Микаилов Самир Мурсалович - кандидат юридических наук, начальник ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия», г.Петрозаводск.
185035, г.Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 45а.
Тел. 8-(8142)-78-41-04. E-mail: smm45@mail.ru
СММикаилов
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Деятельность вневедомственной охраны полиции осуществляется по 39 направлениям, которые можно условно классифицировать на:
- «общеполицейские», связанные с пресечением преступлений и административных правонарушений в зоне действия постов и маршрутов патрулирования полиции вневедомственной охраны и других направлений, определённых Федеральным законом Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [8];
- основные, непосредственно направленные на обеспечение имущественной безопасности граждан и организаций;
- обеспечительные, связанные с обеспечением деятельности самих подразделений вневедомственной охраны полиции.
Как показывает практика, реализовывать их, концентрируя силы и средства одновременно на все без исключения направления деятельности, крайне сложно и нереально. Представляется, что ни одно направление не должно оставаться без внимания, но ряд из них, в зависимости от обстоятельств и ресурсов, периодически выходят на первый план в процессе деятельности и требуют повышенного внимания. Иными словами, речь идет о приоритетах и приоритетных направлениях деятельности.
По общему пониманию, «приоритет» (лат. «prior» — первый, старший) — трактуется как первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности [2; 6; 12; 14; 15], а приоритетные виды и направления деятельности - как виды деятельности, обусловленные историческими, экономическими и социальными условиями [3; 11].
Соглашаясь с выводом, что приоритеты - это критерии, влияющие на определение сравнительной важности задач, и, соответственно, на выбор при
наличии между ними «конфликта интересов», обусловленного ограниченностью ресурсов [1], резюмируем, что категория приоритета видится как категория, позволяющая сравнивать одни приоритетные цели и направления с другими и решать, какие из них являются более срочными и важными, и которые из них необходимо реализовывать в первую очередь, в тоже время не оставляя без внимания второстепенные.
Иными словами, под приоритетом в организации и деятельности предлагается понимать определение первоочередных задач, проблем, вопросов, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.
Джон ван Гиг, аргументировав, что приоритеты можно рассматривать как формализацию назначения различных весов свойствам решения с целью придать большую важность одним свойствам и меньшую — другим, определил, что приоритеты — это вид иерархии, когда определенным целям (направлениям деятельности) отдают предпочтение по сравнению с другими. Назначение весов диктуется и политической целесообразностью, и требованиями общественности, и текущим моментом, и результатами формального анализа [5].
Следовательно, основным детерминантом выделения приоритетов деятельности вневедомственной охраны в рассматриваемой сфере выступают политические решения общефедерального характера в данной области.
Федеральные приоритеты обеспечения национальной безопасности естественным образом становятся приоритетными и для вневедомственной охраны с точки зрения её функционального предназначения, как условие для успешной реализации направлений деятельности и достижения целей (обобщённо - обеспечение надлежащего уровня имущественной безопасности граждан и организаций), указанных в Уставах федеральных государственных казённых учреждений «Управление вневедомственной охраны по субъекту Российской Федерации» 1.
Приоритетами деятельности вневедомственной охраны, по нашему мнению, необходимо определять одновременно не все направления деятельности в данной сфере, а только те, которые значимы в конкретно складывающейся ситуации, то есть те приоритеты деятельности, которые являются актуальными ориентирами.
1 См., например: «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»: приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418. Ц^: mvd.ru/userfiles/respublika_kareliya.doc - С.М.
Выделение приоритетов деятельности вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере обусловлено особым местом вневедомственной охраны полиции в обеспечении национальной безопасности и организационно-правовым статусом, обозначенными целями и направлениями деятельности как основного звена в структуре полиции, на которую возложено основное бремя по обеспечению безопасности объектов, представляющих особую важность для национальной безопасности [10].
Следует заметить, что дальнейшим вектором развития вневедомственной охраны полиции в современных условиях и одним из главных приоритетов её деятельности, руководством МВД России определяется необходимость ухода от охраны имущества коммерческих предприятий и ориентированность на обеспечение безопасности особо значимых объектов Российской Федерации и усиление их охраны [9].
В первую очередь, вневедомственная охрана полиции имеет непосредственное отношение к такой насущной проблеме, как борьба с терроризмом.
Данное утверждение аргументируется тем, что реалии современности усиливают тенденции возрастания роли вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения национальной безопасности и связаны с возложением на подразделения вневедомственной охраны направлений деятельности, имеющих непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности, таких, как охрана объектов особой важности и участие в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности.
Неоспоримым аргументом, по нашему мнению, является тот факт, что в ряде нормативно-правовых документах МВД России вневедомственной охране отведена роль приданных сил в системе обеспечения национальной, общественной и имущественной безопасности при введении различных видов административно-правовых режимов, а также оказание содействия другим подразделениям МВД России по организации предупреждения преступлений террористического характера.
На особое место вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения национальной безопасности (в первую очередь, в обеспечении антитеррористической защищённости объектов) указывает её роль в обеспечении транспортной безопасности и возложение на неё Правительством Российской Федерации задачи по охране периметров международных аэропортов [9].
На важную роль вневедомственной охраны полиции указывает и то, что Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» предполагается в целях обеспечения антитеррористической защищённости и физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса использовать подразделения вневедомственной охраны полиции [7].
Руководствуясь принципами приоритезации, на основе анализа состояния национальной безопасности (в первую очередь, состояния антитеррористической защищённости объектов), а также исходя из угроз и вызовов национальной и имущественной безопасности, можно определить, что главенствующим приоритетом деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности выступают охрана на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации [10], в который включены объекты, которые представляют особую важность для национальной безопасности, а также обеспечение антитеррористической защищённости объектов путём участия в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.
Особая роль вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере деятельности заключается также в том, что по вопросам обеспечения национальной и имущественной безопасности она взаимодействует с другими субъектами системы её обеспечения и использует их возможности.
Такая деятельность сочетается не только с контрольными функциями (инспектированием подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов), но и с оказанием им правовой и методической помощи (участие в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации [10], а также выдача рекомендаций по инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны и безопасности).
В плане характеристики роли вневедомственной охраны полиции в обеспечении национальной безопасности значимый интерес представляет её взаимоотношение с территориальными антитеррористическими комиссиями, по поручению которых сотрудники вневедомственной охраны полиции регулярно привлекаются к проведению комплексных инспектирований на предмет антитеррористической защищённости различных категорий объектов, выработке требований по вопросам технической укреплённости и антитеррористической защищённости объектов и оснащению их техническими средствами охраны, а также принимают участие при согласовании паспортов безопасности объектов.
Возрастает результативность взаимодействия вневедомственной охраны полиции с органами власти субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления в сфере обеспечения национальной и имущественной безопасности.
Наиболее плодотворно данное взаимодействие проявляется в разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией [10].
Представляется, что вневедомственная охрана полиции должна использовать любые правовые и организационные механизмы, ориентированные на обеспечение удовлетворяющего потребности общества уровня имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий.
В этом контексте особую значимость представляют особенности организации и управления в подразделениях вневедомственной охраны полиции, которые позволяют ей, на основе анализа имущественных преступлений и общего состояния оперативной обстановки, своевременно выявлять угрозы имущественной безопасности, определять их масштаб, возможные негативные последствия, вырабатывать меры по их нейтрализации и организовывать адекватное реагирование. Данные особенности заложены в практике планирования деятельности, определения задач и приоритетов, основанной на мониторинге и анализе информации о состоянии оперативной обстановки.
Наглядным подтверждением того, что деятельность по обеспечению имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий определяет основные цели и задачи вневедомственной охраны полиции, являются результаты предпринятого нами анализа планов
работы подразделений вневедомственной охраны полиции восьми субъектов Российской Федерации (республик Карелия, Карачаево-Черкессия, Астраханской, Курганской, Костромской, Мурманской, Тамбовской и Челябинской областей) за 2009-2012 гг. В них ежегодно находили отражение меры по обеспечению имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий, организация взаимодействия с другими субъектами обеспечения системы национальной безопасности и объединения их усилий для мониторинга по выявлению и нейтрализации угроз в данной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой области является важным фактором стабилизации правоотношений в сфере обеспечения национальной и имущественной безопасности и правовой системы в целом, так как эта деятельность органично связана с основными элементами правовой системы, а именно с правотворчеством, правоприменением, праворазъяснением, профилактикой правонарушений и правовым контролем, обеспечением законности и правопорядка.
Воздействие вневедомственной охраны полиции на процесс обеспечения национальной безопасности создает предпосылки для осуществления ею правового мониторинга угроз национальной и имущественной безопасности как одной из основных функций вневедомственной охраны полиции, что способствует принятию своевременных мер по нейтрализации и устранению возникающих угроз их состоянию, а также смягчению их последствий.
Многофункциональная деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению имущественной безопасности в современных условиях придает ей большой превентивный и регулирующий потенциал в целях обеспечения национальной безопасности в пределах тех рамок, которые определило ей государство.
В таком качестве она способна адекватно мобилизовать на нейтрализацию и устранение угроз национальной и имущественной безопасности, с учетом их масштаба и локализации, не только собственные ресурсы, но и ресурсы других субъектов системы обеспечения имущественной безопасности, а также самые широкие слои общественности и институты гражданского общества.
