Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципально-частное партнерство / социально значимые проекты / развитие территорий / соглашения / концессии / муниципальные образования / бизнес-структуры / синергия взаимодействия / municipal-private partnership / socially important projects / territorial development / agreements / concessions / municipalities / business structures / synergy of interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Н. Киргетов

Целью статьи выступает анализ реализации социально значимых проектов муниципально-частного партнерства, представленный в качестве фактора социально-экономического развития территорий. В процессе проведения исследования раскрыто содержание трактовки понятий «муниципально-частное партнерство», «социально-значимый проект», «социально-экономическое развитие территорий». Определены цели и задачи, принципы, формы и модели концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства, выявлены проблемы реализации социально-значимых проектов в рамках муниципально-частного партнерства. Сделан вывод о том, что социально-значимые проекты, претворенные в жизнь на базе реализации соглашений и концессий муниципально-частного партнерства, в текущих условиях перезагружают классические модели отношений государства и бизнеса и создают конструкции, базирующиеся на платформах солидарной ответственности как публичного, так и частного участников процесса отношений в рамках осуществления их взаимодействия, нацеленного на социально-экономическое развитие муниципальных территорий. Успешная синергия взаимодействия бизнеса и власти позволяет в короткие сроки закрывать актуальные социальные потребности муниципальных образований, связанные с социально-экономическим развитием их территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д Н. Киргетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS, AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC TERRITORIAL DEVELOPMENT

The purpose of the study is to analyse the implementation of socially significant projects within the framework of municipal-private partnership. This analysis is presented as a factor of socio-economic development of municipal territories. The article defines the content of the interpretations of the concepts of ‘municipal-private partnership‘, ‘socially significant project‘, ‘socio-economic development of territories‘. The article defined the goals and objectives, principles, forms and models of concession agreements and municipal-private partnership agreements. The article analyses the problems associated with the implementation of socially significant projects in the framework of municipal-private partnership. The author concludes that socially significant projects implemented on the basis of the implementation of municipal-private partnership agreements and concessions in the current conditions reset the classical models of relations between the state and business and create structures based on the platforms of joint responsibility of both public and private participants in the process of relations within the framework of their interaction aimed at the socio-economic development of municipal territories. Successful synergy of interaction between business and government allows to close the urgent social needs of municipalities related to the socio-economic development of their territories in a short period of time.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

тивности в 2021 году. Трендовыми направлениями являются изучение методов экологизации производства различных типов тканей, а особенно изучение экологизации производства красителей для тканей и пряжи (как можно увидеть по диаграмме предметных областей на платформе Wizdom.ai), по данным наукометрической базы Lens.org такими направлениями являются материаловаедение, химия и технологии. Америка, Китай, Индия имеют наибольшие показатели в показателях цитируемости темы текстильной индустрий. В последние годы набирает популярность публикационная активность в сфере текстильной промышленности, что подчеркивает актуальность исследования данной области знаний.

Источники:

1. Легкая промышленность России. Режим доступа: https://www.ruslegprom.ru/.

2. Послание Президента Федеральному Собранию: технологическое развитие страны. Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/ru/ news/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu.

3. Семенова В.А., Смирнов С.В. Алгоритмизация формирования и прагматической трансформации ограничений существования свойств предметной области/Онтология проектирования, № 3, том 10, 2020. С. 361-376.

4. Наукометрическая база Wizdom.ai Режим доступа: https://www.wizdom.ai/topic/textile industry/1659180.

5. Гугелев А.В., Семченко А. А., Цитирумеость как инструмент управления качеством научных исследований / Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21). С. 28-33.

6. Указ Президента РФ О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015.

7. Программа «Приоритет-2030». Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/.

8. Наукометрические показатели в формировании стратегии публикационной активности университета. Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: сб. науч. ст. / Центр науч. б-ка им. Я. Коласа HAH Беларуси; редкол.: А. И. Груша [и др.]. - Минск: Беларуская навука, 2018. С. 45-73.

9. Наукометрическая база Lens.org. Режим доступа: https://www.lens.org/lens/search/scholar/analysis?q=textile%20industry.

10. Cui C, Shaari N. Consumer in Sustainable Textiles: A Scientometric Review. Textile & Leather Review. 2023; 6:559-581. https://doi.org/10.31881/TLR.2023.084.

EDN: CDCUON

Д.Н. Киргетов - аспирант, Поволжский государственный университет сервиса; адвокатское бюро «Советник», адвокат, Тольятти, Россия, [email protected],

D.N. Kirgetov - postgraduate student, Volga Region State University of Service; Law Office "Adviser", lawyer, Tolyatti, Russia.

