Научная статья на тему 'Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов'

Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / КРИМИНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE PREVENTION / GENERAL AND SPECIAL MEASURES / CRIMINAL EXPLOSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаухин Валерий Евгеньевич

В статье раскрывается понятие общего оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов, определяются общие и специальные меры по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом, а также определяется перечень категорий информации, о которых должны иметь представление сотрудники оперативных подразделений для осуществления качественного общего оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаухин Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there is the concept of the general operational-investigative prevention of criminal explosions, general and special measures of protection of citizens, individuals, buildings, constructions, vehicles from the explosion are determined. Also there is the list of special concepts, which operational divisions need to know for the qualitative general operational-investigation prevention of criminal explosions.

Текст научной работы на тему «Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов»

следствия (за последние четыре года уголовному преследованию были подвергнуты 347 следователей МВД, 65 следователей СК РФ и 39 следователей ФСКН);

— разработать механизмы контроля за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих, их близких, а также установить полный запрет на участие служащих в деятельности коммерческих организаций.

Примечания

1. СЗ РФ. 2009. № 20, ст. 3534.

2. Справка Государственно-правового управления к Указу Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Форма 1 -А ГИАЦ МВД России за 2009—2010 г.г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Сборник материалов о противодействии коррупции: в 3 т. / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева, Е.Г. Тарло; сост. В.В. Лозбинев. М., 2010.

5. См.: Козлова Н. УК все должности покорны // Российская газета (Столичный выпуск). 2011. 9 декабря.

6. См.: Козлова Н. Объявляется УІР-посадка // Российская газета. 2012. 17 января.

7. См.: Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М., 2002.

8. См.: Бобраков И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 22.

9. Российская газета. 2009. 19 мая.

В.Е. Лаухин

Лаухин Валерий Евгеньевич — старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Нижегородской академии МВД России

E-mail: [email protected]

Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов

В статье раскрывается понятие общего оперативноразыскного предупреждения криминальных взрывов, определяются общие и специальные меры по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом, а также определяется перечень категорий информации, о которых должны иметь представление сотрудники оперативных подразделений для осуществления качественного общего оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов.

In this article there is the concept of the general operational-investigative prevention of criminal explosions, general and special measures of protection of citizens, individuals, buildings, constructions, vehicles from the explosion are determined. Also there is the list of special concepts, which operational divisions need to know for the qualitative general operational-investigation prevention of criminal explosions.

Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов — это комплекс общих мер, реализуемых с помощью проведения оперативноразыскных мероприятий, предпринимаемых сотрудниками ОВД с целью недопущения создания предпосылок для криминальных взрывов, а также направленных на выявление, устранение или нейтрализацию конкретных причин и условий, способствующих совершению взрыва.

Все действия оперативных сотрудников ОВД, направленные на предупреждение криминальных взрывов, можно объединить общим понятием «противодействие криминальным взрывам», понимая под этим словосочетанием (по аналогии с противодействием терроризму1) деятельность органов исполнительной государственной власти в области охраны общественного порядка во взаимодействии с органами местного самоуправления: а) по пред-

упреждению криминальных взрывов, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению данного вида преступлений (профилактика криминальных взрывов); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию криминальных взрывов (борьба с криминальными взрывами);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий криминальных взрывов.

Основной смысл общей профилактики преступлений в свое время сумел сформулировать А.Г. Лекарь, понимая под ним деятельность по выявлению и устранению объективных (внешних) причин, порождающих преступления, и условий, способствующих действию этих причин, а также условий, создающих возможность реализации преступного умысла2. Все вышесказанное можно легко отнести и к общей профилактике криминальных взрывов.

Лаухин В.Е. Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов

Лаухин В.Е. Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов

С целью предупреждения, а также выявления или устранения условий и причин, способствующих осуществлению криминальными подрывниками своей противоправной деятельности, а также в целях уменьшения масштабов последствий криминальных взрывов, особенно террористического характера, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица должны и обязаны принимать все возможные необходимые меры. Для достижения этой цели используются политические, правовые, профилактические, социально-политические, а также пропагандистские меры. Безусловно, объектом повышенного внимания выступают места массового скопления населения и другие общественные места.

