Научная статья на тему 'Реализация структурнофункциональной модели в процессе формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей'

Реализация структурнофункциональной модели в процессе формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / STUDENTS OF TOURIST SPECIALTIES / PROFESSIONAL TRAINING / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Наталья Алексеевна

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки. Предложены разработанные автором критерии и уровни оценки сформированности коммуникативных компетенций, показана их динамика за период эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of structural-functional model in the process of forming the communicative competences of students at the tourist specialties

The structural-functional model in the process of forming the communicative competences of students at the tourist specialties during professional training is offered in the article. There are suggested elaborated by the author the criteria and levels of estimation the students' communicative competences and is shown their dynamics during the experiment in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация структурнофункциональной модели в процессе формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

УДК 378: 147

Н. Л. ЛУКЬЯНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки. Предложены разработанные автором критерии и уровни оценки сформированности коммуникативных компетенций, показана их динамика за период эксперимента.

Ключевые слова: студенты туристских специальностей, профессиональная подготовка, коммуникативные компетенции.

Актуальность. Современный туризм — это крупный бизнес и серьезная политика глобального уровня [1]. Вместе с тем совершенно очевидно, что успешность туристской организации, под которой понимается в первую очередь получение прибыли, определяется профессионализмом ее персонала [2].

Значительное увеличение образовательного сегмента, позволяющего подготовить компетентного специалиста по туризму, пока не решает полностью проблему подготовки специалистов туриндустрии: в частности, одной из слабых сторон является уровень обслуживания потребителей и недостаточная готовность специалистов в сфере сервиса и туризма к профессиональному межличностному общению [3]. Профессиональная деятельность специалистов туриндустрии — это информационные контакты с потребителями, организация и проведение деловых переговоров, встреч, презентаций, рекламных кампаний и др. Бесспорно, что решение этих проблем находится в прямой зависимости от уровня коммуникативных компетенций специалистов в данной отрасли. Проблема несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда вызывает необходимость обращения к вопросам профессиональной подготовки конкурентоспособных выпускников [4].

Проблема исследования заключается в поиске средств и технологий формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов туристских специальностей в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: формирование коммуникативных компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов туристских специа-

льностей на основе структурно-функциональной модели.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что формирование коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки будет проходить успешно, если:

— оно протекает в рамках специально разработанной структурно-функциональной модели, отражающей взаимосвязь структурных блоков: целеполага-ния, содержательно-технологического, организационного, критериально-оценочного, результативного.

Задачи исследования:

— разработать критериально оценочный инструментарий для определения сформированности коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей;

— разработать структурно-функциональную модель формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки и экспериментально проверить ее эффективность.

Организация исследования. Исследование проведено на базе ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» в период с 2007 по 2010 год.

Решение проблемы формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких подходов к исследованию. Анализ научной литературы показал, что для решения нашей проблемы наиболее продуктивными являются компетентностный, системный и деятельностный подходы. Данные подходы послужили теоретико-методологической основой для разработки и обоснования модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки. При разработке модели формирования ком-

Социальный заказ: специалист туриндустрии с высоким уровнем _______________коммуникативных компетенций________________

і

БЛОК ЦЕЛЕПАЛАГАНИЯ

ЦЕЛЬ: формирование коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей ПОДХОДЫ: компетентностный, системный, деятельностный______________________________________

_=Ск_

СОДЕРЖАТЕЛЬНО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Л ичн остн о—мотиваци онн ый компонент (готовность к проявлению коммуникативных компетенций; коммуникативно значимые качества)

Когнитивный компонент

(теоретические знание закономерностей и специфики межличностного общения, правила и приемы риторики, рефлексивное, эмпатийное слушание и др.)

' 43.

Поведенческий компонент

(практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, развитый самоконтроль)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ блок

Педагогические условия: поэтапное формирование коммуникативных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе лекционных и практических занятий; учет индивидуального профиля КК, который позволяет целенаправленно организовать самостоятельную работу студентов и дифференцированно использовать в учебном процессе методы активного обучения____________

Формы:

Лекционные,

практические

занятия,

самостоятельная

работа

Методы: (лекции: проблемная, визуализация, пресс-конференция; деловая игра, ролевая игра, тренинг жестикуляции, ситуативные упражнения)

Средства:

Учебная программа по дисциплине «ДЭиП», профили

коммуникативных качеств и умений, протоколы, учебное пособие, карточки - задания______

Принципы:

- вежливости Дж .Лича

- кооперации Г. П. Грайса

Ік.

КРИТЕРИАЛЬНА-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерии сформированности КК Уровни Диагностические методики

- Инициативное участие в общении. Развитие коммуникативных качеств. - Сформированность коммуникативных знаний и умений,необходимых для деятельности в туристской сфере низкий — (пороговый) средний — ( стандартный) высокий - (эталонный) - оценка уровня коммуникативных и организаторских склонностей - оценка уровня этичности - оценка уровня эмпатии - оценка уровня невербальных ср-в коммуникации - оценка уровня умения излагать свои мысли - оценка уровня умения слушать - оценка уровня эффективности ведения телефонных переговоров

______________________________________=□=_____________________________________

____________________________РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК_______________________________

РЕЗУЛЬТАТ — положительная динамика роста уровня сформированности коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки

муникативных компетенций был преимущественно задействован системный подход.

Структурно-функциональная модель процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки (рис. 1) отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (формирование коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки), содержание (компоненты коммуникативных компетенций), организацию (педагогические условия, формы, методы, средства, принципы), критерии и показатели уровня сформированности коммуникативных компетенций (степень выраженности коммуникативной мотивации, сформированного коммуникативно значимых качеств, коммуникативных знаний и умений, результативность в самостоятельном решении коммуникативных задач).

В динамическом аспекте, учитывая процессуальный характер формирования компетенций специалиста, мы определили критерии и уровни их сформированности на основе государственного стандарта, анализа научно-методической литературы.

Осуществляя поэтапный дифференцированный процесс формирования искомого качества, нами было выделено три уровня сформированности коммуникативных компетенций.

Низкий уровень (пороговый): слабое проявление инициативы, излишняя самоуверенность; коммуникативные знания отрывочные и несистемные (знать и понимать функцию коммуникативных компетенций, коммуникационных технологий в туристской деятельности); коммуникативные умения (не умеет поддерживать речевой контакт и заинтересовать слушателя).

Средний уровень (стандартный): нет четко выраженной коммуникативной направленности; коммуникативные знания находятся на достаточно высоком уровне (выявляет и анализирует коммуникативную деятельность в различных отраслях турбизнеса и в разных видах производственной деятельности — менеджменте организации, маркетинговых мероприятиях, организации обслуживания и т.д.); коммуникативные умения (недостаточно хорошо владеет устной речью, не умеет слушать собеседника, соблюдает правила телефонного этикета, способен самостоятельно вести

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

16,00 ■

14.00 ■

12.00 ■ 10,00 ■ 8,00 ■ 6,00 ■

4.00 -

2.00 ■ 0,00 ■

I?

111111

И

1ч °

0 Ь

1 -

т х * ? ГП о

ё I |ё

'* 8

5 &

О 'I' ■1' Си и

= = "

I Й 1

5 с “

р 1

□ до ■ после

Рис, 2. Динамика изменений компонентов коммуникативных компетенций в контрольной группе, баллы

Рис. 3. Динамика изменений компонентов коммуникативных компетенций у студентов экспериментальной группы №1, баллы

Рис. 4. Динамика изменений компонентов коммуникативных компетенций у студентов экспериментальной группы № 2, баллы

деловую переписку, неплохо интерпретирует жесты и мимику, однако в реальной жизни неэффективно использует эту информацию); наблюдается склонность к творческой самостоятельности, но с большим количеством ошибок.

Высокий уровень (эталонный): положительная коммуникативная направленность, высокая познавательная активность и инициативность; высокий уровень знаний (ориентируется в методах и технологии эффективной коммуникативной деятельности); коммуникативные умения (владеет формами устной речи, умеет слушать и планировать телефонный раз-

говор, корректно отстаивает свою точку зрения, обладает наблюдательностью, способностью понимать других людей); творческая самостоятельность и активность.

