Мокшина Надежда Григорьевна
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИАЛОГИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются преемственность идей и наиболее существенные положения реализации принципа диалогизма в истории науки. Раскрываются взгляды отдельных ученых и просветителей на роль диалога в педагогической деятельности учителя. Особое внимание автор уделяет реализации таких диалоговых форм обучения, как лекция вдвоем, деловая игра. Представлены примеры реализации принципа диалогизма, разработанные автором для занятий со студентами - будущими учителями, изучающими педагогические дисциплины.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/3-2/63.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 2. C. 215-218. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37.013.42(045)
В статье рассматриваются преемственность идей и наиболее существенные положения реализации принципа диалогизма в истории науки. Раскрываются взгляды отдельных ученых и просветителей на роль диалога в педагогической деятельности учителя. Особое внимание автор уделяет реализации таких диалоговых форм обучения, как лекция вдвоем, деловая игра. Представлены примеры реализации принципа диалогизма, разработанные автором для занятий со студентами - будущими учителями, изучающими педагогические дисциплины.
Ключевые слова и фразы: обучение; развитие; воспитание; диалог; диалоговые формы обучения; лекция вдвоем; деловая игра.
Мокшина Надежда Григорьевна, к. пед. н., доцент
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета mokshinang@mail. т
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИАЛОГИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Особенность нашего времени заключается в чрезвычайно глубоких преобразованиях бытия и мышления человека. Деятели науки и культуры по-разному определяют это мышление, но сходятся в одном: гуманистическое мышление - это диалог. Реализация диалога - одна из ведущих педагогических проблем. Еще в эллинской культуре появился феномен сократического диалога как специфическая форма интеллектуального общения людей. Историки свидетельствуют, что отличительной чертой жизни эллинов была любовь к полемике и состязаниям в различных областях жизнедеятельности: политике, философии, искусстве, спорте, ораторском мастерстве. Демократическая форма государственности способствовала плюралистическому мышлению. Античность -это не просто один из периодов истории человечества, это знаковое понятие, обозначение фундаментальных ценностей всех последующих цивилизаций: господство рационального, понятие свободы, равенства, красоты. Особым типом собеседника является художник, его творение, с которым зритель вступает в мыслительный диалог. Г. В. Ф. Гегель по этому поводу писал: «Художественное произведение существует не само для себя, а для нас, для публики... и представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком» [7, с. 47].
С особой силой проблема диалога актуализировалась в эпоху Возрождения. Великие гуманисты возродили античный диалог, наполнив его новым содержанием. Одним из величайших мастеров диалога был флорентинец Лоренцо Валла. «В любом возрасте ничего для меня не было любезнее, ничего я так не искал, как собраться при первой возможности с учёными людьми и поделиться с ними тем, о чём я читал, раздумывал, в чём усомнился, и выслушать их суждения об этих вещах» [Цит. по: 1, с. 24]. Искусство диалога требовало создания специального ритуала общения: пейзаж, интерьер, музыкальный аккомпанемент, изящные увеселения и осмысленный распорядок. Огромное значение имело искусство слова - изящество, точность, благозвучность, логика, занимательность, остроумие. Юмор особенно высоко ценился и в античности, и в эпоху Возрождения. Считали, что ничто не оживляет беседу так, как здоровый смех.
Современная научная мысль утверждает, что именно в диалоге реализуется механизм творческого познания. В. С. Библер назвал «диалогикой подобную структуру мышления, когда оно раздваивается, оказывается диалогом двух разных собеседников, вступающих в спор друг с другом, причём каждый из них обладает собственной логикой - не худшей, не лучшей, не более истинной, чем логика другого "Я"» [3, с. 36].
Современные исследования обращаются не только к диалогу индивидуумов, но и к диалогу культур. По мнению М. М. Бахтина, при диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своё единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются [2]. Из этого следует, что диалогична по своей природе логика научного и художественного познания. Поэтому принцип диалогизма должен стать «сердцевиной» процесса воспитания и обучения в школе и вузе, особенно при изучении педагогических дисциплин.
Проблему диалогизма Л. М. Лузина рассматривает в трёх аспектах:
- во-первых, как большой диалог образов культуры, воплощённых в её великих творениях;
- во-вторых, как проблема общения людей, общение в такой форме, когда голос каждого человека является насущным для всех;
- в-третьих, как проблема диалогического мышления. Это - диалог с собой, внутренний диалог, диалог философский [8].
