Научная статья на тему 'Реализация технологического подхода в практике современного отечественного образования'

Реализация технологического подхода в практике современного отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникеев И. А.

Стремительное развитие науки и техники диктует необходимость модернизации системы образования, а именно усовершенствование процесса обучения, наполнения его новым содержанием, придания ему универсальности и воспроизводимости, при обязательном применении технологического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация технологического подхода в практике современного отечественного образования»

И.А.Аникеев

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стремительное развитие науки и техники диктует необходимость модернизации системы образования, а именно усовершенствование процесса обучения, наполнения его новым содержанием, придания ему универсальности и воспроизводимости, при обязательном применении технологического подхода.

Ключевые слова: технологический подход, технология обучения, образовательная практика.

T.A.Anikeev REALIZATION OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN PRACTICE OF MODERN DOMESTIC EDUCATION

Prompt development of a science and equipment dictates need of modernization of an education system, namely improvement ofprocess of training, filling by its new contents, giving to it to universality and reproducibility, at obligatory application of a technological approach.

Key words: technological approach, technology of training, educational practice.

Разработка и внедрение эффективных образовательных технологий является важнейшим условием совершенствования отечественной системы образования. При этом в сфере образования среди множества категорий очень часто используется понятие «подход». В теории и методике профессионального высшего образования под термином «подход» понимается основополагающая научная идея, являющаяся ядром вузовского образовательного процесса; идея, создатель которой расширяет, развертывает ее, указывая все возможные варианты ее практического применения в различных условиях. Исходя из этого, понятие «технологический подход» мы будем рассматривать в представленном выше значении, т.е. как путь создания и реализации на практике технологий с целью решения различного рода образовательных задач.

Ведущими функциями, лежащими в основе технологического подхода, выступают: 1) гностическая функция, т.е. изучение специфических черт и особенностей образовательных технологий; 2) концептуальная функция, заключающаяся в раскрытии основного содержания образовательных технологий; 3) конструктивная функция, т.е. проектирование и разработка новых образовательных технологий и использования их на практике; 4) прогностическая функция, т.е. определение стратегических путей, способов и методов реализации образовательной технологии на практике [3, с. 58].

Повышение интереса к технологиям и их широкая реализация в рамках образовательного процесса выявили ряд существенных проблем и препятствий в их разработке и применении, что свидетельствует о сложности использования данного подхода в современной образовательной практике.

Все применяемые в образовательной практике технологии, основываются на определенной идее, концепции, анализируя которые выявляются принципы и порядок ее выстраивания. Таким образом, технологический подход напрямую связан с развитием теоретического знания, выступающего в качестве его фундамента, описывая порядок построения процедур преобразующего взаимодействия педагога с различными средствами, такими как учебная и научная информация, наглядными и иными техническими средствами, и субъектами образовательного процесса. При этом в качестве предметной стороны преобразующего взаимодействия могут выступать как субъекты образовательного процесса, так и содержание образования, различные методы обучения, формы построения процесса обучения [4, с.24].

Выбирая ту или иную технологию, педагог, прежде всего, должен опираться на уровень возрастного, психологического, умственного, личностного развития учащихся, студентов. Главной особенностью технологического подхода является тот факт, что он не только описывает образовательный процесс теоретически, но и имеет значительную практическую сторону, выражающуюся в конструктивной модели организуемого процесса. Технология здесь выступает как научно продуманный способ деятельности субъектов с целью повышения качества результатов обучения.

Используемый в создании и организации образовательного процесса технологический подход акцентирует внимание на наборе повторяющихся и основанных на определенной логике действий, совершаемых участниками образовательного процесса. Эти действия можно представить следующим образом: 1) точное и наиболее продуманное уточнение будущих действий, для достижения поставленной цели; 2) выбор диагностических способов и методик оценивания получаемых результатов в применении определенной технологии; 3) все субъекты, применяя данную технологию, должны строго и последовательно обеспечивать гарантированность ожидаемых результатов; 4) обязательный учет эффективности затраченных на достижение поставленных целей ресурсов и времени; 5) оценка действенности, продуктивности и плодотворности используемых средств; 6) полная характеристика условий, которые способствуют реализации данной технологии на практике, учет погрешностей и неточностей, просчет ее универсальности и воспроизводимости в различных условиях [3, с.140]. Отметим, что все эти процедуры не стоит рассматривать как некий алгоритм действий, поэтапно описывающих путь достижения заданных образовательных результатов, напротив, эти процедуры являются опорными средствами в достижении поставленных целей.

В реализации технологии на практике ведущую роль играет взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое происходит на договорной основе исходя из методов и принципов, избранных с целью оптимального осуществления человеческих или технических возможностей.

Исходя из того, что образовательный процесс направлен на решение определенной цели, тесно связан с содержанием образования, деятельностью его субъектов, средствами и приемами, то технологичность охватывает все его составляющие, такие как цели, содержание, формы и методы организации образовательного процесса, контроль и оценку результатов, а также уровни его реализации на практике, т.е. либо на уровне всего учебного заведения, либо на уровне определенной учебной дисциплины и т.д.

Многие ученые (В.Оконь, Б.Блюм, В.Беспалько и другие) в своих работах поднимают вопрос технологичности педагогических целей [2, с.97]. Успех и эффективность в решении образовательных целей, зависит от того, насколько они стандартизированы и отображены в измеряемом и воспроизводимом виде. Практика показывает, что показатель стандартизации образовательных целей в рамках отдельной учебной дисциплины может быть разным. Зачастую сложность образовательных целей не позволяет придать им воспроизводимый вид, вследствие чего создание и внедрение технологий представляет собой довольно непростой и противоречивый процесс. Особенно это свойственно творческим педагогам, направляющим все свои усилия не просто на передачу теоретического материала, а на ценностное осмысление учащимися процесса обучения и получаемых знаний, на развитие их творческих, интеллектуальных, нравственных, духовных, личностно-профессиональных качеств. К примеру, компетентностный подход, применяемый в современной образовательной практике, позволяет выразить образовательные цели в виде компетенций.

Уже многие годы ученые ставят вопросы о технологичности в содержании образования и возможностях ее измерения. В качестве примера технологичности содержания образования можно привести линейное или концентрическое строение содержания, блочно-модульную, многоступенчатую систему построения учебного процесса [1, с. 166].

Применение в образовательной практике технологического подхода напрямую связано с термином «технология» и понимается как упорядоченная система, направленная на решение определенных образовательных целей и задач, в основе которых лежит воспроизводимость и универсальность; а также как научно-проектная деятельность всех участников образовательного процесса, для достижения заранее поставленных образовательных результатов.

Используемые в образовании технологии могут быть описаны на различных уровнях: 1) концептуальном (представление ее в качестве совокупности идей и понятий, составляющих основу строения применяемой технологии); 2) процедурном, где ведущими характеристиками технологии выступают действия субъектов по организации и проработке каждого этапа

решения поставленных целей и задач; 3) проектном, где взятые за основу концептуальные положения и идеи переходят в логические этапы построения процесса достижения образовательных целей; 4) техническом (широкое применение на каждом из этапов техникоинструментальных средств) [4,с.28].

Системность любой из применимых на практике технологий складывается из различных последовательных этапов, где вначале формулируется ведущая идея повышения качества и эффективности образовательного процесса, обосновываются цели и направления ее организации с приведением используемых методов и приемов. Далее, выстраивается четкий алгоритм будущих действий, который описывает деятельность каждого из субъектов образовательного процесса. После чего технология воплощается в практике учебного процесса и подлежит полному и системному анализу и описанию.

Исходя из знаниевой парадигмы, в рамках которой со стороны педагогов происходит трансляция, а со стороны учащихся усвоение знаний, технологии можно рассматривать в нескольких значениях: 1) деятельностном, т.е. организация различной деятельности субъектов образовательного процесса, будь-то учебной, познавательной, игровой, поисковой, например технологии проблемного обучения, игровые технологии; 2) информационном, когда в основой выступают технологии работы с информацией; 3) проектном, т.е. разработка и применение технологий проектирования, создания проблемной лекции, проблемных ситуаций; 4) личностно-ориентированном, при котором используются технологии контекстного и рефлексивного обучения; 5) культурологическом, в рамках которого организуется трансляция элементов различных культур, используются технологии организации диалога и взаимодействия различных культур, а также методики разрешения конфликтов.

Применяя понятие «технология» в решении образовательных задач необходимо знать, что данная педагогическая категория может быть использована в нескольких значениях: 1) как заранее продуманный сценарий по изменению свойств предмета и объекта педагогической деятельности; 2) как возможность обеспечения систематической цикличности и воспроизводимости решения образовательных целей и задач; 3) как целенаправленное управление учебным процессом; 4) как четкий алгоритм последовательных действий и операций, направленных на повышение эффективности процесса решения образовательных задач, а также снижения и оптимизации, используемых на это ресурсов; 5) как возможность приведения действий субъектов в соответствие с закономерностями организуемого процесса обучения; 6) как возможность трансляции и воспроизведения положительного педагогического опыта в рамках широкого профессионально-педагогического пространства.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что применение в педагогической практике различных технологий, имеет своей целью повышение мастерства педагога, усовершенствование деятельности учащихся, студентов в решении образовательных задач, увеличения количества применяемых методик и разработок, которые отличались бы универсальностью и воспроизводимостью и позволяли оптимально использовать применяемые ресурсы в системе отечественного образования.

Литература

1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В.Кларин.

- М., 1994.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Современные образовательные технологии: уч. пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.