Научная статья на тему 'Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организаций'

Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2609
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / TECHNIQUE / METHOD / LABOR EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кощиенко Ирина Васильевна

статья посвящена проблеме возрождения трудового воспитания в современных дошкольных образовательных организациях. Автор, опираясь на научные исследования ведущих педагогов, психологов, практиков, а также на основе краткого анализа содержания трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях в предыдущие годы предлагает возродить многие популярные формы работы по трудовому воспитанию дошкольников с использованием современных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the content of labor education in the practice of modern pre-school educational institutions

the article is devoted to the revival of labor education in the modern preschool educational institutions. Based on the researches of leading educators, psychologists, practitioners and on the basis of a brief analysis of the content of labor education in preschool educational institutions in previous years the author suggests to revive many popular forms of work on labor education of preschool children using modern pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организаций»

Pedagogy

УДК 37

РС! 10.21661/Г-116288 И.В. Кощиенко

Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организаций

Аннотация

Статьяпосвященапроблемевозрождениятрудовоговоспитаниявсовременныхдошкольныхобразовательных организациях. Автор, опираясь на научные исследования ведущих педагогов, психологов, практиков, а также на основе краткого анализа содержания трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях в предыдущие годы предлагает возродить многие популярные формы работы по трудовому воспитанию дошкольников с использованием современных педагогических технологий.

| Ключевые слова: трудовое воспитание, дошкольная образовательная организация, метод, технология.

I.V. Koshchienko

The implementation of the content of labor education in the practice

of modern pre-school educational institutions

Abstract

The article is devoted to the revival of labor education in the modern preschool educational institutions. Based on the researches of leading educators, psychologists, practitioners and on the basis of a brief analysis of the content of labor education in preschool educational institutions in previous years the author suggests to revive many popular forms of work on labor education of preschool children using modern pedagogical technologies.

Keywords: labor education, preschool educational organization, method, technique.

Трудовое воспитание - процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в системе дополнительного образования, беседы, чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, досуговая деятельность, игры и т. д. Но главное сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо.

Безусловно, начало трудового воспитания лежит в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание

этой потребности, во все времена являлась главной задачей трудового воспитания детей.

В научных трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) рассмотрено значение деятельности в процессе формирования личности.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в рассмотрении труда как фактора развития личности ребенка (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др).

В исследованиях Е.И. Корзаковой, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной и др. разработано содержание трудового воспитания в условиях детского сада. Вопросам

Педагогика

формирования положительного отношения к труду взрослых посвящены отдельные труды В.И. Глотовой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Я.З. Неверович, А.Г. Ту-легеновой и др. Предложены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова). В исследованиях Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т. А. Марковой и др. рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье.

Итак, отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере трудового воспитания детей дошкольного возраста. Однако проблема трудового воспитания в условиях дошкольной образовательной организации сегодня стоит довольно остро.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд. Содержание трудового воспитания определено образовательной программой дошкольного образования. Программа разрабатывается и утверждается дошкольной организацией самостоятельно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [6]. В соответствии с данным документом трудовое воспитание включено в образовательную область - социально-коммуникативное развитие. Данная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Таким образом, содержание трудового воспитания сегодня мало чем отличается от содержания, заложенного в предыдущие периоды развития системы дошкольного образования. А вот виды, методы и формы реализации этого содержания?

В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд и т. д.

В последние годы реализация на практике некоторых форм трудового воспитания несколько затруднена. Например, санитарными правилами запрещена посадка плодоносящих деревьев и кустарников, экологическая обстановка в крупных мегаполисах не позволяет выращивать и употреблять в пищу овощные культуры, выращенные на территории детского сада [7, р. 3, п. 3.1]. Не допускается размещение аквариумов, жи-

вотных, птиц в помещениях групповых комнат [7, р. 6, п. 6.11]. Следовательно, некоторые виды труда, в силу объективных причин (экологическая обстановка в городах, аллергические заболевания и т. д.) не доступны для детей дошкольного возраста.

В то же время, современная образовательная политика государства, идея создания образовательных комплексов, включающих несколько уровней образования (дошкольный, школьный и т. д.) позволяют использовать широкий спектр инновационных, интерактивных, проектировочных и др. технологий реализации трудового воспитания в практике педагогического процесса образовательных организаций.

Например, метод наблюдения может широко применяться при предоставлении возможности дошкольникам знакомиться с трудом людей в школьном городе мастеров (компьютерный классе, кабинет домоводства, кабинет труда и т. д.). С другой стороны, в школьной жизни может возродиться такой популярный в советский период вид труда как шефская работа - забота о малышах, воспитанниках детского сада.

Упражнения - практические действия, в ходе которых вырабатываются умения применять знания на практике, формируются привычки поведения, могут реализовываться в различных кружках, созданных в школах.

Сегодня, на наш взгляд, широко может использоваться гибкий метод -поручение, для развития индивидуальных особенностей, с учетом интересов и наклонностей детей. Особенно ценны в воспитательном отношении, могут быть групповые и коллективные поручения, предусматривающие участие детей дошкольного и школьного возраста, педагогов и родителей. Соревнования между группами дошкольников и классами школы придадут труду увлекательный характер, внесут моменты творческого состязания. Безусловно, на детей всех возрастов сильное влияние оказывают поощрения. В реалиях сегодняшнего дня это могут быть: фотокнига, короткий видеоролик, вручение сертификатов участников, сообщение в радиогазете, представление на конкурс и т. д. Внутри каждого из этих методов может широко использоваться беседа, носящая не только информативный характер, но и обучающий, например профессии экскурсовода, корреспондента, промоутера и т. д.

Трудовые дела и занятия дошкольников и школьников могут проходить и в форме общих праздников, трудовых операций, выставках, играх-путешествиях, квестах и т. д.

В августе текущего года глава Минобрнау-ки О.Ю. Васильева призвала директоров школ и руководителей образовательных организаций начать самостоятельно вводить часы трудового воспитания. «Услышьте меня, педагоги, руководители образовательных организаций, нам никто не мешает заняться этим сейчас», -сказала О.Ю. Васильева. По мнению министра, навыки

54 Интерактивная наука | 11 • 2017

Pedagogy

труда необходимы. «Без навыков трудиться ежечасно, задач позволит улучшить обучение и воспитание под-

ежесекундно, получать первые успехи от своего труда растающего поколения, поскольку трудовое воспи-

мы не можем жить», - добавила министр [13]. тание, следует рассматривать как важнейший фактор

Поистине грандиозные задачи стоят перед педаго- формирования личности и удовлетворения потребно-

гами в сфере трудового воспитания. Решение данных сти экономики страны в трудовых ресурсах.

Литература

1. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - №4. - С. 168-179.

2. Буре Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик [и др.]. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.

3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.

5. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой - М., 2003.

6. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 14.11.13 г.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).

8. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. -М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

9. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 1982. - 96 с.

10. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 24 с.

11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.

12. Часовская Е.Ю. Трудовое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/05/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov/

13. Министр образования усилит трудовое воспитание в школах дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://republic.ru/posts/72700

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.