Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
Бизнес-процессы ООО «СМК»
о про
е
пр
Стратегическое планирование
Управление финансами
Управление контрактами
Управление стоимостью
Управление качеством
Управление персоналом
Управление строительством
Управление проектом
Управление собственностью и акционерным капиталом
еы
§ а-а °
м ^
Участие в конкурсах /на гос. заказ/
Подготовка и додача конкурсной док-ции
Заключение ^ контракта по результатам аук циона
к Работа с под> рядчиками
Закупки и выбор поставщи
Строитель > ство объекта
Контроль за ыполнением работ
Сдача объекта в ксплуатацию
Эксплуатацио: > ное обслуживание
б О
Бухгалтерский учет
^кЛ
Обеспечение кадровыми ресурсами
Юридическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение охраны труда
Обеспечение транспортом и спецтехникой
Охрана орга- Г
низации
Ремонт строи-
тельной тех-
ники и обору-
дования
Обеспечение информационными ресурсами
Организация документооборота
З а к а
3
4 и к
Модель бизнес-процессов строительно-монтажной организации
Библиографическая ссылка
1. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Реализация пирамиды качества в требованиях ГОСТ Р ИСО 90012008 // Проблемы сертификации и управления качеством : материалы ежегодной регион. науч.-практ.
конф. (6 ноября 2009 г.). Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 183-187.
© Римаренко О. В., Жирнова Е. А., 2011
УДК 658.713.7
А. В. Саламатова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЗОР МЕТОДИК УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
Рассматривается многообразие существующих методик и затрагивается тема актуальности их применения с учетом российской специфики.
Важным условием успеха в развитии экономики сегодня стало производство конкурентоспособной продукции. Основа конкурентоспособности - качество. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, в таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене. В последние годы все эти факторы вызвали бурное развитие сис-
тем, методов и инструментов менеджмента качества. Опыт стран, где эти системы доказали свою эффективность (Япония, Германия, Великобритания, США и др.), показывает, что качества можно достигнуть лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
Кратко напомним их:
1. ISO 9004:2009 - Руководящие принципы для управления улучшениями
2. Кайдзен - японская система изменений к лучшему - непрерывное совершенствование.
3. «Шесть Сигма» - бс, сочетающий такие методы, как статистический контроль процесса, постановка эксперимента и FMEA в общих чертах.
4. Цикл PDCA - планируй, делай, контролируй, выполняй - для целей контроля качества. Метод DMAIC Шесть Сигма (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) как конкретная реализации цикла PDCA.
5. Система производства Toyota - преобразована на Западе в Бережливое производство.
6. TQM - всеобщее управление качеством - является стратегией управления, направленной на вложение осознания качества во все организационные процессы.
7. EFQM Европейская модель управления качеством (Excellence Model) - Модель совершенствования EFQM - методология для управления качеством в пределах любого вида организации, частной или общественной. Методология обеспечивает широкую структуру, в рамках которой могут использоваться определенные методы улучшения, например, Six Sigma или Balanced Scorecard.
«Шесть Сигма» Six Sigma - интересный, эффективный метод, но достаточно дорогой, как с точки зрения внедрения (его развертыванию нередко сопутствуют изменения организационной структуры предприятия, реструктуризация, перестройка технологических процессов и т. д.), так и обучения персонала. Шесть сигм если и применяется в России, то очень мало: эта жесткая методология не очень ложится на российский менталитет.
EFQM Европейская модель управления качеством (Excellence Model) - Модель совершенствования EFQM - методология для управления качеством в пределах любого вида организации, частной или общественной. Модель используется более чем в 20 000 организаций в Европе, включая 60 % самых больших компаний Европы [1].
Российский опыт. ГМК «Норильский никель» (дает 4 % российского экспорта, его доля составляет 1,9 % всего ВНП России и 2,8 % продукции промышленного производства страны) получила сертификаты соответствия Корпоративной интегрированной системы менеджмента качества и экологического менеджмента требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 [3]. Комбинат ведет борьбу за чистоту окружающей среды. Созданные здесь службы по управлению качеством соответствуют требованиям стандартов ISO 9001-2000 и ISO 14001-2004. На строительство новых очистных сооружений и внедрение новых технологий обогащения и плавки, особенно в районах Кольского полуострова, выделено 103 млн долл. США. Новая технология должна обеспечить извлечение 9б-97 % серы из сырья. Модернизация началась 5 лет назад [2].
АВТОВАЗ в ноябре 2009 в ОАО «АВТОВАЗ» начался сертификационный аудит новой системы ме-
неджмента качества (проводят специалисты компании ЮТАК). В прошлом году АВТОВАЗ создал централизованную службу качества, которая объединила в себе функции, контролирующие процесс создания, производства и реализации автомобилей от разработки проекта до обслуживания потребителей. Сертификация фирмы ЮТАК является важнейшим этапом в работе АВТОВАЗа, так как он позиционирует себя как производителя международного уровня. Наличие сертификатов фирмы ЮТАК позволяет АВТОВАЗу продавать свою продукцию на внешних рынках [3].
Управление качеством в ОАО «РЖД» Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО «РЖД». Использование системы управления качеством позволит достигнуть следующих целей:
- существенно повысить качество услуг для обеспечения эффективной конкуренции и освоения новых, ранее недоступных Компании рынков;
- максимально полно удовлетворить ожидания и требования потребителей по качеству, безопасности, доступности и ассортименту предоставляемых Компанией услуг;
- планомерно снизить непроизводительные затраты и повысить прибыльность работы на основе внедрения процессного подхода и формирования экономических рычагов управления внутренними процессами Компании;
- сформировать источники инвестиций для разработки и внедрения новых, востребованных рынком транспортных услуг.
Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.
На сегодняшний день в стране отсутствует как инжинеринговый потенциал, так и конструктивная позиция. До тех пор пока именно государство не будет заинтересовано в развитии производственной базы России, говорить об успешном применении каких-либо методик и инноваций, кардинально меняющих ситуацию, преждевременно.
Библиографические ссылки
1. Кане М. М. Системы, методы менеджмента качества. СПб. : Питер, 2008.
2. Петросов A. A. Mining Magazine // Крупнейшее горное предприятие в России. 2010. № 10. С. 7-11.
3. Официальный Сайт РЖД. URL: http: //www. rzd.ru/isvp/public/1448 (дата обращения: 28.03.2011).
© Саламатова А. В., Беспалова Е. Д., 2011