Для определения у студентов сформированности коммуникативных компетенций нами были выделены два критерия: инициативное участие в общении. Развитие коммуникативно значимых качеств (уровень сформированности коммуникативных, организаторских склонностей, этичности и эмпатии); сформиро-ванность знаний и умений, необходимых для деятельности в туристской сфере (уровень сформирован-

□ высокий

ЭГ 1

□ средни й

ЭГ 2

□ ни зки й

Рис. 5. Динамика изменений уровней сформированности критерия «Инициативное участие в общении.

Развитие коммуникативно значимых качеств»,%

□ высокий

-1с ред нии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э Г 2

Шниз кий

Рис. 6. Динамика изменений уровней критерия «Сформированность знаний и умений, необходимых для деятельности в туристской сфере»,%

ности невербальных средств, умение излагать свои мысли, умение слушать, эффективность ведения телефонных переговоров).

После внедрения в экспериментальных группах структурно-функциональной модели проведена регистрация изменений в развитии компонентов коммуникативных компетенций. Были проанализированы результаты обследования студентов 1 курса СибГУФК контрольной (п = 34), экспериментальной № 1 (п = 34) и экспериментальной № 2 (п = 31) групп.

Динамика изменений компонентов коммуникативных компетенций в контрольной группе (рис. 2) за период эксперимента показала: наибольший прирост (31 %) был зафиксирован в сформированности эмпатии, наименьший (9 %) в сформированности этичности. В коммуникативных умениях прирост составил: в умении излагать свои мысли — 4 %, в умении интерпретировать мимику и жесты — 3 %, в умении слушать — 10 % и в умении вести переговоры по телефону — 11 %.

Итак, изменения различий (по ^‘ — угловому преобразованию Р.Фишера), в контрольной группе практически по всем тестируемым качествам и умениям оказались недостоверными, за исключением ком-муникативных способностей и уровня эмпатии.

Анализ результатов в экспериментальной группе № 1 показал (рис. 3), что наименьший прирост в 13% был зафиксирован (как и в контрольной группе) в сформированности такого качества как этичность. Самый высокий прирост был зарегистрирован в сформированности коммуникативных способностей (29 %) и эмпатии (28 %).

Статистический анализ доказывает достоверность различий в приросте сформированности компонентов коммуникативных компетенций в экспериментальной группе №1, в отличие от контрольной.

Положительные изменения мы связываем с тем, что учебный процесс в экспериментальной группе №1

был обогащен ролевыми играми («Найди свою тему», «Самопрезентация» и др.), участвуя в которых студенты развивали коммуникативные и организаторские способности. Развитие таких умений, как умение использовать терминологию, логично и точно выстраивать речь, а также умение поддерживать интерес и внимание аудитории осуществлялось за счет включения студентов в деловые игры («Гид-экскурсовод», «Оратор», «Ярмарка вакансий» и др.).

Анализ показал: наиболее значительные изменения по всем тестируемым качествам и умениям за период эксперимента произошли в экспериментальной группе № 2 (рис. 4).

Проведение экспериментальной работы в группе № 2 отличалось тем, что студентам была предложена творческая форма самостоятельной работы (анализ эффективности работы сервисного служащего). Самостоятельная работа студентов отличалась высокой степенью самостоятельности и ответственности, повышенной эмоциональной включенностью студентов и обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем. Кроме того, самостоятельная работа студентов позволила первокурсникам сформировать такие важные умения, как способность анализировать и оценивать, дала возможность познакомиться со спецификой выбранной ими профессии, приобщила к творческой и исследовательской деятельности, побудила желание приобретать знания, умения и навыки, необходимые специалисту в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Это привело к существенным изменениям в сформированности коммуникативных (прирост 43 %) и организаторских (прирост 46 %) способностей.

Положительная динамика в развитии коммуникативных и организаторских склонностей связана, на наш взгляд, и с использованием в учебном процессе

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

упражнений, входящих в тренинг жестикуляции. Специально подобранные упражнения помогают освободиться от мышечных напряжений, формируют объем, концентрацию и переключение внимания, развивают воображение, учат импровизации.

Положительная динамика была зафиксирована в сформированности эмпатии (прирост 35 %) и этичности (прирост 28 %).

Анализ результатов участия студентов в ролевых и деловых играх позволил зафиксировать положительную динамику в сформированности таких умений, как: умение излагать свои мысли (прирост 36 %), умение слушать (прирост 52 %). Специальные задания помогли студентам научиться систематизировать и обобщать информацию, сформировали речевые умения (дикция, темп и культура речи).

