Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 371.671.12:241(47)
Диалогизм системы развивающего обучения В. Л. Занкова в контексте педагогической антропологии К. Д. Ушинского
И. А. Грешилова
Институт развития образования Забайкальского края, г. Чита
Аннотация. В статье рассматриваются идеи развивающего обучения,
диалогические основы построения системы образования.
Представлены принципы диалогизма, задачи педагогической антропологии.
Ключевые
слова: новое качество образования, диалогизм, дидактические прин-
ципы, развивающее обучение, познавательная деятельность.
«Развитие - в сотрудничестве» - одна из важнейших идей системы развивающего обучения Л. В. Занкова, которая пронизывает методы и формы учебной деятельности школьников. Понятия «развитие» и «сотрудничество» неизменно выводят на осмысление диалога, и в нашей статье речь пойдёт о диалогической основе построения системы, равной которой вряд ли найдётся в настоящее время, хотя, как это ни парадоксально, использующейся не в полном объёме.
Стремительно меняющийся мир, установки на новое качество образования не только ориентируют на поиск смысла и ценности знания, но и вызывают к жизни новые принципы преподавания. В первую очередь это диалогизм, так как современная культура - культура диалога, а не монолога. В системе развивающего обучения Л. В. Занкова принцип диалогизма находит выражение в следующем:
- в построении учебного материала, содержащего суждения и факты, подлежащие сравнению;
- в организации усвоения учебного материала с условием применения различных способов действия;
- в психолого-педагогическом содержании отношений «учитель - ученик», «ученик - классный коллектив», которые выстраиваются на идеях сотрудничества и сотворчества.
Заметим, что диалогизм понимается и в расширенном смысле - как необходимость формирования человека, способного жить в условиях открытого общества, способного аутентично понимать мировосприятие человека другой культуры.
Богатство содержания - отличительная характеристика системы Л. В. Занкова, потому что представление об общей картине мира ученик получает на основе наук, литературы, искусства, причём в процессе обучения не происходит деле-
ния предметов на главные и второстепенные - гармонию красок, звуков, человеческих отношений ученик постигает на основе богатого спектра усвоенного материала.
Деятельность самих учеников является дидактическим стержнем урока, где под руководством мудрого наставника, педагога, дети учатся обсуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, выяснять закономерности, делать выводы. Именно поэтому необходимо понимать, что умение вести диалог, готовность к нему должна быть неотъемлемой характеристикой профессиональной деятельности педагога, который должен руководствоваться философско-антро-пологическим подходом в осуществлении собственной деятельности.
Понимание и взаимопонимание - важнейшие составляющие философско-ан-тропологического подхода в образовательной практике. Субъекты образовательного процесса в повседневной жизни должны руководствоваться способом понимающего бытия. Смысл жизни воспитанника становится доступным только в результате диалогического взаимодействия. Диалогическое понимание непосредственно связано с самопознанием, самопреобразованием и самовоспитанием. Понимание и диалог не мыслятся в отрыве друг от друга. Ориентация педагогического действия на формирование «человека культурного» подразумевает исчезновение асимметрии педагогической коммуникации, потому что в диалоге все стороны равноправны. Следовательно, знание-информация меняется на знание-мысль. Ученик усваивает таким образом не уровень привычек и стандартов поведения, а смыслы и понимание, которые рождаются в его сознании в результате собственных усилий. Знание-мысль всегда является результатом собственного усилия, это то, что человек создал сам, то, чего он достиг, испытывая желание для этого достижения. Желание реализовать потенциальные возможности, данные ему природой, человек воплощает в стремлении к продуктивной деятельности, к обмену идеями, ценностями, имеющимся опытом. Это выражается в готовности к диалогу с «другими». Возникновению такого диалога способствует учитель, так как он предстаёт перед ребёнком в качестве своеобразного транслятора существующей культуры, и не только как её представитель, но и как носитель определённых традиций.
По утверждению Л. В. Занкова, при усвоении понятия (в любом классе) информация сообщается школьникам не в результате изучения соответствующих явлений, а во время изучения, так как служит средством обобщения. Подчеркнём именно «во время», то есть тогда, когда организовано общение, диалог, способный вывести на пробуждение ума, чувства, положительных эмоциональных переживаний (2). В этом совместном поиске ребёнок напрягает свой ум, и даже при минимальном участии в деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает мотивационную сферу.
