Научная статья на тему 'Реализация профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе с использованием метода проектов'

Реализация профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе с использованием метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА / PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Ивановна, Сухостав Ольга Анатольевна, Пономарева Галина Владимировна

В статье приведены данные исследования мотивации к занятиям физической культурой в вузе студентов разных направлений и профилей подготовки, обоснована необходимость организации учебных занятий с учетом выявленных особенностей. Дана характеристика метода проектов и рассмотрена эффективность его использования для обеспечения профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе с учетом специфики мотивационной сферы студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Ивановна, Сухостав Ольга Анатольевна, Пономарева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL WITH THE USE OF PROJECT METHOD

The article presents the research data of motivation of university students of different directions and training profiles for physical training; the necessity of the arrangement of training sessions based on identified characteristics is proved. The authors suggest the characteristic of project method and study the efficiency of its applying in professional orientation of physical education in university, taking into account the specificity of motivational sphere of students.

Текст научной работы на тему «Реализация профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе с использованием метода проектов»

УДК 378-3;796

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Е.И. Смирнова, О.А. Сухостав, Г.В. Пономарева

Аннотация. В статье приведены данные исследования мотивации к занятиям физической культурой в вузе студентов разных направлений и профилей подготовки, обоснована необходимость организации учебных занятий с учетом выявленных особенностей. Дана характеристика метода проектов и рассмотрена эффективность его использования для обеспечения профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе с учетом специфики мотивационной сферы студентов.

Ключевые слова: физическая культура студентов вуза, мотивация, метод проектов.

THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF PHYSICAL

TRAINING IN HIGHER SCHOOL WITH THE USE OF PROJECT METHOD

E. Smirnova, O. Sukhostav, G. Ponomareva

Abstract. The article presents the research data of motivation of university students of different directions and training profiles for physical training; the necessity of the arrangement of training sessions based on identified characteristics is proved. The authors suggest the characteristic of project method and study the efficiency of its applying in professional orientation of physical education in university, taking into account the specificity of motivational sphere of students.

Keywords: physical education of university students, motivation, project method.

Рассматривая различные аспекты физического воспитания студентов вуза, авторы справедливо отмечают, что отличительной его особенностью является профессиональная направленность. Поскольку достижение оптимального здоровья, высокого уровня развития психофизических,

функциональных возможностей организма и значимых качеств личности являются обязательными составляющими

профессионального становления будущих специалистов.

Не вызывает сомнения, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику и отличается по условиям, видам, характеру труда. Отмечаются различия в динамике работоспособности в процессе его выполнения, особенности профессионального утомления и заболеваемости. Подбор средств занятий физической культурой в вузе должен осуществляться с учетом данных характеристик и обеспечивать подготовку будущих специалистов к быстрой адаптации, успешному осуществлению трудовой деятельности и профессиональному долголетию.

Однако достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности является не единственной задачей физической культуры в

вузе. Правильно организованный процесс физического воспитания позволяет

сформировать у студентов ценностно-мировоззренческую и активную социально-профессиональную позицию, что создает общекультурную основу для дальнейшего личностного и профессионального

саморазвития. В процессе обучения необходимо не только сформировать мотивационно-ценностное отношение к личной физической культуре, но и обеспечить интеграцию такого отношения в профессиональную деятельность.

Особое значение эти результаты обучения приобретают в подготовке будущих специалистов, относящихся по классификации Е.А. Климова к группе профессий «человек-человек» [3]. Это профессии, связанные с воспитанием, обучением, управлением и обслуживанием. Обладателям профессий данного типа предстоит учить и воспитывать людей разного возраста, руководить группами, коллективами, сообществами, лечить, осуществлять полезные действия по обеспечению различных потребностей населения (материальных, духовных, социальных). Зачастую деятельность этих специалистов связана с приобщением широких слоев населения к освоению культурных

ценностей, культурно-просветительскои

работы и т.п.

Особенность специалиста данного типа профессий состоит в том, что он не только хорошо должен быть подготовлен в своей области, но и обладать знаниями в смежных областях, уметь взаимодействовать с людьми, оказывать на них влияние, убеждать, побуждать к выполнению каких-либо действий. От того, насколько он сам убежден в необходимости физической активности с целью сохранения здоровья и развития личности, насколько богат его опыт организации физкультурной деятельности, зависит степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта при решении различных профессиональных задач.

Но как показывает практика, даже студенты, активно занимающиеся каким-либо видом физической активности, не осознают социально-профессионального значения

имеющихся у них знаний и умений в сфере физической культуры.

Нами было проведено исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов трех вузов: Омский государственный педагогический университет, Омская гуманитарная академия и Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. В анкетировании принимали участие студенты первого и второго курсов (240 человек).