Особое внимание уделялось развитию умения эффективно вести переговоры по телефону. На лекционных и практических занятиях, студентам были предложены различные ситуации, для закрепления знаний по теме «Эффективное ведение переговоров по телефону». Прирост в данном умении составил 48 %.

Наибольший прирост (71 %) по всем тестируемым качествам и умениям был зафиксирован в сформированности умения интерпретировать мимику и жесты. Данному умению мы уделили достаточно большое внимание через введение ролевых игр: «Рукопожатие», «Пойми меня», деловые игры «Самопрезента-ция», «Гид-экскурсовод», «Оратор», ситуативные упражнения, а также тренинг жестикуляции, состоящий из десяти упражнений. Все это было направленно на расширение сенсорного осязания и развитие межличностного доверия; расширение «репертуара» жестов; умение выбирать жесты в соответствии с конкретной психолого-педагогической ситуацией и др. Тренинг жестикуляции — это не только компонент этической культуры, но и компонент педагогической техники. Основная часть тренинга жестикуляции основана на «проигрывании» наиболее часто возникающих ситуаций применения жеста. Часть упражнений рассчитана на работу в паре с кем-то или в группе. Преимущество таких упражнений в том, что они предполагают возможность фиксации, разбора и обсуждения средств невербального общения.

Для фиксирования и оценки результатов внедрения в учебный процесс структурно-функциональной модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей было проанализировано соотношение уровней сформиро-

ванности коммуникативных компетенций, согласно обозначенным критериям.

Анализ рис. 5 позволяет констатировать, что произошел прирост в сформированности критерия «Инициативное участие в общении. Развитие коммуникативно значимых качеств»: в контрольной группе — 19 %; в экспериментальной группе № 1 — 24 %; в экспериментальной группе № 2 — 38 %.

Прирост в сформированности критерия «Сфор-мированность знаний и умений, необходимых для деятельности в туристской сфере» (рис. 6) составил: в контрольной группе — 7 %, в экспериментальной группе № 1 — 36 %, в экспериментальной группе № 2 — 51 %.

Вывод. Анализ полученных результатов изменения критериального показателя сформированности коммуникативных компетенций показал, что произошел прирост в контрольной и двух экспериментальных группах. Однако в контрольной группе прирост на достоверном уровне проявился по двум показателям (эмпатия, коммуникативные способности). В обеих экспериментальных группах (№ 1, №2), которые были задействованы при реализации структурнофункциональной модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей, произошли достоверные различия по всем показателям, что свидетельствует об эффективности предложенной модели.

Библиографический список

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова, — М. : Проспект Пресс, 2005. — 318 с.

2. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма / А. Д. Каурова. — М. ; СПб. : Герда, 2004. - 317 с.

3. Третьякова, Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста : монография / Т. Н. Третьякова. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 199 с.

4. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма / В. А. Квар-тальнов. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 672 с.

ЛУКЬЯНОВА Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

Адрес для переписки: e-mail: Lukyanova_n @ mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2011 г.

© Н. А. Лукьянова

Книжная полка

Янгулова, Т. Лечебная физкультура. Анатомия упражнений : практическое пособие/ Т. Янгулова. — М. : Феникс, 2010. - 175 с. - 1ББЫ 978-5-222-16994-0.

Значение лечебной физкультуры трудно переоценить при профилактике и лечении многих заболеваний, а также при реабилитации после перенесенных болезней. Уникальность этого пособия заключается в его наглядности - впервые лечебный эффект движений в упражнениях ЛФК показан анатомически детально. В данном пособии мы предлагаем вашему вниманию специально разработанные комплексы, выверенные годами практики, поставившие на ноги множество людей, применяемые при лечении различных болезней. Вы можете подобрать для себя подходящий комплекс упражнений (при болевых синдромах, для предотвращения обострения или в период реабилитации), а детальные иллюстрации помогут вам правильно выполнять упражнения. Каждое движение здесь рассматривается в анатомическом строении, что очень наглядно и полезно как для практикующих врачей, так и для широкого круга людей, желающих заниматься самостоятельно. Также каждое упражнение сопровождается описанием его основных и дополнительных терапевтических эффектов, ведь в наших комплексах ЛФК лечит каждое движение!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.