ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 355.1:796
Николаева Евгения Георгиевна
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, г. Рязань
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье актуализируется проблема физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, отмечается важность указанного направления деятельности с целью повышения физической и спортивной культуры личности. Рассмотрены различные подходы при определении термина «педагогические условия». Цель статьи заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, направленных на формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудника, реализация которых позволит повысить эффективность физкультурно-спортивного воспитания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: педагогические условия, физическая культура личности, спортивная культура личности, физ-культурно-спортивное воспитание, сотрудники исправительных учреждений, уголовно-исполнительная система.
Формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения - это сложный и многообразный процесс, требующий комплексного подхода при организации профессиональной подготовки. Для формирования здорового коллектива учреждения с высоким уровнем физической и спортивной культуры, способного преодолевать трудности и качественно выполнять свои служебные обязанности, физкультурно-спор-тивная деятельность в учреждении требует создания педагогических условий, которые должны ре-ализовываться в ходе служебно-боевой подготовки.
Для того, чтобы выявить педагогические условия, необходимые для формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудника, следует разобраться в определении данного понятия.
В Философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как категория, отражающая необходимость, без которой не возможно объективное существование определенного явления.
В психолого-педагогической литературе подходы в определении и понимании термина «педагогические условия» различны. В.И. Андреев объясняет педагогические условия как обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей.
А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко под условием понимают «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формиро-
вание среды, в которой протекает феномен» [Володина, Бондаренко, 2014, с. 144].
В педагогических исследованиях понятие «условие» рассматривается как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, на формирование личности и на его поведение и воспитание [Ипполитова, 2012].
В.И. Жернов под педагогическими условиями понимает зависимости, с необходимой и достаточной полнотой обеспечивающие отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания для решения конкретной педагогической задачи [Жернов, 1999].
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [Борытко, 2001, с. 127].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогические условия - это один из основных компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, характеризующийся изменением и развитием с течением времени, формирующийся педагогом для достижения необходимого результата.
На основе анализа теоретико-методологических подходов при изучении нашей проблемы и опираясь на принятые в педагогических исследованиях понятия «педагогические условия», учитывая структуру физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учрежде-
© Николаева Е.Г., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
189
ний и специфику деятельности уголовно-исполнительной системы нами сформулированы педагогические условия, создание и реализация которых позволит повысить эффективность физкультурно-спортивного воспитания, формирование и развитие физической и спортивной культуры личности.
Совершенствование педагогических знаний и практических навыков инструкторского состава, отвечающего за организацию служебно-боевой подготовки.
Анализ анкет сотрудников исправительных учреждений показал, что на интерес к занятиям физической культурой и спортом может повлиять качество проведения занятий по физической подготовке (32%), а также личные качества инструктора (17%). Результативность и успех проведения занятий зависит от профессиональной подготовленности инструкторского состава. Однако исследование служебной деятельности выявило, что у инструкторского состава, отвечающего за физ-культурно-спортивное воспитание, в том числе и за организацию физической подготовки с личным составом, отсутствует специальное педагогическое образование, следовательно, инструктор не имеет возможности грамотно выстроить и реализовать педагогический процесс занятий по физической подготовке с сотрудниками. Еще одним фактором, отрицательно сказывающимся на качестве проведения занятий, является высокий уровень текучести кадров (Прим. В УФСИН России по Чувашской Республике продолжительность службы инструктора по боевой и служебной подготовке в среднем не превышает три года). Отсутствует систематизированная и апробированная программа подготовки инструкторов. Учебно-методические сборы, проводимые в территориальных органах, не вооружают инструкторский состав необходимым количеством знаний об организации физкуль-турно-спортивного воспитания. Имеющаяся нормативно-правовая и методическая литература не раскрывает особенностей построения занятий по физической подготовке. Поэтому, на наш взгляд, существует необходимость разработки программы, которая позволила бы повысить профессиональную компетентность инструкторского состава. Непрерывное развитие и повышение уровня преподавательской деятельности лиц, отвечающих за служебно-боевую подготовку, обеспечит более качественную работу с сотрудниками в целях достижения заданных целей.
Образовательная направленность физкуль-турно-спортивного воспитания (включение в содержание программы физкультурно-спортивного воспитания базовых знаний о физической культуре и спорте).