В аналогичных исследованиях Р.С. Наговицина [4, с.193-194] представлена характеристика основных групп мотивов к занятиям физической культурой в вузе: оздоровительные, двигательно-

деятельностные, соревновательно-

конкурентные, эстетические,

коммуникативные, познавательно-

развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, воспитательные,

культурологические, статусные,

административные и психолого-значимые. Описание данных мотивов и составило содержание нашей анкеты. Необходимо было выбрать три наиболее значимых в период обучения в вузе мотива.

К сожалению, наименьшее количество студентов (3%) в качестве определяющего выделили профессионально-ориентированные мотивы.

Наиболее популярным был выбор студентами оздоровительных мотивов (62%), около 40% признают, что существенное значение имеет необходимость получения зачета по дисциплине (административный

мотив). Лишь незначительное количество студентов стремятся улучшить свои спортивные достижения.

В то же время были выявлены некоторые отличия мотивации студентов разных профилей подготовки. Так, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» факультета математики, информатики, физики и технологии выбрали оздоровительные (80%), двигательно-деятельностные и познавательные мотивы, связанные со стремлением человека познать свой организм, свои возможности и совершенствовать их (по 41%). У студентов факультета истории, философии и права, а также филологов, управленцев, наряду с оздоровительными, доминируют эстетические мотивы, связанные с совершенствованием телосложения, внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (52%). 57% обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» отметили психолого-значимые и воспитательные мотивы (50%). Будущие врачи также значимым считают воспитательные и статусные мотивы, характеризующиеся развитием в процессе занятий физическими упражнениями навыков самоконтроля, морально-волевых качеств и увеличением потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах (по 27%). У будущих педагогов больше, чем у врачей представлены коммуникативные, познавательные и творческие мотивы.

На наш взгляд, выявленную специфику мотивации студентов к занятиям физической культурой следует учитывать педагогам при выборе средств, форм и методов организации обучения. Так, в работе с первой группой студентов следует опираться на их стремление к самопознанию и творческому проявлению себя в сфере физической культуры, что позволит организовать исследовательскую работу. Другим важно показать разнообразие видов физической активности,

предполагающих, наряду с укреплением здоровья, возможность коррекции фигуры. В третьем варианте следует раскрыть возможности использования физических упражнений в воспитании личностных качеств. Принимая в расчет стремление врачей к повышению своего статуса, который, по их мнению, позволит лучше справляться с конфликтными ситуациями, а также учитывая недооценку значимости совместных занятий для улучшения коммуникации между разными группами людей, особое внимание следует уделить освоению способов самоанализа,

самоконтроля и приемов конструктивного общения, взаимодействия в группе.

Каждый из этих вариантов приведет к достижению общих образовательных результатов. В то же время, опираясь на более значимые мотивы, обеспечит развитие потребностно-мотивационного компонента физической культуры личности студента и создаст основу для использования накопленного опыта в будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, студентам был предложен тест для оценки уровня знаний в сфере физической культуры. Содержание этих тестов было адаптировано в соответствии со спецификой будущей профессии. Так, для будущих врачей тест в большей степени включал вопросы медико-биологических основ физической культуры, в вузах гуманитарной направленности - вопросы методики организации и проведения разнообразных форм физической активности с различными группами населения.

Результаты тестирования показали преимущественно низкий уровень знаний студентов по данной тематике. Студентам не удалось показать высокий уровень знаний (более 80% правильных ответов). Средний уровень знаний (60 - 80% правильных ответов) продемонстрировали лишь 48% обучающихся. В остальных случаях (52%) отмечен низкий уровень знаний (менее 60% правильных ответов).

Таким образом, результаты данного исследования убеждают в необходимости организации целенаправленной деятельности по интеграции проблематики в сфере физической культуры и профессиональной деятельности, обеспечения в процессе обучения в вузе приобретения студентами знаний и умений, способствующих актуализации здоровьесберегающего аспекта в будущем.

Следует отметить, что вопросы профессиональной направленности всегда в той или иной степени решались на занятиях физической культурой в вузе в рамках ППФП (профессионально-прикладной физической подготовки) студентов. Однако многолетний опыт работы показывает недостаточную эффективность традиционных способов решения этой проблемы. Отметим преимущественную направленность на развитие профессионально значимых психофизических качеств личности студентов и приобретение некоторого объема знаний, освоение отдельных умений, не

обеспечивающих их целостного представления о необходимости и возможности использования средств физической активности при решении профессиональных задач.

Поэтому в качестве способа решения проблемы мы рассматриваем приобретающий популярность сегодня метод проектов.

В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (проектов)» [1, с.140].

Как считает Е.С. Полат, «метод проектов -это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [5, с.60].

