УДК 343.2:796
Николаева Евгения Георгиевна
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
(Академия ФСИН России), г. Рязань [email protected]
МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В данной статье рассматривается модель, в которой процесс физкультурно-спортивного воспитания представлен в виде упорядоченной системы. Сформулирована цель, которая управляет системой и служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов и определения связей между компонентами. Целью модели является повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания путем формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников. Моделирование процесса осуществляется с учетом положений системного, деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой блок (цель и задачи), методологический блок (методологические подходы и принципы), блок педагогических условий, содержательный блок (диагностика начального состояния, содержание деятельности, контроль), и результативный блок (результат - оптимальный или высокий уровень сформированности культуры личности). Повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания благодаря формированию физической и спортивной культуры личности, организованной в соответствии с предложенной моделью, исследуется в ходе опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: модель, физкультурно-спортивное воспитание, физическая культура личности, спортивная культура личности, сотрудники исправительных учреждений, уголовно-исполнительная система.
Приоритетным направлением кадровой политики Федеральной службы исполнения наказаний, условием успешного реформирования системы в целом является совершенствование профессиональной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, стабилизация профессионального ядра сотрудников. Физкультурно-спортивное воспитание, реализующееся в рамках служебно-боевой подготовки, а именно на занятиях по физической подготовке, является одним из основных компонентов профессиональной подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы, который способствует успешному выполнению оперативно-служебных задач и является необходимым условием формирования физических способностей, укрепления и сбережения физического и психического здоровья, а также сохранения высокой работоспособности [5; 4]. В настоящее время проблема «физкультурно-спортивного воспитания», в том числе и сотрудников исправительных учреждений недостаточно изучена. Исследование, проведенное в рамках обозначенной проблемы, позволило нам разработать модель, которая будет способствовать повышению эффективности физкуль-турно-спортивного воспитания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Целью физкультурно-спортивного воспитания является формирование и развитие физической и спортивной культуры личности, которая позволит обеспечить всестороннюю подготовленность сотрудников к управлению своим физическим совершенствованием, обеспечение физической готовности к служебной деятельности, подготовка сотрудников к участию в спортивно-массовых мероприятиях.
Достижению цели физкультурно-спортивного воспитания способствует формирование моти-
вационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, установки на физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом [7].
Физическая культура и спортивная культура -это два взаимосвязанных компонента, которые существуют во взаимодействии в личности сотрудника [3; 4; 7]. На основе анализа теоретических подходов исследователей, занимающихся вопросами формирования культуры личности, нами выделены следующие структурные «компоненты физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений» [10]:
- «мотивационно-ценностный компонент -определяется отношением к физической культуре и спорту, интересами, мотивами и потребностями сотрудника ИУ в области физической культуры и спорта» [10];
- «когнитивный компонент - определяется наличием у сотрудника теоретических, практических и организационно-методических знаний основ физической культуры и спорта, необходимых при организации физкультурно-спортивной деятельности» [10];
- «физический (телесный) компонент - определяет состояние физической подготовленности и физического совершенства сотрудника в соответствии с уровнем развития основных физических качеств - быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости» [10];
- «операциональный (деятельностный) компонент сотрудника ИУ определяет двигательные и организационно-методические умения и навыки организации и выполнения физических упражнений» [10].
В результате анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, регламенти-
216
Вестник КГУ ^ 2018
© Николаева Е.Г., 2018
рующих процесс физической подготовки сотрудников исправительных учреждений, учитывая особенности и возможности служебно-боевой подготовки, нами была разработана модель физ-культурно-спортивного воспитания сотрудников. В осмыслении понятия «модель» мы используем определение, данное в философском словаре. «Модель в логике и методологии науки представляет собой аналог (схему, структуру, знаковую систему) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т. п. - оригинала модели». Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. При определенных условиях, выясняемых в логике и методологии, результаты разработки и исследования модели распространяются на оригинал [6; 13].