Указанное педагогическое условие реализуется в контексте аксиологического подхода. Занятия по физической подготовке с сотрудниками исправи-
тельных учреждений должны быть направлены не только на формирование у них двигательных умений и навыков. Они должны формировать у них систему знаний о физической культуре и спорте; об особенностях строения организма человека, его метаболических процессах; о влиянии физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему и поддержание средствами физической культуры высокой работоспособности; о методиках воспитания физических качеств средствами физической культуры и спортивной тренировки. В рамках информационных часов, общественно-политического и государственно-правового информирования сотрудники должны изучать физическую культуру и спорт как часть общей культуры и осознавать ее ценность не только в контексте выполнения практических упражнений, но и как часть мировой общечеловеческой культуры. Теоретические аспекты должны изучаться сотрудниками на лекционных занятиях, самостоятельно, а также на практических занятиях по физической подготовке. Практические и методические знания об основах выполнения физических упражнений, двигательные умения и навыки выполнения упражнений усваиваются и отрабатываются на практических занятиях по физической подготовке, а также самостоятельно в свободное от службы время (самостоятельные занятия физической культурой, занятия и тренировки в спортивных секциях).
Личностно-ориентированный подход при организации физической подготовки. Индивидуализация и дифференциация содержания программы физкультурно-спортивного воспитания в соответствии с индивидуальным своеобразием и учетом физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей каждого сотрудника, учета возрастных и гендерных особенностей сотрудников.
Согласно Наставлению по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы выделяют следующие направления подготовки: прикладная гимнастика, легкая атлетика, ускоренное передвижение (марш бросок), боевые приемы борьбы, лыжная подготовка, плавание.
Наиболее популярными среди сотрудников исправительных учреждений были выделены 4 группы видов спорта:
1. Спортивные игры - футбол, волейбол. Влияют на формирование скоростных качеств, скоростной выносливости, вырабатывают быстроту реакций, формируют чувство командного духа и спортивного соперничества.
2. Единоборства - самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс, в рамках занятий по физической подготовке - боевые приемы борьбы. Данной группе характерен следующий набор качеств - статистическая сила, ловкость, силовая выносливость.
3. Анаэробные виды спорта. Сюда входят легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, скандинавская
190
Вестник КГУ ^ 2017
Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности..
ходьба. Эти виды спорта развивают такие качества как общая выносливость, способность длительное время выполнять однообразные монотонные действия. Способствуют улучшению работы сердечнососудистой и легочной систем организма.
4. Гимнастика. Этому виду спорта присущи следующие физические качества - хорошая растяжка, гибкость и пластичность.
Каждый сотрудник исправительного учреждения - сформировавшаяся личность, которая имеет свои предпочтения в спорте в соответствии со своими интересами и способностями. При организации занятий по физической подготовке важен индивидуальный подход к сотрудникам с учетом уровня сформированности у них физической и спортивной культуры. Следует учитывать индивидуальные предпочтения и уровень физической подготовленности сотрудника.
На этапе диагностики инструктор должен определить степень сформированности физической и спортивной культуры и уровень развития физических качеств сотрудника. Это впоследствии поможет ему определить - развитию каких качеств следует уделить больше внимания и построить индивидуальную программу подготовки сотрудника с учетом его способностей. Дифференциация программы физкультурно-спортивного воспитания и распределение физической нагрузки проявляется в учете гендерных и возрастных различиях сотрудников. При распределении нагрузки необходимо учитывать возрастные особенности организма человека, а также разделение физической нагрузки между лицами мужского и женского пола.
Результатом выполнения этого педагогического условия будет являться формирование индивидуальной образовательной траектории, которая будет способствовать вовлечению сотрудников в самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе и в спортивных секциях, тренировочной деятельности с последующим участием в соревнованиях любительского и профессионального уровня.
Комплектование учебных групп с учетом направления деятельности и особенностей группы.
Деятельность исправительного учреждения осуществляется по пяти направлениям:
- оперативная работа, организация режима и надзора в учреждении;
- воспитательная работа с сотрудниками учреждения и осужденными, содержащимися в исправительном учреждении;
- работа производственных служб;
- деятельность по охране территории учреждения, а также прилегающей к ней режимной территории;
- работа тыловых служб.
Каждое из перечисленных направлений деятельности имеет свои особенности, поэтому при
организации занятий по физической подготовке следует их учитывать.