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ MPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS, AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация. Целью статьи выступает анализ реализации социально значимых проектов муниципально-частного партнерства, представленный в качестве фактора социально-экономического развития территорий. В процессе проведения исследования раскрыто содержание трактовки понятий «муниципально-частное партнерство», «социально-значимый проект», «социально-экономическое развитие территорий». Определены цели и задачи, принципы, формы и модели концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства, выявлены проблемы реализации социально-значимых проектов в рамках муниципально-частного партнерства. Сделан вывод о том, что социально-значимые проекты, претворенные в жизнь на базе реализации соглашений и концессий муниципально-частного партнерства, в текущих условиях перезагружают классические модели отношений государства и бизнеса и создают конструкции, базирующиеся на платформах солидарной ответственности как публичного, так и частного участников процесса отношений в рамках осуществления их взаимодействия, нацеленного на социально-экономическое развитие муниципальных территорий. Успешная синергия взаимодействия бизнеса и власти позволяет в короткие сроки закрывать актуальные социальные потребности муниципальных образований, связанные с социально-экономическим развитием их территорий.

Absrtract. The purpose of the study is to analyse the implementation of socially significant projects within the framework of municipal-private partnership. This analysis is presented as a factor of socio-economic development of municipal territories. The article defines the content of the interpretations of the concepts of 'municipal-private partnership', 'socially significant project', 'socio-economic development of territories'. The article defined the goals and objectives, principles, forms and models of concession agreements and municipal-private partnership agreements. The article analyses the problems associated with the implementation of socially significant projects in the framework of municipal-private partnership. The author concludes that socially significant projects implemented on the basis of the implementation of municipal-private partnership agreements and concessions in the current conditions reset the classical models of relations between the state and business and create structures based on the platforms of joint responsibility of both public and private participants in the process of relations within the framework of their interaction aimed at the socio-economic development of municipal territories. Successful synergy of interaction between business and government allows to close the urgent social needs of municipalities related to the socio-economic development of their territories in a short period of time.

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, социально значимые проекты, развитие территорий, соглашения, концессии, муниципальные образования, бизнес-структуры, синергия взаимодействия.

Keywords: municipal-private partnership, socially important projects, territorial development, agreements, concessions, municipalities, business structures, synergy of interaction.

Основная часть

В современных изменившихся экономических условиях различные формы партнерства государства и бизнеса представляют собой один из наиболее эффективных инструментов продвижения ключевых социально-значимых инфраструктурных проектов, востребованных и эффективных при реализации социально-экономического развития территорий.

Трактовку содержания понятия «муниципально-частное партнерство» в научной литературе раскрывают с позиции способа, развивающего общественную инфраструктуру, основанного на реализации долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса [1].

В положениях Федерального закона № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 года [9] и в положениях Федерального закона № 115 «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 года [10] раскрываются аспекты нормативного определения сотрудничества государства и бизнеса.

Формы и модели муниципально-частного партнерства, использование которых основано на положениях национального законодательства Российской Федерации, представлены рисунком 1.

Основные направления: транспортная инфраструктура и транспорт общего пользования; система коммунального хозяйства; объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда; объекты энергоснабжения; объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций муниципальной собственности; объекты медицинской, лечебно-профилактической и иной

деятельности; объекты образования,воспитания, кулыуры и иные объекты социально-культурного и

социально-бытового обслуживания; объекты,

и с пол ьзу емые для осуществления туризма, рекреации и спорта

224-ФЗ, 115-ФЗ Частная сторона осуществляет проектирование и или строительство / реконструкцию объекта, который передается в собственность публичной стороны за вознаграждение

115-ФЗ Частная сторона осуществляет строительство/реконструкцию

объекта, передает объект в собственность публичного партнера, осуществляет эксплуатацию объекта и получаетдоход от эксплуатации

224-ФЗ Частная сторона осуществляет строительство/реконструкцию

объекта, получает право собственности на объект, осуществляет эксплуатацию объекта и получаетдоход от эксплуатации, передает в собственность публичного партнера по окончании соглашения

224-ФЗ Частная сторона осуществляет проектирование и или строительство I реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает поход от эксплуатации, а затем передает объект в собственность публичной стороны

224-ФЗ Частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, сохраняя право собственности по истечении срока соглашения

Рисунок 1 - Формы и модели муниципально-частного партнерства

(Источник: составлено автором на основании материалов [9; 10])

Бизнес-структуры вкладывают свои финансовые ресурсы и коммерческий опыт в рамках организованного муниципально-частного партнерства, взамен мунициальные образования предоставляют ряд государственных гарантий и занимаются обеспечением условий, формирующих долгосрочный спрос на услуги созданных и функционирующих инфраструктурных проектов.