Разработанная нами модель физкультурно-спортивного воспитания состоит из пяти основных блоков (табл. 1).
Целевой блок содержит в себе цели и задачи, связанные с реализацией модели физкультурно-спортивного воспитания. Основной целью нашего исследования является повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания за счет формирования и развития физической и спортивной культуры личности.
Формирование физической и спортивной культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных между собой задач:
1) формирование системы теоретических знаний, необходимых для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью;
2) формирование у сотрудников ценностного отношения к своему здоровью и своей личности; осмысление сотрудниками ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивой потребности и прочных мотивов к занятиям физической культурой и спортом;
3) развитие у сотрудников функциональных возможностей организма; формирование двигательных способностей; развитие качеств, необходимых при исполнении служебных обязанностей (силовые и скоростные качества, выносливость, координация, гибкость);
4) формирование у сотрудников организационно-методических умений и приобретение практического опыта в организации и проведении занятий по физической подготовке,
5) формирование умений и навыков процессов самопознания, самоконтроля, самоорганизации и самоподготовки.
Методологический блок содержит подходы и принципы формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих подходов при формировании физической и спортивной культуры личности сотрудника:
Системный подход - ориентирует на исследование формирования физкультурно-спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений «как системы, способствует раскрытию ее целостности, позволяет проанализировать ее системные свойства и качественные характеристики».
Деятельностный подход. Позволяет раскрыть содержательную и операционную стороны формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников. Рассматривает обучение и воспитание как систему определенных видов деятельности, выполнение которых ведет к усвоению фундаментальных знаний, формированию потребности и мотивации у сотрудников исправительного учреждения на основе многообразных форм деятельности.
Личностно-ориентированный подход, который провозглашает приоритет личности воспитуемого. Реализация личностно-ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей и возможностей личности [10, с. 62].
Таблица 1
Модель физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы
Блоки Характеристика содержания блоков
Целевой Отражает цели и задачи, связанные с процессом физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительного учреждения
Методологический Отражает принципы и подходы, которые подобраны в соответствии с выявленными и сформулированными педагогическими условиями
Блок педагогических условий Содержит педагогические условия, реализация которых позволит повысить эффективность физ-культурно-спортивного воспитания
Деятельностный Отражает направления и содержание деятельности по реализации программы физкультурно-спортивного воспитания, направленного на формирование физической и спортивной культуры личности сотрудников.
Результативно-оценочный Включает в себя диагностику и оценку уровня сформированности компонентов физической и спортивной культуры личности сотрудника в результате реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания.
Аксиологический подход. А.В. Рубан считает, что «любой вид воспитания базируется на определенной системе ценностей, ценностных отношений, интериоризация которых воспитанниками обеспечивает формирование у них чувств и поведения, отвечающих задачам соответствующего вида воспитания». Таким образом, «система ценностей -основа любого вида воспитания, а формирование соответствующих ценностных ориентаций - содержание аксиологического воспитания» [11].
Физкультурно-спортивное воспитание является одним из видов педагогического процесса, в связи с чем, на него распространяются общие принципы воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности.
Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Принцип наглядности - необходимая предпосылка освоения движений. В процессе занятий по физической подготовке главное - создать правильное представление и образ двигательного действия или отдельного элемента перед тем, как его выполнить.
Принцип доступности и индивидуализации обязывает учитывать возрастные и половые особенности сотрудников, уровень их подготовленности, а так же индивидуальные различия в физических и психических способностях.
Принцип систематичности заключается, в первую очередь, в регулярности занятий, рациональном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности заключается в постепенном и регулярном увеличении усилий тренирующих воздействий на организм.
Наряду с общепедагогическими принципами, нами выделены специфические принципы физ-культурно-спортивного воспитания:
Принцип непрерывности процесса физкультур-но-спортивного воспитания. Физкультурно-спор-тивное воспитание должно носить последовательный характер - от знаний к умениям, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.
