СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ИДЕОЛОГИЯ
О.А. Бокова
За последние десятилетия в России активизировались многие религиозные сообщества, до этого долгое время находившихся на положении маргинальных. Одним из них являются отечественные Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) — сообщество, которое переживает процесс обновления и связанные с этим непростые проблемы как внутреннего переустройства, так и социальной адаптации к новым условиям.
В данной статье рассматривается Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ); предметом исследования избраны социальная структура этого религиозного объединения и особенности его религиозной идеологии. Методика раскрытия данных вопросов основана на анализе трудов представителей ЕХБ и материалов баптистской церковной периодики. Использованы также некоторые работы светских исследователей современного протестантизма в России и результаты предшествовавших собственных исследований автора.
В советское время основным источником пополнения баптистских церквей были семьи верующих. В такой семье человек с детства свыкался с верой, образом мыслей и поведением баптистской среды, дорожил церковной традицией. Не требовалось адаптации к христианским нормам жизни, они не были для таких верующих чем-то новым. Впрочем, и тогда молодежь доставляла немало хлопот. Особенно много молодежи было среди так называемых инициативников, вышедших из ВСЕХБ.
Однако в последние 15-20 лет в рядах российских ЕХБ происходили определенные качественные и количественные изменения. В 90-е гг. ХХ в.
церкви значительно пополнились. Большинство неофитов не были теми, кого в среде ЕХБ принято называть дети верующих родителей (ДВР). После массового прихода в церкви ЕХБ людей из нехристианских семей появилась необходимость уделять больше внимания их духовному наставлению. По признанию баптистских авторов, на это у церквей не всегда хватало сил и навыков, вследствие чего умножение количества церквей остановилось в 1995 г., и начался отток «неустоявшихся в вере», уменьшилось число крещений1. В настоящее время значительная часть верующих в российских церквях ЕХБ — люди среднего и пожилого возраста, многие пасторы — тоже пожилые люди (более 30% пасторов в церквях ЕХБ старше 60-ти лет при среднем показателе около 23%)2. По разным подсчетам, женщины составляют 70-80% верующих в общинах ЕХБ.
Потомственные евангельские христиане-баптисты — пожилые верующие с большим церковным стажем, часть руководства церквей тяготеют к сохранению церковных традиций, в их настрое преобладает консерватизм.
Приходящие в церкви представители интеллигенции, молодежь, люди из неверующих семей обладают иным жизненным опытом и взглядом на мир, нежели верующие с большим стажем пребывания в христианской вере и баптистской общине. Это не исключает, конечно, случаев, когда новые люди полностью принимают существующую церковную традицию, поскольку приверженность традиционализму может быть обусловлена личными качествами верующего и другими обстоятельствами.
1 См.: Ярыгин Н.Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. М., 2004. С. 198; Сипко Ю.К. Завоевания и разочарования // Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия: к 10-летию Российского отделения МАРС: Материалы юбилейной международной конференции (Москва, 27-28 ноября 2002 г.) / Сост. и общ. ред. А.А. Красиков. М., 2003. С. 74.
2 См.: Каргина И.Г. Социальный портрет протестантов современной России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: в 3 т. М., 2003. Т. 3. С. 290, 291.
Можно утверждать, что к настоящему времени в сообществе российских евангельских христиан-баптистов, объединенных в РСЕХБ, сформировалась небольшая (по сравнению со всей массой верующих) интеллектуальная прослойка. Довольно часто это люди, обратившиеся к баптизму в ходе миссионерских кампаний 90-х гг. ХХ в. До обращения многие из них уже получили высшее образование, а некоторые — и ученые степени. Такие люди есть и среди молодежи ЕХБ, в том числе среди выпускников христианских и светских высших учебных заведений. Для них характерно более открытое отношение к миру, к культуре, позитивное отношение к переменам, отсутствие страха перед ними, более широкий спектр интересов, способность и стремление к анализу происходящего. Попытки критически рассмотреть ситуацию, сложившуюся в общинах ЕХБ, определить место и роль баптизма в российской истории и культуре, призывы к изменениям, к расширению влияния на общество, звучащие на страницах христианской прессы, зачастую исходят именно от этой части ЕХБ.
Представители интеллектуальных кругов ЕХБ отмечают, что сообщество ЕХБ по-прежнему существует в виде замкнутой субкультуры, что в нем сформировалось мировоззрение «осажденной крепости», а окружающий мир воспринимается как враждебный3. Ю.К. Сипко, председатель РСЕХБ, считает, что современный российский баптизм переживает сложнейший период выхода из своего «сектантства», когда практически все приходится
4
начинать с нуля и всему учиться .
Взаимоотношения старшего поколения и молодежи — сложная проблема для современного российского баптизма, это отмечают баптистские авторы и руководство РСЕХБ5. Известный баптистский публицист И.В. Подберезский по этому
поводу пишет: «...сейчас наше братство проходит через какой-то очень важный этап своей истории, ибо в ближайшие десять лет произойдет смена поколений, различающихся по церковному и жизненному опыту»6. Новое поколение не знает, что такое гонения на верующих. Облик российского баптизма в будущем во многом зависит от того, кто будет руководить церквями.
Пресвитеры, как правило, тщательно, на протяжении многих лет готовят себе смену в лице тех верующих, которые способны поддерживать церковную традицию. По словам директора баптистской Московской богословской семинарии А.П. Козынко, на Западе обладатель высшего теологического образования принимает церковь как пастор, у нас же пастор избирается верующими7. Молодые образованные евангельские христиане-баптисты и пожилые служители, не получившие образования, часто не находят общего языка8. Учитывая эти обстоятельства, а также точку зрения значительной части консервативно настроенных представителей ЕХБ, которые ценят в пастырях не столько образование и культурный уровень, сколько жизненный и духовный опыт, перспективы молодых христиан, завершивших обучение в богословских учебных заведениях, стать пасторами неопределенны. Образованных служителей в РСЕХБ не хватает (на 1400 церквей в 2003 г. было 600 рукоположенных пасторов)9, но молодежь не всегда имеет желание отправляться в церкви российской глубинки, служение в которых сродни подвигу. Впрочем, и здесь имеют место определенные изменения. По мнению Т.К. Никольской, из полных энтузиазма в 90-е гг. «мальчиков», которые были готовы служить в тяжелейших условиях, «сложилось замечательное поколение пасторов «новой формации» — умных, образованных, энергичных, выстрадавших серьез-
о 10
ный опыт — духовный и жизненный» .
