РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА ВЕРУЮЩИХ В ЦЕРКВЯХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И В СССР
М.В. ИВАНОВ
Отдел богословия и катехизации Российский Союз евангельских христиан-баптистов
117105, Москва, Варшавское ш., 29/2
В 1944 г. произошло объединение двух родственных отечественных протестантских течений баптистов и евангельских христиан в единый союз, руководящим органом которого стал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Евангельские христиане-баптисты таким образом явились наследниками двух богословско-вероучительных традиций, каждая из которых предавала большое значение роли «рядовых» верующих в церковной жизни.
Демократические тенденции баптистов и евангельских христиан основывались на вероучительном наследии мирового баптизма (обе деноминации входили во Всемирный Баптистский Альянс) и на общепростестантском богословском наследии. Впервые, после времен раннего христианства, значимость и равноправие каждого верующего для Бога и церковной жизни была ясно выражена в знаменитой работе Мартина Лютера «К христолюбивому дворянству германской нации». Там он впервые отчётливо формулирует богословскую концепцию всеобщего священства верующих, которая основана на Священном Писании. Лютер пишет в программной работе «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства»: «Выдумали, будто бы папу, епископов, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Всё это измышление и надувательства. Они не должны никого смущать, и вот почему: между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности (и званию). Павел (1 Кор. 12) говорит, что все мы вместе составляем одно тело, но каждый член имеет своё особое назначение, которым он служит другим»1.
Согласно Лютеру, таким образом, между пастором и мирянином существует лишь функциональное различие, но не сущностное. Однако в ходе развития лютеранской традиции появилась тенденция, скорее подчёркивающая различие роли пасторов и мирян, чем объединяющая их всеобщее священство. В первом авторитетном протестантском вероисповедании «Аугсбургском вероисповедании» (составленном Филиппом Меланхтоном в 1530 г) теме всеобщего священства не уделяется внимание, зато в 14 артикуле категорически запрещается активное участие в церковном служении непрофессиональных служителей: «никто не должен публично учить в церкви и отправлять таинства, если он не призван к тому установленным и законным образом»2. Особый интерес здесь представляет то обстоятельство, что церковное учение считается исключительно уделом законно призванных (то есть рукоположенных) служителей. Но самое главное состоит в том, что религиозные обязанности не рукоположенных верующих лежат вне сферы общественного цер-
ковного служения. Такой вывод можно сделать из «Скрижали об обязанностях», содержащейся в «Кратком катехизисе»3, согласно которой церковные обязанности христианина сводятся к повиновению, уважению и содержанию своих пастырей . Дальнейшее развитие учения о всеобщем священстве и практике его применения происходит в среде радикальной реформации, а именно анабаптистов. В анабаптистских общинах уделялось особое внимание равноправию5. Более того, всей совокупности верующих (общине) предоставлялось право принимать важнейшие решения, например, об отлучении от церкви грешников6. В дальнейшем, анабаптистское движение, известное в последующем как меннониты, через всю историю пронесёт верность внутрицерковной демократии, независимости и самоуправляемое™ общин7.
Этот факт важен ещё и потому, что меннониты сыграли важную роль в истории становления баптизма в Российской империи8. Принцип всеобщего священства и его практическая реализация был важнее и для всемирного баптистского движения, начиная с основания баптизма в начале XVII в. В одном из ранних баптистских вероисповеданий говорится: «Хотя на епископах, или пастырях церквей лежит обязанность настойчиво проповедовать Слово, что является их служением, однако проповедь Слова не является только их личным делом. И другие верующие, также исполненные Духом Святым и подходящие для этого служения, утверждённые и призванные церковью, могут и должны совершать его.9 Наряду с возможностью проповеди, все члены церкви: «Охотно соглашаются иметь общение друг с другом и действовать сообща согласно повелению Христа. 10 При этом все верующие находятся «под надзором церкви и подчиняются ей»11. Таким образом, все верующие в баптистских общинах принимали самое непосредственное участие в служении, поддержании дисциплины и принятии важных решений, включая избрание служителей12. Таким образом, у ранних баптистов границы между рукоположенными служителями и рядовыми членами церкви были в некотором смысле условными. Несмотря на различие функций, все верующие были призваны активно участвовать в жизни, служении и управлении церковью.
Нужно отметить, что демократические устои церковной жизни баптистов не -были характерны лишь для раннего периода их истории. Они сохранили традиции равноправия и вовлечённости всех верующих в церковную жизнь и в исполнение духовных обязанностей вплоть до настоящего времени. Один из американских авторов, стоящих на позициях баптизма - Джордж Мак Дениэл, писал в начале 20-х гг. XX в.: «Церковь является организованной группой крещенных верующих, равных по положению и привилегиям, управляющей своими делами под началом Христа»13. На первом Всемирном баптистском конгрессе в Лондоне в 1905 г. всеобщее священство верующих было признано одной из важнейших доктрин баптистов, что выразилось в формулировке пятого вероучительного принципа баптистов, который гласит: «равноправие всех членов поместной церкви»14.
Обратимся теперь к реализации принципа всеобщего священства в жизни евангельских христиан-баптистов в России. Одним из интересных источников по истории данного вопроса следует считать «Исповедание веры христиан-баптистов», изданное В.Г. Павловым в 1906 г. Текст этого вероисповедания во многом отражает взгляды русских баптистов конца XIX - начала XX века на всеобщее священство верующих. Важнейшей обязанностью членов церкви, согласно исповеданию, является присутствие верующих на богослужебных и «совещательных» (то есть деловых) собраниях общины15. При этом: «В совещательных собраниях общины все дела, насколько это возможно, решаются посредством голосования. При голосовании
все члены имеют равные голоса и решение проводится большинством голосов»16. При этом, исходя из текста вероисповедания, под компетенцию совещательных собраний подпадают практически все серьёзные решения, влияющие на жизнь общины. Особенно подчёркивается обязанность всех верующих контролировать проповедующих: «В случае отступления проповедника от учения Евангелия, как оно изложено в этом исповедании веры, община может тотчас удалить его от должности, если он останется при своем отступлении, несмотря на увещевания»17.
Согласно исповеданию веры христиан-баптистов: «Обязанность членов церкви состоит во взаимной сердечной любви, в живом, деятельном участии как в духовном спасении, так и в телесном благе всех, в добросовестном пользовании благодатными сред-
18
ствами и в исполнении предписаний, данных Церкви Господом, как Главою ее» .
Как мы видим, всеобщее священство в понимании русских баптистов в дореволюционный период реализовывалось прежде всего через участие и голосование на деловых собраниях, а также через активное участие в церковной жизни и взаимопомощи верующих. Активная вовлечённость в дела церкви и сопряженная с этим активная личная духовная жизнь, если это чисто декларативное заявление, должны были привести к формированию устойчивого сообщества верующих, способное к высокой степени солидарности и консолидации усилий для решения масштабных задач. И это действительно произошло. Один из выдающихся отечественных исследователей российского баптизма - Л.Н. Митрохин пишет о том, что церковные и светские власти Российской империи столкнулись с очень серьёзными проблемами: «Баптизм - это противник, с которым они прежде никогда не сталкивались: не самодельное, подверженное брожению и метаниям образование, а монолитное жизнестойкое объединение с глубоко эшелонированным теологическим и организационным обеспечением»19.
Противостояние гонениям, которые подчас принимали ожесточенный характер, показали не только личную стойкость христиан баптистского исповедания, но и силу самореализации в их среде. Несмотря на аресты и ссылки многих лидеров баптистского движения в конце XIX в., оставшиеся на свободе верующие продолжали проведение богослужений и распространение своих убеждений, доказывая тем самым своё звание духовных священников. Несмотря ни на что, но выражаясь словами Н.М. Никольского: «распространение баптизма проходило чрезвычайно быстро»20.
Важно отметить, что и сама власть понимала, что отечественный баптизм силён не только формальными лидерами. Показателен, например, факт ссылки за активную баптистскую деятельность жительницы Звенигородского уезда Киевской губернии Матроны Яковлевны Ходицкой 21, которая будучи женщиной не могла занимать в общине лидерского положения. Руководство Союза баптистов России сознавало необходимость поддерживать священническое самосознание членов баптистских общин и после прекращения гонений в 1905 году (вследствие реализации положений указа императора Николая П «Об укреплении основ веротерпимости»). В журнале «Баптист» за 1909 г. утверждалось: «В церкви Христовой всем членам предоставляются равные права на получение благословения от Господа, а при решении дел в общине всем предоставляются одинаковые права решающего голоса»22 В то же время в той же статье, написанной
В.В. Ивановым, высказывается мнение о необходимости предоставить некоторое преимущество старшим по возрасту и духовному стажу: «во всех совещательных собраниях молодые и новые члены церкви должны только прислушиваться к суждениям старших, не оставляя смирения. По выяснении же дела дать свой голос “за” или “против”»23.
Чуть позже в том же журнале «Баптист» появилась статья Дея Мазаева «Пресвитер или совет», где признанный лидер считает, что необходимо не только провозглашать
всеобщее священство, но и подчеркивать функциональную разницу между служителями и рядовыми членами церкви, а также поддержать авторитет духовного авторитета верующих. Возможно, что они столкнулись с серьезными злоупотреблениями церковной демократии и боялись скатиться в анархию и другие противоречащие Библии общинные нестроения. В свою очередь, в организованном в 1909 г. Союзе евангельских христиан, руководимом И.С. Прохановым, наметилась тенденция к самой широкой трактовке «всеобщего священства», при которой разница в функциях служителей и рядовых членов церкви просматривается в меньшей степени, чем в Союзе баптистов.
В «Вероучении евангельских христиан», составленном И.С. Прохановым в 1910 г., особо подчеркивается: «Проповедь или совершение установлений церковных не составляют исключительной обязанности пресвитеров или диаконов»24. В «Вероучении христиан-баптистов», напротив, подчеркивается роль рукоположенных служителей как проповедников и особенно как совершителей церковных установлений (крещений и причащения)25. Несмотря на то, что Российский Союз евангельских христиан в 1911 г. был принят во Всемирный баптистский альянс, следует отметить, что «расширительная» трактовка всеобщего священства верующих противоречила традиционному для мирового баптизма признанию важной роли и функциональных привилегий пасторов.
Следует также отметить, что И.С. Проханов и Союз евангельских христиан в значительной степени делали упор на молодежной работе и роли молодежи в церквях.26 Поэтому ни о каких ограничениях роли или инициативы молодых и неопытных членов церкви (аналогичных тем, которые предлагали некоторые баптистские лидеры) не могло быть и речи.
Вообще же в «Вероучении евангельских христиан» отсутствует раздел об обязанностях членов поместной церкви или конкретизирующий права и обязанности христианина как священника. В то же время подчеркивается роль церкви в мире: «Цель поместной церкви - утверждение Царства Христа среди членов её и распространение его в мире». 27 Учитывая, что под церковью разумеется сообщество верующих, задача, стоящая перед ней в целом является задачей стоящей перед каждым ее членом, таким образом, обязанностью каждого евангельского христианина было улучшение духовного качества своей общины (а значит и себя лично) и проповедь евангельского учения. Так, в основном, реализовывалось всеобщее священство верующих у евангельских христиан в дореволюционный период. В общих чертах священство верующих баптистами и евангельскими христианами понималось сходным образом.
Положение несколько изменяется в связи с революционными событиями 1917 г. После Февральской революции перед баптистами и евангельскими христианами открылись возможности, намного превосходящие ту относительную свободу, которой они пользовались между 1905 годом и Первой мировой войной. Наиболее активным образом из религиозных лидеров евангельско-баптистского спектра ситуацией пытался воспользоваться Иван Степанович Проханов, организатор и лидер евангельских христиан. Им была даже предпринята попытка создания в среде евангельских христиан христианско-демократической партии «Воскресение» (идея не нашла поддержки на четвертом съезде евангельских христиан). Он выступил с целым рядом инициатив социального характера. С оптимизмом встретил И.С. Проханов и Октябрьскую революцию. Он рассчитывал на установление дружественных отношений с Советской властью, считая что идеалы социализма и христианства могут практически совпадать в социальной сфере. В связи с этим, социальное измерение христианства становится очень важным для евангельских
христиан в послереволюционные годы. В связи с этим, социальный аспект становится важной составляющей духовной жизни евангельских христиан.
В 20-е гг. на первый план у евангельских христиан выходит требование образцовой жизни христианина, способной зримо продемонстрировать преимущества христианского пути. Требования к жизни каждого евангельского христианина в новых условиях были в наиболее полном виде сформулированы в «Евангельских принципах жизни России», принятых на всероссийской конференции евангельских христиан в 1926 г.
В первом принципе содержится призыв: «Каждый евангельский христианин в России должен быть примером во всех сферах личной жизни. 1-е Тимофею: Никто да не пренебрегает юностью твоею, но будь образцом для верных в Слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в истине»28.
Во втором принципе содержится недвусмысленное требование проявления христианской любви ко всем людям, что явно входило в противоречия с пропагандируемым советской властью классовым подходом к вопросам морали: «Поведение должно базироваться на учении Иисуса Христа, на любви к Господу и к Его Слову, и к друзьям, и к недругам. Высшей целью жизни христианина должно быть воспроизведение жизни Христа. Вместо слов “человек человеку - волк” истинный христианин должен держаться принципа Христова повеления “человек есть брат другому человеку”»2 .
Третий принцип особенно важен и интересен. Он вполне соответствовал государственной линии на ликвидацию безграмотности и повышению общего уровня образования населения СССР: «Евангелие должно оказывать влияние на науку, евангельские христиане должны изучать все научные достижения, по возможности, как сами, так и их дети, а также принимать участие в распространении научных знаний. Среди нас не должно быть ни одного неграмотного мужчины или женщины. Все члены, родители и дети, должны пытаться достичь высшего образования и обогащаться знаниями любыми средствами»30.
Четвертый принцип тоже выглядит весьма новаторски. Его не удалось реализовать в полной мере из-за начавшихся вскоре гонений. Однако интерес, проявленный к области искусств!!-и культуры, весьма показателен: «Евангелие должно найти выражение и в развитии искусств, таких как литература, музыка, архитектура, живопись и скульптура»31.
Пятый принцип был направлен на то, чтобы показать преимущества евангельского христианства в условиях социалистического строительства: «Евангелие должно влиять на практическую жизнь человека. Две черты особенно важны в этом деле. Во-первых, улучшать все сферы промышленности через изобретения и применение новых методов в работе. Во-вторых, Евангелие должно иметь свое влияние и на сельское хозяйство. Другими словами усилие крестьянина христианина должно быть направлено на то, чтобы выращивать лучшие сельскохозяйственные продукты, улучшать породу скота. Евангельские яблоки, евангельская пшеница, евангельская птица должны быть луч-
32
шими по сравнению с другими» .
Шестой и седьмой принципы также соответствовали общественным тенденциям формирования нового быта: «Дома верующих в деревнях должны быть окружены прекрасными садами, террасы должны выходить окнами в палисадники, которые радуют глаз. Цветы должны выращиваться как внутри дома, так и во дворе. Около дома должно быть место и для птиц. Порядок и красота повсюду - вот христианский стиль жизни. Это должно стать побудительным моти-
вом, чтобы место, где проживают верующие христиане, было отмечено особой чистотой, чтобы все соответствовало тем планам, о которых говорилось выше. Дома должны быть покрашены в приятные цвета, чтобы на стенах были орнаменты со стихами из Священного Писания»^.
Восьмой и девятый принципы должны были способствовать пропаганде здорового образа жизни. Трезвый быт, включая праздничные свадебные застолья всегда отвечал традициям, как евангельских христиан, так и баптистов. Русские баптисты всегда отрицательно относились к употреблению спиртных напитков и к курению. Новым здесь можно считать подчеркнутую приоритетность антиалкогольной тематики: «Браки между христианами должны совершаться как принято было у первых христиан. Постоянное воздержание от всяких деяний, которые вредят здоровью. Алкоголь в любой форме не должен употребляться. Молодое поколение особенно должно знать
о злых последствиях алкоголя на организм»34.
Десятый принцип звучит наиболее традиционно и касается необходимости дел благотворительности и взаимопомощи в общине, как важных личных обязанностей каждого евангельского христианина: «Великой заботой должно быть упражнение в нашей благотворительности, чтобы никто среди нас не имел недостатка. Это возможно, если будет Дух Святой и постоянное чтение Слова Бо-жия, молитвенное общение с Христом, который сказал: „Без меня не можете делать ничего. Также упражнения в укреплении веры, для которой нет ничего невозможного" (Марк. 9, 27)»35.
И.С. Проханов с удовлетворением отмечал: «Не только Всероссийская конференция евангельских христиан в Ленинграде, но и все провинциальные конференции, числом около семидесяти, одобрили резолюцию об укреплении христианского стиля жизни, используя все способы для утверждения христианского порядка и дисциплины» . Несмотря на бросающуюся в глаза декларативность некоторых формулировок (весьма распространенную в Советском Союзе в 20-е гг.), нельзя не обратить внимание на то, что спектр повседневных обязанностей евангельского христианина чрезвычайно широк. Баптисты в этом периоде выглядят более консервативными, по-прежнему стремящимися к традиционным формам реализации благочестия и благо-вествования (распространения библейского учения).
Впрочем, в целом, и евангельские христиане понимали священство верующих традиционно, базируясь на текстах священного писания. В статье И.С. Проханова
об истинном священстве, вышедшей в свет в 1925 г., сказано: «Как важно для нас знать, что звание духовного священства дает нам возможность разделять великую силу, могущество и славу нашего Первосвященника Иисуса, который для того, чтобы дать нам эту славу, - умер в уничижении, на кресте»37.
Говоря о преимуществах новозаветного священства Проханов отмечал прежде всего их близость ко Христу, способность уподобляться Христу, обладание духовной властью в борьбе с дьяволом и некоторые другие аспекты38. И.С. Проханов, опираясь на библейские тексты, перечисляет и целый ряд обязанностей христианина священника: нравственная чистота, любовь, милосердие, смирение, умеренность и самоконтроль, послушание Богу, посвященная и жертвенная жизнь, оптимизм и т.п.39 Поэтому было бы неверным считать, что новые требования к личной жизни евангельских христиан, обусловленные социально- политической обстановкой 20-х гг., совершенно вытеснили традиционные представления о личном духовном долге христианина.
В то же время евангельские христиане все более осознают необходимость наряду с провозглашением принципов всеобщего священства верующих укрепить авторитет церковных руководителей. Это было необходимо для более успешной координации работы в церквях. В 1924 г. принимает рукоположение лидер движения евангельских христиан И.С. Проханов. После этого обряд рукоположения (возведение в сан) проводится и в общинах евангельских христиан по всей стране. Таким образом, служители церквей получают особый статус. Период одностороннего подчеркивания всеобщего священства у евангельских христиан завершается. Баптисты также подчеркивали, что рукоположение является актом, посредством которого служитель выделяется из среды других членов церкви, хотя, в то же время, говорится о том, что это касается определенных конкретных обязанностей40. Нигде в баптистских изданиях того периода мы по-прежнему не найдем приписывания священнических функций только пресвитерам, или возможности служителю действовать вопреки решению общины. В Союзе баптистов всеобщее священство и особые права служителей продолжали сосуществовать.
С конца 20-х гг. жизнь евангельских христиан и баптистов коренным образом изменяется, партией и государством взят курс на полное искоренение религии в СССР. К середине 30-х гг. парализована жизнь и Союза евангельских христиан и Союза баптистов. Союз баптистов был вообще распущен в 1935 г.41 С 1929 по 1940 гг. репрессировано около 25000 верующих42. Наибольшие потери были среди служителей церквей. Большое число верующих оказалось в ссылке. Подавляющее большинство общин были сняты с регистрации, а их молитвенные дома конфискованы к 1938 г43. По разным данным официально на территории СССР продолжали легальное существование от одной до четырех общин44. Большинство верующих оказалось на нелегальном положении (в том что касалось их религиозной жизни). Такое положение сохранялось и в начале Великой Отечественной войны. В таких условиях ни о социальной деятельности, ни об открытой проповеди собственной веры не могло быть и речи. Свой долг верующие, оставшиеся без регистрированных церквей, а часто и служителей, видели в личной верности Богу и сохранении церковного общения хоть в каком-то виде. В одном из свидетельств того времени говорится: «Мы все-таки собирались. Делали это так: завешивали все окна и запирали все двери. Скамейки в дом не вносили. Сидели на всем, на чем было можно; на железные кровати укладывали доски и садились на них. Молодые участники собрания стояли. Дом был переполнен»45.
Судя по всему доктрина о всеобщем священстве верующих сыграла важную роль в сохранении евангельско-баптистского движения в СССР в столь тяжелых условиях. Отсутствие рукоположенных служителей ни в коем случае не воспринималась верующими как повод к прекращению общинной жизни. Хотя дефицит служителей безусловно ощущался, он однако сам по себе не мог привести к разрыву внутриобщинных связей, поскольку у рядовых верующих было глубокое осознание своего духовного долга и обязанностей.
В 1944 г. происходит фактически новая легализация евангельского баптистского движения в СССР. На разрешенном властями совместном совещании представители евангельских христиан и баптистов в Москве был создан объединенный Союз, руководящим органом которого стал Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Началась регистрация общин, которая продолжалась в течение нескольких лет. Начала возобновляться «нормальная» внутрицерковная жизнь. Следует отметить, что и в условиях зарегистрированной общины вести полноценную церковную работу было не просто. Согласно продолжающему действовать законодательству (Постановление ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных
объединениях»), религиозная жизнь должна была сводиться почти исключительно к совершению богослужения.
В таких условиях большую роль играло желание верующих вести полноценную общинную жизнь. В этот период, как и в предыдущий, сохранению и развитию евангельского баптистского братства способствовали различные формы активности не рукоположенных членов церкви. Их деятельность была разнообразной. Например, большой популярностью пользовались различные формы детской работы, что было категорически запрещено законодательством. К обучающим общениям имели отношение не только родители, но и другие заинтересованные верующие46.
Сходная ситуация была и с молодежными общинами, которые не могли проводиться официально, но тем не менее имели место практически повсеместно . Следует также отметить, что в регистрированных общинах (хотя далеко не все общины получили возможность зарегистрироваться) рукоположенные служители церкви, хотя и знали о существовании детской молодежной работы, сами не могли принимать в ней активное участие. Таким образом, только на примере этих двух служений можно сделать вывод о том, что и в послевоенное время концепция всеобщего священства не была в церквях евангельских христиан- баптистов чисто теоретической.
Однако, пожалуй, самыми показательными в отношении роли и значимости рядовых верующих в церквах евангельских христиан-баптистов были 60-е гг. Раскол, возникший в евангельско-баптистском братстве по причине государственного давления на церковь в начале 60-х годов, сильно затронувший большинство общин, показал высокий уровень вовлеченности верующих в дела церкви и братства в целом. В конечном счете судьба той или иной общины, ее единство или разделение зависели от позиции ее членов. В последующие годы и в общинах, оставшихся верным ВСЕХБ, и в «отделенном» братстве, организовавшемся в Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), жизнеспособность и развитие церквей в значительной степени зависели от посвященности «простых» верующих.
При этом стоит отметить, что принцип всеобщего священства скорее существо-,вал на практике, чем подвергался теоретическому осмыслению. Причиной тому было не игнорирование этого принципа лидерами евангельско-баптистского движения, а общее состояние дел в области богословия и духовного образования. До 1969 г. у евангельских христиан- баптистов отсутствовали какие бы то ни были учебные заведения (с конца 20-х гг.). Единственным печатным органом евангельских христиан-баптистов был журнал «Братский вестник», издававшийся с 1945 г. Не только богословски образованных, но и вообще людей с хорошим (высшим) образованием в церквях почти не было. Именно в этом состоит причина отсутствия глубокого теоретического осмысления доктрины всеобщего священства верующих.
Тем не менее, иногда попытки осмысления всеобщего священства все же предпринимались. Для примера можно привести статью К.В. Сомова «Церковь Христа и ее священство», опубликованную в «Братском вестнике» в 1963 г. В ней автор останавливается на некоторых сторонах теории и практики всеобщего священства. Особенно подчеркивалось, что: «В евангельских баптистских общинах был восстановлен принцип первохристианской церкви: общины не делились на духовенство и прихожан»48. Новозаветное священство понималось и как внутреннее и как внешнее служение Богу. Что касается внутреннего служения, то это касается служения Богу в мыслях и чувствах. «Ветхозаветные священники совершали каждение в храме, то есть воскуряли в специальных кадильницах благовонный фимиам. Всеми
своими мыслями и чувствами мы должны кадить перед Богом благовонным курением. Как часто многие христиане кадят своему «я», своей персоне. Но истинный христианин (истинный священник Божий) в мыслях и чувствах своих воздает славу Богу, то есть мыслями и чувствами возносит перед Ним благовонный фимиам»49.
Относительно практического служения новозаветного священства К.В. Сомов пишет: «все верующие люди, отдавшие свои сердца Христу, имеют какие-либо «таланты», то есть дары Духа Святого для служения Богу и людям»50. Вероятно, условия времени не позволили автору очень подробно рассуждать на тему о том, в каких именно формах практическое служение может осуществляться. Тем не менее, Сомов все-таки пишет: «Богослужением должна быть вся жизнь христианина: где бы христианин ни был, он везде должен служить Богу; служа ближним, проявляя любовь к ним, он служит Богу, то есть совершает богослужение. А молитвы, проповеди, пение - это лишь один из видов богослужения, который в нашем евангельском братстве, так же как и в апостола и период, называется богослужебным собранием»51. Наконец, Сомов пишет об ответственности за совершаемое служение, за которое придется давать отчет после окончания земной жизни: «Апостол Павел, обращаясь к истинным христианам, то есть к священникам Бога Всевышнего, пишет: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5, 10). На этом судилище священники Божий (то есть все верные христиане) будут выслушивать порицания за свои ошибки и
52
похвалу за свою верность и стойкость» .
Еще одной интересной публикацией на тему всеобщего священства является статья одного из лидеров евангельско-баптистского братства члена ВСЕХБ А.И. Мицкевича в «Братском вестнике» за 1965 г. Мицкевич пишет: «создав Свою Церковь, Христос призывает всех, познавших Его как своего личного Спасителя, быть «царственным священством», то есть священнодействовать - служить Ему и поклоняться Ему одному»53. Особое внимание А. И. Мицкевич уделяет личному благочестию: «Служение Богу заключается, прежде всего, в чистом и святом хождении перед лицом Божьим. Верующий призван во всем подражать Христу, поступать во всем так, как Он поступал (1 Ио-ан. 2, 6), преображаться в святой образ своего дорогого Спасителя (2 Кор. 3, 18). Тело верующего предназначено быть храмом Духа Святого, и поэтому верующий призван соблюдать сосуд свой в чести (2 Кор. 6, 14-28; 2 Тим. 2, 19-21). В практической жизни каждого верующего должен проявляться совершенный образ Христа: Его чувствования, Его кротость, Его смирение и Его дела. В этом цель нашей жизни, в этом заключается наше главное поклонение Христу»54.
Мицкевич также подчеркивает важность таких форм служения, как участие в общественном богослужении, молитве, материальном служении и общении. Также говорится, что: «Избрание служителей принадлежит самой церкви, и это право она по истине Божией не должна уступать»55. Вообще контроль служителей со стороны всей церковной общины по мысли автора является одной из важнейших функций всеобщего священства: «каждый член церкви тесно связан со всей внутренней жизнью церкви. Он является ее равноправным членом: он имеет право избирать служителей церкви и может быть избранным. Избранные служители обязаны отчитываться перед церковью о своей деятельности, ибо каждый пресвитер является слугой церкви. Церковь выше его. Церковь сама избирает служителей и может их и снимать за несоответствие жизни, учения, по старости, болезни и по другим причинам. Всем этим осуществляется всеобщее священство верующих»56.
Некоторые мысли о всеобщем священстве верующих содержатся и в статье члена ВСЕХБ Я.К. Духонченко «Избрание служителей», опубликованной в 1971 г. Ду-хонченко пишет: «Бог по Своей неизреченной благости делает нас Своими сора-ботниками... Он призывает нас в церковь и дает возможность трудиться в ней, ибо «у Бога все живы». Потому мы все ответственны за всякое дело в церкви»57. Интересно, что Духонченко, несмотря на «застойное» время, решается говорить о необходимости участия каждого верующего в деле распространения Евангелия: «Он не ангелов призвал для распространения Евангелия, но дает это право нам»58.
С.П. Фадюхин говорит об еще одной важной привилегии, связанной со всеобщим священством, о праве личного назидания из Библии: «Наше евангельско-баптистское братство признает, что каждый верующий может получать Божественные откровения для научения и наставления в праведности при чтении Священного Писания. Это положение накладывает на каждого определенную ответственность и обязанность исследования Слова Божия»59.
В статье «Христианский пастырь», опубликованной в 1973 г., отдается должное духовным руководителям церквей: «Новозаветный пастырь является духовным руководителем христианской общины. Вполне естественно, что подобного рода полномочия возлагают на пастыря известную ответственность, которая компенсируется в свою очередь некоторыми привилегиями»60. В то же время, подчеркивается равноценность каждого христианина: «пастырь (пресвитер) - это брат во Христе... ни какой руководитель не должен проявлять высокомерия, пользоваться начальственными понуканиями и ждать от других немой покорности и рабского повиновения»61.
Как мы видим, основные представления о всеобщем священстве верующих и сочетаний всеобщего священства и полномочий рукоположенных служителей сохранялись во все периоды существования отечественного баптизма. Это не удивительно, поскольку мышление евангельских христиан-баптистов во все периоды истории было библиоцентричным, то есть ориентированным на Священное Писание, что и обеспечивало эту преемственность.
Практические аспекты служения царственного священства евангельских христиан-баптистов подытожены разделом «Обязанности членов церкви», содержащимся в Вероучении 1905 г. В нем указывается на то, что все верующие «должны сохранять послушание и верность Господу». Указывается также на необходимость сохранения мира и любви во взаимоотношениях, об обязанностях по отношению к служителям и необходимости регулярного участия в богослужениях. Важно отметить, что непременной обязанностью члена церкви евангельских христиан-баптистов является активное служение: «члены церкви должны принимать ревностное участие в жизни церкви и в материальном служении»62.
Необходимо отметить, что попытки богословского осмысления всеобщего священства верующих было не только основано на Библии, но и соответствовало реальному церковному опыту. Как мы уже отмечали выше, священство верующих (то есть активное служение каждого члена церкви) являлось образом жизни если не для всех, то для очень многих, чаще всего для большинства верующих, как в эпоху Российской империи, так и во времена Советского Союза. Несмотря на то, что реальный вес отдельных групп верующих при принятии церковных решений: пожилых и молодых, женщин и мужчин, не всегда был одинаков, рост численности и выживание общин евангельских христиан-баптистов в сложных условиях был бы невозможен без активного участия «простых» верующих в церковной жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лютер М. Избранные произведения, СПб., 1994. - С. 58
2 Дункавш. Книга согласия. - США, 1998. - С. 31
3 Лютер М. Избранные произведения. - С. 435-438 “Там же. - С. 435-436
5 Гонсалес Х.Л. История христианства. - СПб., 2002. - Т. 2. - С. 55
6 Льюис В. История реформации. - Минск, 2003, С. 166
7 История религий в России / Под ред. Н.А. Трофимова. - М., 2001, С. 34-37
8 Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). - СПб., 1999, С. 128-130
9 См.: Уолдрон С. Лондонское баптистское вероисповедание 1689 года. - СПб., 2000. -С. 343.
10Там же.-С. 352.
"Там же.-С. 353.
12 Там же. - С. 353.
13 Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов... С. 21.
14 Следуя за Христом. - М., 2005. - С. 102.
15 Там же. - С. 430.
16 Там же. - С. 430.
17 Там же.-С. 425.
18 Там же.-С. 430.
19 Митрохин Л.М. Баптизм: история и современность. - СПб., 1997, С. 247.
20 Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1983. - С. 395.
21
Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов... - С. 222.
22 Баптист. 1909. № 18. - С. 2.
23 Там же. - С. 3.
24 История баптизма. - С. 453.
25 Там же. - С. 429.
26 Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов... С. 286-287, 292
27 История баптизма. - С. 449.
28 Проханов И.С. В котле России. М., 1992. - С. 231.
29 Там же.
30 Там же.
31 Там же.
32 Там же.-С. 231-232.
33 Там же. - С. 232.
34 Там же.
35 Там же.
36 Там же.
37 Христианин. - Л., 1925. - № 3. - С. 9.
38 Там же. - С. 7-9.
39Там же.-С. 9-14.
40 Баптист. - М., 1927. - № 2. - С. 7.
41 Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов... - С. 133.
42 Там же.-С. 124.
43 Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в советской России (1917 - конец 1930-х годов). - СПб., 2003. - С. 239.
44 Заватски В. Евангелическое движение в СССР. - М., 1995. - С. 49, 57.
45 Фаст В. Я с вами во все дни до скончания века. - Караганда-Штайнхаген, 2001. -
С. 104-105.
46 Заватски В. Евангелическое движение в СССР. - С. 77.
47 Там же.
48 Братский вестник. - М., 1963. - № 4. - С. 62.
49 Там же. - С. 64.
50 Там же. - С. 65.
51 Там же. - С. 53.
52 Там же. - С. 66.
53 Там же. - М., 1965. - № 3. -С. 29.
54 Там же.
55 Там же. - С. 33.
56 Там же. - С. 31-32.
57 Там же. - М., 1971. - № 3. -С. 52.
58 Там же.
59 Там же. - М., 1978. - № 3. -С. 55.
60 Там же. - М., 1973. - № 4. -С . 41.
61 Там же. - С. 42.
62 Братский Вестник. -М., 1992. - № 2. - С. 60.
REALIZATION OF GENERAL PRIESTHOOD PRINCIPLE IN LIFE OF BELIEVERS EVANGELICAL CHRISTIANS-BAPTISTS IN RUSSIAN EMPIRE AND IN USSR
M.V. IVANOV
Theology and Catechization Department Russian Evangelical Baptist’s Union 29/2 Varshavskoye av., Moscow 117105 Russia
One of the foundational doctrines of the universal Protestantism is the doctrine about general priesthood of believers. In tradition of evangelical Christians Baptists, general priesthood was in concrete rights and obligations within brotherhood. Also there were some requirements to the way of life and realization of each member of the church, his special responsibilities before God and community for his spiritual condition and ministry. This has influenced not only on the life in the church, but on the life of believes in community. This article is devoted to the development of the general priesthood and responsibilities of the church members in Russian Evangelical Baptist’s movement.