УДК 378:34с33
ББК 74.480:67.621.163.04
Танаева Замфира Рафисовна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk
Генезис и современное состояние педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Genesis and State-of-the-Art of Pedagogical Management of Future Experts’ Professional Training for Work with Juvenile Malefactors
Анализ социально-исторических предпосылок становления и развития педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматривается как одно из важных условий создания прочной основы для его практического использования в условиях современного высшего образования, в том числе в части подготовки специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями.
The analysis of the social-and-historical factors and development of pedagogical management of future experts’ professional training for work with juvenile malefactors is considered as one of the most important conditions of creation a solid underpinning for its practical usage under the conditions of modern higher education, including experts’ training for work with juvenile malefactors.
Ключевые слова: социально-исторические предпосылки, несовершеннолетние правонарушители, концепция, педагогическое управление.
Key words: social-and-historical factors, juvenile malefactors, concept, professional training of future experts, pedagogical management.
В условиях развития и совершенствования всей системы профессионального образования становится очевидной необходимость пересмотра многих «традиционных» подходов к проблемам обучения, поиска новых путей повышения качества подготовки специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями, соответствующих требованиям новых социальных условий общественного развития. С этой целью нами подробно изучена проблема педагогического управления профессиональной подготовкой будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями на социальноисторическом уровне, определены исторические аспекты возникновения этой проблемы и перспективные направления ее развития.
Историю развития идеи педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы условно разделили на три периода: 1917-1950-е гг., 1950-1980-е гг., 1980-настоящее время.
Первый период [1917-1950-е гг.] характеризуется как начальный этап практической разработки вопроса профессиональной подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Одним из видных исследователей данной проблемы в этот период времени следует признать выдающегося педагога А.С. Макаренко [3], который разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного организационного строения коллектива в зависимости от конкретных условий, взаимоотношения коллектива и личности, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В области теории управления следует особо отметить мысль А.С. Макаренко о решающей роли руководителя воспитательного учреждения и его ответственности за единство педагогических действий воспитателей. Анализируя свой практический опыт педагогической деятельности, А. С. Макаренко пришел к выводу о необходимости специального профессионального обучения педагогических кадров, работающих с несовершеннолетними правонарушителями.
Немаловажное значение в поиске эффективных методов и форм работы с современными подростками с противоправным поведением имеет обращение к опыту С.Т. Шацкого [6]. Его идеи о значительном расширении прав ученического самоуправления, об «исправлении» правонарушителей через систему эстетического воспитания сыграли значительную роль и в развитии теории педагогического управления воспитательной системой.
Таким образом, в этот период подготовка кадров к работе с несовершеннолетними правонарушителями осуществлялась на личных примерах педагогов-новаторов по перевоспитанию подростков-правонарушителей, которые строили всю систему воспитания и перевоспитания их на научно-материалистической
теории воспитания. В работах Л.С.Выготского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других классиков советской педагогики и психологии была доказана идея опоры на лучшие качества личности «проблемного» подростка, вера в его силы и возможности, что обеспечивало успех в перевоспитании таких детей.
Второй период [1950-1980-е гг.] характеризуется как начальный период научной разработки психолого-педагогических основ профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, особенно студентов педагогических вузов. Необходимо также отметить, что в 50-х годах ХХ века началась разработка научных подходов к управлению школой в России. Появляется ряд публикаций (А.Н. Волковский, М.П.Малышев и др.), в которых рассматривается широкий круг вопросов, связанных с управлением деятельностью школы и учебно-воспитательным процессом [1].
Второй период отличается усилением внимания ученых к проблеме изучения личности подростков-правонарушителей. Нравственный аспект противоправного поведения несовершеннолетних становится ведущим в психологопедагогических исследованиях А.П. Ларина, А.Л. Малиновского, Л.С. Славиной и др. Появились специальные диссертационные исследования М. А. Алема-скина, Е.В. Болдарева, В. Л. Гиндикина, Г.П. Медведева, В.С. Пелипец и др., в которых дается социально-педагогическая характеристика различных контингентов трудных подростков.