3 См.: Неволин М. Проблемы роста // Мирт. 2007. № 1 (56). Январь-февраль. С. 12; Никольская Т.К. Русский протестантизм как субкультура // Христианство и мировая культура: сборник материалов конференции «Санкт-Петербургские христианские чтения». СПб., 2004. С. 79-82; Никольская Т.К. Уроки истории для ЕХБ // Мирт. 2007. № 2 (57). Март-апрель. С. 11.
4 О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом (с председателем РСЕХБ Ю.К. Сипко беседует И.В. Подберезский) // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 39.
5 См. там же. С. 37.
6 Подберезский И.В. На тридцать первом, на евангельско-баптистском... // Христианское Слово. 2002. № 1 (107). С. 15.
7 Вы истинно Мои ученики // Христианское Слово. 1997. № 1-2 (91- 92). С. 13.
8 См.: Корнилов Н.А. Какого рода богословие нам нужно? // Путь богопознания. 2000. Вып. 6. С. 12.
9 См.: О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом (с председателем РСЕХБ Ю.К. Сипко беседует И.В. Подберезский) // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 39.
10 Никольская Т.К. О пастыре бедном замолвите слово. // Мирт. 2007. № 4 (59). Июль-август. С. 15.
Таким образом, в настоящее время в баптист-
11
ских церквях мало протестантов «нового типа» (активных в социально-экономической сфере, целеустремленных, с развитым политическим и правовым сознанием, большим желанием менять мир, позитивным отношением к культуре). Напротив, в современных церквях ЕХБ России преобладают консерватизм и традиционализм, и вряд ли в них есть благоприятная почва для распространения протестанта «нового типа». Консерватизм проявляется и в «новых» баптистских церквях, которые возникли в 90-е гг. Это, как правило, небольшие по численности филиалы «старых» церквей (имеющих длительный стаж существования в советское время). Сейчас те, кто их основал, постарели, молодежи мало, динамики развития не наблюдается (особенно в глубинке). Эти общины обычно тоже не приветствуют новшеств, следовали и следуют в своей церковной жизни устоявшейся традиции. Однако надо отметить, что баптистское сообщество постепенно меняется изнутри (под воздействием молодежи и интеллигенции, женщин-лидеров и т.д.). Источником самоанализа и импульсов к изменениям в нем является небольшая по численности, но активная интеллектуальная прослойка с мировоззрением, отличным от того, которым обладает большинство приверженцев ЕХБ.
Рассмотренные особенности верующих в церквях ЕХБ отражаются на позиции, занимаемой российскими ЕХБ в отношении культуры. Новые условия жизни баптистов предполагают переоценку всех прежних отношений и ценностей, переосмысление на библейских основаниях всех сфер жизни — от политики и экономики до вопросов воспитания детей, внешнего вида верующих и т.д. По мере того как эти сферы «христианизируются», освящаются авторитетом Библии, верующий приобретает возможность свободно и без ущерба для своих принципов в них ориентироваться и участвовать в жизни этого мира. Но в силу личностных особенностей и других условий широта охвата этих сфер для каждого верующего своя.
Для одних из этого «освоенного» мира могут выпадать целые области, в которых верующий
соответственно не участвует или, участвуя, вынужден следовать «мирским стандартам поведения»12. Для других характерен достаточно широкий охват реальности, в которой они могут уверенно действовать. Помочь верующему сориентироваться в окружающем мире и не утратить религиозной идентичности призваны, в частности, христианская литература, семинары на самые разные темы. Огромную роль в этом играет церковь. В той или иной степени с явлениями, которые требуют переосмысления, христианин-баптист сталкивается повсеместно и ежечасно, например, в быту, в отношениях с людьми, в семье, поэтому индифферентное отношение к проблеме «воцерковления» окружающей жизни представить сложно. Необходимо отметить, что в идеале протестантскими интеллектуалами мыслится переутверждение всей культуры на евангельских началах.
По степени, способам такого освоения культуры через христианство и по интенсивности желания ее осваивать, в современном баптистском сообществе можно выделить несколько типов верующих.
Первый тип — традиционалисты, выступающие против существенных изменений внутрицерков-ной жизни, стремящиеся сохранить «свой мир» от неблагоприятных внешних воздействий. Они не склонны принимать новшества, считая, что церковь не должна идти по пути «человекоугодничества». Диалог с обществом скорее всего понимают как призыв к покаянию и спасению через веру, переосмысливать культуру в христианской перспективе, искать в ней нечто созвучное христианству мало кто имеет желание, скорее, негативно к ней относятся, предпочитая замкнуться в своей «субкультуре». Традиционалисты обычно не считают возможным что-то брать из светской культуры (например, психологические знания) и использовать в церкви, четко отделяют нехристианское от христианского. По словам Т.К. Никольской, настороженное отношение ЕХБ к светскому образованию и культуре порой доходит до культурного нигилизма1 . Традиционалистов в современных российских общинах ЕХБ немало, может быть, даже большинство, особенно среди представителей старшего поколения и приверженцев «стро-
11 См.: Смирнов М.Ю. Некоторые особенности современного протестантизма в России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002) / Сост. и отв. ред. А.Ю. Григоренко, А.М. Прилуцкий. СПб., 2002. С. 205.
12 Степанов В. Что делать? Куда держать курс издательскому кораблю // Мирт. 1998. № 3 (7). Март. С. 1.
13 См.: Никольская Т.К. Уроки истории для ЕХБ // Мирт. 2007. № 2 (57). Март-апрель. С. 11.
