УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.А. ХОВАНСКАЯ, кандидат педагогических наук, старший препоаватель кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета
Тел. (4862) 76-12-25
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ (на материале имени прилагательного)
В статье описываются особенности действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы в аспекте работы по развитию речевой способности учащихся. В рамках рассматриваемой проблематики необходимо так организовать работу по русскому языку, чтобы учащиеся смогли овладеть не только суммой определенных знаний, умений и навыков, но и продемонстрировали высокий уровень владения ими в любой речевой ситуации.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, речевая способность, речевая деятельность, учебная программа, теоретико-практический матераил учебника.
На современном этапе обучения особое место занимают три программы, которые обеспечиваются параллельно действующими учебниками в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования: учебно-методический комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, включающий три части: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»; учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта; учебник под редакцией Н.М. Шанского (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.А. Тростенцова).
Программа изучения русского языка в 5 классе по стабильному учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и других составлена на основе действующей с 1968 года программы.
В данном учебно-методическом комплексе учебник русского языка для 5 класса признан лучшим. Он основан на структурно-семантическом принципе обучения. Каждая новая тема изучается дедуктивным путём: от общего к частному (от определения правил и понятий к их применению на практике). Особое место занимает курс «Повторение». Он представлен в начале и конце обучения в данном комплексе и направлен на систематизацию полученных в течение учебного года знаний. Завершающим этапом обучения является параграф-обобщение теоретических сведений и практических умений «Разделы науки о языке». Особенно полезными признаны словари, памятки, алфавитный указатель в конце учебника.
После «Повторения пройденного в 1-4 классах» в соответствии со структурно-семантическим принципом обучения представлены разделы: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (29 часов), «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» (15 часов), «Лексика. Культура речи» (8 часов), «Морфемика. Орфография. Культура речи» (22 часа), «Морфология. Орфография. Культура речи» (69 часов), в котором на изучение имени прилагательного отводится 12 часов. Из 204 часов, отведенных программой на изучение русского языка, 36 часов (18%) составляет работа по развитию речи, 156 часов (82%) - изучение языковых тем.
При изучении имени прилагательного рассматриваются лексический (значение), грамматический (полные и краткие формы, правописание гласных в падежных окон© Е.А. Хованская
ФИЛОЛОГИЯ
чаниях, изменение по родам, числам и падежам), синтаксический (роль в предложении), орфоэпический (правильная постановкаударения)аспекты изучения данной части речи. Уделяется внимание точности, уместности и правильности использования прилагательных в речи.
В учебнике нет специального раздела «Речь», однако программа предполагает знакомство учащихся с речеведческими понятиями, овладение всеми видами речевой деятельности, формирование умения анализировать тексты различного характера.
Теоретико-практическая направленность учебника помогает школьникам овладеть лингвистической системой, языковыми нормами, от которых напрямую зависит качественное речевое развитие, умение воспринимать, осмысливать и создавать высказывание как в устной, так и в письменной формах, что способствует эффективному развитию речевой способности учащихся 5 класса.
С начала 80-х гг. действует параллельный учебно-методический комплекс (УМК) под редакцией В.В. Бабайцевой, состоящий из трёх частей: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». Каждая составляющая трехкомпонентного учебника «выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими частями» [Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь», 2002: 3].
В первой части - «Русский язык. Теория» - представлен свод языковых правил, определений, понятий, на основе которых формируются практические умения и навыки. Ценность этой части заключается в использовании учебника как справочника теоретических сведений по русскому языку.
Вторая часть - «Русский язык. Практика» - обеспечивает практическое воспроизведение теоретических знаний, тренировку в их применении и прочность вырабатываемых навыков по орфографии, пунктуации, грамматике, фонетике, лексике, морфемике в устной и письменной речи. Комплекс задач и упражнений направлен на овладение алгоритмами действий в решении лингвистических задач, усвоение образцов рассуждений, способов анализа языкового материала и его практической реализации в речевой деятельности, действий по самоконтролю. Большое внимание уделяется речевому аспекту: наблюдение над сферой использования изучаемого языкового материала; создание различного рода речевых ситуаций, предполагающих выбор определенных языковых средств; совершенствование высказываний с точки зрения норм языка; конструирование соб-
ственных высказываний.
Особое место в УМК занимает учебник «Русская речь». Он комплексный по своему характеру. Теория и практика русского языка реализуются в речевой деятельности: восприятие (слушание и чтение), воспроизведение (устный пересказ и письменное изложение), порождение речи (говорение и создание текстов в письменной форме). Система заданий и упражнений способствует расширению знаний учащихся о тексте, предоставляет возможность осуществлять анализ готового текста, совершенствовать навыки чтения и говорения, письма и слушания (аудирования), владеть в совершенстве различными формами речевого этикета.
