2. Положение о научном обществе учащихся МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://liceum46.s86. ruZ6.htm.
3. Научное общество учащихся. Общая информация о НОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://school107-chel.ucoz.ru/index/nauchnoe_obshhestvo _uchashhikhsja/0-7.
4. Кузнецова, г. а. Особенности организации научно-исследовательской работы учащихся в профессиональном училище [Текст] / Г. А. Кузнецова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. — М. : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 167.
УДК 376.58 З. Р. Танаева, проф. Челябинского института
развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. С. МАКАРЕНКО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
В статье раскрываются основные идеи педагогической теории и уникального практического опыта работы с трудными подростками известного советского педагога и писателя А. С. Макаренко, анализируются возможности их реализации в рамках современной системы подготовки кадров для работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, коллектив, проектирование личности, субъект-субъектные отношения.
Преступность среди несовершеннолетних в настоящее время является одной из острых комплексных проблем для России и обусловлена, в первую очередь, радикальными социальными изменениями, происходящими в стране в течение последних двадцати лет. Безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних представляют собой угрозу не только общественной, но и национальной безопасности России. Ставя перед собой задачу борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, государство признает тот факт, что успешное решение этой сложной задачи в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности специалистов в этой области. В условиях развития и совершенствования системы профессионального образования становится очевидной необходимость пересмотра многих традиционных подходов к проблемам обучения, поиска новых путей повышения качества подготовки кадров для работы с несовершеннолетними правонарушителями, соответствующих требованиям новых социальных условий общественного развития. Необходимо отметить, что для глубокого понимания современных педагогических концепций чрезвычайно важно знать и изучить педагогическое наследие прошлого.
Становление системы воспитания и перевоспитания социально и педагогически запущенных несовершеннолетних на основе научно-материалистической теории воспитания произошло в 2030-х гг. ХХ в. Одним из видных исследователей данной проблемы в этот период следует признать выдающегося педагога А. С. Макаренко, который разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного организационного построения коллектива в зависимости от конкретных условий, взаимоотношений коллектива и личности, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним целей, укрепления и развития традиций и др. А. С. Макаренко как педагог-новатор проследил процесс перевоспитания несовершеннолетнего в трудовом коллективе, а также опыт формирования нового морального поведения и привычек.
Требуя концентрации сил педагогов на задачах создания «воспитательного коллектива», А. С. Макаренко подчеркивал необходимость внимательного отношения к развитию каждой личности в отдельности, воздействия на нее не только коллективом, но и педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко опре-
делял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [1, с 50]. Развивая эту идею, Макаренко разрабатывает стройную концепцию «проектировки» личности. По его мнению, педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника по завершении обучения, тем самым проектируя его личность. С этой целью Макаренко предлагает разработать две воспитательные программы. Одна программа, рассчитанная на всех детей, направлена на воспитание трудолюбия, честности, образованности. Вторая программа должна быть ориентирована на конкретного ребенка и направлена на полное раскрытие его личных способностей и интересов.
В методике А. С. Макаренко решающая роль отведена руководителю воспитательного учреждения и его ответственности за единство педагогических действий воспитателей. Он предъявлял высокие требования к воспитателю, его идейному, моральному и профессиональному уровню. Он считал, что каждый воспитатель, работающий с несовершеннолетними правонарушителями, должен овладеть педагогическим мастерством. А. С. Макаренко писал: «Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте? Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю, можем ли мы строить воспитание юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении» [2, с. 233-234]. Работу с подростками-правонарушителями он считает «самой трудной, в итоге, возможно, самой ответственной и требующей от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» [3, с. 56-57]. С одной стороны, по мнению Макаренко, воспитатель — это равноправный член коллектива, связанный узами товарищества с остальными его членами. В этом деловом содружестве воспитатель если и выделяется, то только своей педагогической квалификацией, мастерством. С другой стороны, творцом воспитательного процесса вместе с педагогами являются и дети, сам коллектив учебно-воспитательного учреждения.
Анализируя опыт своей педагогической деятельности, А. С. Макаренко пришел к выводу о необходимости специального профес-
сионального обучения кадров, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, о решающей роли руководителя воспитательного учреждения и его ответственности за единство педагогических действий воспитателей. Идея одновременного воздействия педагога на коллектив и личность воспитанника также заслуживает внимания.
Таким образом, в работах А. С. Макаренко раскрывается идея о том, что в процессе воспитания необходимо опираться на лучшие качества личности «проблемного» подростка, верить в его силы и возможности, что обеспечивает успех в перевоспитании таких детей. Его педагогические идеи нашли отражение в богатейшем литературном творчестве и в многочисленных педагогических статьях, публикациях, многие из которых звучат актуально и сегодня и могут быть использованы в теории и практике профессионального образования. Рассмотрим некоторые из них в рамках системы подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Обоснуем наши позиции по определению понятия «работа с несовершеннолетними правонарушителями». Под работой с несовершеннолетними правонарушителями мы пониманием педагогическое и правовое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении правонарушителя. К основным направлениям работы с данной категорией лиц следует отнести:
1) глубокое всестороннее психолого-педагогическое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации и социальной зрелости, системы отношений, диагностика интеллектуального развития;
2) выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, нарушающих процессы психического развития подростка, формирования его характера, семейной и школьной адаптации, т. е. диагностика среды и коллектива;
3) коррекция неадекватных методов воспитания и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к совершению правонарушений, накоплению опыта девиантного поведения;
4) воспитание социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), стимуляция созревания и развития
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер и отдельных психических функций (внимания, памяти, пространственного анализа и синтеза), уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития — здесь необходима лечебная, общепедагогическая, психологическая коррекция;
5) «терапия средой» за счет создания в коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, творческой самореализации, доверия, радости и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания;
6) составление рекомендаций для родителей по индивидуализации общепедагогического подхода к несовершеннолетним правонарушителям [4].
