Научная статья на тему 'Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста'

Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL PREPAREDNESS / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ / READINESS OF THE TEACHER FOR THE PRESCHOOL CHILDREN LABOR EDUCATION / МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ / A MODEL OF THE TEACHER'S READINESS FOR THE LABOR EDUCATION OF CHILDREN / LABOR EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Ю. А.

Статья посвящена проблеме подготовки студентов вузов к осуществлению трудового воспитания детей дошкольного возраста. Исследованы сущность, содержание, структура трудового воспитания детей дошкольного возраста и важнейшие направления подготовки педагогов к его осуществлению в новых социальноэкономических условиях. Раскрыты педагогические условия оптимизации соответствующей подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to preparing college students for the implementation of labor education of preschool age children. The essence, contents, structure of the labor education of preschool age children and the most important areas of training teachers to implement it in the new social and economic conditions are explored. Pedagogical conditions of optimization of the appropriate training of teachers are disclosed.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н Ю.А. Дмитриев

104

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки студентов вузов к осуществлению трудового воспитания детей дошкольного возраста. Исследованы сущность, содержание, структура трудового воспитания детей дошкольного возраста и важнейшие направления подготовки педагогов к его осуществлению в новых социально-экономических условиях. Раскрыты педагогические условия оптимизации соответствующей подготовки педагогов.

Ключевые слова: трудовое воспитание детей дошкольного возраста, профессиональная готовность, готовность педагога к трудовому воспитанию дошкольников, модель готовности педагога к трудовому воспитанию детей.

Summary. The article is devoted to preparing college students for the implementation of labor education of preschool age children. The essence, contents, structure of the labor education of preschool age children and the most important areas of training teachers to implement it in the new social and economic conditions are explored. Pedagogical conditions of optimization of the appropriate training of teachers are disclosed.

Keywords: labor education of preschool age children, professional preparedness, readiness of the teacher for the preschool children labor education, a model of the teacher's readiness for the labor education of children.

В современных условиях модернизации образования и наметившейся нежелательной тенденции постепенного превращения отечественного общества производства в общество потребления все более актуальной в педагогической теории и практике становится проблема формирования у подрастающего поколения трудового, творческого, созидательного образ а жизни. Реализацию этой стратегической задачи, первостепенно важной как для образования, так и для развития экономики, необходимо начинать в воспитательной работе с детьми до-

школьного возраста как в условиях семьи, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Первостепенное и системообразующее значение труда в развитии человека и его образовании трудно переоценить. Труд в классической философской трактовке рассматривается как сознательная целесообразная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу, результатом чего является создание предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Благодаря труду разви-

лись функции рук и органов речи, произошло постепенное совершенствование человеческого мозга, усовершенствовались органы чувств. По мнению К. Маркса, история есть не что иное, как образование человека трудом, «труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой... Он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» [1].

Труд - важнейшее условие достойной жизни человека, интеллектуальная, нравственная, физическая основа развития его личности. «Внутренняя духовная, животворная сила труда, - подчеркивал К.Д. Ушинский, -служит источником человеческих достоинств, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд - личный, свободный труд и есть жизнь. Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать, . приготовлять его к труду, жизни». Великий педагог предупреждал «когда ребенок остается без работы в руках, без мысли в голове, у него портятся и голова, и сердце, и нравственность» [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что старший дошкольный возраст является сензи-тивным периодом для формирования первоначальных основ собственно трудовой деятельности. В это время целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но его преобразование и созда-

ние в результате конструктивной деятельности нового объекта. При этом в трудовой деятельности старших дошкольников присутствуют все ее структурные компоненты (мотив, цель, процесс, результат), хотя в данном возрасте они имеют свои особенности.

Однако сегодня, вопреки объективной необходимости, к сожалению, бытует недооценка воспитательного, развивающего потенциала труда детей. Трудовое воспитание детей обесценивается в общественном сознании и ослабляется на практике. Трудовое обучение сводится преимущественно к выработке у учащихся умений и навыков ручного труда. Утрачивается привлекательность производительного труда для молодежи, которая стремится заниматься бизнесом, но не в области материального производства, а в торговле, посредничестве. Идеализируется псевдопредпринимательство, далекое от интересов страны. Становление активной жизненной позиции молодого человека заменяется узко прагматическими целями поиска любой возможности больше заработать. Это не содействует интеллектуальному развитию молодежи, росту ее духовности, общей культуры, расширению кругозора. По мнению К.Д.Ушинского, «увеличение массы богатства не ведет еще за собой увеличения массы счастья, не приближает людей к нравственному и умственному развитию» [там же].

Можно отметить и другие проблемы: явно недостаточную общетрудовую подготовку педагогов дошкольного образования, слабое осуществление взаимодействия всех кафедр педвузов в преодолении этого недостатка, отсутствие компетентного управления этим процессом, недостаточное использование

105

106

потенциала всех учебных дисциплин для улучшения трудовой подготовки студентов, сокращение учебного времени, отводимого на их трудовую подготовку, все более возрастающий дефицит материальной базы и учебной литературы. В учебном плане отсутствует специальная дисциплина, направленная на теоретическую и методическую подготовку воспитателя к осуществлению трудового воспитания дошкольников. Недостаточно осуществляется трудовая направленность вузовских учебных дисциплин на подготовку будущего педагога. Студенты не имеют достаточно четкого представления о содержании, формах, методах и специфике труда детей дошкольного возраста, о путях и средствах совместной работы с семьями детей по осуществлению трудового воспитания дошкольников. Не уделяется должного внимания в учебно-воспитательном процессе и реализации мотивационно-ценностных, информационно-содержательных, практико-ори-ентированных технологий подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) к трудовому воспитанию детей.

Все это не позволяет успешно осуществлять трудовую подготовку детей дошкольного возраста, формировать у них социально значимую созидательную мотивационно-ценностную ориентацию, мировоззренческие приоритеты созидательного трудового образа жизни, не содействует обеспечению органической связи трудовой подготовки детей с их социализацией, умственным, нравственным, экологическим, экономическим, эстетическим, физическим развитием. В связи с этим нуждаются в возрождении и дальнейшем развитии лучшие традиции теории и практики трудовой подготовки

педагогов дошкольного образования, приобщения детей к культуре ручного труда, к конструированию, творческой деятельности, усиление их развивающего влияния на общую духовную, интеллектуальную сферу личности ребенка.

В отечественной дошкольной педагогике накоплены богатые традиции успешного приобщения дошкольников к труду. К настоящему времени определено место труда в образовательном процессе детского сада и его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г Нечаева, Е.И. Радина и др.), выделены средства и формы организации детей в труде (Р.С. Буре, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), изучен процесс формирования положительного отношения к труду, трудолюбия и трудовой активности дошкольников (В.И. Логинова, О.В. Мачехина, Я.З. Не-верович, Л.И. Сайгушева, Т. И. Тараб-рина и др.), рассмотрены особенности организации трудовой деятельности дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.), проанализировано овладение детьми дошкольного возраста позицией субъекта творческого труда (М.В. Крулехт, Н. Пышьева и др.).

Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, В.С. Мухина, А.В. Петровский главным признаком труда считают создание общественно полезных вещей, продуктов труда. По мнению авторов, именно это отличает его от других видов деятельности. В силу своих физических и психологических возможностей ребенок дошкольного возраста не может производить общественно значимый продукт, синонимом трудовой деятельности в дошкольном возрасте выступает «продуктивная деятельность»

(Д.Б. Эльконин), «практическая деятельность» (А.В. Запорожец), «деловое воспитание» или «воспитание в деле» (А.В. Петровский), продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова).

Данные авторы отмечают, что продуктивная деятельность охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию и др., традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что вне зависимости от конкретных материалов она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Исследования психологов А.В. Запорожца, Е.А. Климова, В.И. Тютюн-ника, Д.Б. Эльконина и др. указывают, что возраст 5-7 лет является сензи-тивным периодом формирования первоначальных основ трудовой деятельности, развития начальных форм труда, которое происходит в двух направлениях:

• формирования предпосылок к трудовой деятельности, возникающих и получающих свое дальнейшее развитие в разных видах детской деятельности (продуктивной и игровой). В них формируется произвольность поведения, целенаправленность действий, элементы планирования и происходит овладение навыками;

• становления собственно трудовой деятельности, формирования общественных мотивов деятельности. В дошкольном возрасте происходит переход от действий результативных к

продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его и создание в результате конструктивной деятельности нового объекта, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности. По мнению А.В. Петровского, происходит переход ребенка от «человека потребляющего» к «человеку производящему».

Можно содержательно охарактеризовать категорию готовности старшего дошкольника к трудовой деятельности:

1. Мотивационно-ценностный компонент: понимание значимости и роли труда, его необходимости в жизни; готовность к участию в трудовой деятельности, к внесению своего посильного вклада в общее дело; заинтересованность в результатах труда; стремление активно включиться в овладение трудовыми, общетехническими знаниями, умениями и навыками; желание больше узнать о людях труда, их профессиях, общественном характере их трудовой деятельности; нетерпимость к праздности, безделью, недобросовестному отношению к труду, лени.