Как правило, возраст студентов, обучающихся в вузе (17-22 года) - это возраст становления личностной позиции, формирования системы ценностей, профессионального самоопределения. Любая попытка авторитарного и императивного навязывания мнений может привести к социальному и личностному нигилизму и конформизму молодого человека. Кроме того, юношескому возрасту свойственно самоутверждение, поэтому самостоятельно добытые знания, истина, к которым личность приходит через отстаивание в дискуссиях своих идей, становятся особенно значимыми. В ходе дискуссий оттачивается профессиональное мастерство самих преподавателей, более глубоко начинающих понимать суть излагаемых событий, недаром ещё в древности существовало изречение «Пока учим, учимся».
216
^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2
Отличительной чертой современной педагогической действительности является то, что происходит синтез, слияние педагогических методов и подходов с другими областями знаний, которые в недалёком прошлом отстояли далеко от проблем воспитания и обучения. Например, синтез педагогики и искусства, который имеет особое значение при изучении дисциплин педагогического цикла. Из всех видов искусства, по мнению К. С. Станиславского, наиболее диалогично сценическое действие. Особенность драматургии выражается не только в его внешней диалогической структуре, но и принципах развития сюжетного действия. Система К. С. Станиславского - универсальный метод работы с актёром - даёт богатейшие возможности для педагога, так как это метод гармоничного сочетания нравственно-эстетического воспитания и обучения профессиональному мастерству. Теоретические труды К. С. Станиславского по педагогике театра переведены на многие языки. Идеи великого педагога и реформатора сцены, его художественные принципы, методы, приёмы творческой работы стали достоянием актёров и режиссёров всего мира. Его «Работа актёра над собой» стала не только учебником, но и культовой книгой, с которой начинается профессиональное становление актёра-художника самых разных театральных школ. Главным принципом «системы» является жизненная правда. «Нельзя допустить на сцене ничего приблизительного, ложного, фальшивого. Важно не играть образ, чувства и страсти, а жить в образе, чувствах и страстях» [10, с. 102]. К. С. Станиславский впервые решает проблему сознательного постижения творческого процесса, создания роли, определяет пути органичного перевоплощения актёра в образ. Самое главное - научить сложному искусству сопереживания. Актёр должен не представлять образ, а «стать образом», а его переживания должен сделать своими переживаниями. Только тогда он по-настоящему увлечёт зрителя, заставит его и чувствовать, и мыслить. А это значит, что актёр и зритель должны постоянно находиться в состоянии диалога не только во время сценического действия, но и вне его.
Исходя из вышеизложенного, преподаватели могут использовать диалог при организации педагогической подготовки будущего учителя в вузе. Так, изучение курса «Педагогика» начинается с изучения ключевых научных понятий и категорий. В процессе работы перед преподавателем стоит комплексная задача: во-первых, сформировать у студентов научное мышление, научить излагать материал логичным академическим языком; во-вторых, «разбудить» эмоционально-чувственную сферу; в-третьих, подготовить к оптимально содержательному общению с будущими воспитанниками. Поэтому вовлечение студентов в учебный диалог -это главное условие в решении обозначенной задачи. В настоящее время в педагогической науке и практике преподавания в вузе накоплен опыт включения в образовательный процесс диалогических методов.
Главной формой организации учебной работы в вузе является лекция, которой необходимо придать характер диалога. В лекции-диалоге преподаватель одновременно выступает и как режиссёр, и как актёр, и как учёный. Диалогическая форма чтения лекций требует оформления «коммуникативного пространства». Лучше располагать аудиторию не в затылок друг к другу, а в виде амфитеатра, что сразу меняет психологический климат в аудитории, происходит ассоциация со сценическим действием. Для достижения оптимального результата преподавателю, как и актёру на сцене, требуется творческий настрой, приподнятое рабочее настроение. Поэтому необходимо привести свой психофизический аппарат в надлежащее состояние. Для этого целесообразно использовать аудиовизуальный тренинг, отработать технику речи, мимику, жесты. Содержательная часть работы на лекции заключается в организации активного познавательного процесса. С помощью таких приёмов, как постановка проблемы, информационные вопросы, выдвижение гипотез и их опровержение, обращение к студентам «за помощью», преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может быть продолжена и на следующей лекции, и на семинаре. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемности, тем выше её ориентирующий, обучающий и воспитывающий характер.
Динамку проблемного содержания учебного материала в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой можно осуществить ещё в одном типе аудиторной работы - лекции вдвоём [4]. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, приверженцами различных подходов, концепций. Это может быть совместная работа преподавателя - научного руководителя и студента-дипломника. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, вовлекал в общение и студентов, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позиции, демонстрировать тот или иной отклик на происходящее.
