ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
• прирост уровня развития двигательных способностей;
• статистически достоверно увеличился объем двигательной активности студентов.
Библиографический список
1. Белов Р.А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой. — Киев: Выща школа, 1988. — 208 с.
2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов: учебное пособие. — М.: МНЭПУ, 1995. — 96 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 125 с.
4. Зиновьев В.А. Методика самостоятельных занятий студентов старших курсов. Автореферат диссертации канд. пед. наук. — М., 1990. - 18 с.
5. Коробова Н.Ю. Модульно-рейтинговая система обучения высшей математике в вузе. Автореферат диссертации канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000. — 21 с.
6. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Оптимизация самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов вузов // Медико-биологические и социально-педагогические проблемы массовой физической культуры: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ.
конф. 22-23 июня 1989 г. — Новосибирск, 1989. — С. 50-51.
7. Манжелей И.В., Молодкин А.Г. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «физическая культура»: учебно-методическое пособие. — Тюмень:ТГУ, 2006. — 81 с.
8. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев: Олимпийская литература, 1998. — 583 с.
9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения. - М.: «Новая школа», 1997. — 224 с.
ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета теории и методики физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
СИМОН Александр Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права.
Статья поступила в редакцию 20.12.07 г.
© А. С. Гречко, А. А. Симон
УДК 378 4 Л. Г. ХАРИТОНОВА
Н. А. ЛУКЬЯНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ПРОГРАММА
ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100103 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»______________________________
Переход России к рыночным отношениям и усиление конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг привели к формированию на современном этапе новых профессионально важных качеств специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма. В статье представлена оценка сформированности профессионально важных качеств у студентов 1-го курса физкультурного вуза специальности 100103 «Социальнокультурный сервис и туризм».
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в сфере туризма занято 212 млн чел., или 10,6 % от общих показателей занятости в мире. Туризм — это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, крупнейшая индустрия мира. Более точно туризм можно определить как науку, искусство и бизнес по привлечению туристов и орга-
низации их перевозки, проживания, а также созданию условий для лучшего удовлетворения их потребностей и запросов.
Всемирный совет по путешествиям и туризму определил Россию в число туристических держав со стабильными показателями роста. По их оценке, в настоящее время туризм в России предоставляет более 5 млн рабочих мест, предполагается, что в 2015 году на туристов в России будет работать уже 6,4 млн человек.
Усиление конкурентной борьбы на рынке труда привели к необходимости формирования новых профессионально важных качеств у специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Несмотря на наличие в России разработанных научных и методических технологий сервисной деятельности, в частности в турбизнесе таких специалистов как В. Г. Гуляев, Квартальнов, М. Б. Бир-жаков, В. М. Козырев, Н. Б. Черных, Г. А. Аванесова и др., вопрос качественного сервисного обслуживания в нашей стране по-прежнему остаётся открытым.
Одной из задач Правительства России является расширение туристской индустрии в Российской Федерации, выходит, сервисные услуги в этой отрасли должны соответствовать мировому уровню.
Проблема исследования. Переход России к рыночным отношениям предполагает соответствие мировому уровню сервисных услуг в туристской индустрии. Вместе с тем в образовательных учреждениях РФ не в полной мере обоснованы педагогические технологии, которые могли бы способствовать формированию профессионально важных качеств у будущих специалистов, которым предстоит работать в современных экономических условиях. Например, отсутствует комплексная программа определения и, соответственно, оценки уровня профессионально важных качеств у будущих специалистов. Разработка комплексной программы явилась частной целью наших исследований.
Объект исследования — учебный процесс студентов 1-го курса физкультурного вуза специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Предмет, исследования — программа диагностики и оценки уровня развития профессионально важных качеств у студентов 1-го курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Цель исследования — разработать и теоретически обосновать программу диагностики и оценки уровня развития профессионально важных качеств у студентов физкультурного вуза специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка и внедрение в учебный процесс тестирующей программы позволит оценить профессионально важные качества студентов физкультурного вуза, что, в свою очередь, послужит основой для целенаправленного и планомерного формирования профессионального мастерства студентов, обучающихся по специальности 100103 «Социальнокультурный сервис и туризм».
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Разработать тестирующую программу диагностики и оценки профессионально важных качеств будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
3. Изучить и выявить уровень сформированности профессионально важных качеств у студентов 1-го курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Организация исследования. Исследование проходило на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» в количестве 82 человек.