Наиболее вероятной возможной целью для совершения криминального взрыва, как правило, выступает физическое лицо (или группа лиц), производственные сооружения, экономические объекты (транспортные средства и сооружения транспортной инфраструктуры), а также учреждения различных форм деятельности и собственности.

Повышенный интерес для подрывников-терро-ристов, кроме вышеуказанного, могут иметь объекты с повышенной степенью опасности для населения и окружающей среды. В первую очередь к ним относятся предприятия, которые используют различные радиоактивные вещества, химически опасные вещества, которые имеют воспламеняющие и взрывопожароопасные участки, или учреждения, в которых находится большое скопление людей. Не стоит забывать о том, что объектом криминального взрыва может быть и любой объект, в том случае если теракт направлен против какого-либо должностного лица как самого объекта, так и подведомственной ему территории.

Следовательно, криминальный взрыв может быть совершен на каждом объекте, поэтому любой из них должен иметь систему безопасности против данного вида преступлений.

Кроме того, должностные лица ОВД, ФСБ в целях предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств, в рамках административно-правовой, уголовно-процессуальной деятельности осуществляют ряд общих и специальных мер по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом, именно опираясь на поддержку должностных лиц различных государственных органов и общественности.

К числу общих мер следует отнести: патрулирование сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, вневедомственной охраны (ОВО), ОМОН и военнослужащими улиц городов, парков и скверов, поездов дальнего следования, электричек,

метро и других видов общественного транспорта; досмотр автотранспортных средств, их водителей и пассажиров на дорогах работниками ГИБДД; оперативно-служебный досмотр и обследование силами работников полиции и специалистов инженерно-технического профиля спецслужб помещений и территорий вокзалов, аэропорта, парков, стадионов, концертных залов, театров, кинотеатров, различных особо важных объектов (объекты повышенной опасности) и других мест массового скопления людей перед проведением общественных и спортивных мероприятий; служебный досмотр охраняемых территорий и помещений и т. д.

При этом сущность поиска и досмотра состоит в визуальном и одорологическом (с применением служебно-разыскных собак) обследовании участков местности, помещений, зданий и сооружений, отдельных предметов, носимых вещей, одежды и багажа человека с целью обнаружения взрывоопасных предметов, а также определения взрывоопасности уже обнаруженных предметов.

Досмотру подлежат все предметы материальной среды в конкретной ситуации: бесхозные предметы на улицах или в транспорте; посторонние предметы в обстановке, в технологическом оборудовании, коммуникациях; ручная кладь, багаж, личные вещи пассажиров; грузы и иные предметы, перевозимые в транспортных средствах.

В процессе реализации вышеуказанных и иных мер оперативным работникам ОВД следует занять самую активную позицию по добыванию упреждающей информации в отношении подготовки и совершения преступниками криминальных взрывов. В большинстве случаев лица, проводящие поиск подозрительных в отношении взрывоопасности предметов, остро нуждаются именно в должностном лице, имеющем информацию о данном объекте, участке местности и способном предоставить соответствующую необходимую информацию.

Взрывоопасные объекты распознаются по комплексу внешних отличительных и особых демаскирующих признаков, а также по результатам применения служебно-разыскной собаки (СРС), натренированной на обнаружение взрывчатых веществ. В последнее время применение служебноразыскных собак в рамках поисковых мероприятий обязательно. Результаты работы собаки в каждом случае оформляются инспектором-кинологом отдельным актом. Каких-либо специальных исследований обнаруженных предметов, подозрительных на наличие взрывоопасных вложений, на этом этапе не производится.

Безусловно, основанием для инициирования дальнейшей работы служит наличие внешних признаков взрывоопасности обнаруженного предмета или предметов, а также положительная реакция собаки на предмет. При наличии этих признаков принимаются первичные меры безопасности и для дальнейшей работы с соответствующим предметом вызываются специалисты-взрывотехники или саперы.