Принцип постепенного наращивания тренирующих воздействий. Построение процесса физ-культурно-спортивного воспитания обеспечивает преемственность эффекта занятий. Физические упражнения должны приводить к накопительному эффекту занятий и повышению уровня подготовки.
Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Данный принцип подразумевает постепенное и систематическое повышение физических нагрузок и усложнение двигательных действий в процессе физкультурно-спортивного воспитания, постепенное усложнение различных заданий по мере тренированности.
Принцип возрастной адекватности направленности физкультурно-спортивного воспитания. Содержание процесса физкультурно-спортивного воспитания последовательно изменяется в соответствии с возрастными этапами сотрудников исправительных учреждений.
Повышению «эффективности физкультурно-спортивного воспитания» и «формированию физической и спортивной культуры личности» будет способствовать реализация следующих педагогических условий :
1) «совершенствование педагогических знаний и практических навыков инструкторского состава, отвечающего за организацию служебно-боевой подготовки» [9];
2) «включение в программу физкультурно-спортивного воспитания теоретического материала о физической культуре и спорте» [9];
3) «личностно-ориентированный подход при организации физической подготовки. Индивидуализация и дифференциация содержания программы физкультурно-спортивного воспитания в соответствии с индивидуальным своеобразием и учетом физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей каждого сотрудника, учета возрастных и гендерных особенностей сотрудников» [9];
4) «комплектование учебных групп с учетом направления деятельности и особенностей группы» [9];
5) «включение в содержание физкультурно-спортивного воспитания соревновательной ситуации как фактора, способствующего формированию мотивации и положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом» [9].
6) «единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов содержания программы физкультурно-спортивного воспитания» [9].
7) «диагностика уровня сформированности физической и спортивной культуры личности на каждом этапе реализации программы физкультур-но-спортивного воспитания» [9].
Деятельностный блок состоит из трех под-структурных элементов:
1) диагностика начального уровня сформиро-ванности физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения;
2) содержание деятельности как процесс реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания;
3) контроль процесса формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудника.
С целью формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудников и реализации сформулированных педагогических условий, нами разработана Программа физкуль-турно-спортивного воспитания, которая реализуется в рамках деятельностного блока.
Программа физкультурно-спортивного воспитания представляет собой систему организационных мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование базовых теоретических знаний о физической культуре и спорте; организационно-методических умений и навыков организации и физкультурно-спортивной деятельности и выполнения физических упражнений и элементов спортивной тренировки, необходимые сотруднику для формирования его физической и спортивной культуры личности.
Начальный этап реализации программы физ-культурно-спортивного воспитания включает в себя диагностику уровня сформированности физической и спортивной культуры личности сотрудника. В зависимости от результатов диагностики подбираются методы, способы и условия дальнейшей реализации программы.
Содержательный этап основывается на реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания. Этот этап включает в себя три направления деятельности:
- учебно-познавательную деятельность;
- просветительскую деятельность;
- соревновательную (спортивно-массовую) деятельность.
Учебно-познавательная деятельность - важная составляющая воспитательного процесса, направленная на формирование позитивного отношения к физической культуре и спорту за счет расширения знаний и передачи информации об основах теории физической культуры и спорта.
Просветительская деятельность подразумевает собой приобщение сотрудников к ценностям физической культуры и спорта. Показателем заинтересованности сотрудников может выступать систематичное и последовательное расширение теоретических и практических знаний, участие в разнообразных встречах с известными спортсменами, посещение мастер-классов и открытых занятий по различным направлениям физической культуры и спорта.
Соревновательная деятельность - завершающая часть физкультурно-спортивного воспитания. Она является логическим завершением процесса физической подготовки. Участие в спортивно-массовых мероприятиях в первую очередь вызывает эмоциональный подъем, удовлетворение от участия в соревнованиях и достижения некоего результата. Позволяет определить уровень физической подготовки сотрудника, способствует повышению интереса и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Результативно-оценочный блок посвящен определению уровня сформированности физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения. Конечный результат может быть получен на основе оценки компонентов в соответствии с избранными критериями.