Система Л. В. Занкова, построенная на пробуждении самостоятельной мысли ученика, стимулировании коллективного поиска, активизации механизмов творчества, подразумевает гибкость и динамичность урока, ориентированного на познание, организацию деятельности «от ученика». И это означает, что диалог, организованный на уроке, способен активизировать сущностные силы ученика и учителя во всём их богатстве и разнообразии, ориентировать на самораскрытие человека, его внутреннего мира, недаром диалог определяют как всепроникающий способ существования индивида в культуре бытия, где происходит становление человека.
В истории философской мысли к методу диалога обращались А. Дистерверг, М. Монтень, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, потому что только в процессе диалога возможен поиск истины, только в процессе диалогического общения раскрывается её индивидуальность.
Обращение к фундаментальному труду К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» позволит современному педагогу, работающему по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, не только переосмыслить собственную деятельность, но и вывести её на более высокий уровень. Обратимся к главе XXIII труда К. Д. Ушинского, где автор пишет об ассоциации представлений, отмечая, что «ничто так не уясняет нам особенности какого-нибудь представления как противоположность его с другими представлением: белое пятно ярко вырезывается на чёрном фоне, чёрное на белом».
Суждения из работы К. Д. Ушинского Дидактические принципы системы развивающего обучения Л. В. Занкова
«не только даём ученику вместо одной картины две, но каждая из этих картин становится яснее в его душе и укореняется глубже» обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
«хороший педагог повторяет старое не для того, чтобы повторять забытое, а для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое» ведущая роль теоретических знаний
«у детей преимущественно развита память зрения, и часто целые уроки укореняются в памяти ассоциациями» быстрый темп прохождения учебного материала, осознание школьниками процесса учения
«полезно изучать исторические происшествия, имея перед собой картину местности... чертить походы. посредством таких чертежей учитель приобретает в зрительной памяти дитяти самого могущественного союзника» принцип систематической работы над развитием всех учащихся, включая слабых
ассоциации по сердечному чувству входят в разряд ассоциаций по противоположности и сходству, ими исполнен язык народа, усыпанный метафорами, которые придают ему жизнь и красоту развитие эмоций и формирование духовной потребности в познании
Обратим особое внимание на то, что дидактические принципы и положения, реализуемые в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, обладают определёнными типическими педагогическими свойствами: многогранностью, процес-суальностью, вариантностью, коллизиями. Их своеобразие и единство направленности обусловливает то, что урок, выстроенный на основе диалога, обладает целостностью, органичностью, логической и психологической завершённостью. Построить такой урок - своеобразное искусство педагога. И как не обратиться в этом контексте к утверждению К. Д. Ушинского о том, что педагогика «стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованию в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» (3, с. 8). Таким образом, в основу трактовки сущности и процесса обучения и воспитания К. Д. Ушинский положил два главных понятия - «организм» и «развитие». Понятие «организм» рассматрива-
ло человека как единое психофизиологическое существо, в котором духовная и физическая стороны находятся в тесной зависимости, а понятие «развитие» определяло взгляд на человека как на существо, непрерывно изменяющееся по определённым имманентным законам. Если от природы человек наделён рядом задатков, то неизвестно, разовьются ли они, и это зависит от условий его окружения. Знания, которые человек получает, по мнению педагога, имеют три источника: во-первых, впечатления из внешнего мира, оказывающие влияние на органы чувств; во-вторых, опыты произвольных движений и связанное с ними мускульное чувство; в-третьих, наблюдение душою своей собственной деятельности.
Как видим, в системе развивающего обучения на место утилитарного подхода в обучении, ориентированного на результат учебной деятельности, приходит осознание ценности самого учебного процесса. Он не только воспринимается как подготовка к будущей жизни, но и обеспечивает полноценное проживание каждого возрастного этапа, каждого года и каждого дня в соответствии с психофизическими особенностями ребёнка.