Программа основана на линейном принципе изложения материала и состоит из вводной (обобщение и систематизация изученного в начальной школе) и основной (систематической) частей. В 5 классе вводный курс представлен разделами «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация», основной курс - «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия», «Морфемика. Орфография», «Лексика», «Грамматика», в которой изучается самостоятельная часть речи - имя существительное. На изучение русского языка в
5 классе отводится 170 часов, из них 34 часа (20%) -на развитие связной речи и 136 часов (80%) - на изучение языковых тем.
По сравнению с традиционной системой обучения наблюдается расширение и изменение отдельных тем. Например, раздел, изучающий образование слов, называется «Морфемика». Здесь же представлены понятия о способе образования слов, порядок словообразовательного разбора. Меняется порядок изучения частей речи: только имя существительное как часть речи представлено в 5 классе, а глагол и имя прилагательное - в
6 классе.
По программе развития связной речи предполагается работа над речеведческими понятиями, текстом, его темой и основной мыслью, типами и стилями речи. В 5 классе происходит формирование основных коммуникативных умений, например, построение высказывания на заданную тему и подчинение его основной мысли, планирование высказывания, сбор необходимого материала.
Структура курса русского языка по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой носит комплексный характер и позволяет сочетать теорию и практику лингвистической системы с речевой направленностью.
В учебниках под редакцией В.В. Бабайцевой большое внимание уделяется вопросам развития речи, как устной, так и письменной, однако мор-
фологический аспект в 5 классе представлен недостаточно (только именем существительным).
В 1995 году в школе начал действовать параллельный учебно-методический комплекс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Авторами УМК являются М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, H.H. Сергеева. Программа рекомендована для обучения русскому языку Министерством образования Российской Федерации.
Основанный на систематическом принципе обучения УМК под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта представлен двумя частями:
- изучение грамматического материала;
- изучение речи (развитие речи).
Авторами был произведен тщательный отбор
языковых и речевых сведений, позволяющих наиболее точно решать языковые задачи, анализировать текст, создавать собственные высказывания, производя качественный отбор необходимых средств: синонимов, антонимов, образных слов, предложений простой и сложной конструкций.
Функционально-семантический принцип изложения материала определяет содержание курса русского языка. В 5 классе он начинается с синтаксиса и пунктуации.
В программе большое внимание уделяется формированию навыков грамотного письма, рационального чтения, восприятия речи и грамотного говорения.
В программе и учебниках (особенно для 5 класса) усилена речевая направленность. Каждая единица языка изучается не обособленно, а в тексте. Текст знакомит ученика с новым грамматическим явлением, создавая перспективные условия для новых знаний, обеспечивая преемственные связи ранее изученного в контексте изучаемой темы. Для каждого класса приведен перечень умений, которым учащиеся должны овладеть в ходе учебной речевой деятельности. Развитие речи опирается на теорию языка, формирование лингвистических знаний невозможно без свободного и правильного владения устной и письменной речью.
Изолированность материала по развитию связной речи не исключает наличие речевого материала в языковых темах. Особое внимание авторов обращается на развитие образного строя речи и образного мышления.
В программе и учебниках курс русского языка начинается с изложения материала в разделе «Речь». В 5 классе на изучение этого раздела выделяется 40 часов (16%), на изучение языковых тем отводится 204 часа (84%). Сюда входят следующие основные понятия: текст, стили речи, типы
речи, композиционные формы. С каждым годом расширяются основные умения: чтение, анализ текста, воспроизведение текста, создание текста, совершенствование текста. Важная роль в 5 классе отводится разделу «Закрепление и углубление изученного в начальных классах». Далее представлен систематический курс «Язык и правописание», в котором «Морфология» изучается после «Синтаксиса и пунктуации», «Лексики. Словообразования. Правописания». В разделе «Морфология. Орфография» глагол и имя существительное изучаются первыми в системе частей речи, такой подход основан на функциональности и прямо соотносится с грамматической основой предложения. Затем изучается имя прилагательное, на которое отводится 12 часов.
Тема «Имя прилагательное» включает в себя изучение лексических и грамматических особенностей имен прилагательных (значение, тематические группы, основные способы словообразования, склонение, правописание падежных окончаний, разряды, полные и краткие формы и другое), роли имен прилагательных в художественном тексте (анализ образных средств, подбор синонимов, антонимов, переносное значение и другое), морфологического разбора имен прилагательных; использование имен прилагательных в речевой деятельности (выразительное чтение, списывание текстов, информационно-смысловая обработка статьи из словарей синонимов, антонимов, письмо и другое).
В учебниках достаточно реализованы преемственные и перспективные связи, хотя обучение в среднем звене не соответствует традиционному порядку изучения разделов курса русского языка. При изучении имени прилагательного целесообразно вести работу над всеми видами речевой деятельности с учётом фонетических, лексических и грамматических особенностей данной части речи, что способствует развитию речевой способности учащихся.