В зависимости от сочетания показателей выявленных нами компонентов и критериями их оценки, выявлены следующие уровни сформированно-сти физической и спортивной культуры личности:
- низкий уровень (отсутствие физической и спортивной культуры личности) - у сотрудников отсутствуют необходимые знания и понятия о физической культуре и спорте; отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и потребности в физической активности; физические качества не развиты или развиты слабо, низкая оценка по физической подготовке. Сотрудники с низким уровнем физической культуры имеют случаи пропуска занятий по физической подготовке по неуважительной причине, участвуют в физкультурно-спортивной деятельности учреждения.
- базовый уровень (начальное формирование физической культуры личности) - физическая культура личности сформирована, однако имеет потенциал для дальнейшего развития. Отличает наличие фрагментарных знаний о физической культуре; ситуативная мотивация к занятиям физической культурой, низкая потребность в двигательной активности; короткий промежуток времени самостоятельных занятий физическими упражнениями; физические показатели развиты на среднем уровне, средняя оценка по физической подготовке «удовлетворительно». Сотрудники с базовым уровнем физической культуры занятия по физической подготовке посещают по инициативе руководства или коллектива, в физкультурно-спортивной деятельности учреждения принимают участие не по собственному желанию, а в связи с необходимостью.
- оптимальный уровень (физическая культура личности сформирована, начальное формирование спортивной культуры личности) - на этом уровне физическая культура личности находится на высоком уровне и начальное формирование спортивной культуры личности. Этот уровень характеризуется наличием полных знаний о физической культуре, а также начальных, фрагментарных знаний в избранном виде спорта, высокий уровень знаний о методиках выполнения физических упражнений и элементарные (частичные) знания о методике тренировок и развития физических качеств, необходимых для избранного вида спорта. Высокая мотивация к занятиям физической культурой, наличие постоянной потребности в двигательной активности, активное участие в физкультурно-массовой деятельности учреждения, однако отсутствие установки на достижение победы и высоких результатов в соревнованиях. Физические показатели развития на высоком уровне, общая оценка по физической подготовке «хорошо» или «отлично». Занятия по физической подготовке посещаются по собственной инициативе, самостоятельные занятия физической культурой в спортивных секциях.
- высокий (творческий) уровень (сформиро-ванность физической и спортивной культуры личности) - это уровень характеризуется сфор-мированностью не только физической, но и спортивной культуры личности на высоком уровне. На этом уровне сотрудник помимо полных знаний в области физической культуры обладает теоретическими знаниями в области спорта. Сотрудник избрал для себя направление в спорте, в котором развивается и улучшает свои показатели. Наличие теоретических знаний о закономерностях и механизмах влияния занятий данным видом спорта на физическое и психическое развитие человека, практические знания техники и тактики избранного вида спорта; организационно-методические знания, необходимые для управления самостоятельными занятиями избранным видом спорта. Высокий уровень мотивации к занятиям спортом и потребность в постоянной двигательной активности и тренировки. Основная отличительная особенность этого уровня - мотивы достижения высоких показателей в спортивных мероприятиях. Сотрудники с творческим уровнем развития физической и спортивной культуры помимо посещения занятий по физической подготовке посещают спортивные секции, проявляют себя в инструкторской, организаторской, судейской деятельности, ведут активную пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Таким образом, разработанная нами модель содержит в себе цели, задачи, методологические подходы и принципы, педагогические условия, критерии оценки и уровни сформированности физической и спортивной культуры личности. Последовательная реализация Программы, разработанной нами в рамках модели, будет способствовать повышению эффективности физкультурно-спор-тивного воспитания в исправительных учреждениях через формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудников.
Библиографический список
1. Донсков Д.А. Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание: науч. журн. - 2010. - № 4. -С. 109-113.
2. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 14-21.
3. Драндров Г.Л., Бурцев ВА., Бурцева Е.В. О соотношении физической и спортивной культуры личности // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2016. - С. 96-100.