Организацию процесса подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы рассматриваем как целенаправленную совместную деятельность преподавателя и обучаемого, взаимодействие которых принимает форму управления образовательным процессом. Такая позиция открывает большие возможности для перевода отношений в системе «преподаватель-студент» в субъект-субъектные, в основе которых лежит гуманизация отношений, способствующая максимальной самореализации, раскрытию потенциальных возможностей каждого, выход из системы подчинения в систему сотрудничества. Необходимо отметить, что молодой специалист сможет организовать партисипативное общение только в том случае, если раньше по отношению к нему другими практиковался такой тип общения. С этой точки зрения утверждение субъект-субъектных отношений в процессе подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматривается нами как руководство для экстериоризации собственного опыта при осуществлении в дальнейшем своей профессиональной деятельности.
Таким образом, основные принципы педагогической технологии А. С. Макаренко: принцип доверия, сочетания высочайших требований и уважения к человеку, равенства прав и обязанностей воспитателей и воспитанников, воспитания через коллектив, включения личности в систему широких социальных связей — легли в основу ведущих понятий педагогической системы подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Большой интерес представляет в настоящее время и концепция «проектирования
личности» А. С. Макаренко, анализ которой позволил экстраполировать ведущие ее идеи на подготовку специалиста к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Профессиональная подготовка будущих специалистов определяется ее целевым назначением. При определении целей системы образования всегда встает вопрос о том, как дать конкретное изложение этих целей. До недавнего времени лучшим вариантом считалось формирование знаний, умений и навыков. Такое понимание мы видели в квалификационных характеристиках специалиста с высшим или средним специальным образованием, введенных в практику деятельности УПО. Однако на современном этапе ставится вопрос о «моделировании личности специалиста» [5, а 57]. Разработкой модели специалиста занимались многие исследователи (Г. Н. Александрова, В. Е. Анисимов, Б. С. Гершунский, В. В. Карпов, М. Н. Катханов, Б. Б. Коссов, А. К. Маркова, О. Мельничук, Ю. И. Нечаев, Н. С. Пантина, П. И. Самойленко, Н. Ф. Талызина, Ф. В. Шарипова и др.). Анализ научной литературы по этому вопросу показывает, что единого методологического подхода к исследованию данной проблемы нет. Например, такие понятия, как «модель личности специалиста», «модель деятельности специалиста», «модель подготовки специалиста» используются в качестве синонимов. Некоторые ученые пытаются развести указанные понятия. Г. Н. Александрова и Ф. В. Шарипова полагают, что если рассматривать совокупность качеств и свойств специалиста, то речь идет о модели его личности; если предложено описание видов деятельности или списки решаемых задач, то можно говорить о модели деятельности; если же в модели представлены такие компоненты, как содержание образования, его структура, система методов, средств и приемов обучения, следует говорить о модели подготовки специалиста [5]. Таким образом, несмотря на определенные различия существующих моделей специалиста, в целом в них можно выделить две составляющие:
1) деятельностную (функциональную), к которой относят требования к специалисту, предъявляемые исходя из решаемых задач, а также необходимые для этого знания и умения;
2) личностную, к которой относят специфические социальные и психологические качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности. В условиях обострения проблемы подростковой преступности и возросшей
потребности общества в квалифицированных специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями возникает необходимость проектирования модели личности специалиста-профессионала, в основу которой положено единство профессиональных знаний и умений, способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки, единство ролевых, психофизических и личностных характеристик, необходимых для данного вида деятельности, социальные и психологические качества личности, а также образ жизни. Это представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого задает цели подготовки личности обучаемого.
Таким образом, рассматривая процесс интегрирования педагогической системы А. С. Макаренко в систему современного профессионального образования, мы пришли к следующим выводам:
Библиографический список
1) педагогическая система подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть ориентирована на признание роли и интеллектуальных возможностей личности, воспитание личности специалиста;
2) подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителям должна быть направлена на изучение сферы человеческих отношений во взаимодействии с коллективом, управление с учетом социальных и психологических мотивов деятельности;
3) содержание системы подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должно учитывать нравственный аспект противоправного поведения несовершеннолетних;
4) при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями особое внимание следует обратить на изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей.
1. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 4. — 366 с.
2. Макаренко, А. С. Сочинения [Текст] : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1958. — Т. 5. — 558 с.
3. Макаренко, А. С. Избранные произведения [Текст] : в 3 т. / А. С. Макаренко. — Киев : Радянська школа, 1983. — 593 с.
4. Танаева, З. Р. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : монография / З. Р. Танаева, Е. Ю. Никитина. — М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010. — 196 с.
5. Никитина, Е. Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] : монография / Е. Ю. Никитина. — Челябинск, 1998. — 240 с.
УДК 373.62 Л. Г. Пономарева, дир. Профессионального
училища № 96, Челябинская обл., г. Златоуст С. А. Халитова, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО
В статье рассматриваются условия организации производительного труда подростков-сирот и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Центре бытовых услуг профессионального училища на основе педагогического сопровождения и реализации концепции воспитания А. С. Макаренко.
Ключевые слова: производительный труд, концепция воспитания А. С. Макаренко, социализация, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья.