сфере, в стремление внести в среду что-то новое, оригинальное; III уровень - социально-репродуктивная активность, которая проявляется в подчинении личности среде, приспособлении к ней, без проявления своих способностей. По мнению П.М. Федоряк, активность выполняет самые разнообразные роли в жизненном функционировании личности и обусловливает все сферы её жизни - от «координатора», организатора всех жизненных отношений и проявлений личности, «посредника» между требованиями общественной и личной жизни до самых детальных, частных, «мелких» операций, осуществляемых человеком повседневно. Активность в жизни человека - это результат всех его жизненных планов: временного, ценностного, действенного и т.д. Если личность осуществляет действенный план жизни, то активность приобретает форму самореализации, если идёт осуществление во временном плане, то это форма актуализации своих действий или саморегуляции, если в ценностном плане, то это форма самовыражения как проявление своего «Я» в жизни.
Мы рассматриваем активность как важнейшее субъектное качество адаптирующейся личности, которое обеспечивает эффективное взаимодействие его с окружающим миром, осознанность и целенаправленность деятельности и в конечном итоге даёт возможность самовыражения. Активность - это индикатор деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский социально-психологический институт, 1999. -224 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.
3. Небылицин В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. - М.: Знание, 1976. - 251с.
4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.5-19.
5. Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 26-37.
6. Федоряк, Л.М. Роль активности в становлении нового качества жизни человека // Социально-гуманитарные знания. - 2004. -№ 6. - С.165-176.
7. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Пер. с нем. Э. Телянико-вой. - М, 2007.- 314 с.
Е.А. Запорожец
Курганский институт государственной и муниципальной службы (филиала) ФГОУВПО «Уральская академия государственной службы», г. Курган, Россия
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ГОССЛУЖАЩИХ
Аннотация: В современном обществе коммуникативная деятельность является доминантой высшего профессионального образования. В статье рассматривается критериальная база формирования коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональное общение, компетентностный подход.
E.A. Zaporozhets
Kurgan institute of a state and municipal services (branch) Ural academy of a state service, Kurgan, Russia
MONITORING RESULTS OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION THE FUTURE STATE EMPLOYEES STUDENTS
Abstract: In the modern society communication activity is a dominant of the higher vocational éducation. The article deals with the criterion base for development of the communication competence.
Keywords: communication competence, professional dialogue, a competency building approach.
Проблема подготовки государственных служащих является весьма актуальной в настоящее время. В результате реформы государственного управления в России особенно возросли требования к профессиональному уровню государственных служащих, изменились принципы поступления на государственную службу, ее прохождения, все это обусловило возникновение ряда проблем, связанных с подготовкой кадров государственной службы.
Государственный служащий не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица. Он защищает интересы государства, народа, а также выражает интересы каждого человека. Авторитет власти укрепляется не только профессиональными действиями государственных служащих, но и их личностными качествами, поведением, отношением к людям.
Практика показывает, что возрастающие требования общества к профессионализму государственных служащих не в полной мере реализуются в образовательных учреждениях.
В отзывах о выпускниках часто встречаются положения о недостаточной их готовности использовать коммуникативные навыки и умения для эффективного общения с гражданами в различных ситуациях.
В связи с этим возникает необходимость в подготовке более профессиональных кадров и разработке новых технологий для формирования коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной компетентности государственного служащего.
К формированию коммуникативной компетенции государственных служащих, на наш взгляд, наиболее подходит компетентностный подход. Это вызвано возникновением требований со стороны общества к качествам и умениям профессионала, особенно для высшей школы и управленческих структур. И именно этот подход ориентирует на результат образования, на способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Идеи компетентностного подхода можно проследить в работах В. И. Байденко, В.А. Болотова, В.В.Серикова, Э.Ф. Зеера, Э. Сыманюк, И.А. Зимней, Д.А.Иванова, А. В. Хуторовского и других.
Большинство рабочего времени у государственного служащего уходит на коммуникацию. На государственной службе каждый вид общения имеет определенную специфику. Существует ряд требований к деловой профессиональной коммуникации государственных служащих:
- обязательность контактов всех участников общения, независимо от симпатий и антипатий;
- предметно-целевое содержание коммуникации;
- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав функций,
обязанностей, следуя деловому этикету и культуре делового общения;
- коммуникативный контроль участников взаимодействия;
- взаимозависимость всех участников деловой коммуникации в достижении конечного результата и при реализации личных намерений.