гой» церкви, противопоставляющей свои нормы окружающему миру. В христианской периодике неоднократно отмечалось, что посредством особой (библейской) лексики, жесткой системы оценок баптистские церкви в России сооружают непреодолимую преграду между собой и обществом, причем такая ситуация рассматривается многими верующими как нормальная и должная.
Интеллектуалы ЕХБ характеризуют мировоззрение традиционалистов как «дуалистический подход к действительности»14, при котором считается, что перед христианином открываются два пути: «чистый» — стать служителем в церкви или работать среди своих единоверцев, и «уход в мир» — получать хорошее образование, реализовывать себя в выбранной области, быть вовлеченным в какую-либо светскую деятельность15. Как нежелательные для христианина воспринимаются целые области человеческой деятельности16. Семейные заботы, быт, труд вне церкви порой рассматриваются как «мирские» обязанности17. Баптистскими интеллектуалами это разделение жизни верующего на две неравноценные части не одобряется. Тем не менее такой подход формируется церковью: весьма желательным для верующего считается участие в каком-либо служении, посвящение церковной жизни большого количества времени. Необходимость тех или иных знаний оценивается с точки зрения возможности их применения в служении.
Второй тип верующих представлен теми, кто стремится как можно более расширить сферу христианской культуры, считая, что должны существовать и развиваться христианские СМИ, христианская система образования, христианская наука (культурология, психология, социология и проч., заимствующие знание у светских наук и подводящие под него библейский фундамент), христианская музыка и детская литература, христианское предпринимательство, христианские сельскохозяйственные объединения, христианские партии. В этих сферах христианам предлагается проявлять активность. Присутствует попытка (небезуспешная) во всех явлениях культуры, где это возможно, найти христианские корни, христианский подтекст (например, библейские отсылки в
языке, литературе, музыке; в науке — обнаружить верующих среди ученых, найти подтверждения библейской концепции творения).
Для этого типа верующих характерно более открытое отношение к культуре в целом, хотя четкая грань между культурой христианской и светской сохраняется и предпочтение отдается, естественно, первой. Например, когда речь идет о детской литературе, востребованными будут скорее христианские произведения, нежели светские, пусть даже нравственные и качественные. Верующими этого типа признается возможность дальнейшего переосмысления культуры на христианских основаниях. К таким верующим можно отнести многих образованных представителей ЕХБ.
Еще более открытое отношение к культуре характерно для тех евангельских христиан-баптистов, которые полагают возможным внесение христианских элементов непосредственно в светскую культуру (например, помещение статей христианского содержания в светских СМИ) с целью большего воздействия на общество. Сторонников этой точки зрения немного. Инициативы здесь если и есть, то быстро угасают. Вероятно, «правила игры» в таких сферах, как например современная российская экономика, политика, средства массовой информации, не позволяют эффективно в них участвовать и при этом сохранять верность христианским принципам. Кроме того, сказывается неприятие «мира» многими верующими, неумение с ним общаться18. Тем не менее идеи такого участия иногда высказываются, как правило, в интеллектуальных кругах ЕХБ.
Также имеет место попытка построить отношения с окружающим миром не на принципе «христианское/нехристианское», а на несколько иных, более понятных для секулярной культуры, более близких ей основаниях. Например, на нравственном критерии, т.е. на принципе «доброе/недоброе», или даже эмоциональном — «душевное/бездушное». Как правило, этим путем следует та часть христиан, которой не нравятся замкнутость, консерватизм, присущие баптистскому сообществу, и которая ощущает особо остро ответственность за судьбу «мира» или полагает, что в «миру» их дары нужны более, чем в церкви.
14 См.: Неволин М. Протестанты и духовное возрождение России // Мирт. 2007. № 3 (58). Май-июнь. С. 9.
15 См. там же.
16 Там же.
17 Носач Р. Служители и остальные // Мирт. 2006. № 2 (52). Март-апрель. С. 2.
18 См.: Неволин М. Протестанты и духовное возрождение в России // Мирт. 2007. № 3 (58). Май-июнь. С. 9.
В реальной жизни существует масса оттенков восприятия евангельскими христианами-баптистами культуры. Но в целом в современном российском сообществе ЕХБ (имеются в виду общины, входящие в РСЕХБ) наиболее ярко выражены первые два типа отношения к культуре, между которыми существуют противоречия. Традиционалисты не желают перемен, с недоверием относятся к миру и взаимодействию церкви с ним, предпочитают замкнуться в общинной жизни. Они видят путь сохранения идентичности российских ЕХБ в консервации традиции. Другая группа — это те, кто считает, что необходимо распространять влияние христианства на культуру, переутверждать ее на основании христианских ценностей. Они полагают, что церковь должна менять мир и сама меняться для того, чтобы исполнить свое предназначение на земле.
Оценить, насколько сильны позиции традиционалистов в сообществе ЕХБ, можно, рассмотрев, какой точки зрения придерживается руководство РСЕХБ и большинство верующих по вопросам общинной жизни. Наиболее показательно отношение ЕХБ к харизматическому движению и к женскому священству.
Изменение характера богослужения — сложный вопрос для баптистов. Признается необходимость что-то менять. Положительно оценен характер богослужений в западных баптистских церквях (одна проповедь вместо трех, общая продолжительность службы — 1,5 часа)19. В то же время особенности богослужения (как, впрочем, и вероучения), характерные для харизматических церквей, признаны Советом пресвитеров церквей ЕХБ непри-емлемыми20. Некоторые общины и верующие, не разделяющие эту точку зрения РСЕХБ, отходят от него (отлучена Тушинская церковь; пастором харизматической церкви стал бывший баптистский пастор А. Ледяев).
Другой дискутируемый вопрос — о женском священстве. Женщины составляют большинство в церквях ЕХБ. Пасторов-женщин практически нет. В том числе под влиянием западных протестантов складывается осознание недооцененности роли
женщины в церкви. Делаются попытки обнаружить новые возможности приложения даров и сил женщин в церковной жизни. Влияние женщин сказывается на тематике проповедей и бесед с верующими, зачастую речь идет о семейных проблемах (особенно в семьях с неверующими мужьями и детьми), о воспитании детей, душевных переживаниях. Для российских ЕХБ, возможно, силу преобладания в общинах женщин, характерны такие черты, как «душевная обнаженность», эмоциональность, созерцательность, спокойное принятие всего происходящего как данного Богом, мягкость. Конечно, все эти черты в разной степени представлены у верующих. Имеет место скорее интериоризация религиозных переживаний, чем трансформация их в социальную активность.