Обобщение и анализ результатов деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и
антитеррористической защищённости объектов позволяет со всей определённостью судить о её исключительно важной миссии подлинного государственного защитника национальных интересов в рассматриваемой сфере.
Соответственно, объективная необходимость в использовании
возможностей вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов вполне очевидна.
Возложение на вневедомственную охрану полиции функции обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению в целом национальной безопасности.
Значительные используемые и потенциальные возможности
вневедомственной охраны полиции в деле по нейтрализации либо устранению
угроз национальной безопасности страны, путём обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов указывает и на то, что её роль в данном направлении деятельности будет не только сохраняться, но и возрастать. Можно сделать прогноз, что основные направления деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности претерпят значительные изменения.
Акценты её деятельности и целевая ориентация сместится как раз в сферу обеспечения антитеррористической защищённости объектов путём обеспечения безопасности, в первую очередь, объектов, подлежащих обязательной
государственной охране и подлежащих обязательной охране подразделениями полиции, так как именно такие объекты требуют повышенного внимания со стороны государства в рамках обеспечения национальной безопасности, а объекты остальных категорий будут охраняться другими субъектами системы обеспечения национальной безопасности.
В таком случае резонно встаёт вопрос: не дублирует ли вневедомственная охрана полиции функции других субъектов системы обеспечения национальной и имущественной безопасности? Есть ли существенная разница между задачами вневедомственной охраны полиции и задачами других субъектов системы обеспечения национальной и имущественной безопасности?
Проведённый анализ нормативно-правовых источников, а также деятельности вневедомственной охраны полиции и других субъектов системы
обеспечения национальной и имущественной безопасности позволяет аргументировать: нет, не дублирует, ибо существенно различаются характер выполняемых задач вневедомственной охраной полиции, цели и предмет деятельности, специфика форм деятельности, а также диапазон средств и методов реагирования.
Самое главное отличие заключаются в том, что правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции не ограничивается мерами воздействия на конкретные нарушения норм права, законодательных и подзаконных актов, но и, учитывая весь их массив, распространяется на причины и условия, им способствующие.
Важнейшее правозащитное свойство вневедомственной охраны полиции заключается в её способности реагировать на нарушения, посягающие на общезначимые интересы в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов различных категорий и разных форм собственности.
Ни один из других субъектов системы обеспечения имущественной безопасности не включает в себе такой многообразный спектр способов и средств воздействия на происходящие в этой области процессы, как вневедомственная охрана полиции.
Организации и деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости аналогов нет.
Уникальность этого органа, специфика организационных и функциональных возможностей, структурное построение, дают возможность решать такие задачи, которые не под силу другим субъектам системы обеспечения имущественной безопасности, что бесспорно выделяет вневедомственную охрану полиции из общей совокупности структур, решающих задачи по обеспечению имущественной безопасности.
Резюмируя, следует отметить, что главенствующим приоритетом деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности выступают охрана на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, в который включены объекты, представляющие особую важность для обеспечения национальной безопасности страны, а также обеспечение антитеррористической защищённости
объектов путём участия в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно-технической укреплённости и оснащенности техническими средствами охраны и безопасности.
* * *
1. Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента [Электронный ресурс] //
Организация времени: эффективность, успех, развитие: [сайт].
иКЪ:И11р://’№№^:1тргоуетеп1:.га/§1о88агу/§1о8801.8Ь1т 2003 г.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2009. 1264 с.
3. Викут М.А. Актуальные вопросы гражданского процессуального права // Правоведение. 1998. №1.
4. Горовой А.В. Доклад на всероссийском семинаре-совещании начальников подразделений службы вневедомственной охраны полиции субъектов Российской Федерации (Москва, 24-25 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] // МВД России: [официальный сайт] // http://www.mvd.ru/news/show_104976/
5. Джон ван Гиг. Прикладная общая теория систем / пер. с англ.; под ред. Б.Г. Сушкова, В.С. Тюхнина М.: Изд-во "Мир", 1981. Т. 1. 336 с.
6. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Куракова А.Л. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и Школа, 2004. 1072 с.
7. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: федер. закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // СЗ РФ. № 30 (ч. 1). Ст. 4604.
8. О полиции: федер. закон Российской Федерации от 7 апреля 2011 года № 3-ФЗ // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900.
9. Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года №42 // СЗ РФ. № 6. Ст. 890.
10. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции
вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5397.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
12. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. / Аверина С.А. и др.; науч. конс-т Г.В. Якушева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; 2002.
13. Словарь исторических терминов / сост. В.С. Симаков, под общ. ред. А.П. Крюковских. СПб.: «Лита», 1998.
14. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / рук-ль научного проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 863 с.
15. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.