Лекция вдвоём самой своей формой заставляет слушателей активно включаться в процесс рождения мысли. Наличие двух источников персонифицированной информации вынуждает их сравнивать различные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или другой из них, вырабатывать свою. Подготовка к чтению лекции вдвоём предъявляет особые требования к подбору преподавателей: они должны быть лич-ностно совместимы, иметь «общий фон мыслей», способность к импровизации, представлять собой слаженный творческий ансамбль, как на сцене.
Диалогическая форма проведения лекций требует соблюдения ряда условий:
- преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник, пришедший на лекцию «поделиться» своими личными переживаниями и идеями;
- новое знание воспринимается как истинное не потому что преподаватель так сказал, но и в силу доказательства истинности рассуждений;
- преподаватель не только признаёт право студента на собственное суждение, но и поощряет его;
- диалог со студентами строится так, чтобы сделать их соучастниками поиска и подвести их к самостоятельным выводам.
В конечном итоге преподаватель добивается того, что студент думает вместе с ним, сопереживает найденному творческому решению, повышает свою самооценку.
Способность к внутреннему диалогу (самостоятельному мышлению) формируется у студентов только при наличии опыта активного участия в различных формах речевого общения - внешнего диалога. Эта работа осуществляется на семинарских и практических занятиях, которые лучше всего проводить в форме «круглого стола». Практика показывает, что, если поместить студентов, которые обычно отмалчиваются, напротив «спорщиков», они обычно уравновешивают друг друга. Принцип «круглого стола», расположение студентов лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, приводит к возрастанию их активности, увеличению количества высказываний, более продуктивному общению.
В настоящее время ведущей технологией в передовых центрах обучения мира является игра. Теория игры как вида человеческой деятельности разработана довольно подробно и всесторонне философами, психологами, этнографами, культурологами, педагогами. Применение деловых игр способствует развитию творческого мышления, формированию практических умений и навыков, стимулированию внимания, повышению интереса к занятиям, активизации восприятия учебного материала.
Деловая игра - это в определенном смысле репетиция педагогической деятельности будущего учителя [5]. Студент, исполняя роль, например, директора школы, осваивает его должностные обязанности и функции, учится взаимодействовать с его заместителями, учителями, школьниками, родителями.
Так, изучение одной из педагогических дисциплин «Феномен образовательной деятельности», которая открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой, начинается с проведения деловой игры «Образ успешного учителя». Целью данной формы работы явилось выявление проблем подготовки учителя и проведение рефлексии имеющихся у студентов личностных качеств, помогающих освоить данную профессию. Экспертную оценку работы студентов осуществляли учителя-супервайзеры.
Студенты создали несколько команд, каждая из которых придумала себе название и педагогическое кредо.
Игра проходила в несколько этапов:
- ранжирование качеств успешного учителя;
- выявление и ранжирование качеств, неприемлемых для современного учителя;
- ранжирование качеств идеального ученика;
- выполнение задания, предусматривающего владение студентами технологией «тайм-менеджмента» -эффективно распределить внеурочное время конкретного дня при необходимости для учителя организовать несколько важных дел, связанных с разными субъектами образовательного процесса и представителями СМИ;
- решение кейса;
- художественное изображение образа успешного учителя.
На каждом из этапов все группы представляли свою точку зрения на решение проблемы и комментировали результаты своей работы. Совместная деятельность студентов по выполнению заданий во время данной деловой игры стала для них тренингом рефлексии, понимания и принятия специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности, умения вести диалог для согласования интересов.
Не меньшее применение в преподавании педагогических дисциплин находят дискуссионные технологии, которые позволяют осуществлять свободный обмен идеями, мнениями и взглядами по изучаемой проблеме, что в свою очередь активизирует познавательную деятельность студентов, оживляет учебный процесс, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением, использовать его в целях убеждения, устранения негативных установок и высказываемых ошибочных мнений некоторыми студентами.
Коммуникативная функция присуща всей педагогической деятельности. Особая дидактическая роль принадлежит речи учителя, которая должна являться эталоном грамматической правильности, эмоциональной выразительности, эстетического совершенства. На практических занятиях по педагогическим дисциплинам хорошо зарекомендовали себя такие методы, как словесное иллюстрирование, литературные и сценические этюды, декламация, выразительное чтение.
