука; Сага, 2006. 173 с.
36. Савельева Л. В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе // Развивающее языковое образование в начальной школе: пособие для студентов факультетов начального образования и учителей начальных классов. СПб.: СпецЛит, 2009. С. 18-43.
37. Савельева Л. В. Особенности содержания и методического аппарата учебников русского языка // Начальная школа. 2015. № 2. С. 14-19.
38. Савельева Л. В. Познавательный потенциал младших школьников в овладении родным языком и его реализация при обучении орфографии: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 312 с.
39. Савельева Л. В. Термин «стратегии овладения языком» в понятийном аппарате современной методики // Начальная школа. 2018. № 4. С. 38-41.
40. Савельева Л. В., Щеголева Г. С., Гогун Е. А. Методика начального языкового образования: учебное пособие к практическим занятиям. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 147 с.
41. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
42. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
43. Цейтлин С. Н. Лингвистические этюды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 408 с.
44. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности начальной детской грамматики и принцип естественной классификации // Проблемы функциональной грамматики: принцип естественной классификации: коллективная монография. СПб.: Языки славянских культур, 2013. С. 388-401.
45. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: URSS, 2017. 187 с. (и другие издания).
46. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2014. 139 с.
47. Щеголева Г. С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Первый класс, 2014. 270 с.
48. Щеголева Г. С. Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников // Языковое и литературное образование в современном обществе — 2016: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2016. С. 49-56.
REFERENCES
1. Astafeva O. V. Nachalnaya shkola i iskusstvo animatsii: potentsial vzaimodeystviya // Nachalnaya shkola. 2014. N 7. S. 79-86.
2. Astafeva O. V. Obrazyi Peterburga i Moskvyi v detskoy poezii // Vek informatsii. 2015. N 3 (4). S. 265-268.
3. Astafeva O. V. Vizualnyie obrazyi prakticheskogo razuma: «Strekoza i muravey» v mirovoy ani-matsii // Vse istinyi mira: Razum v literature i iskusstve: sbornik statey. SPb.: Izd-vo Marinyi Batasovoy, 2016. S. 24-34.
4. Astafeva O. V. Put, istina i zhizn: simvolika puti v skaze-byili M. Prishvina «Kladovaya solntsa» // Prob-lemyi ontolingvistiki — 2018: materialyi mezhdunar. nauch. konf. Ivanovo: Listos, 2018. S. 318-325.
5. Belorussova S. A. Vzaimodeystvie shkolyi, semi i biblioteki v formirovanii kulturnogo polya mladshego shkolnika // Problemyi ontolingvistiki — 2016: materialyi mezhdunar. nauch. konf. Ivanovo: Listos, 2016. S.445-449.
6. VoyushinaM. P., Kislinskaya S. A., Lebedeva E. V., Nikolaeva I. R. Metodika obucheniya literature v na-chalnoy shkole: uchebnik. M.: Akademiya, 2010. 288 s.
7. Dobrova G. R. Ontogenez personalnogo deyksisa (lichnyie mestoimeniya i terminyi rodstva). SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2003. 492 s.
8. Dobrova G. R. Vozrastnaya sotsiolingvistika: k postanovke voprosa // Problemyi ontolingvistiki — 2007: materialyi mezhdunar. nauch. konf. SPb.: Zlatoust, 2007. S. 57-64.
9. Dobrova G. R. O variativnosti rechevogo ontogeneza: referentsialnaya i ekspressivnaya strategii osvoeniya yazyika // Voprosyi psiholingvistiki. 2009. N 9. S. 53-70.
10. Dobrova G. R. Kreativnost yazyikovoy lichnosti v aspekte variativnosti rechevogo ontogeneza // Lingvistika kreativa — 2: kollektivnaya monografiya / pod obsch. red. T. A. Gridinoy. Ekaterinburg: Izd-vo Uralskogo gos. ped. un-ta, 2012. S. 33-48.
11. Dobrova G. R. Variativnost rechevogo razvitiya detey. M.: Yazyiki slavyanskoy kulturyi, 2018. 264 s.
12. Elivanova M. A. Osvoenie detmi prostranstvennyih otnosheniy i sredstv ih yazyikovogo vyirazheniya: uchebnoe posobie k spetskursu. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006. 94 s.
13. ElivanovaM. A. Kategoriya lokativnosti i ee vyirazhenie v detskoy rechi // Ahapkina Ya. E., Brovko E. L., Voeykova M. D. i dr. Semanticheskie kategorii v detskoy rechi / otv. red. S. N. Tseytlin. SPb.: Nestor-Istoriya,
2007. S. 317-338.
14. Elivanova M. A., Semushina V. A. Emotsionalnoe sostoyanie i otsenka v rechevom i kommunikativnom razvitii rebenka // Asta Linguistica Petropolitana. T. XIII. Ch. 3: Trudyi ILI RAN / otv. red. N. N. Kazanskiy. SPb.: Nauka, 2017. S. 820-837.
15. Eliseeva M. B. Stanovlenie individualnoy yazyikovoy sistemyi rebenka: rannie etapyi. M.: Yazyiki slavyanskih kultur, 2014; 2015. 344 s.
16. EliseevaM. B., Vershinina E. A., Ryiskina V. L. Makarturovskiy oprosnik: russkaya versiya. Otsenka rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detey rannego vozrasta. Normyi razvitiya. Obraztsyi analiza. Kommen-tarii. 2-e izd., ispr. i dop. Ivanovo: LISTOS, 2017. 76 s.
17. Eliseeva M. B., Vershinina E. A. Gendernyie osobennosti rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detey 8-18 mesyatsev (na materiale russkogo yazyika) // Acta Linguistica Petropolitana. Trudyi ILI RAN. 2017. T. 13. N 3. S. 680-708.
18. EliseevaM. B. Metayazyikovaya deyatelnost rebenka rannego i doshkolnogo vozrasta // Russkiy yazyik v shkole. 2017. N 6. S. 35-39; N 7. S. 24-28.
19. Kanakina V. P., Schegoleva G. S., Gogun E. A., Ordyinkina I. S., Hrapova V. V. Primernyie provero-chnyie rabotyi po russkomu yazyiku i matematike za I polugodie 2017/18 uchebnogo goda // Nachalnaya shko-la. 2017. N 10. S. 59-77 (izdayutsya v pervom i vtorom polugodii kazhdogo uchebnogo goda).
20. Kostyuhin E. A. Lektsii po russkomu folkloru: uchebnoe posobie. 2-e izd. M.; SPb.: Lan; Planeta muzyiki, 2016. 333 s.
21. Kostyuhina M. S. Igrushka v detskoy literature: literaturno-hudozhestvennoe izdanie. SPb.: Aleteya,
2008. 140 s.
22. Kostyuhina M. S. Zolotoe zerkalo. Russkaya literatura dlya detey XVIII-XIX vekov. M.: OGI, 2008. 221 s.
23. Kostyuhina M. S. Detskiy orakul. Po stranitsam nastolno-pechatnyih igr. M.: Novoe literaturnoe obozre-nie, 2013. 670 s.
24. Kostyuhina M. S. Zapiski kuklyi. Modnoe vospitanie v literature dlya devits kontsa XVIII — nachala XX veka. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. 300 s.
25. Lvov M. R., Ramzaeva T. G., Svetlovskaya N. N. Metodika obucheniya russkomu yazyiku v nachalnyih klassah. 2-e izd., pererab. M.: Prosveschenie, 1987. 415 s.
26. Put v yazyik: odnoyazyichie i dvuyazyichie / pod red. S. N. Tseytlin, M. B. Eliseevoy. M.: Yazyiki slavyanskih kultur, 2011. 320 s.
27. Problemyi izucheniya bilingvizma: kniga dlya chteniya / sost. T. A. Kruglyakova. SPb.: Zlatoust,
2014. 278 s.
28. Putilova E. O. Chetyire veka russkoy poezii detyam: v 3 t. / Vstup. st., sost., primech. E. O. Putilovoy. SPb.: Liki Rossii, 2013.
29. PutilovaE. O. Zolotyih stupenek ryad: kniga o detstve i knigi detstva. SPb.: Fond «Dom detskoy knigi»,
2015. 311 s.
30. Putilova E. O. Marina Tsvetaeva: Moy ryitsar / sost., vstup. st. i primech. E. O. Putilovoy. M.: Detgiz, 2017. 80 s.
31. Putilova E. O., Kostyuhin E. A., KostyuhinaM. S. i dr. Detskaya literatura: uchebnik / pod red. E. O. Putilovoy. M.: Akademiya, 2014. 432 s.
32. Ramzaeva T. G., Saveleva L. V., Schegoleva G. S. i dr. Sovremennyie tehnologii obucheniya russkomu yazyiku v nachalnoy shkole: uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 142 s.
33. Ramzaeva T. G., Saveleva L. V., Gogun E. A. i dr. Razvivayuschee yazyikovoe obrazovanie v sov-remennoy nachalnoy shkole: uchebnoe posobie. SPb.: SpetsLit, 2009. 221 s.
34. Rebenok v kulturno-obrazovatelnom prostranstve Sankt-Peterburga: monografiya / Voyushina M. P., Ryizhkova T. V., Kostyuhina M. S. i dr.; pod red. M. P. Voyushinoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 138 s.
35. Saveleva L. V. Problema realizatsii poznavatelnogo potentsiala mladshih shkolnikov v nachalnom yazyikovom obrazovanii (na primere obucheniya orfografii): monografiya. SPb.: Nauka; Saga, 2006. 173 s.
36. Saveleva L. V. Usloviya formirovaniya orfograficheskih znaniy i umeniy v nachalnoy shkole // Razvivayuschee yazyikovoe obrazovanie v nachalnoy shkole: posobie dlya studentov fakultetov nachalnogo obrazovaniya i uchiteley nachalnyih klassov. SPb.: SpetsLit, 2009. S. 18-43.
37. Saveleva L. V. Osobennosti soderzhaniya i metodicheskogo apparata uchebnikov russkogo yazyika // Nachalnaya shkola. 2015. N 2. S. 14-19.
38. Saveleva L. V. Poznavatelnyiy potentsial mladshih shkolnikov v ovladenii rodnyim yazyikom i ego reali-zatsiya pri obuchenii orfografii: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. 312 s.
39. Saveleva L. V. Termin «strategii ovladeniya yazyikom» v ponyatiynom apparate sovremennoy metodiki // Nachalnaya shkola. 2018. N 4. S. 38-41.
40. Saveleva L. V., Schegoleva G. S., Gogun E. A. Metodika nachalnogo yazyikovogo obrazovaniya: uchebnoe posobie k prakticheskim zanyatiyam. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. 147 s.
41. Tseytlin S. N. Yazyik i rebenok: lingvistika detskoy rechi. M.: Vlados, 2000. 240 s.
42. Tseytlin S. N. Ocherki po slovoobrazovaniyu i formoobrazovaniyu v detskoy rechi. M.: Znak, 2009. 592 s.
43. Tseytlin S. N. Lingvisticheskie etyudyi. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. 408 s.
44. Tseytlin S. N. Nekotoryie osobennosti nachalnoy detskoy grammatiki i printsip estestvennoy klassi-fikatsii // Problemyi funktsionalnoy grammatiki: printsip estestvennoy klassifikatsii: kollektivnaya monografiya. SPb.: Yazyiki slavyanskih kultur, 2013. S. 388-401.
45. Tseytlin S. N. Rechevyie oshibki i ih preduprezhdenie. M.: URSS, 2017. 187 s. (i drugie izdaniya).
46. Tseytlin S. N., Chirsheva G. N., Kuzmina T. V. Osvoenie yazyika rebenkom v situatsii dvuyazyichiya. SPb.: Zlatoust, 2014. 139 s.
47. Schegoleva G. S. Sistema obucheniya svyaznoy pismennoy rechi v nachalnoy shkole: posobie dlya uchiteley nachalnyih klassov i studentov fakulteta nachalnogo obrazovaniya. 4-e izd., ispr. i dop. SPb.: Pervyiy klass, 2014. 270 s.
48. Schegoleva G. S. Sovremennyie trebovaniya k urovnyu razvitiya tekstovyih umeniy u mladshih shkolnikov // Yazyikovoe i literaturnoe obrazovanie v sovremennom obschestve — 2016: sbornik nauchnyih statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem. SPb., 2016. S. 49-56.
В. А. Погосян, О. В. Малова, И. В. Вронская, О. А. Селивановская, М. О. Манько, А. В. Стихиляс
РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ И ИССЛЕДОВАНИЙ НА КАФЕДРЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье представлены научные исследования кафедры раннего обучения иностранным языкам, охватывающие проблематику обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также подготовку педагогических кадров. Подчеркивается, что разрабатываемые концепции обучения детей составляют основу содержания подготовки педагогических кадров и их профессиональных компетенций. Описаны реализуемые кафедрой образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, а также особенности международной сетевой магистерской программы.
Ключевые слова: раннее обучение иностранным языкам, профессиональные компетенции учителя иностранных языков, интернационализация образовательных программ.