Научная статья на тему 'Реализация целей деятельности вневедомственной охраны полиции как составная часть правоохранительной деятельности'

Реализация целей деятельности вневедомственной охраны полиции как составная часть правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микаилов Самир Мурсалович

В статье автором рассматриваются цели, виды и направления деятельности вневедомственной охраны полиции и путём анализа нормативных и правовых источников, регламентирующих данную деятельность, а также научной и специальной литературы по данной тематике, раскрывается место и роль вневедомственной охраны полиции в правоохранительной системе страны. В статье мотивированно обосновано, что, будучи специально уполномоченной государством правоохранительной организацией, вневедомственная охрана полиции является одним из субъектов правоохранительной деятельности, а её деятельность представляет собой правоохранительную деятельность. Таким образом, реализация целей деятельности вневедомственной охраны полиции приходится составной частью правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Микаилов Самир Мурсалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация целей деятельности вневедомственной охраны полиции как составная часть правоохранительной деятельности»

Микаилов Самир Мурсалович - кандидат юридических наук, полковник полиции, начальник ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия», г.Петрозаводск.

185035, г.Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 45а.

Тел. 8-(8142)-78-41-04. E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что важнейшей особенностью развития социальной формы любого государства считается тесная взаимосвязь между развитием, благополучием и безопасностью. При этом, как известно, нормальное развитие общества и государства невозможно без сохранения различных видов безопасности, которые обеспечиваются путём достижения удовлетворяющего потребностям общества и граждан социального порядка и правопорядка, которые, в свою очередь, достигаются в результате осуществления различного рода деятельности, в том числе правоохранительной деятельности.

Рассматривая правоохранительную деятельность как форму активного и осознанного отношения к окружающему миру и действительности, можно предположить, что она осуществляется, в первую очередь и в основном, самим государством и его институтами и, следовательно, является одним из видов государственной деятельности.

Данный вывод вытекает из предназначения российского государства и его институтов, исходя из обозначенных в Конституции Российской Федерации задач, о чём в той или иной форме говорится в ст. 2, 45, п. "в" ст. 71, п. "б" ст. 72, п. "е" ст. 114. [1] Например, в Конституции России прямо обозначено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», [1, ст.2] а также установлено, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». [1, ч. 1 ст. 45] Следовательно, задача обеспечения должного уровня правопорядка

становится одной из важнейших задач государственного управления, которая, как представляется, решается в результате правоохранительной деятельности.

В решении данной задачи участвуют все ветви власти, и, в той или иной мере, задействованы все органы государства, но для ряда из них решение этой задачи является основной задачей и целью деятельности. Речь идёт о тех органах государства, которые принято называть «правоохранительными органами» (иногда также «органами охраны общественного порядка» или «охраны правопорядка»), а прямой целью их деятельности является: защита права от

нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер принуждения.

По общепринятому в теории и практике мнению, такую деятельность принято называть «правоохранительной деятельностью» и рассматривать ее, как «властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленной на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе». [12] При этом основной и обобщённой целью данной деятельности принято считать, охрану самого права и поддержание правопорядка. [10;11;12;13;14;15;16;17;18;20;21;23 и другие]

Исходя из данной цели, в теории управления и теории права выработаны критерии отнесения органов государства к правоохранительным. Наиболее значимым из них является критерий, согласно которому, к «правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» [22], исходя из их «специализации и систематического участия в осуществлении правоохранительных функций». [19]

Вместе с тем, в соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью

применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. И, в-четвёртых, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов». [12]

Представляется, что все вышеперечисленные признаки и критерии вполне относятся и к деятельности вневедомственной охраны полиции, так как основной целью деятельности вневедомственной охраны полиции (обобщенно) является охрана имущественных прав юридических и физических лиц. [9, п.п.19,20] При этом:

1. Данная деятельность предполагает применение юридических мер воздействия, которые строго соответствуют предписаниям закона. [2;3;6;9 и другие]

2.Организация и деятельность вневедомственной охраны полиции регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», [3] Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», [4] постановлениями Правительства Российской Федерации от 11

февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», [5] от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», [6] распоряжениями Правительства Российской Федерации № 1629-р от 2 ноября 2009 г. утвердившего «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел», [7] от 30 декабря 2011 г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции», [8] приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, утверждающими Уставы федеральных государственных казённых учреждений подразделений вневедомственной охраны соответствующих субъектов Российской Федерации, [например, 9 ] приказами МВД России от 4 августа 2006 г. № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел», от 31 августа 2007 г. № 772 «Об утверждении Порядка обеспечения МВД России охраны имущества по договорам», от 16 июня 2011 г. № 676 «Об утверждения инструкции по организации работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны», от 16 июня 2011 г. № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 июля 2012 г. № 876 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов внутренних министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны», от 30 декабря 2011 г. № 1345 «Об утверждении методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» и рядом других нормативно-правовых актов. Данными нормативными правовыми актами определены цели и виды

деятельности вневедомственной охраны полиции и установлены особые правила для решения возложенных на неё задач.

3.Вневедомственная охрана полиции является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе. [9, п.1] Иными словами является специально уполномоченной государственной организацией, целями деятельности которой является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, [7] реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов, а также участие в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

4.Кроме перечисленных основных направлений деятельности, вневедомственная охрана полиции, являясь составной частью полиции, [4] участвует в реализации таких направлений её деятельности как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение правопорядка в общественных местах. [3, ст.2]

Таким образом, проведенный анализ юридической литературы и нормативных правовых источников позволяет нам установить, что вневедомственная охрана полиции является специально уполномоченной государством правоохранительной организацией, а её деятельность, в свою очередь, является правоохранительной деятельностью.

* * *

1.Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. №237, 25 дек.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001г.

№ 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.10.2013].

3.Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900

4.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. № 5419(43). 02 марта.

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 2005, № 8, ст. 648

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» // СЗ РФ, 25.04.2011, №17, ст.2409

7.Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1629-р от 02 ноября 2009 г. «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»// СЗ РФ, 2009, № 45 ст. 5397

8.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» // СЗ РФ, 2012, № 4, ст. 513

9.Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»

10Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности (опыт системного исследования). СПб., 1998. С.20

11.Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2001. - С.32

12.Гуценко К.Ф., КовалевМ.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. - М.: Издательство "ЗЕРЦАЛО", 2007. -440 с.

13.Кудинов Л. Д. Субъекты правоохранительной деятельности. Волгоград: Волгоградская высшая следственная школа МВД РФ, 1992

14.Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами.// М.: Юстицинформ, 2008. — 224 с.

15Макштарева С.Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности : историко-правовой и теоретико-правовой аспекты : диссертация ... кандидата юридических наук. - С-Пб, 2008.- 164 с.

16Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 463 с.

17.Сахаров А.Б. Правоохранительная деятельность и преступность. / Советское государство и право, 1986, №1.

18.Тарасов А.М. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты контроля. Российский юридический журнал. 3, 2006

19. Честнов И. Л. Правоохранительная функция современного государства [Текст] / И. Л. Честнов. // Криминалистъ. -2011. - № 1. - С. 109 - 112

20. Числов А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность (Теоретикоправовое исследование) : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : СПб., 2000 372 с.

21.ЧувилевА.А. Правоохранительные органы: Уч. пособие. -М.: Юриспруденция, 2000.

22.Шаропуто М. В. Правоохранительные органы. // URL:

http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy-2/index.htm [Доступ за 11.11.2013г.]

23.Эриашвили Н.Д., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М.Правоохранительные органы: учебник // М,Юнити - дана, 2009, 511с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.