Результаты, исследования. Для решения первой и второй задачи исследования нами был проведён анализ научно-методической литературы, определён
круг наиболее, на наш взгляд, значимых критериев и качеств для профессиональной деятельности специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Одним из методов, используемых для решения 2-й задачи, явилось анкетирование. Выбранные анкеты были проверены на надежность, валидность, информативность. В дальнейшем для выявления уровня профессионально важных качеств студентов 1-го курса, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», было проведено тестирование следующих показателей:
— коммуникативные и организаторские склонности — методика В. В. Синявского и Б. А. Федорши-
на I1];
— уровень этичности — тест В. П. Пугачева [2];
— способность к управлению самопредъявлением в общении — опросник Н. В. Амяга [3];
— уровень развития эмпатийных тенденций личности — опросник А. Меграбяна [2];
— тип социального поведения в конфликтной ситуации — К. Томаса [1]. Результаты были обработаны математически и проанализированы.
На наш взгляд, профессионально важными качествами специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма являются, прежде всего, личностные компоненты деятельности.
Анализ результатов тестирования (рис. 1) выявил низкий уровень коммуникативных склонностей у 12% испытуемых. Известно, что низкий уровень коммуникативных склонностей указывает на то, что эти лица малообщительны, испытывают трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми. Ниже среднего уровня коммуникативные склонности выявлены у 27 %. Данный контингент студентов ограничивает свои знакомства, чувствуют себя скованно в новой компании, может испытывать трудности, выступая перед аудиторией. Средний уровень выявлен у 49 %. Лица со средним уровнем коммуникативных склонностей более общительны и разговорчивы в кругу знакомых, стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, планируют свою работу, однако их потенциал не отличается высокой устойчивостью. С высоким уровнем оказалось 11 % испытуемых. Высокий уровень свидетельствует о том, что студенты не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых. Очень высокий уровень показал только один испытуемый. Очень высокий уровень коммуникативных склонностей по данной методике характеризуется большой потребностью личности в общении, активном вовлечении в происходящие события, инициативностью, быстрой
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
■в 5 4 [□71
■ 1
□ ]■
□ 1
—— Я :■
51
2 Процгнтвогсоогношенвг студентов первого курса, ■кпци рамп чны! уровень орган иагораа г аловвошП 1 вииа уровень -*®
2 ■ис(]ндаш) уровня — 22Т&
1 <редн» уровень - 51 %;
4 выспи!уровень— 1ЙК £ очень выти И уровень -5Х
№ 111роцснтное{*>от ношение студентов первою курса,
■ НИЩИ (ЯШПЕИТРОВСВЫЛЧНОСП
1. вииа уровень - ПК Ъ аиссрглисго уровня- 3®
Л <редн»1 уровень - Л111;
4 вы тесреднего уровня -17 К £ вншыИ уровень — 12%
ориентацией в трудных ситуациях, непринужденностью в новом коллективе.
Анализ результатов организаторских склонностей (рис. 2) выявил, что они у студентов сформированы неоднозначно: 4 % студентов получили по одному баллу, что характеризует их низкий уровень организаторских склонностей. Низкий уровень организаторских склонностей присущ тем лицам, которые не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Уровень ниже среднего выявлен у 22 %. Лица с данным уровнем характеризуются скованностью, безынициативностью. Средний уровень проявления организаторских склонностей выявлен у 51 %. Лица со средним уровнем организаторских склонностей умеют отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу, однако потенциал организаторских склонностей не отличается высокой устойчивостью. Высокий уровень проявления организаторских склонностей выявлен у 18 %. Студенты с данным уровнем с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации, все поручения выполняют не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемых, получивших высший балл, оказалось 5 %. Данный контингент студентов обладает очень высоким уровнем проявления организаторских склонностей, студенты этого уровня могут организовывать любые мероприятия, отстаивают свое мнение, они настойчивы в деятельности, которая их привлекает, сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в организаторской деятельности.
Анализ результатов уровня этичности (рис. 3) показал низкий уровень у 13 % студентов. Ниже среднего уровня этичности выявлено у 27 %. Со средним уровнем этичности организации оказалось 31 % ис-
№ 1 11роце1тюе<м>от ношение студентов первою курса, нисюп; ш раыпч ны! у ровен ь развитая {пособвосп ■ управлсннккаыопрздъяБлсннен вобщгвн 1. Н12Ы1 уровень - 12%
2 среди«уровень- 3*96 А 1ишы1 уровень— 50%
пытуемых. Выше среднего уровня показали 17 % испытуемых. Высокий уровень этичности был выявлен у 12 %. Результаты исследования позволяют нам констатировать, что 71 % испытуемых показали низкий, ниже среднего и средний уровни этичности, что является доказательством недостаточного внимания к нравственно-этическому воспитанию будущего специалиста. Таким образом, исследование уровня этичности позволило предположить, что большинство студентов не руководствуются высокими моральнонравственными принципами, не стремятся реализовывать свои творческие возможности для изменения окружающей действительности.