2. Содержательный компонент: готовность к овладению трудовыми умениями и навыками, навыками организации и планирования своей и общей работы (готовить заранее все необходимое, приводить в порядок место работы, намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками труда), стремление к их дальнейшему совершенствованию; готовность овладевать приемами умственного и физического труда для реализации плана и достижения намеченного результата; стрем-

107

108

ление соблюдать дисциплину труда, деловитость, предприимчивость, ответственность, инициативность; проявление повышенного интереса к определенному виду трудовой деятельности, к миру профессий.

3. Операционно-деятельностный компонент: инициативное участие в трудовой деятельности, проявление готовности к трудовому усилию (волевому и физическому); ответственное, творческое отношения к порученному делу; готовность включаться в труд по необходимости, не ожидая напоминания, проявляя при выполнении работы настойчивость; включаться в отношения взаимопонимания в коллективном труде, проявлять заинтересованность в общем деле, оказывать помощь друг другу, делать замечания и давать советы сверстникам в корректной форме; добиваться высоких результатов в выполнении трудовых заданий, стараться объективно оценивать и совершенствовать результаты своего труда, гордиться достигнутыми успехами.

Следует отметить, что среди десяти важнейших образовательных областей в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования назван «Труд» [3]. Его целью является положительное отношение детей к труду через реализацию традиционных задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Развитие значительного потенциала, заложенного в трудовой деятельности детей, качество и эффектив-

ность его реализации в учебно-воспитательном процессе ДОУ в решающей степени зависит от профессионально-педагогической направленности личности воспитателя, от его мо-тивационно-ценностных отношений к педагогической деятельности, интереса и потребностей в постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, технологии трудовой подготовки, умений развивать у детей трудолюбие, творческое отношение к делу, содействовать их социализации и активной созидательной жизненной позиции. Стало быть, настоятельно необходимым в новых социально-экономических условиях является обновление подходов к подготовке педагогов дошкольного образования к организации трудовой деятельности дошкольников, поиск актуальных методов и средств, способствующих их всестороннему творческому развитию.

Проблема профессиональной готовности воспитателей дошкольного учреждения к работе по различным направлениям воспитания и обучения дошкольников основательно рассмотрена в работах В.В. Абашиной, Р.С. Буре, Т.И. Ерофеевой, Т.С. Комаровой, В.И. Логиновой, П.Г. Самору-ковой, Л.Г. Семушиной, Э.К. Сусловой, Н.В. Шайдуровой и др. К сожалению, приходится констатировать значительные неиспользованные резервы и недостатки в формировании у будущих педагогов ДОУ соответствующей компетенции в осуществлении трудового воспитания детей. Например, неоправданная недооценка трудового воспитания как в общественном мнении, так и в современной педагогической теории и практике, значительный разрыв между

необходимым и реальным уровнем готовности педагога к трудовому воспитанию детей. Фрагментарно, от случая к случаю проводится совместная работа воспитателей ДОУ и родителей, ориентированная на трудовое воспитание детей. В результате, постепенно утрачивается стратегическая цель гармоничного образования, ориентированная одновременно как на личностные интересы, так и на запросы общества - формирование у подрастающего поколения созидательного, трудового образа жизни, активной социальной позиции.

Формирование высокого уровня готовности студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста может быть более эффективным, если реализуется на основе:

• разработки и внедрения модели готовности будущего педагога дошкольного образования к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, определяющей содержание и критерии сформированности мотивацион-ного, информационно-содержательного и практико-ориенти ро ван но го компонентов данной готовности;

• отбора, структурирования и интеграции материала социогуманитар-ных, психолого-педагогических, методологических и специальных дисциплин, преподаваемых на дошкольном факультете, которые содержат в себе значительный неиспользованный потенциал подготовки студентов к трудовому воспитанию дошкольников; усиления внимания к проблемам трудового воспитания в период прохождения студентами педагогической практики, в процессе выполнения

учебно-исследовательской работы;

• использования комплекса наиболее эффективных организационных форм, методов, возможностей новых информационных технологий, позволяющих построить учебный процесс в соответствии с целями и содержанием профессиональной подготовки студентов к трудовому воспитанию детей;

• разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Подготовка педагога дошкольного образования к осуществлению трудового воспитания детей дошкольного возраста» и соответствующего практикума.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23. - 812 с.

2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: в 2-х тт. - Т. 1. - М.; Л., 1948. - С. 306-325.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Ми-нобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. -5 марта 2010.

4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 144 с.

5. Сластенин В.А., Дмитриев Ю.А. Школа, труд, учитель: Монография. - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. - 212 с. ■

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.