Характеризуя данный метод, Г.А. Забелина [2] и другие авторы отмечают его исследовательскую направленность и нацеленность на достижение конкретного результата, осуществление интеграции знаний из различных областей, сочетание индивидуальной и групповой деятельности, возможность проявления творчества, самостоятельности и т.п. На наш взгляд, использование данного метода наряду с приобретением личного опыта физкультурной деятельности обеспечит актуализацию профессиональной направленности занятий физической культурой и позволит учесть специфику мотивационной сферы студентов.

Благодаря многообразию типов и уровней сложности проектов возможно включение наибольшего числа студентов в данную деятельность и решение разнообразных задач в образовательном процессе. Успешность проектной деятельности не зависит от уровня физической и двигательной подготовленности, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого студента, добиться понимания того, что актуализация здоровьесберегающего аспекта в будущей профессиональной деятельности требует не столько высокой спортивной квалификации, сколько

убежденности в ее необходимости.

В контексте нашего исследования особого внимания заслуживают проекты,

непосредственно связанные с реализацией возможности использования средств физической культуры в будущей профессиональной деятельности, пропагандой ЗОЖ и популяризацией регулярных занятий физическими упражнениями среди различных

групп населения. Проекты преимущественно носят научно-исследовательский и практико-ориентированный характер.

Так, например, студенты направления «Государственное и муниципальное управление» занимаются изучением вопросов состояния здоровья населения,

здравоохранения в Омской области, обеспечения жителей доступными

спортивными сооружениями, разрабатывают комплексы мер, рекомендации органам управления различных уровней по улучшению работы в данных направлениях. Будущие журналисты освещают в доступных им СМИ различные спортивные события,

происходящие в городе и вузе, проводят ретроспективный анализ осуществляемой деятельности, предлагают собственные формы пропаганды и просвещения людей в сфере ФКиС. Студенты направления «Социальная работа» разрабатывают конкретные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности для работы с различными категориями граждан. Результаты реализации таких проектов могут быть представлены на научно-практических конференциях,

опубликованы в печати.

Разнообразна направленность проектов будущих педагогов. Они связаны с приобретением опыта организации и проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий для детей разных возрастных групп. Интерес представляют проекты по разработке конспектов интегрированных уроков, составление задачников, текстов для написания диктантов и изложений на спортивную тематику, подготовка различных внеклассных мероприятий.

Содержание проектов будущих врачей связано с приобретением умений проведения диагностики уровня здоровья и физического состояния организма человека, применением физических упражнений в целях профилактики, лечения и реабилитации пациентов.

В ходе выполнения проектов студентам необходимо находить информацию, отбирать

ее, адаптировать в соответствии с решаемыми задачами. Это существенно повлияло на их уровень знаний в сфере физической культуры. Что подтверждает и проведенное повторное теоретическое тестирование. Высокий уровень знаний продемонстрировали 28% студентов, средний - 64% и низкий лишь 8% обучающихся.

Значимым в реализации проектов является возможность апробирования приобретенных в ходе освоения дисциплины знаний и умений в практической деятельности и получение реальных результатов, подтверждающих ее эффективность. Реализация данных проектов способствовала активизации не только учебной, но и внеучебной деятельности студентов. Они участвовали в организации и проведении физкультурно-спортивных

мероприятий, волонтерском движении, использовали разработанные материалы при прохождении практики.

Кроме того, студентам предоставляется возможность развития профессионально значимых личностных качеств, таких как коммуникативные, организаторские

способности, умение работать в команде, брать на себя ответственность за принятые решения и т.п. Обязательное обсуждение полученных результатов содействует развитию способности к самоанализу, корректировке своей деятельности и планированию способов дальнейшего саморазвития.

Мы считаем, что выполнение таких проектов, с одной стороны, содействует осознанию социальной значимости своей профессии, формирует представления о многообразии задач, которые предстоит решать специалисту в будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, обеспечивает включение

проблематики сферы физической культуры и спорта в круг профессиональных интересов будущих специалистов, а также содействует трансформации личного опыта студентов в опыт решения профессиональных задач средствами физической культуры.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

2. Забелина Г.А. Метод проектов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Забелина Галина

Аркадьевна // Московский псих.-соц. ин-т. - М., 2009. - 28 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е.А. Климов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Московского университета; издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

4. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. -2011. - № 8(11). - С. 293-298.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

Сведения об авторах:

Смирнова Елена Ивановна (г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Сухостав Ольга Анатольевна (г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Пономарева Галина Владимировна, (г. Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, e-mail: [email protected]

E. Smirnova (Omsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Physical Education, Omsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

O. Sukhostav (Omsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Physical Education, Omsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

G. Ponomareva (Ryazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Physical Education and Health of Ryazan State Medical University named after academician I. Pavlov, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.