Руководство РСЕХБ не считает приемлемым рукоположение женщин, несмотря на то, что женщины в небольших общинах, где нет мужчин, фактически исполняют обязанности пасторов и многие небольшие общины, теряя пастора-мужчину, распадаются. Руководство ЕХБ считает, что рукоположение женщин не имеет оснований в Священном Писании21. 20 января 1999 г. была рукоположена Ирина Косюга, принадлежавшая к одной из церквей ЕХБ в Санкт-Петербурге, являвшаяся пастором и директором Невской христианской школы. По ее мнению, в Священном Писании нет запрета на рукоположение женщин. Более того, в женском лидерстве и священстве она видела замысел Божий в отношении церквей в России. Обращает на себя внимание тот факт, что рукоположили ее представители Ассоциации христианских церквей (АХЦ), в которую входят преимущественно молодые пятидесятнические и харизматические церкви и которая является, пожалуй, наиболее либеральной протестантской организацией в России22.
Консервативный настрой, настороженное отношение к «миру» большинства ЕХБ влияет на социальную позицию этой деноминации. Интеллектуалы в рядах ЕХБ часто указывают на отсутствие у большинства последователей ЕХБ интереса к жизни общества, отмечают стремление многих евангельских христиан-баптистов, в том
19 См.: О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом (с председателем РСЕХБ Ю.К. Сипко беседует И.В. Подберезский) // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 37.
20 См.: Открытое письмо Совета Союза ЕХБ // Там же. С. 13.
21 См.: О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом (с председателем РСЕХБ Ю.К. Сипко беседует И.В. Подберезский) // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 39.
22 См.: «Женский» вопрос // Мирт. 1999. № 2 (15). Март-апрель. С. 4.
числе известных и старейших деятелей союза (как например, И.С. Гнида и его родственники), уехать на жительство за границу, если представляется такая возможность.
С одной стороны, в баптистской периодике звучат призывы к признанию ответственности за свою страну, предпринимаются попытки сформировать у верующих патриотическое сознание, подчеркивается необходимость говорить о проблемах общества на понятном обществу языке. В качестве идеала, к которому необходимо стремиться, декларируется обращение к Христу всего российского народа. Некоторые баптистские авторы осмысливают трагические события прошлого страны и проблемы современности.
С другой стороны, руководство и интеллектуальная элита сообщества ЕХБ вполне трезво оценивают возможности ЕХБ влиять на происходящее в стране. Как утверждает Ю.К. Сипко, баптистов в России очень мало, проблем у них очень много, и влияния на общество они практически никакого не оказывают . По его мнению, у российского баптизма есть потенциал, который может быть полезным для общества, поскольку евангельское христианство способно формировать честных, нравственных и трудолюбивых граждан24. У баптистских общин также есть возможность положительно воздействовать на социально незащищенные и маргинальные слои общества: наркоманов, беспризорников, ВИЧ-инфицированных, заключенных и др. На них церкви ЕХБ в своей социальной деятельности и ориентированы.
Социальная деятельность общин ЕХБ разнообразна, но общая стратегия отсутствует. Консультативный совет протестантских церквей, в который входят РСЕХБ и ЕАФЦЕХБ, разработал в 2002 г. документ под названием «Социальная позиция протестантских церквей». Однако особого влияния эта концепция не оказала: деятельность церквей продиктована прежде всего библейскими императивами и зависит от инициативы, способ-
ностей и изобретательности тех, кто ею занимается. Н.Н. Ярыгин в своей книге пишет, что евангельские христиане-баптисты не участвовали в разработке «Социальной позиции протестантских
25
церквей» и осторожно к ней относятся , рецензент евангельский христианин-баптист И.В. Подбе-резский это утверждение не опровергает. Кроме того, АСД и РОСХВЕП, в отличие от РСЕХБ, помимо «Социальной позиции протестантских церквей» разработали собственные аналогичные документы.
Одним из аспектов неприятия культуры значительной частью современных российских ЕХБ является равнодушное или негативное отношение к интеллектуальной деятельности, знанию, образованию. Эта черта мировоззрения является предметом размышлений интеллектуалов Союза ЕХБ и других протестантских деноминаций. В их рассуждениях она получила наименование «антиинтеллектуализм». Они пытаются выявить его причины и следствия, наметить пути преодоления.
В.В. Солодовников полагает, что культивирование в церквях ЕХБ антиинтеллектуализма было сознательной политикой советской власти, стремившейся лишить евангельских верующих главной особенности их веры, а именно ее осознанного характера26. Власть вытравливала из евангельского христианства присущую ему изначально интеллигентность, т.е. совестливость и стремление к знаниям, проводила «дезинтеллектуализацию», в результате, по мнению Солодовникова, большевики почти добились своей цели: ЕХБ превратились в рабоче-крестьянскую церковь, общество стало воспринимать их как людей недалеких, в советский период сформировалось негативное отношение верующих к науке, образованию27. Он утверждает, что интеллигенция, люди с высшим духовным и светским образованием, не находят применения в церквях ЕХБ, их редко допускают на проповедь, они составляют категорию так называемых
28
заднескамеечников .
23 См.: О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом (с председателем РСЕХБ Ю.К. Сипко беседует И.В. Подберезский) // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 39.
24 См.: «Клерикализация» всей страны или Церковная революция по-российски: Интервью А. Патца с Ю.К. Сипко // Международная христианская газета. 2005. № 5 (80). С. 8-9.
25 См.: Ярыгин Н.Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. М., 2004. С. 175.
26 См.: Солодовников В.В. Интеллигентность: возвратят ли ее себе русские баптисты? // Солодовников В.В. Право славить Бога. СПб., 2001. С. 10.
27 См. там же. С. 7, 11, 12.
28 См. там же. С. 13, 14, 15.
В.В. Солодовников активно выступал за повышение образовательного, культурного уровня российских евангельских христиан-баптистов, особенно служителей, за развитие науки — богословия, истории Церкви29. Недовольный положением дел в братстве ЕХБ, Солодовников, член Второй Московской церкви евангельских христиан-баптистов, кандидат исторических наук, преподаватель Московской богословской семинарии и Русско-американского христианского института, перешел в лютеранство, поместив в Интернете открытое письмо. В этом письме он выступил с резкой критикой культурной отсталости ЕХБ, обвинил их в страхе перед думающими людьми, которые «неуправляемы», заявил, что интеллигенция баптистских церквей не сможет реализовать в 30
них свои таланты .
Главный редактор евангельской газеты «Мирт» Р.Л. Носач, пишет по поводу антиинтеллектуализма: «К сожалению, разум не в чести у многих евангельских христиан. Думающие люди нередко находятся под некоторым подозрением. Со своими сомнениями и вопросами они как-то не вписываются в лубочную картину благостного христианства и безоговорочного послушания»31. Он приводит мнение одного питерского пастора: «Разум надо отключить — он мешает нам верить в Бога и общаться с Ним»32. По словам Р.Л. Носача, он часто слышал от верующих: «Зачем нам эти размышления? Будем веровать сердцем!»33. Как заметил преподаватель Московской богословской семинарии ЕХБ Н.А. Корнилов, «часть евангельских христиан сохраняет свою веру, только избегая серьезных вопросов и превратив интеллектуальную составляющую своей веры в набор клише и лозунгов, о которых не позволено размышлять»34. Масса верующих не интересуется ни богословием, ни историей (даже своей церкви)35.
Такое отношение к разуму, интеллектуальной деятельности обосновывается с помощью стихов Священного Писания (1Кор. 1:19-27, 8:1), утверждается, что Христос и его ученики были простыми людьми, рациональное познание, интеллектуальные усилия не являются необходимыми для спасения, наоборот, могут стать источником гордыни. В проповедях преобладает призыв к покаянию, вопросы нравственности, христианской жизни. Призывы к образованию и самообразованию не звучат.
Можно согласиться с В.В. Солодовниковым и другими авторами, что антиинтеллектуализм ЕХБ в значительной степени — наследие советского периода и сформировался под воздействием обстоятельств, в которых вынуждены были существовать церкви. Он стал частью церковной традиции, мировоззрения и поэтому с трудом преодолевается. Его господство можно объяснить тем, что значительная (порой подавляющая) часть верующих церквей ЕХБ — пожилые люди, кроме того, многие верующие не желают прилагать усилия для того, чтобы ломать стереотипы. Определенные основания имеет объяснение антиинтеллектуализма особой, эмоционально-мистической духовностью, свойственной российским ЕХБ. А. Дубровский следующим образом характеризует ее: «...духовность в данном случае полностью относится к эмоциональной сфере личности (исключая рациональную) и касается только отношений с Богом. Следовательно, «не духовно» все то, что связано с разумом, и все то, что не касается моего общения с Богом (религиозной деятельности). как я говорю, как я веду себя, мой разум, моя грамотность, моя работа.»36. Следствием такого психологического склада является разделение жизни на религиозную и мирскую, о котором речь шла выше (причем рамки религиозной жизни понимаются довольно
29 См.: Солодовников В.В. Христианская культурология: Уч. пособ. М., 1997. С. 26, 30; Можно ли получить приличное образование в христианском учебном заведении? Диалог двух христианских педагогов // Солодовников В.В. Право славить Бога. С. 27.
30 См.: Суховский А. Протестантизм и русская культура // Мирт. 2007. № 4 (59). Июль-август. С. 11.
31 Носач Р. И не думали. // Мирт. 2007. № 6 (61). Ноябрь-декабрь. С. 2.
32 Там же.
33 Там же.
34 Корнилов Н.А. Какого рода богословие нам нужно? // Путь богопознания. 2000. Вып. 6. С. 13.
35 Чернявский М. Своя история // Мирт. 2007. № 3 (58). Май-июнь. С. 10-11.
36 Фигура Е. Разномыслия, созидающие церковь // Мирт. 2006. № 3 (53). Май-июнь. С. 16; см. также: Дубровский А. Два христианства // Мирт. 2005. № 1 (47). Январь-март. С. 8.
узко), а также индивидуалистическое понимание
37
спасения, пассивность и закрытость .
Представители интеллектуальных кругов в сообществе ЕХБ не считают такое положение дел нормой, полагая, в частности, что антиинтеллектуализм препятствует воздействию церкви на общество. Они стремятся сочетать веру и разум, убедить единоверцев в том, что Библия не отвергает знания, что они нужны для познания творения и Бога, для эффективной проповеди, противостояния лжеучениям. Прежде всего, знания, по их мнению, необходимы пастырям. Свою позицию они также обосновывают стихами из Библии (Мк. 12:30, 33; Еф. 4:23; Деян. 26:25).
Правда, на церковную жизнь баптистские интеллектуалы влияния имеют мало, оно скорее опосредованное. Издательская и переводческая деятельность, христианская публицистика, работа в христианских библиотеках, учеба и преподавание в христианских учебных заведениях, исследование истории отдельных общин и евангельского христианства в России в целом — это те сферы, в которых они в настоящее время заняты.
Все сказанное об отношении современных российских ЕХБ к культуре и интеллектуальной деятельности непосредственно отражается на ситуации с богословием. Особенно она заботит интеллектуалов ЕХБ. Для них актуален вопрос: есть ли у российских евангельских христиан-баптистов собственное богословие? Если есть, то каковы его содержание и специфика? Если нет, то появится ли оно и каким должно быть? Оценки состоянию богословия российских ЕХБ даются разные, преимущественно пессимистические.