Некоторые отличия имеет досмотр (специальный контроль) взрывоопасных предметов, выполняемый сотрудниками полиции (обученным персоналом) в рамках особых мер по предупреждению и пресечению террористических акций3.

К числу вышеуказанных мер защиты относятся:

— досмотр и специальный контроль служащих и посетителей режимных объектов государственных предприятий, учреждений и организаций, выполняемый работниками полиции (государственных охранных структур) с применением стационарных и иных средств металлообнаружения;

— предполетный досмотр и специальный контроль ручной клади, багажа и носимых вещей авиапассажиров в аэропортах работниками полиции и служб безопасности авиакомпаний, выполняемый с применением рентгенотелевизионной техники;

— специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей, выполняемый работниками почтовых служб безопасности с целью выявления и изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, радиоактивно, химически, биологически опасных веществ и иных запрещенных к пересылке предметов;

— досмотр личных вещей, багажа и грузов граждан, пересекающих государственную границу РФ, выполняемый работниками таможни и пограничниками;

— личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, выполняемый персоналом частных охранных предприятий и служб безопасности (совместно ОВО и лицензионно-разрешительной службой).

Досмотр и специальный контроль должны проводить только те сотрудники полиции, которые прошли необходимую подготовку, таможенный персонал, пограничники (то же самое), сотрудники спецслужб, работники почтовых служб, безопасности, частные детективы и охранники.

Специальному контролю или досмотру подлежат либо одежда граждан, либо конкретные предметы (почтовые отправления, ручная кладь, багаж, грузы, личные и носимые вещи граждан), непосредственно предоставленные для этих целей. Объекты, подозрительные на наличие взрывоопасных вложений, диагностируются по комплексу признаков, выявляемых как визуально, так и с использованием специальных технических средств контроля — металлоискателем, рентгеновской техникой, обнаружителем паров взрывчатого вещества.

Как уже отмечалось ранее, усилия оперативных сотрудников при осуществлении общего оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов направлены на недопущение создания предпосылок для их совершения, а также на выявление, устранение или нейтрализацию конкретных причин и условий, способствующих совершению взрыва. Реализация данных усилий осуществляется путем проведения ряда оперативно-разыскных мероприятий. Для осуществления качественного

общего оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов сотрудники оперативных подразделений должны иметь представления о следующих категориях информации:

об изготовлении взрывчатых веществ, взрывных устройств и пиротехнических средств, а также особенностях их использования;

об использовании взрывных и пиротехнических средств в технологических циклах гражданской взрывной промышленности;

о порядке обращения с взрывоопасными предметами с учетом категории их взрывоопасности;

о ранее совершенных на обслуживаемой территории преступлениях, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, а также с применением или использованием взрывоопасных предметов;

об источниках вышеуказанной информации (интернет, пособия в специальных библиотеках воинских частей, образовательных учреждений системы Министерства обороны, МВД, МЧС и других силовых структур);

о наличии на обслуживаемой территории:

а) подразделений силовых структур и МЧС, сотрудники которых имеют в обращении взрывчатые вещества и взрывные устройства;

б) складов и хранилищ взрывчатых веществ и боеприпасов силовых министерств и ведомств, а также гражданского взрывпрома;

в) химических предприятий и лабораторий (в том числе образовательных учреждений), осуществляющих свою деятельность с использованием взрывных материалов;

г) предприятий, производящих взрывчатые и пиротехнические вещества, а также боеприпасы и средства;

д) объектов металлургической, нефте-, газо-или горнодобывающей промышленности, в технологических циклах которых используются взрывы (например, для бурения скважин и штолен, добычи полезных ископаемых, дробления горных пород и т. д.);

е) действующих тиров, стрельбищ и полигонов, на которых проводятся боевые стрельбы и осуществляется применение взрывных устройств или утилизация взрывчатых веществ;