Цели и задачи концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства сфокусированы на сокращении степени участия муниципалитетов в экономических оборотах через привлечение финансовых инвестиций со стороны бизнес-структур, предназначенных для реализации определенного вида общественно значимых проектов в экономической и социальной сферах (рисунок 2).

Рисунок 2 - Задачи и принципы муниципально-частного партнерства при реализации социально-значимых проектов

(Источник: составлено автором на основании материалов [1; 2])

Спектр стратегических, тактических и оперативных задач при реализации социально-значимых проектов в рамках управления муниципально-частным партнерством решают на базе программно-проектного, программно-целевого, проектного и процессного подходов, используя документы, разработанные специалистами муниципальных образований [4].

Соглашение муниципально-частного партнерства предусматривает нахождение объектов в частной собственности только при условии выполнения требований ФЗ № 224, в то время как концессионное соглашение указывает на право муниципальной собственности на объекты соглашения в соответствии с требованиями ФЗ № 115. И в том и в другом случае это формы государственно-частного партнерства и самостоятельные правовые институты, функционирующие при реализации социально-значимых проектов на законодательной базе [7].

Трактовку содержания понятия «социально-значимый проект» в научной литературе раскрывают с позиции определенного ряда действий, решающих конкретные общественные проблемы [3]. Как правило эти действия, связанны с благоустройством, развитием муниципальной инфраструктуры и улучшениями в городской среде; связанны с оказанием помощи для пострадавших во время развития чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия и катастрофы; связанны с реабилитацией инвалидов, с оказанием помощи для пожилых людей, с оказанием помощи для бездомных людей, с повышением уровня жизни осиротевших детей, с реабилитацией и социальной адаптацией уязвимых групп населения; связанны с оказанием помощи для неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и семей, которые оказались в сложных ситуациях; связанны с оказанием медицинской помощи и поддержанием здоровья населения через реализацию профилактических медицинских мероприятий и через реализацию спортивных мероприятий в целях популяризации здорового образа жизни; связанны с защитой объектов культурного наследия и развитием искусства и культуры; связанны с развитием образовательных проектов, популяризацией науки и реализацией мероприятий по расширению просветительской деятельности; связанны с реализацией мероприятий направленных на спасение и защиту животных, на борьбу против загрязнения окружающей среды; связанны с мероприятиями направленными на оказания гуманитарной помощи; связанны с мероприятиями направленными на борьбу с экстремизмом и на устранение межнациональной розни, укрепление международного сплочения.

Трактовку содержания понятия «социально-экономическое развитие территорий» в научной литературе раскрывают с позиции объекта государственного, федерального, регионального и муниципального управления территориями в рамках реализации процессов, направленных на улучшение уровня жизни населения, связанного с увеличением количества и качества, полученных гражданами общественных и частных благ [8]. По итогам 2023 года в Российской Федерации реализовывалось свыше 3,3 тысяч проектов в рамках муниципально-частного партнерства с общим объемом частных финансовых инвестиций 3,6 трлн руб. Количественный состав проектов в рамках реализации муниципально-частного партнерства по направлениям [5; 6; 7], представлен рисунком 3.

Рисунок 3 - Количественный состав проектов в рамках реализации муниципально-частного партнерства по направлениям (кол-во ед.)

(Источник: составлено автором на основании материалов [5; 6; 7])

Здесь следует отметить, что доля реализации социально-значимых проектов в общей доле реализации проектов муниципально-частного партнерства, составила 15%. При этом в основном при реализации социально-значимых проектов применялся механизм партнерства, при котором бизнес-структуры, выступающие инвесторами, отвечали за процессы проектирования, строительства, эксплуатацию и обслуживание социально-значимых объектов.

Концессионная форма муниципально-частного партнерства выступила в качестве основной формы, призванной к реализации социально-значимых проектов. На ее основе муниципальные образования, выступающие в роли организаторов, регуляторов и заказчиков взаимодействия бизнеса и государства смогли привлечь свыше 70 % финансовых инвестиций, при этом концессионная форма муниципально-частного партнерства явилась драйвером социально-экономического развития территорий [5; 6; 7].