Профессор Санкт-Петербургского христианского университета, магистр богословия А.И. Негров констатирует, что собственного богословия у российских протестантов нет. Среди причин его отсутствия он называет невозможность получить в советский период высшее образование (тем более, теологическое), читать богословскую литературу. Для российских протестантов, по его мнению, характерно «отсутствие интеллектуального подхода к теологическим вопросам»38. Негров утверждает, что
отечественная протестантская теология «не систематизирована и даже не сформулирована». Негров пишет, что теология — это наука, базирующаяся на поэтических легендах и преданиях. Зачастую более значимыми становятся примеры из нашей собственной жизни, нежели то, что утверждает Библия по какому-либо теологическому вопросу. Мы терпим поражение всякий раз, когда пытаемся предложить систематизированное развитие идей, связанных с такими основополагающими темами, как Святая Троица, Святой Дух, ангелы, сатана, грех и спасение. По мнению А.И. Негрова, современные российские протестанты не проявляют интерес к нуждам страны и людей, не отдают себе отчета в общественной роли Евангелия. Он полагает, что одна из проблем современной российской теологии — это проблема контекстуализации теологических доктрин. Теологи, как считает Негров, должны дать ответы на вопросы современников,
39
адресовать им свои труды .
В литературе ЕХБ присутствует попытка обнаружить собственных богословов в лице И.В. Каргеля, труды которого активно разыскиваются, издаются, анализируются, иногда — И.С. Проханова и др.
В 90-е гг. стали возникать и развиваться протестантские (в частности баптистские) высшие учебные заведения. Они прошли довольно сложный путь, столкнулись с массой проблем (отсутствие литературы, квалифицированных преподавателей). Студентам приходится набираться знаний из англоязычной богословской литературы. Порой это приводит к тому, что молодые российские богословы в своих трудах говорят на некоем теологическом «новоязе», состоящем из калькированных английских терминов40. Отсутствует общепринятый понятный богословский терминологический аппарат41. Библейская кафедра при Евро-Азиатской аккреди-тационной ассоциации в 2000 г. объявила о начале осуществления проекта по созданию отечественной богословской литературы. Действительно, переводная литература не всегда соответствует современным российским реалиям и нравится не всем российским читателям. На конкурсной основе отечественным авторам предлагалось участвовать в
37 См.: Дубровский А. Указ соч. С. 8-9.
38 См.: Негров А.И. Почему в России отсутствует собственная протестантская теология // Мирт. 1997. № 4. Январь. С. 4.
39 См. там же.
40 См.: Продолжая прежние традиции: Интервью с А. Тарасенко, главным редактором альманаха «Хронограф» // Мирт. 1998. Февраль. С. 4.
41 См.: Корнилов Н.А. Какого рода богословие нам нужно? // Путь богопознания. 2000. Вып. 6. С. 16.
создании богословской литературы, которая была бы адаптирована для русскоязычного читателя и текущей ситуации42. Предлагалось, например, написать учебник по библеистике, который был бы «хорошей компиляцией английских источников», «своеобразным пересказом, сделанным в понятиях нашей культуры»43. Такой способ, впрочем, не нов — С.В. Санников замечает, что учебники для заочных библейских курсов были «свободным изложением англоязычных материалов диспен-сационалистского богословия в духе Д. Муди и Ч. Сперджена»44.
Несмотря на то, что состоялся уже не один выпуск протестантских учебных заведений, назвать заметные работы отечественных баптистских авторов по богословию весьма затруднительно. Среди служителей церквей ЕХБ обладатель богословского образования — редкое явление.
Богословие как интеллектуальная деятельность, требующая немалых усилий и академической подготовки, не востребовано. Богословская литература, по наблюдениям работников христианских библиотек, у основной массы верующих не пользуется спросом. Ею интересуются преимущественно студенты и преподаватели христианских учебных заведений, выпускникам которых довольно сложно найти применение своим знаниям. Христианские высшие учебные заведения и церкви живут самостоятельной друг от друга жизнью, речь порой идет о непримиримом противоречии Церкви
45
и школы .
Есть основания утверждать, что часть верующих ЕХБ рассматривает богословие как излишнее мудрствование, как дерзновение и даже грех. Абсолютно достаточным считается знание основных библейских доктрин. Чтение Библии в ином (пусть и более понятном), нежели синодальном, переводе, для многих непосильно и неинтересно, не говоря
о комментариях к ней и тем более о языках оригинала46. Это — сфера интересов интеллектуалов сообщества ЕХБ. Для ЕХБ в советский период было характерно всецелое доверие к библейскому тексту, ни о каком критическом (в научном смысле) восприятии его речь не шла. Сложилось непосредственное отношение части верующих к Библии как к конкретному руководству в конкретных ситуациях, как к своду незыблемых истин и правил, которые надо принимать без рассуждений. Представление о том, что Библия — сложный текст, понимание которого требует немалых знаний и интеллектуальных усилий, а не только чтения и духовного видения, основной массе верующих чуждо. Такие знания не всем доступны, их необходимость многие верующие поставили бы под сомнение, поскольку им достаточно знаний, которые у них есть. Многие представители ЕХБ убеждены, что хорошо знают Библию, исповедуют «чистое евангельское учение». В массе верующих традиционно преобладает не столько теоретическое, сколько практическое отношение к библейскому тексту. Считается, что любой человек обладает свободой и способностью понимать его, видеть практическую, жизненную значимость. Кроме того, большую роль в понимании Библии играет церковная традиция ее толкования.
Между тем в интеллектуальных кругах братства существует мнение, что баптисты не понимают Библию, а лишь только цитируют ее, исследуют ее «без размышления, без воображения, без анализа и сравнения»47. Н.А. Корнилов отмечает, что для верующих характерно стремление «превратить Библию в набор неподвижных истин, данных когда-то в прошлом на все времена», во «внешний авторитет, которому легко подчиняться без размышлений»48, в то время как Библия требует напряженного размышления, осмысления. По мнению образованной
42 См.: Конкурс на соискание гранта в рамках проекта по созданию отечественно богословской литературы // Хронограф.
2000. № 1-2 (5-6). С. 207.
43 Там же. С. 209.
