Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
УДК 658.56
О. В. Римаренко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Как известно, желаемый результат достигается более эффективно, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы компании. В статье рассмотрен подход к применению процессного управления, основанный на разработке бизнес-модели строительно-монтажной организации.
Применение процессного подхода в организации способствует построению системы эффективного управления. Суть процессного подхода заключается в том, что компания рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, идентифицированных и описанных в определенной форме, а управление компанией осуществляется посредством управления этими процессами [1].
При применении процессного управления внимание в первую очередь следует обратить на уровень компании в целом (размер компании и численность персонала, качество и объем выполняемых работ, установленные требования к качеству выполняемых работ и др.) и ее бизнес-модель. Именно за счет разработки бизнес-модели компании можно получить наиболее существенный эффект и обеспечить развитие бизнеса в будущем.
Бизнес-модель должна определять, каким образом компания создает ценность для своих потребителей, каким образом осуществляются ее финансовые потоки и как компания обеспечивает контроль над реализуемыми процессами. Бизнес-модель с точки зрения ее представления должна отвечать следующим требованиям: охватывать весь бизнес компании; описывать основные «блоки», из которых состоит бизнес компании, и при необходимости - взаимосвязи между ними; быть компактной и удобной для восприятия.
В ходе разработки бизнес-модели выполняются следующие этапы работ:
1) идентификация бизнес-процессов организации (разработка модели бизнес-процессов);
2) определение последовательности и взаимодействия процессов (разработка общей карты взаимосвязей процессов и карт всех структурных подразделений организации);
3) определение ответственных за контроль и выполнение процессов, участников процессов (составление матрицы распределения ответственности и полномочий);
4) определение входов и выходов идентифицированных процессов с целью определения их взаимоувязки и создания целостной картины деятельности организации;
5) установление показателей результативности и эффективности идентифицированных процессов, а также методов и сроков их сбора:
6) корректировка организационной структуры компании.
Бизнес-модель позволяет концентрировать внимание на ключевых процессах деятельности компании, способствует более эффективному осуществлению ее внутренних процессов и взаимодействия между ними.
В ходе нашей работы разработана бизнес-модель строительно-монтажной организации, выполняющей государственные и муниципальные заказы, осуществляя все виды строительных работ путем привлечения подрядчиков. Целью разработки данной модели является оптимизация деятельности строительно-монтажной организации и обеспечение прозрачности ее управления.
В модель бизнес-процессов компании включены процессы, участвующие в создании ценности для клиентов, процессы, обеспечивающие деятельность компании, и процессы, которые необходимы для обеспечения соответствия деятельности компании требованиям законодательства или внешних регулирующих органов. На рисунке приведена упрощенная модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации.
Итак, на настоящий момент проведено описание и анализ существующей бизнес-модели организации. Теперь перед нами стоит задача оптимизации бизнес-процессов, подразумевающая их детальное описание и разработку стандартов организации по соответствующим направлениям деятельности компании. Подобным образом изначально разработанная бизнес-модель будет постепенно корректироваться и уточняться. Для осуществления прозрачности управления также запланирована разработка положений об отделах и детализированных должностных инструкций, которые установят функциональную последовательность действий каждой квалифицированной единицы. После оптимизации бизнес-модели в качестве обязательного этапа работ предполагается ее внедрение.
Таким образом, бизнес-модель следует понимать как принципиальную модель работы конкретного бизнеса. Цель данного подхода - создать систему эффективного управления компанией на основе описания процессов, обеспечить абсолютную прослежи-ваемость, информативность и измеримость процессов. При этом эффект от внедрения процессного управления зависит от масштаба, в котором компания применяет данную методологию.
Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
Бизнес-процессы ООО «СМК»
о про
е
пр
Стратегическое планирование
Управление финансами
Управление контрактами
Управление стоимостью
Управление качеством
Управление персоналом
Управление строительством
Управление проектом
Управление собственностью и акционерным капиталом
еы
§ а-а °
м ^
Участие в конкурсах /на гос. заказ/
Подготовка и додача конкурсной док-ции
Заключение ^ контракта по результатам аук циона
к Работа с под> рядчиками
Закупки и выбор поставщи
Строитель > ство объекта
Контроль за ыполнением работ
Сдача объекта в ксплуатацию
Эксплуатацио: > ное обслуживание
б О
Бухгалтерский учет
^кЛ
Обеспечение кадровыми ресурсами
Юридическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение охраны труда
Обеспечение транспортом и спецтехникой
Охрана орга- Г
низации
Ремонт строи-
тельной тех-
ники и обору-
дования
Обеспечение информационными ресурсами
Организация документооборота
З а к а
3
4 и к
Модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации
Библиографическая ссылка
1. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Реализация пирамиды качества в требованиях ГОСТ Р ИСО 90012008 // Проблемы сертификации и управления качеством : материалы ежегодной регион. науч.-практ.
конф. (6 ноября 2009 г.). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 183-187.
© Римаренко О. В., Жирнова Е. А., 2011
УДК 658.713.7
А. В. Саламатова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЗОР МЕТОДИК УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
Рассматривается многообразие существующих методик и затрагивается тема актуальности их применения с учетом российской специфики.
Важным условием успеха в развитии экономики сегодня стало производство конкурентоспособной продукции. Основа конкурентоспособности - качество. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, в таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене. В последние годы все эти факторы вызвали бурное развитие сис-
тем, методов и инструментов менеджмента качества. Опыт стран, где эти системы доказали свою эффективность (Япония, Германия, Великобритания, США и др.), показывает, что качества можно достигнуть лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества.