Реализация сотрудниками органов внутренних дел мер, применяемых в период действия военного
положения
Д. Н. РАЧЁВ,
заместитель начальника оперативного управления,
кандидат юридических наук (Главное управление МВД России по Московской области) E-mail: [email protected]
Realization by the Law Enforcement Bodies' Staff the Measures Applied During an Action of a Warlike Situation
В статье изложены меры, реализуемые сотрудниками органов внутренних дел при введении военного положения.
Запрещение, ограничение, усиление охраны общественного порядка.
D. N. RACHYOV,
Candidate of Law, Deputy Chief of the Operational Management (General Department of the Interior Ministry of Russia
across the Moscow Region)
УДК 355.24
The measures realized by the law enforcement bodies' staff during introduction of a warlike situation are stated in article.
Prohibition, restriction, strengthening of the public order protection.
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» [1] в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации вводится режим военного положения, который включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер [5].
Эти меры затрагивают права и свободы граждан, деятельность юридических лиц, их выполнение обязательно для всех граждан и организаций независимо от форм собственности.
Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти, органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О военном положении» [1], другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, путем применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2] сотрудники полиции задействуются для обеспечения режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях [6, 7].
Для обеспечения режима военного положения в соответствии с положениями приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 [4] могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, которые проходят службу в следственных подразделениях, штабе, тылу, отделе кадров и не являются сотрудниками полиции.
При введении военного положения сотрудники органов внутренних дел реализуют следующие меры.
Первая мера — усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной
безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
В соответствии с решением органа оперативного управления, который осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, при введении режима военного положения может быть увеличено количество дежурных нарядов в системе Единой дислокации. Одновременно маршруты их патрулирования могут быть приближены к объектам, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны ФСВНГ России, к объектам охраны военных, важных государственных и специальных объектов, к объектам транспорта и жизнеобеспечения. При дежурных частях ОВД могут формироваться дополнительные группы задержания и мобильные резервы для немедленного реагирования на поступающие сообщения о преступлениях.
Данная функция реализуется на основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], где сотрудникам полиции вменена обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок и, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 данного Федерального закона, патрулировать населенные пункты и общественные места.
Вторая мера — временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений.
В период сбора граждан для убытия их из мест постоянного проживания в безопасный район сотрудники полиции обеспечивают охрану общественного порядка в районе погрузки граждан в автотранспортные средства и в местах их временного проживания.
Эта функция реализуется на основании п. 5. ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], где сотрудникам полиции предписано осуществлять безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Для этих целей могут формироваться функциональные группы: патрулирования и обеспечения охраны общественного порядка.
Третья мера — обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено воен-
ное положение, выезда из нее, а также ограничение свободы передвижения по ней.
В границах района, на территории которого введен режим военного положения, при въезде и выезде оборудуются контрольно-пропускные пункты для организованного прохода людей, проезда автотранспорта, осуществления личного досмотра и досмотра имущества, грузов и автотранспорта, ограничения пребывания на указанной территории иностранных граждан и лиц без гражданства.
Данная функция реализуется на основании п. 5. ч. 1. ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], где сотрудникам полиции вменена обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок и согласно п. 6. ч. 1. ст. 1З данного Федерального закона, они имеют право оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в т. ч. стационарные.
Эти задачи могут быть возложены на функциональные группы контрольно-пропускного пункта. Данная группа состоит из следующих подгрупп: досмотр граждан, досмотр автотранспорта и охраны.
Четвертая мера — запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.
Данная функция реализуется на основании п. 5. ч. 1. ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], согласно которому сотрудники полиции имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий. При необходимости сотрудники полиции доставляют граждан в ОВД для дальнейшего разбирательства. В отношении граждан, осуществляющих правонарушения, силами межведомственной группировки (функциональные группы: оцепления, блокирования, изъятия, применения специальных средств, наблюдения, организации дорожного движения, контрольно-пропускного пункта, патрулирования, пункта проверки граждан в составе подразделений МВД России и ФСВНГ России) могут проводиться специальные операции по изъятию активных участников правонарушений.
Пятая мера — ограничение движения транс -портных средств и осуществление их досмотра.
В целях охраны места совершения преступления, проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий сотрудники дежурных нарядов в системе Единой дислокации, следственно-оперативной группы ограничивают движение граждан и транспортных средств в местах совершения преступлений (административных правонарушений).
Сотрудники дорожно-патрульной службы при аналогичных ситуациях регулируют дорожное движение, запрещают въезд транспортных средств в места проведения специальных мероприятий, осуществляют досмотр транспортных средств, на которые имеются оперативные ориентировки.
Данная функция реализуется на основании п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], где указано, что сотрудники полиции имеют право временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
Также эта функция реализуется в соответствии со ст. 16. Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], согласно которой сотрудникам полиции дано право ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, охраны места совершения преступления (административного правонарушения).
Шестая мера — запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток.
Данная функция реализуется на основании п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], согласно которому сотрудники полиции обязаны участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Данную меру применяют сотрудники ОВД при выполнении задач в составе дежурных нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы в системе Единой дислокации, находясь на маршрутах патрулирования, во взаимодействии с подразделениями вневедомственной охраны ФСВНГ России [6]. Сотрудники полиции следственно-оперативной группы проверяют документы у свидетелей (очевидцев) преступлений (правонарушений) в ходе прове-
дения первичных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Функциональными группами патрулирования и резервом в ходе выполнения задач в соответствии с предназначением осуществляется проверка документов (удостоверяющих их личность) у физических лиц.
Данная функция реализуется на основании п. 2. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], согласно которому сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан при наличии оснований подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, а также при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении либо оснований для их задержания.
В целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности гражданина (если имеются основания полагать, что он находится в розыске), а также установления причастности гражданина к совершенному преступлению (или к его подготовке) в соответствии с п. 1З ч. 1 ст. 1З Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2] сотрудники дежурных нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы в системе единой дислокации, функциональных групп (патрулирования, резерва, конвоирования) доставляют (препровождают) в ОВД.
В целях выявления лиц, причастных к совершению преступлений (организации преступлений), выявления у граждан незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ сотрудники полиции осуществляют досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств.
Данная функция реализуется согласно п. 16 ч. 1 ст. 1З Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], где сотрудникам полиции дано право осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.
Седьмая мера — запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие
вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ.
Данная мера будет реализовываться посредством проверки сотрудниками полиции объектов, осуществляющих продажу вышеизложенных предметов по вопросу исполнения запрета об ограничении или запрещении.
В соответствии с п. 40 и 41 ст. 11 Положения о МВД России (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699) [3] органы внутренних дел осуществляют выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, о нар-
котических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах и организует выдачу в установленном порядке предписаний, заключений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Реализация вышеуказанных мер сотрудниками полиции в большинстве случаев осуществляется в тесном взаимодействии с сотрудниками ФСВНГ России, а в ряде случаев при их непосредственном участии.
Таким образом, реализация мер, применяемых в период действия военного положения, осуществляется дежурными нарядами полиции в системе Единой дислокации, в т. ч. силами подразделений вневедомственной охраны ФСВНГ России, мобильными резервами и формируемыми на тот период функциональными группами из числа сотрудников МВД России и сотрудников ФСВНГ России.
Список литературы:
1. О военном положении: федер. конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 01.07.2017) // СПС КонсультантПлюс.
2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // СПС КонсультантПлюс.
4. О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию: приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 // СПС КонсультантПлюс.
5. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).
6. Майдыков А. Ф, Майдыков А. А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).
7. Майдыков А. Ф, Овчинников В. В. О понятии и введении особых правовых режимов в целях обеспечения безопасности граждан Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).