44 Санников С.В. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие: Уч. пособ. по истории христианства: В 2 т. Т. 2. Одесса,
2001. С. 624.
45 См.: Можно ли получить приличное образование в христианском учебном заведении? Диалог двух христианских педагогов // Солодовников В.В. Право славить Бога. С. 23.
46 См.: Чернявский М. Говорит ли Бог по-русски? // Мирт. 2007. № 6 (61). Ноябрь-декабрь. С. 13.
47 Корнилов Н.А. К вопросу об авторитете в христианской жизни // Путь богопознания. 1997. Вып. 2. С. 39; Носач Р. И не думали // Мирт. 2007. № 6 (61). Ноябрь-декабрь. С. 2.
48 Корнилов Н.А. Какого рода богословие нам нужно? // Путь богопознания. 2000, выпуск 6. С. 15.
части верующих ЕХБ, такое отношение к Библии препятствует духовному развитию верующих и раскрытию христианских истин во всей полноте.
Следует отметить, что в Катехизисе, изданном отделом богословия и катехизации РСЕХБ, указывается, что «читать Библию следует... в полном объеме, не игнорируя никаких книг и текстов», и отмечается, что «дополнительная литература может быть полезной для лучшего понимания и применения Библии»49.
Еще больший консерватизм, чем в церквях РСЕХБ, обнаруживается в общинах, принадлежащих Совету церквей ЕХБ (СЦЕХБ). Для современных «инициативников», как и в советское время, характерно крайне негативное восприятие мира. По их мнению, грех наполнил мир и проник в христианские церкви (в первую очередь речь идет о сообществе зарегистрированных баптистов), которые погрязли в обрядоверии, отступничестве и пошли на сотрудничество с миром, с властью. «Инициативники» же выбрали путь «святого неповиновения миру». Особенно часто резкая критика в адрес руководства зарегистрированных баптистов звучала в статьях «инициативников» в советское время. Сейчас количество подобных выпадов в изданиях «инициативников» несколько уменьшилось, но они не исчезли полностью, поскольку основная тема для «инициативников» остается прежней — отступничество ВСЕХБ и выход «инициативников» из «лжецеркви». Если отношения между верующими-прихожанами могут быть вполне нормальными, то на уровне руководства никаких контактов нет, есть взаимное неприятие. По словам Ю.К. Сипко, его неоднократные попытки вступить в диалог с Г.К. Крючковым 50
успехом не увенчались .
«Инициативники» мыслят себя идущими «узким путем» в Царство Божие в отличие от уклонившихся на широкий путь. Подчеркивается, что для них единственный авторитет — Слово Божие и Христос, главный мотив поведения — покорность Богу. Именно они носители чистого евангельского
учения, повторяющие в своих страданиях страдания первохристиан.
Как и регистрированным евангельским христианам-баптистам, «инициативникам» в 90-е гг. пришлось решать, как действовать в новых условиях. Причем благоприятные для верующих изменения в стране они восприняли в целом положительно, сочтя их собственной победой, ответом Бога на их молитвы51. Но особых изменений в поведении «ини-циативников» не произошло. Они остались верны своему принципу резкого неприятия мира. Для них, судя по публикациям 90-х гг., не стоял вопрос, как взаимодействовать с миром. Они этот вопрос исключили. Чтобы охарактеризовать нынешнее отношение «инициативников» к миру, стоит, думаю, сослаться на статьи Г.К. Крючкова, основателя и на протяжении многих лет руководителя инициативного движения, которые печатаются в «Вестнике истины» и «Братском листке». Вот как он выразил свою позицию: «Мы тоже устали от гонений, а в мире сейчас совершается много соблазнительных перемен. И все же Слово Божье остается верным во все века, что мир, на познавший Бога, никогда не поймет и не примет жизни истинной церкви. Наши чувства, наши мысли, наше служение, которые мы стремимся совершать в послушании Духу Святому, всегда будут непонятны миру, потому что мы «не от мира» сего (Ин. 17, 16). Взаимопонимание церкви и мира достигается только на путях измены Богу, когда дети Божьи поступаются Его истиной. Самое главное для нас — угождать нашему единственному Богу. Если же наша жизнь и полное послушание Господу и впредь будут казаться кому-то «отсталыми и узкими взглядами», — не будем смущаться и останемся той искренней и истинной частью христианства, с той верностью, которую ожидает от нас Господь»52. Г.К. Крючков пишет также: «культура всегда была соперником
Слова Господнего», грех — «производное от куль-
53
туры»53. Он неоднократно резко высказывался по поводу греховных СМИ, особенно телевидения, осуждал планирование семьи; христианин, по его
49 Веруем: Катехизис для церквей евангельских христиан-баптистов. М., 2006. С. 42.
50 См.: «Клерикализация» всей страны или Церковная революция по-российски // Международная христианская газета. 2005. № 5(80). С. 9.
51 Крючков Г.К. «Я с вами! Говорит Господь» // Только Христос: Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления. М., 2001. С. 59.
52 Он же. Оставаться Невестой Христовой // Там же. С. 51.
53 Он же. «Я с вами! Говорит Господь» // Там же. С. 56, 57.
мнению, не должен испытывать грех на себе, а должен издалека его угадывать, избегать и отделяться от него54. Пафос неприятия мира звучит в следующих словах Г.К. Крючкова: «Сегодня мир ненавидит и нас. Мы для них как инопланетяне! Мы не позволяем с собой заигрывать. Мир не может нас никуда вовлечь. Мы так крепко стоим на своих узких позициях, что нас совершенно бесполезно расшатывать»55. Характерна статья теолога Г.Х. Макинтоша, помещенная в «Вестнике истины» под названием «Чужое ярмо», в которой говорится о необходимости не допускать общения христиан с неверующими и неверными в браке, коммерческих делах, в делах, связанных с религией (например, в распространении Священного Писания) и в делах человеколюбия56.