Учитывая особенности государственной службы и род деятельности ее исполнителей, целесообразно предположить, что государственный служащий - профессионально компетентный человек. Формирование коммуникативной компетенции должно быть направлено на приобретение техники делового общения, умения поддерживать деловые контакты, добиваться в общении своих целей, владеть такими важнейшими формами делового общения, как беседа, дискуссия, публичное выступление, совещание и т.д.
В нашем диссертационном исследовании экспериментальная работа была направлена на формирование коммуникативной компетенции у будущих госслужащих.
Значимой для решения поставленной в исследовании цели явилась разработка критериальной базы формирования коммуникативной компетенции государственных служащих. При выделении уровней сформированно-сти коммуникативной компетенции мы опирались на теоретические положения, раскрывающие поэтапный характер формирования коммуникативной компетенции студента, и учитывали то, что при переходе с одного уровня на другой свойства предыдущего уровня преобразуются и совершенствуются.
Под уровнем коммуникативной компетенции мы понимаем степень ее выраженности, проявляющуюся в наличии определенных критериев и показателей, т.е. уровень сформированности коммуникативной компетенции характеризует данный процесс с точки зрения результативности.
Под критериями мы понимаем качественный признак, на основе которого производится оценка сформированности коммуникативной компетенции. Критерием для определения уровня коммуникативной компетенции будущих государственных служащих является способность личности, обеспечивающая содержательную основу профессионально-коммуникативной (управленческой) функции государственного служащего.
На основе квалификационных характеристик, эмпирических данных констатирующего эксперимента были выделены уровни сформированности коммуникативной компетенции у студентов.
Низкий уровень определяется элементарными знаниями о коммуникативной компетенции и ее компонентах, низким уровнем общительности, антиципационной состоятельности, умением слушать, толерантностью и эмпати-ей, коммуникативными и организаторскими способностями; коммуникативные действия спонтанны и не всегда осознаны, анализ ситуаций и рефлексия не проводятся.
Средний уровень определяется достаточными знаниями о коммуникативной компетенции, ее компонентах и основных функциях; потребностью в коммуникативном взаимодействии; средним уровнем общительности, антиципационной состоятельности; умения слушать, толерантности и эмпатии; коммуникативных и организаторских способностей, развитыми коммуникативными умениями; коммуникативные взаимодействия слабо осознаны, как правило, профессиональное общение осуществляется без определенной цели, хотя иногда с учетом определенной ситуации; отмечается невысокий уровень умения «читать» партнера по общению, его психологических особенностей; анализ ситуаций и рефлексия про-
водятся не всегда.
Высокий уровень определяется достаточно высоким уровнем знаний в области коммуникативной компетенции; потребностью в коммуникативном взаимодействии; высоким уровнем общительности; антиципационной состоятельности; умением слушать; высоким уровнем толерантности и эмпатии; коммуникативных и организаторских способностей; развитыми коммуникативными умениями; коммуникативное взаимодействие осуществляется на основе поставленной цели; коммуникативные действия своевременные, построены в соответствии с ситуацией; анализ ситуаций и рефлексия проводятся на достаточно высоком уровне.
Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции у будущих госслужащих в процессе их профессионального образования в высшей школе проводилась с участием студентов Курганского института государственной и муниципальной службы (филиал) УрАГС (экспериментальная группа), Челябинского филиала УрАГС и Уральской академией государственной службы (контрольные группы 1 и 2). Всего в опытно-экспериментальной работе принял участие 371 студент, обучающийся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
В 2006 году был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя диагностические срезы, позволившие определить уровень сформированности когнитивного, этико-воспитательного, рефлексивного, речевого компонентов коммуникативной компетенции будущих государственных служащих. Базовым образовательным учреждением стал Курганский институт государственной и муниципальной службы (филиал) УрАГС.