Для изучения степени контроля над своим поведением у будущих специалистов нами был использован опросник способности к управлению самопредъявле-нием в общении. Под самопредъявлением понимаются различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцированно вести себя в соответствии с ними.
Анализ результатов показал, что уровень способности управления самопредъявлением в общении у студентов различен (рис. 4). Так, 58 % испытуемых умеют хорошо регулировать своё поведение и делать его соответствующим ситуации, их поведение гибко, диапазон его вариативности для различных ситуаций достаточно широк. Вместе с тем 42 % испытуемых недостаточно уделяют внимания информации, сигнализирующей о подходящем самопредъявлении в определённой социальной ситуации. Их поведение задается скорее внутренними эмоциональными состояниями и установками, а не стилем и особенностями конкретной ситуации.
Известно, что общение специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма с разными категориями клиентов оказывает влияние на эмоциональное состояние обеих взаимодействующих сторон. На наш взгляд, взаимодействие будет эффективным только в том случае, если специалист умеет регулировать своё эмоциональное состояние, способен чувствовать эмоциональный фон, дух, настроение, тон общения и способен перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией.
Анализ уровня развития эмпатийных тенденций личности (рис. 5) показал высокий уровень эмпатии у 15 % испытуемых. Для данной категории студентов характерно: чувствительность к нуждам окружающих, сопереживание к проблемам не только близких для них людей. Средний уровень, с тенденцией к высокому, выявлен у 44 % студентов. Испытуемые этого
уровня, склонны в оценке доверять своим чувствам и интуиции, готовы выслушать и постараться понять проблемы окружающих. Средний уровень выявлен у 41 %. Личность, с данным уровнем характеризует готовность к сочувствию, но в межличностном общении они склонны судить по поступкам, а не доверять своим личным впечатлениям.
Служебные отношения влияют на настроение людей, создают микроклимат в коллективе. Успешное обслуживание во многом зависит от умения понять психико-индивидуальные особенности клиента, распознать его сиюминутное состояние, на основании чего и построить тактику общения с клиентом. Конфликты в сфере социально-культурного сервиса и туризма, как и в любой области, где речь идет об обслуживании клиентов, возникают, к сожалению, нередко. Конструктивность и разрешение конфликта, в большей мере, зависят от того, какой тип социального поведения использует специалист. Поэтому очень важ-но, чтобы персонал был подготовлен к правильному поведению в подобных ситуациях. Для определения преобладающей модели поведения в конфликтной ситуации нами был использован тест К. Томаса «Тип социального поведения в конфликтной ситуации». Автор выделяет пять основных стратегий взаимодействия или типом социального поведения: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание.
Результаты исследования (рис. 6) позволяют отметить следующее: тип «соперничество» (соревнование) характерен для 48 % испытуемых. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы, имен-
но, интересы их конкурентов не были удовлетворены. Тип «компромисс» был выявлен у 11 % испытуемых. Для студентов этого типа социального поведения характерно умение идти на взаимные уступки. Тип «сотрудничество» характерен для 10 % испытуемых. Студенты этого типа социального поведения стремятся в любой ситуации полностью удовлетворить интересы обеих сторон. Тип социального поведения «избегание» выявлен у 31 % испытуемых. Данный тип характеризуется недостаточно активной социальной позицией, также у этих студентов отмечается заниженная самооценка. Таким образом, оценка типа социального поведения в конфликтной ситуации показала, что 79 % испытуемых выбрали типы поведения — «избегание» и «соперничество», что, на наш взгляд, является малоэффективным фактором для будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Специфика профессиональной деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма предъявляет определенные требования к необходимому составу знаний, умений и качеств, которыми должен овладеть студент во время учебы в высшем учебном заведении. Полученные результаты позволяют заключить, что у большинства студентов преобладает средний, ниже среднего и низкий уровни развития профессионально важных качеств.
В статье представлена оценка сформированности профессионально важных качеств у студентов 1-го курса физкультурного вуза специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Разработанная комплексная программа диагностики и оценки профессионально важных качеств, на наш взгляд, может служить основой для организации педагогической коррекции в процессе подготовки будущих специалистов, т.е. позволяет целенаправленно и планомерно формировать и совершенствовать уровень профессионального мастерства студентов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Библиографический список
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Герба-чевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб : «Питер», 2000. — 560 с.
2. Альманах психологических тестов. — М. : «КСП», 1995. — 400 с.
3. Амяга, Н. В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении / Н. В. Амяга // Журнал практического психолога. - 1998. — № 1. — 56 с.
ХАРИТОНОВА Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ деятельности в экстремальных условиях, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. ЛУКЬЯНОВА Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Статья поступила в редакцию 13.01.08 г.
© Л. Г. Харитонова, Н. А. Лукьянова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