Единственный способ общения с миром для «инициативников» — благовестие, которое предполагает кардинальную «перестройку» грешника, привлеченного в церковь. Они критикуют практику «широкой» евангелизации без последующего очищения и освящения новообращенных, без радикального отказа от греха и мирских привычек. Довольно прозрачно Г.К. Крючков охарактеризовал позицию СЦЕХБ на конференции по благовестию (12 февраля 1994 г.), сказав: «Живя в полном послушании Духу Святому, ни церковь, ни благовестники не утратили тот сектантский, так и скажу, дух. Мы будем отделенными от мира, отделенными от традиционного христианства с его широкими взглядами на святость, но будем находится в тесном общении с Богом!»57. Судя по информации в «Вестнике истины», «инициативни-ки» действительно ведут активную миссионерскую работу, в том числе в отдаленных регионах, правда, довольно часто она направлена на привлечение в
общины СЦЕХБ верующих из регистрированных церквей ЕХБ.
Создается впечатление, что руководство СЦЕХБ, да и рядовые верующие желают, чтобы гонения начались вновь, поскольку их отсутствие «осложняет борьбу»58. Во время богослужений верующие информируются о случаях притеснений ЕХБ за веру в России и в ближнем зарубежье, с кафедры звучат предостережения о грядущих гонениях. Крючков говорил о том, что гонения
были бы прекрасной школой для подрастающего 59
поколения верующих .
По всей видимости, «инициативники» не ощущают так остро конфликт поколений в церкви, как регистрированные ЕХБ. Они гордятся, что в их общинах много молодежи и считают, что не позволили братству погибнуть без пополнения общин молодыми верующими. Г.К. Крючков пишет о союзе старшего поколения, обладающего жизненным и духовным опытом, и молодежи, полной энергии60. Он подчеркивает, что церковь должна быть едина, не должно быть «побочных движений» (детского, молодежного), она не должна «растекаться на всевозможные церковные подразделения»61. Вероятно, жесткая церковная дисциплина и закрытость по отношению к миру становятся критериями отбора, отсеивающими молодежь, которая не может к ним приспособиться, а также всякую молодежную «самодеятельность».
Еще в 1976 г. Г.К. Крючков говорил о крайней необходимости для «инициативников» иметь «программу полного невмешательства», «полного отделения церкви от мира», ее «полной и всесторонней неподцензурности»62. Было принято принципиальное решение отказаться от какой-либо регистра-ции63. Причем было решено не регистрироваться до
54 См. там же. С. 54; Он же. Справедливость или милость? // Там же. С. 161; Он же. «Сердцем веруют к праведности.» Рим. 10:10 // Там же. С. 102.
55 Он же. Библейское благовестие // Там же. С. 134.
56 См.: Макинтош Г.Х. Чужое ярмо // Вестник истины. 1993. № 2 (122). С. 20-26.
57 Крючков Г.К. Библейское благовестие // Только Христос: Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления. С. 130.
58 См. там же. С. 128.
59 См. там же. С. 133.
60 Крючкой Г.К. «Если Господь не созиждет дома.» // Там же. С. 84, 85.
61 Он же. Библейское благовестие // Там же. С. 126, 133.
62 Слово отчета председателя Совета церквей ЕХБ Г.К. Крючкова (в сокращении) // По пути возрождения. М., 1989. С. 48.
63 Крючков Г.К. «Я с вами! говорит Господь» // Только Христос: Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления. С. 68.
тех пор, пока законодательно не будет закреплена свобода проповеди Евангелия и не появятся «очевидные и устойчивые» ее признаки64. Сейчас условия изменились, гонений нет, но общины СЦЕХБ по-прежнему не регистрируются, благо закон это позволяет. Подпольно продолжает существовать издательство «инициативников» «Христианин»65. В 1969 г. «инициативники» утверждали, что церкви объединятся и «Совет церквей» перестанет существовать, если «инициативникам» предоставят то, что им положено по Конституции66. Тем не менее, несмотря на изменившиеся условия, союзы не объединены, а «инициативники» только укрепились на своих позициях радикального неприятия мира и отделения от него.
Эти факты свидетельствуют о том, что для них «сектантское» существование (по словам Г.К. Крючкова) — сердцевина их религиозной идентичности и необходимое условие самостоятельного существования, в то время как для регистрированного братства «выход из сектантства» (как выразился Ю.К. Сипко) — насущная задача.
«Инициативники» как самостоятельное образование — результат отделения ЕХБ от остального братства и от мира. Им жизненно необходимо существовать во враждебном окружении, на этом строится их общинная жизнь и вероучение. Чем дальше и экзальтированней они дистанцируются от мира (вплоть до готовности пожертвовать родственными связями), тем больше в их созна-
нии занимает место вертикаль «Бог — человек». В работах Г.К. Крючкова особенно подчеркивается личная ответственность каждого верующего за свое спасение. Противостояние миру и отделение от него является определяющим моментом их самоидентификации.
Таким образом, в общинах РСЕХБ наблюдается небольшая по численности интеллектуальная прослойка и масса консервативно настроенных верующих, традиционалистов. Между интеллектуальным уровнем, потребностями и интересами образованных, мыслящих приверженцев ЕХБ и основной массой верующих, между задачами протестантского образования и привычками большинства евангельских христиан-баптистов существуют противоречия. Появление в сообществе ЕХБ интеллектуалов, заявляющих о необходимости пересмотреть отношение к образованию и культуре в целом, определиться в вопросах богословия, церковного устройства, найти свое место в культуре, свидетельствует о происходящих в нем важных изменениях. Преодоление российским баптизмом состояния субкультуры связывается баптистскими авторами со сменой поколений в общинах ЕХБ. Что касается общин СЦЕХБ, то они более консолидированы, в них нет такого источника импульсов к изменениям, как в сообществе регистрированных ЕХБ, состояние замкнутости и консерватизм для них в настоящее время — норма.
© Бокова О.А., 2009
64 ^
См. там же.
65 См.: Никольская Т.К. История движения баптистов-«инициативников» // Альманах по истории русского баптизма: Сборник / Сост. М.С. Каретникова. Вып. 3. СПб., 2004. С. 89.
66 См. там же. С. 94.