ж) образовательных учреждений (в том числе военно-патриотических), в образовательном процессе которых изучаются взрывчатые вещества, средства взрывания и порядок обращения с ними, а также их обезвреживание;

з) музеев, выставочных залов и действующих экспозиций, использующих в качестве экспонатов объекты, подозрительные в отношении взрывоопасности (муляжи взрывных устройств или исторические предметы, добытые в результате раскопок на местах сражений);

и) военно-исторических, военно-патриотических, историко-реставрационных, поисковых объединений, на территории которых могут храниться запрещенные к обороту вещества и предметы, спо-

Лаухин В.Е. Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов

Лаухин В.Е. Общее оперативно-разыскное предупреждение криминальных взрывов

собные применяться преступниками для совершения криминальных взрывов, а также литература по производству взрывчатых веществ или взрывных или пиротехнических устройств и средств;

к) мест проведения боевых действий и контртеррористических операций, на территории которых в результате использования противоборствующими сторонами могли бы остаться неразорвавшиеся и не обнаруженные позднее взрывные устройства или боеприпасы;

л) магазинов, специализирующихся на торговле оружием для охоты, спорта или практической стрельбы, а также боеприпасами к нему;

м) фирм и предприятий, специализирующихся на изготовлении и торговле пиротехническими средствами, а также осуществлении пиротехнических услуг (салютов).

Реагирование на вышеуказанную оперативно значимую информацию возможно путем осуществления следующих мероприятий:

проведение с оперативными сотрудниками комплексов учебных занятий (программ) по основам взрывобезопасности и личной безопасности сотрудников ОВД при обращении с взрывными и пиротехническими материалами, к проведению которых следует широко привлекать сотрудников инженерно-технических подразделений ОМОН, саперов СОБР, криминалистов и кинологов, специализирующихся на работе со взрывными материалами, а также спасателей МЧС России;

своевременное информирование оперативных сотрудников о происшествиях на обслуживаемой и прилегающих соседних территориях, связанных с совершением криминальных взрывов или незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также пиротехнических средств;

регулярный мониторинг специальных библиотек, имеющих источники об изготовлении и использовании взрывчатых веществ, взрывных устройств и пиротехнических средств;

постоянное расширение круга лиц, обладающих необходимыми познаниями в инженерном и пиротехническом деле с целью качественного улучшения и постоянной модернизации оперативных позиций по интересуемой части информации в оперативно значимых объектах на обслуживаемой территории;

непосредственное участие оперативных сотрудников в охотничьих обществах, оказание шефской помощи военно-патриотическим, военно-историческим и иным объединениям на постоянной основе во внеслужебное время;

широкое привлечение оперативных сотрудников к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных историческим датам и памятным событиям в истории субъекта Российской Федерации и страны в целом.

Реагирование на полученную информацию может осуществляться оперативными сотрудниками как гласно, так и негласно.

К числу специальных мер по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом относятся мероприятия оперативно-разыскного предупреждения, проводимые в отношении конкретных лиц, планирующих, подготавливающих и осуществляющих криминальный взрыв, а также их потенциальных жертв, однако освещение данного вопроса, на наш взгляд, находится за рамками данной работы.

Таким образом, постоянный мониторинг оперативно значимой информации и своевременное реагирование на нее путем проведения необходимых профилактических (в т. ч. оперативно-разыскных) мероприятий — это залог успеха в осуществлении оперативными сотрудниками ОВД оперативно-разыскного предупреждения криминальных взрывов.

Примечания

1. См.: О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 года № Э5-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3808.

2. См.: Лекарь А.Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка (исследование правовых, организационных и тактических основ деятельности органов охраны общественного порядка по предотвращению преступлений): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1967.

3. См.: Паненков А.А. Решение проблемных вопросов о потерях сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в борьбе с терроризмом, численности и потерях организованных преступных формирований в публичных выступлениях руководителей силовых структур // Военно-юридический журнал. 2012. № 1. С. 2—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.