Так, например, при подготовке сотрудников, работающих в тесном контакте с осужденными (оперативные, производственные, воспитательные службы), следует делать акцент на боевых видах спорта, так как эти категории сотрудников наиболее подвержены нападениям со стороны осужденных. Деятельность сотрудников отдела охраны и режимных служб связана с большой физической активностью: выдвижение резервных групп при срабатывании средств охранной сигнализации, двенадцати часовой или суточный режим рабочего времени, отработка действий при чрезвычайных ситуациях в составе сводных отрядов, умение пресечь противоправные действия осужденных. Всё это требует от сотрудников высокого уровня физической подготовленности - выносливость, сила, скорость, знание приемов самозащиты и задержания осужденных. Сотрудники тыловых, кадровых и ряда других служб, большую часть времени проводят в служебных кабинетах, их деятельность связана с умственной нагрузкой и сидячим образом службы, следовательно в их подготовку должны входить упражнения на общую физическую подготовку.
Включение в содержание физкультурно-спор-тивного воспитания соревновательной ситуации как фактора, способствующего формированию мотивации и положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Каждый человек в своей деятельности стремиться к достижению успеха. Сначала это выражается в способе самоутверждения в обществе, а потом перерождается в потребность. Одним из способов удовлетворения потребности в достижении успеха выступает спортивная деятельность. В этом заключается эмоциональная привлекательность занятий спортом. Действенным мотивом к занятиям физическими упражнениями у сотрудников могут выступать различные спортивно-массовые мероприятия в процессе которых сотрудник переживает радость успеха, а поражение стимулирует его к систематическим занятиям.
Программа физкультурно-спортивных мероприятий, разработанная Федеральной службой исполнения наказаний предусматривает регулярное проведение соревнований по видам спорта, включенным в программу физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки и соревнования по боевым искусствам. На наш взгляд, проведение соревнований должно согласовываться с последовательностью изучения сотрудниками отдельных разделов и тем учебной программы: после изучения одного из разделов проводить соревнования между отделами и службами в учреждении. Соревнования должны высту-
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
191
пать способом оценки сотрудниками достигнутых ими результатов. В этом случае деятельность сотрудников рассматривается как подготовка к предстоящим соревнованиям.
Единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов содержания программы физкультурно-спортивного воспитания.
Разработанная нами программа физкультурно-спортивного воспитания сочетает в себе базовый и вариативные компоненты. Базовый компонент направлен на формирование основ физической и спортивной культуры личности и включает в себя следующий материал: особенности воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма; знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни; знания о развитии и совершенствовании психофизических способностей и качеств личности; арсенал практических умений и навыков, необходимых для исполнения служебных обязанностей, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Вариативный компонент основывается на базовом и дополняет его в части теоретических знаний и практических навыков по видам спорта, избранными сотрудниками. Этот компонент направлен на подготовку сотрудников к соревнованиям.
Вышеуказанное педагогическое условие заключается в том, что успех усвоения вариативного компонента напрямую зависит от степени усвоения материала базового компонента, а частичные знания материала вариативного способствуют более быстрому усвоению базового.
Диагностика уровня сформированности физической и спортивной культуры личности на каждом этапе реализации программы физкультурно-спортивного воспитания.
Диагностика уровня физической и спортивной культуры личности сотрудника обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоенности теоретических и методических знаний, а также практических умений и навыков, состоянии и уровне динамики физического развития каждого сотрудника.
На начальном этапе диагностика необходима для определения исходного уровня сформирован-ности физической и спортивной культуры личности. Исходя из полученных результатов, перед сотрудником ставятся цели и задачи, строится индивидуальная программа подготовки. На последующих этапах диагностика необходима для контроля реализации программы воспитания и коррекции её в соответствии с поставленными целями и задачами. Диагностика на последнем этапе необходима для того, чтобы понять достигнута ли первоначаль-
ная цель, анализируется эффективность программы физкультурно-спортивного воспитания, выявляются положительные моменты и недостатки при подготовке, определяется насколько продвинулся сотрудник в развитии физической и спортивной культуры личности.
Таким образом, на наш взгляд, соблюдение вышеперечисленных педагогических условий позволит повысить эффективность работы по физ-культурно-спортивному воспитанию сотрудников исправительных учреждений.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: дис. ...канд. пед. наук. -Чебоксары, 2008. - 209 с.
3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2. - С. 143-152.
4. Донсков Д.А. Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 4. - С. 109-113.
5. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 305 с.
6. Зейнетдинов А.С. Педагогические условия совершенствования физического воспитания школьников на основе углубленного изучения футбола: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 209 с.
7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and professional education. - 2012. -№ 1. - С. 8-14.
8. Рукавишников Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006. - 193 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gufo.me/content_fil/uslovie-6976.html (дата обращения: 11.04.2016).
10. Хушбахтов А.Х.Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. -№ 23. - С. 1020-1022.
192
Вестник КГУ _J 2017