В ходе констатирующего эксперимента использовались различные методики, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, проводились опросы, беседы, тестирование. Уровни коммуникативной компетенции по каждому компоненту мы определяли, используя известные методики изучения отдельных свойств и качеств личности: «Понимание пословиц», «Тест антиципационной состоятельности (ТАС) или прогностической компетентности В.Д. Менделевича» (когнитивный компонент); «Методика определения уровня коммуникативной толерантности В. Бойко»; «Уровень вашей эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна (этико-воспита-тельный компонент); «Уровень самооценки» (рефлексивный компонент); «Коммуникативные и организаторские способности (КОС 2)», тест В.Ф. Ряховского «Уровень Вашей общительности» и тест «Умеете ли Вы слушать» (речевой компонент).
Методики подбирались так, чтобы позволяли проверить и оценить умения и качества, входящие в состав компонентов коммуникативной компетенции. Они заимствованы нами из научных источников, адаптированы к условиям применения. По совокупности методик мы определили уровни сформированности коммуникативной компетенции у будущих госслужащих по всем компонентам коммуникативной компетенции, результаты представлены на рис. 1.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что степень сформированности коммуникативной компетенции у будущих госслужащих, необходимая для конкурентоспособного современного государственного служащего, недостаточна. Представления студентов о коммуникативной компетенции и ее роли в профессиональной деятельности государственного служащего довольно абстрактные, поверхностные, студенты не придают особого значения важности формирования коммуникативной компетенции.
СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3
41
60 50 -40 30 -20 -10
□ когнитивный компонент
□ этико-еоспитательный компонент
□ рефлексивным компонент
□ речевой компонент
высоким средним низким
уровень уровень уровень
Рис.1. Сформированность коммуникативной компетенции будущих государственных служащих
Это подтверждает нашу гипотезу о том, что для совершенствования образовательного процесса необходимо выделение и внедрение в образовательную практику педагогических условий.
Для определения динамики формирования коммуникативной компетенции государственных служащих на этапах формирующего эксперимента проводился анализ уровня сформированности различных составляющих, входящих в состав коммуникативной компетенции.
Предполагалось, что если в ходе формирования коммуникативной компетенции студентов в экспериментальных группах будет зафиксирована возрастающая динамика ее сформированности и она будет выше, чем в контрольных группах, то предлагаемые условия формирования коммуникативной компетенции могут считаться значимыми и эффективными.
В ходе эксперимента был проведен ряд срезов, позволяющих определить уровень сформированности коммуникативной компетенции государственных служащих: констатирующий (в начале и в конце формирующего эксперимента в контрольных группах) и промежуточный (в экспериментальных группах, определяющий результативность и необходимость выделенных этапов формирования коммуникативной компетенции государственных служащих).
Экспериментальная деятельность по формированию коммуникативной компетенции проводилась поэтапно: на первом этапе в ходе изучения дисциплин «Общая психология», «Риторика» (2 курс); на втором этапе в ходе изучения интегративной дисциплины «Коммуникативная деятельность государственного служащего» (3 курс); на третьем этапе в ходе изучения дисциплины «Организационное поведение государственных и муниципальных служащих» (4 курс); на четвертом этапе в ходе изучения дисциплин «Конфликтология», «Этика и культура управления государственных и муниципальных служащих», «Профессиональная культура чиновника» (5 курс).
Выводы об эффективности экспериментальной работы составлялись на основании сравнения состояния исследуемого объекта до начала эксперимента и после его проведения в контрольных и экспериментальных группах.
Уровень сформированности и динамику формирования коммуникативной компетенции обучающихся мы определяли по тем же показателям, что и в ходе констатирующего эксперимента, что позволило нам сравнить полученные результаты. Обобщённые данные констатирующего среза после формирующего этапа эксперимента с помощью компьютерной программы позволили выявить уровни сформированности коммуникативных компетенций у студентов контрольных и экспериментальных групп.
Анализ результатов показал, что уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов из контрольной группы существенно отличается от экс-
периментальной группы. Динамика изменений коммуникативной компетенции будущих государственных служащих характерна для студентов экспериментальной группы, что не выделяется у студентов контрольной группы. Это еще раз подтверждает то, что обучающий эксперимент дает устойчивый положительный результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2.Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О.В. Компетент-ностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. - М.: АП-КиПРО, 2003.-101с.
3.Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии //Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2004.
4.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». -2005.- 12 декабря. ЬНр:шшш/е1сСов.ги\]оита!\2005\1212/Ьт