Среди крупнейших социально-значимых проектов с привлечением средств бизнеса по направлению «образование» в рамках муниципально-частного партнерства в 2023 году выделяют строительство межвузовских кампусов в городе Самара общей площадью свыше 40 тыс. кв. м. с объемом финансовых инвестиций 25 млрд руб.; строительство межвузовских кампусов на базе Северного (Арктического) федерального университета

(Архангельская обл.) общей площадью свыше 35 тыс. кв. м. с общим объемом финансовых инвестиций 28,5 млрд руб.; строительство межвузовских кампусов в городе Хабаровск общей площадью свыше 35 тыс. кв. м. с общим объемом финансовых инвестиций 26,5 млрд руб.; строительство межвузовских кампусов в городе Южно-Сахалинск общей площадью свыше 30 тыс. кв. м. с общим объемом финансовых инвестиций 26,1 млрд руб.; строительство межвузовских кампусов в городе Иваново общей площадью свыше 14 тыс. кв. м. с общим объемом финансовых инвестиций 11 млрд руб. [5; 6; 7].

В процессе строительства будут не только созданы места, предназначенные для проживания и обучения студентов, но и воздвигнут на всех строительных площадках физкультурно-оздоровительные и образовательно-выставочные комплексы, научно-образовательные центры и создадут многоуровневую систему паркинга, что обеспечит значительное социально-экономическое развитие данных муниципальных территорий.

Начиная с 2021 года в соответствии с правилами субсидирования реализации ключевых социально-значимых проектов в Российской Федерации, частные инвесторы социальной сферы в рамках муниципально -частного партнерства обязаны обеспечить вложение 20 % от общей стоимости строительства объекта социальной инфраструктуры, остальные 80 % выделяет региональный или федеральный бюджеты [5; 6; 7].

Так в сфере строительства и реконструкции социальных учреждений, которые предназначены для проживания инвалидов, пенсионеров и престарелых в селе Отъяссы Тамбовской области в 2023 году в рамках реализации соглашений муниципально-частного партнерства был построен дом-интернат на 150 мест с общим объемом инвестиций около 1 млрд рублей. Всего в стране по данному направлению социального сектора было заключено 98 соглашений в рамках реализации муниципально-частного партнерства на общую сумму свыше 244 млрд руб. [5; 6; 7].

Самый крупный проект в сфере медицины реализовали в городе Новосибирске. Там на базе реализации муниципально-частного партнерства с общим объемом инвестиций в 0,69 млрд руб. был построен медицинский промышленный парк [5; 6; 7].

В контексте темы исследования автором был проведен анализ ряда реализованных в 2023 году социально значимых проектов муниципально-частного партнерства, связанных со строительством и эксплуатацией спортивных многофункциональных комплексов, плавательных бассейнов и прочих спортивных сооружений с общими объемами финансирования свыше 20 млрд руб., нацеленных на спортивное воспитание молодежи и повышение уровней доступности спорта в муниципальных образованиях, связанных с реконструкцией зданий детских комбинатов, нацеленных на создание дополнительных мест в системе образования с общими объемами финансирования свыше 6 млрд руб. и с реконструкцией зданий роддомов и медицинских центров с общими объемами финансирования свыше 9 млрд руб., нацеленных на создание дополнительных мест в медицинской сфере по концессионным формам партнерства государства и бизнеса [5; 6; 7].

Автор по итогу проведенного исследования, представляет финансовую структуру социально-значимых проектов муниципально-частного партнерства (рисунок 4).

Арендная плата за э/у, концессионная плата

-» Концедент

Капитальный грант (26,68 % от капитальных затрат); Инвестиционный платеж (60,29"» от капитальных затрат в рассрочку); Налоговые льготы (освобождение от налога на имущество)

Потребители

Рисунок 4 - Финансовая структура социально-значимых проектов в рамках муниципально-частного партнерства

(Источник: составлено автором на основании материалов [5; 6; 7])

Отметим ряд основных проблем, связанных с реализацией социально-значимых проектов в рамках муниципально-частного партнерства, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Основная проблема на уровне муниципальных образований связана с отсутствием финансирования своего 80 % объема, так как отдаленность субъектов Российской Федерации от его Центра практически всегда означает слабости в бюджете. Другая проблема выражена в недостатке опыта у субъектов Российской Федерации в контексте применения нормативно -правовых актов в рамках реализации соглашений и концессий муниципально-частного партнерства. Следующую проблему выражает отсутствие системных решений по вопросам обеспечения доступа инвесторов, представленных бизнес-структурами к источникам льготного заемного финансирования. Обслуживание процентных ставок коммерческих кредитов представляется в текущих условиях практически невозможным в связи с непрерывным изменением ключевых ставок Центробанком (от 9,5 % до 20 % годовых, затем до 7,5 % и до 16 % годовых) в течении 2022-2024 годов [2].