В «Требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку» за курс обучении с 5 по 9 класс представлен перечень основных знаний, умений и навыков по языку и речи, отдельно выделяются умения и навыки по орфографии, пунктуации, развитию связной речи. Таким образом, развитие речи осуществляется на языковой основе. Овладение всеми видами речевой деятельности является одним из результатов обучения, тогда как авторами действующих в 5-9 классах УМК по русскому языку не выделяется отдельного раздела по развитию и совершенствованию чтения, говорения, слушания и письма.
В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой «структура и содержание программы обеспечат учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся» [Программно-методические материалы, 2002: 69]. В 5 классе изучается материал вводного (обобщение и пропедевтика) и основного (систематический) курсов, который обеспечивает соблюдение принципов преемственности и перспективности в обучении между начальной и средней школами. Каждый курс заканчивается перечнем умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. В работе по развитию связной речи учитывается социальный опыт учащихся, взаимосвязь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения, опора на межпредметные связи. Таким образом, совершенствование речевой деятельности активно реализуется в курсе русского языка, особенно по учебнику «Русская речь». Развитие речевой способности осуществляется достаточно интенсивно, однако речевая направленность курса не соотносится напрямую с лингвистическими разделами.
Способ обучения на основе двухступенчатой структуры (закрепительно-углубляющий этап знаний предыдущего года и основной этап), соответствующий логике программы по УМК под редакцией М.М. Разумовской, основан на принципах преемственности и перспективности. «Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения» [Программно-методические материалы, 2002: 111-112].
Развитию речи способствуют содержание и методическая база (принципы, упражнения, приёмы) курса русского языка по УМК под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Для развития речевой способности недостаточно выполнения всех видов речевой деятельности, важно обеспечить единство в аспектном изучении языка и речевой деятельности.
Нельзя не сказать о развивающем характере анализируемых программ и учебников. Стабильный учебник Т.А. Ладыженской, МТ. Баранова и других сочетает в себе речевую и грамматичес-
кую практику обучения в школе. Усвоение теории языка осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, проведении фонетического, морфологического, синтаксического и других видов разбора. Изучение каждого раздела, каждой лингвистической темы способствует развитию логического мышления и речи учащихся, что предполагает совершенствование чтения, говорения, аудирования, письма, обеспечивает развивающие возможности данного УМК.
В параллельном учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и других усилен развивающий эффект. В учебнике «Русский язык. Теория» представлена система теоретических знаний о языке, позволяющая использовать книгу как справочную литературу. В учебнике «Русский язык. Практика» обеспечивается активизация познавательной деятельности школьников, развитие мышления, формирование интереса к изучению языка и совершенствованию речи. Третий учебник - «Родная речь» - способствует совершенствование устной и письменной речи, культуры речевого общения.
Развивающим можно назвать учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. В нем материал подается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах - языковом и речевом. Функционально-семантический подход в обучении развивает навыки учебной деятельности школьников, устную и письменную формы их речи. Рубрика «Размышляйте на лингвистические темы» нацелена на совершенствование умений и навыков чтения, понимания лингвистических текстов.
Все действующие программы и учебники по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы основаны на принципах преемственности и перспективности в обучении. В структуре и содержании программ и учебников развитию речи уделяется большое внимание. Для развития речевой способности учащихся авторам учебников следует увеличить внимание синтезу языкового и речевого аспектов изучения курса русского языка, при этом система теоретико-практического материала должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли овладеть не только суммой определенных знаний и умений, но и демонстрировать высокий уровень владения ими в собственной речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме).
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / В.В. Бабай-цева, Л.Д. Чеснокова. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 330 с.
2. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 кл. [Текст] / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова [и др. ]; под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
3. Программно-методические материалы [Текст]: Русский язык. 5 - 9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений [Текст] / Начальные классы (1-4) . - М.: Просвещение, 1998. - 625 с.
5. Программы общеобразовательных учреждений [Текст]. Начальные классы (1-4) в двух частях. Ч. 1 / Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
6. Программы четырехлетней начальной школы [Текст]: Проект «Начальная школа XXI век» / Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Графф, 2003. - 144 с.
7. Пузанкова Е.Н. Проблема развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку: Материалы к спецкурсу [Текст] / Е.Н. Пузанкова. - М., 1996. - 144 с.
8. Русский язык в 5-6 классах [Текст]: Метод. указания к учебнику / Ред.-сост. М.Т. Баранов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
9. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капи-нос [и др.]; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 301 с.
10. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. - 32-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 303 с.
SUBSTANTIAL MEANS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS FOR PUPILS’ SPEECH ABILITIES
DEVELOPMENT
The article describes the peculiarities of the functional methodological complexes of the Russian language for the secondary school concerning the question of pupils’ speech abilities development. With respect to the stated problem the teaching process should be organized in that way, so the pupils could master not only some knowledge, skills and practice, but could also demonstrate a high level of its grasping in any speech situation.
Key words: Uchebno-methodical complex, speech ability, speech activity, educational program, teoretiko-practical material of textbooks.
E.A. KHOVANSKAYA