4. Кириллова Т.В., БлокР.И. Совершенствование профессиональной подготовки кадров уголовно-
исполнительной системы в условиях дополнительного образования // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2017. -№ 11. - С. 189-193.
5. Кириллова Т.В., Николаева Е.Г. Основы физ-культурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений в системе служебно-боевой подготовки // Совершенствование деятельности правоохранительных органов с учетом современных реалий: Материалы науч.-практ. конф. в свете изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательства / Актюбинский юридический институт Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. М. Букенбаева. - Актобе, 2017. -С. 141-144.
6. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2017. - 188 с.
7. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 11-14.
8. Николаева Е.Г. К вопросу о понятии «физ-культурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (дата обращения: 02.03.2018).
9. Николаева Е.Г. Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 2. - С. 189-192.
10. Николаева Е. Г. Компоненты физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений, формирующиеся в процессе физкультурно-спортивного воспитания // Преступление, наказание, исправление: III Международный пенитенциарный форум (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): Сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 244-248.
11. Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 9. -С. 44-46.
12. Смагин Н.И. О личностно ориентированном подходе в преподавании физической культуры обучающимся колледжей // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 8. - С. 61-62.
13. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.
References
1. Donskov D.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya potrebnosti v fizicheskom sovershenstvovanii u kursantov vuzov FSIN Rossii // CHelovek: prestuplenie i nakazanie: nauch. zhurn. - 2010. -№ 4. - S. 109-113.
2. Drandrov G.L., Burcev V.A., Burceva E.V Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya fizicheskoj i sportivnoj kul'tury // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2013. - № 6. - S. 14-21.
3. Drandrov G.L., Burcev V.A., Burceva E.V.
0 sootnoshenii fizicheskoj i sportivnoj kul'tury lichnosti // Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere sporta i fizicheskogo: materialy I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - M., 2016. - S. 96-100.
4. Kirillova T.V., Blok R.I. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki kadrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya // Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. -№ 11. - S. 189-193.
5. Kirillova T.V., Nikolaeva E.G. Osnovy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij v sisteme sluzhebno-boevoj podgotovki // Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov s uchetom sovremennyh realij: Materialy nauch.-prakt. konf. v svete izmenenij
1 dopolnenij v ugolovnoe, ugolovno-processual'noe i administrativnoe zakonodatel'stva / Aktyubinskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Respubliki Kazahstan im. M. Bukenbaeva. - Aktobe, 2017. - S. 141-144.
6. Kostyuchenko M.O. Razvitie social'noj aktivnosti studentov v vospitatel'nom processe vuza (na primere volonterskoj deyatel'nosti): dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2017. - 188 s.
7. Lubysheva L.I. Fizicheskaya i sportivnaya kul'tura: soderzhanie, vzaimosvyazi i dissociacii // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2002. - № 3. -S. 11-14.
8. Nikolaeva E.G. K voprosu o ponyatii «fizkul'turno-sportivnoe vospitanie sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2016. - № 3. - Rezhim dostupa: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (data obrashcheniya: 02.03.2018).
9. Nikolaeva E.G. Realizaciya pedagogicheskih uslovij kak faktor povysheniya ehffektivnosti fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - T. 23. - № 2. - S. 189-192.
10. Nikolaeva E.G. Komponenty fizicheskoj i sportivnoj kul'tury lichnosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij, formiruyushchiesya v processe fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya // Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie: III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii): Sb. tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2017. - S. 244-248.
11. Ruban A.V Aksiologicheskij podhod k vospitaniyu kursantov voennogo vuza // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2016. -№ 9. - S. 44-46.
12. Smagin N.I. O lichnostno orientirovannom podhode v prepodavanii fizicheskoj kul'tury obuchayushchimsya kolledzhej // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. - 2010. - № 8. - S. 61-62.
13. YAkovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nyh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk. -CHelyabinsk, 1992. - 403 s.