Музыкальное искусство также позволяет стимулировать нравственное поведение и положительное психологическое состояние, что помогает решить задачу нравственно-эстетического формирования студента-будущего учителя. Музыкальные иллюстрации на занятиях позволяют решить следующие задачи:
- создание музыкального фона для проведения тренингов, игр;
- создание ситуации-аналогии при проведении речевого тренинга (ритмика, мелодика, темпоритм, стиль в речи и в музыке);
- создание положительной мотивации процесса обучения и формирование художественного вкуса.
Одним из современных средств приобщения студентов и школьников к педагогической деятельности являются видеофильмы, видеоуроки. В ходе работы над видеоматериалами сложилась определённая методика, обеспечивающая достижение поставленных целей и задач. В структурном плане выделены три этапа: подготовительный, демонстрационный, аналитический. На первом этапе студентам предлагается перечень вопросов для последующего обсуждения. Второй этап не требует большой активности преподавателя. Основное внимание уделяется готовности технических средств, правильному отбору материала, удобству размещения видеоаппаратуры. Третий этап работы - обсуждение, которое часто переходит в форму дискуссии. В данном виде учебной работы студенты демонстрируют навыки владения устной речью, умение вести дискуссию. Видеоуроки позволяют избежать излишнего академизма, внести эмоционально-творческое начало, создать атмосферу эмоционального комфорта на занятии.
218
ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2
Таким образом, можно отметить, что диалогизм - универсальный принцип формирования творческой, эстетически развитой и духовно богатой личности студента. Реализация принципа диалогизма в педагогической подготовке будущего учителя является эффективным средством профессионального становления будущего учителя, которое преобразует позиции преподавателя и студента в личностно-равноправное сотрудничество людей; учит индивидуальной и коллективной мыследеятельности; формирует навыки социального общения и научно-познавательного взаимодействия, индивидуального и совместного принятия решений; совершенствует личностные и деятельностные качества личности.
Список литературы
1. Антонова И. А. Диалоги в пространстве культуры. М.: Художник и книга, 2002. 81 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 421 с.
3. Библер В. С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.
4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
5. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
6. Гайнанова Л. М. Игра как средство формирования коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих на подготовительном курсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67). Ч. 1. С. 195-197.
7. Гегель. Сочинения: в 14-ти т. М.: Государственное социально-экономическое издательство «Полиграфкнига», 1958. Т. 14. Лекции по эстетике. Кн. 3 / пер. П. С. Попова. 440 с.
8. Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: Невельская типография изд-ва, 2000. 218 с.
9. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука, 1977. 152 с.
10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1985. 479 с.
IMPLEMENTATION OF DIALOGISM PRINCIPLE IN FUTURE TEACHERS' PEDAGOGICAL TRAINING
Mokshina Nadezhda Grigor'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Elabuga Institute (Branch) of Kazan Federal University mokshinang@mail. ru
The article deals with the continuity of the ideas and the most important positions of the principle of dialogism in the history of science. The paper reveals the views of particular scientists and educators on the role of dialogue in the pedagogical activity of a teacher. Particular attention is paid to the implementation of such dialogic forms of teaching as a lection together, a business game. The article gives the examples of the implementation of the principle of dialogism, developed by the author for the classes with students - future teachers, studying pedagogical disciplines.
Key words and phrases: education; development; upbringing; dialogue; dialogic forms of teaching; lecture together; business game.
УДК 371.3:478:811.112.2
В статье рассматриваются различные аспекты дисциплины «Контрастивное страноведение» на материале России и немецкоязычных стран. Показана ее роль в формировании социокультурной компетенции, включающей страноведческий, лингвострановедческий, культурологический и межкультурный компоненты. Определяются цели и задачи дисциплины, предлагается тематический план и формы промежуточного и итогового контроля.
Ключевые слова и фразы: контрастивное страноведение; немецкоязычные страны; лингвострановедение; социокультурная компетенция; тематический план; формы контроля.
Мюллер Юлия Эдуардовна, к. филол. н.
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации
КОНТРАСТИВНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время интенсивно развивается контрастивное страноведение, в частности, изучаются теоретические и прикладные вопросы, связанные с сопоставлением реалий англо- и немецкоязычных стран с соответствующими российскими реалиями. Н. Е. Меркиш описаны особенности немецкоязычных средств массовой информации в сравнении с российскими [4; 5]. М. А. Чигашевой выявлена специфика политического дискурса Германии и России [12; 13]. С. А. Циркунова в своих работах определяет роль метафоры в создании дискурса ксенофобии в англо- и русскоязычных средствах массовой информации [10; 11]. И. Г. Тимакова отмечает, что изучение литературы в сопоставительном аспекте позволяет установить, как она влияет на «формирование