Среди основных задач педагогической антропологии имеется одна, которая заключается в том, чтобы понять, как люди разного возраста влияют друг на друга и что составляет основу данного влияния в процессе взаимодействия; по нашему мнению, это сотворчество в форме диалога через призму деятельных по своей природе отношений. Образцы, примеры, эталоны определяют содержание конкретных действий. Они показывают, как вести себя в той или иной ситуации, указывают индивиду на то, что он в своей деятельности принадлежит определённому сообществу, что он должен усвоить и принять необходимые эталоны поведения. Человек во многом идёт уже проторёнными дорогами, и ему необходимо знать и помнить, кто проторил эти дороги. Только тогда можно будет говорить о способности ориентироваться в культурном измерении, что не мыслится без «естественного способа общения и добывания истины - диалога (4, с. 83).
Предмет труда педагога - нематериальная, эфемерная субстанция - живая человеческая душа. Её формирование, развитие и становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Формируя эту субстанцию по своему образу и подобию, педагог несёт большую ответственность перед будущим.
Ориентация педагогического действия в системе развивающего обучения направлена на формирование «человека культурного» и подразумевает исчезновение асимметрии педагогической коммуникации, потому что в диалоге все стороны равноправны. Следовательно, знание-информация меняется на знание-мысль. Ученик усваивает таким образом не уровень привычек и стандартов поведения, а смыслы и понимание, которые рождаются в его сознании в результате собственных усилий. Знание-мысль всегда является результатом собственного усилия, тем, что человек создал сам, тем, чего он достиг, испытывая потребность и желание для этого достижения. Реализация потенциальных возможностей, данных человеку природой, воплощается в стремлении к продуктивной деятельности, обмену идеями, ценностями, имеющимся опытом. Это выражается в готовности к диалогу с «другими». Возникновению такого диалога во многом способствует учитель, так как он предстаёт перед учеником в качестве своеобразного транслятора существующей культуры, и не только как её представитель, но и как носитель определённых традиций.
Познавательная деятельность ученика начальной школы мотивируется детской любознательностью и желанием общаться с умным взрослым (учителем, собеседником). Задачами учебного процесса этого периода являются не только обучение грамоте, математике, музыке, но и формирование познавательного мотива средствами этих предметов. Используя возможности содержания этих
предметов, необходимо раскрыть перед школьником широкую картину мира, создать такие условия учебной деятельности, которые приведут к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем. Время обучения в начальной школе
- это время, необходимое для формирования учебно-познавательных мотивов, и если оно упущено, то сложно рассчитывать на высокие результаты в дальнейшем.
Таким образом, диалог не имеет своего предела, он безграничен, так как раскрывает творческую активность личности, он безграничен как возможность мыслить и жить. Эта возможность находит выражение, прежде всего, в том, что человек готов к восприятию другого человека в конструктивном диалоге, обмене идеями, ценностями, опытом, знаниями. Познание внутреннего мира ученика, человека, который доверяет твоему слову и примеру, основывается на доверии, и это доверие способствует прохождению совместного пути нравственных открытий, познания мира во всём его многообразии. Благодаря диалогу во внутреннем мире человека складываются «комплексы ценностей» (1), происходит обогащение ума школьника разносторонним предметным содержанием, и мы видим главный результат - внутреннее побуждение к учению.
Список литературы
1. Ахметова, М. Н. Метаобразы и метадействия в обучении: проблемы, гипотезы, решения / М. Н. Ахметова. - Казань : Бук, 2014. - 162 с.
2. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999.
- 608 с.
3. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. : Т. 5. / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с.
4. Фомина, М. Н. Философская культура: онтологический диалогизм : монография / М. Н. Фомина. - Чита : Поиск, 1999. - 160 с.
Dialogism of the System of Developing Education by V. L. Zankov in the Context of Educational Anthropology by K. D. Ushinsky
I. A. Greshilova
Institute of Education Development of Zabaykalsky Krai, Chita
Abstract. In the article the ideas of developing teaching and dialogical basis of constructing of education system are described. The principles of dialogism and objectives of Educational anthropology are presented.
Keywords: new quality of education, dialogism, didactic principles, developing teaching, cognitive activity.
Грешилова Ирина Александровна Greshilova Irina Aleksandrovna
кандидат философских наук, доцент, PhD in Philosophy, Associate Professor,
проректор по научно-методической Vice-rector for Research and Methodology работе
Институт развития образования За- Institute of Education Development
байкальского края of Zabaykalsky Krai
672007, г. Чита, ул. Фрунзе, 1 1 Frunze St, Chita, 672007
тел.: 8(3022)415432 tel.: 8(3022)415432
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]