Здесь следует отметить, что далеко не все соглашения доходят до завершения и тем не менее по итогам 2023 года коммерческое закрытие социально-значимых проектов в рамках муниципально-частного партнерства

прошли свыше 400 проектов [6].

Проекты, претворенные в жизнь на базе реализации муниципально-частного партнерства, перезагружают классические модели отношений государства и бизнеса: «заказчики-исполнители» и создают конструкции, базирующиеся на платформах солидарной ответственности как публичного, так и частного участников процесса отношений в рамках осуществления их взаимодействия, нацеленного на социально-экономическое развитие муниципальных территорий при реализации проектов ключевой социальной значимости. Успешная синергия бизнеса и власти позволяет в короткие сроки закрывать актуальные социальные потребности муниципальных образований, связанные с социально-экономическим развитием их территорий.

Источники:

1. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019 - 412с.

2. Валишвили М. А. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства //Экономика. Право. Общество. 2023. Т. 7. № 1 (29). С. 31-39.

3. Марковской Е.И. Механизмы государственно-частного партнерства. теория и практика. Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019 - 491с.

4. Мерзлов И. Ю. Институциональные основы развития государственно-частного партнерства // Российский экономико-правовой журнал. 2022. № 3. С. 455-472.

5. Основные тренды и статистика рынка ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525 b2923a2b14b415.pdf (дата обращения 26.04.2024).

6. Партнерство для развития: почему растут инвестиции в совместные проекты государства и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/industry/infrastructure_development/articles/2023/08/14/989988-partnerstvo-dlya-razvitiya-pochemu-rastut-investitsii-v-sovmestnie-proekti-gosudarstva-i-biznesa (дата обращения 26.04.2024).

7. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Практики реализации проектов [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE/Desktop/metodic_2023.pdf (дата обращения 26.04.2024).

8. Тулузакова М.В Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы в контексте социально-экономического развития муниципальных образований // Региональная экономика и управление. 2021. № 4. С. 955-958.

9. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 26.04.2024).

10. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 26.04.2024).

EDN: BZXEHQ

О.М. Кирилюк - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],

O.M. Kirililuk - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Commerce, Omsk State Transport University, Omsk, Russia;

Т.В. Цалко - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],

T.V. Tsalko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Commerce, Omsk State Transport University, Omsk, Russia.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В МУЗЕЙ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР» MARKETING TOOLS TO ATTRACT YOUNG PEOPLE TO THE LIBER CENTER MUSEUM

Аннотация. Статья обсуждает роль современных маркетинговых инструментов в привлечении молодежи в музеи. В контексте быстро меняющейся цифровой среды и изменения потребностей аудитории, культурным учреждениям становится необходимо приспосабливаться и использовать инновационные подходы для привлечения новых посетителей. Статья анализирует ключевые маркетинговые инструменты, такие как использование цифровых технологий, организация специальных мероприятий, сотрудничество с инфлюэнсерами, разработка образовательных программ и создание цифровых сообществ. Авторы подчеркивают важность понимания потребностей молодежи, создание уникального и интересного опыта посещения музея, а также постоянное взаимодействие с аудиторией для обеспечения успешной цифровой трансформации музейного пространства. Главной целью статьи является обсуждение способов эффективного вовлечения молодежи в культурные учреждения через современные маркетинговые методы.

Abstract. The article discusses the role of modern marketing tools in attracting young people to museums. In the context of a rapidly changing digital environment and changing audience needs, cultural institutions need to adapt and use innovative approaches to attract new visitors. The article analyzes key marketing tools such as the use of digital technologies, the organization of special events, cooperation with influencers, the development of educational programs and the creation of digital communities. The authors emphasize the importance of understanding the needs of young people, creating a unique and interesting experience of visiting the museum, as well as constant interaction with the audience to ensure the successful digital transformation of the museum space. The main goal of the article is to discuss ways to effectively involve young people in cultural institutions through modern marketing methods.

Ключевые слова: молодежь, маркетинг, маркетинговые инструменты, привлечение молодежи в музей.

Keywords: youth, marketing, marketing tools, attracting young people to the museum.

Введение

Музеи играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия обществу, а также в образовании и формировании культурной идентичности. Поэтому, в современном мире, насыщенном цифровыми технологиями и быстрым темпом жизни, привлечение молодежи в музеи становится всё более актуальной задачей.

Музеи хранят историю и культуру народа, знакомство с которыми помогает молодым людям понять свои корни, сформировать чувство принадлежности к обществу. Изучение экспонатов, анализ информации и участие в музейных программах развивают у молодежи критическое мышление, способность анализировать и делать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.