Особое место в этот период занимают работы В.А. Сухомлинского[5], проникнутые гуманистической сущностью. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» В.А. Сухомлинский отстаивает необходимость демократизации внутришкольного управления, уважения личности учителя и ученика, подчеркивает значимость профессионального и компетентного руководства школой [5].
Особое внимание в этот период ученые стали уделять проблеме подготовки студентов педагогических вузов к работе с педагогически запущенными
детьми. Проанализировав учебные программы, учебники и инструкции с точки зрения наличия в них информации о педагогически запущенных детях и путях организации воспитательной работы с ними, В.Н. Рязанцева предлагает комплексную систему подготовки студентов к работе с этой категорией учащихся [4]. В исследовании Ю.И. Юрички предлагалось осуществлять теоретическую подготовку студентов к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями путем изучения спецкурса «Психолого-педагогические основы профилактики детских правонарушений» [7].
Таким образом, как показывает анализ, накопленный опыт на данном этапе, создает теоретико-методологическую базу для работы с подростками-правонарушителями, открывает перспективы исследовательского поиска в разработке теории педагогического управления профессиональной подготовкой специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Третий период [1980-настоящее время] характеризуется дальнейшими научными исследованиями основ профилактики правонарушений несовершеннолетних, новым импульсом в решении проблем повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, качественным сдвигом в научных разработках по управлению образовательным процессом.
В восьмидесятых годах в условиях обострения проблемы социальнопедагогической запущенности несовершеннолетних встал вопрос о соответствующем усилении практики подготовки студентов педагогических вузов. В это время появляются программы спецкурсов, позволяющих выработать и расширять умения и навыки работы с педагогически запущенными подростками в процессе семинарских и лабораторно-практических занятий.
В этот период значительно усиливается внимание ученых к проблеме преступности среди несовершеннолетних. Исследования Ю.А. Клейберга,
Э.Г.Костяшкина, А.С. Новоселовой и др. посвящены специфике воспитательной работы с подростками с отклоняющимся поведением с учетом предложенных ими классификаций данных подростков. В этот период появляются боль-
шое количество исследований по вопросам подготовки будущих педагогов к работе с трудными подростками (С.И. Андреев, С.А.Михеев, В.А. Петунин, Н.А. Прозорова и др.). Данный этап характеризуется усилением внимания ученых к проблеме профессиональной подготовки будущих юристов. В своих исследованиях М.Б. Иванова, Л.А. Ильина, Т.В. Казанина, Ю.И. Маношкина, Г.А.Мухина, П.В. Чурсина и др. раскрывают вопросы, связанные с социальнопедагогическим компонентом профессиональной подготовки студентов юридического профиля, формированием умений профессионального общения, педагогической культурой будущего юриста, подготовкой курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными подростками на основе мотивационного программно-целевого управления.
В 90-х гг. значительно вперед шагнула теория об управлении образовательными процессами (М.И. Житницкий, В.Я. Кикоть, Б.Б. Косов, А.Н. Орлов, Н. Ф. Талызина и др.). Так, Кикоть В.Я. в качестве факторов оптимизации управления образовательным процессом в вузах МВД России выделяет три основных научных направления: информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса, связанное с широкими возможностями новых информационных технологий; широкое использование данных психологической теории и практики в формировании профессионализма слушателей и управлении образовательным процессом; внедрение современных педагогических технологий и анализ эффективности из использования как в плане становления слушателя вуза МВД как личности и субъекта профессиональной деятельности, так и фактора управления профессиональной подготовкой в вузе МВД России [2].
Для глубокого понимания современных концепций педагогического управления нами проанализированы концепции главных школ по теории управления, оставившим след в современном понимании проблем науки управления: «Классическая школа управления Адама Смита», «Рационалистическая школа» (Ф. У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, С. Тамсон и др.), «Школа административного управления» (Анри Файоль и др.), «Теория человеческих отношений» (М. Фоллет, Э. Мейо и др.), «Школа новых человеческих отношений» (Ф. Герц-
берг, Г. С. Левитт, Д. Мак-Грегор и др.), «Количественные школы» (Н. Винер, Ф. Лутанс, П. Лоуренс и др.)
Проанализировав социально-исторические аспекты педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, мы пришли к следующим выводам:
1. Концепция педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть направлена на признание роли и интеллектуальных возможностей личности, воспитание личности специалиста (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, Ф. Герцберг, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Г. С. Левит, Д. Мак-Грегор, А.С.Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Смит, К.Д. Ушинский, С.Т.Шацкий и др.); на изучение сферы человеческих отношений во взаимодействии с коллективом; управление с учетом социальных и психологических мотивов деятельности (А.С. Макаренко, М. Фоллет, Э. Мейо и др.).
2. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должно осуществляться педагогами, обладающими интеллектуальными и организаторскими способностями, имеющими хорошее образование, компетентными, владеющими искусством общения с людьми (А. Файоль и др.), при этом необходимо руководствоваться принципами точно поставленных целей и здравого смысла (Г. Эмерсон, Л. и Ф. Джилберт и др.).
3. Содержание концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должно учитывать нравственный аспект противоправного поведения несовершеннолетних (А.П. Ларин, А. Л. Малиновский, Л.С. Славина и др.).
4. При подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями особое внимание необходимо обратить на социально-педагогическую характеристику различных контингентов правонарушителей (М.А. Алемаскин,
Е.В.Болдарев, В. Л. Гиндикин, Ю.А. Клейберг, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, А.С. Новоселова, В.С. Пелипец и др.).
5. Теоретическую подготовку к работе с несовершеннолетними правонарушителями необходимо осуществлять путем изучения спецкурсов (Ю.И.Юричка и др.).
6. Концепция педагогического управления профессиональной подготовкой
будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна носить системный комплексный характер (С.И. Андреев, Н. Винер, Ф.Лутанс, П. Лоуренс, С.А. Михеев, В.А. Петунин, Н.А. Прозорова, В.Н. Ря-
занцева и др.).
Таким образом, к социально-историческим предпосылкам становления и развития педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы относим социально-производственные, выражающиеся в социальном заказе в сфере образования в специалистах с высоком уровнем компетентности для работы с несовершеннолетними правонарушителями, способных быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции, отвечающих потребностям общества и современного рынка труда; социально-педагогические, представляющие педагогическое управление профессиональной подготовкой специалистов как одно из основных направлений в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяющих успешно решать проблему подростковой преступности в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, количественного и качественного роста преступности среди несовершеннолетних; культурно-исторические, базирующиеся на понимании личности как активная творческая саморазвивающаяся личность, максимально реализующаяся на основе равноправных субъект-субъектных отношений в процессе педагогического управления.
Библиографический список
1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение : монография / О. Ю. Афанасьева. - М. : МГОУ, 2007. -324 с.
2. Кикоть, В. Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России / В. Я. Кикоть. - С-Пб. : Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. - 207 с.
3. Макаренко, А. С. Избранные произведения : в 3 т. / А. С. Макаренко - Киев, Радянська школа, 1983. - С. 56-57.
4. Рязанцева, В. Н. Подготовка студентов пединститутов к работе с педагогически запущенными детьми : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1974. - 18 с.
5. Сухомлинский, В. А. Трудные судьбы / В. А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1967. -
79 с.
6. Шацкий, С. Г. Сочинения : в 4-х т. / С. Г. Шацкий. - М., 1962. - Т. 2. - 420с.
7. Юричка, Ю. И. Идейно-нравственное и трудовое воспитание как фактор предупреждения отклонений в поведении подростков : автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1980. -18 с.
Bibliography
1. Afanasieva, O. Yu. Higher School Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Maintenance: Monograph / O. Yu. Afanasieva. - М.: МSOU, 2007. - 324 p.
2. Kikot, V. Ya. Problems of Management and Development Ways of Higher Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Students’ Pprofessional Training / V. Ya. Kikot. - SPb., 1997. - 207 p.
3. Makarenko, A. S. Selected Works: In 3 Volumes / A. S. Makarenko. - Kiev: Ryadanska School, 1983. - P. 56-57.
4. Ryazantseva, V. N. Pedagogical Institution Students’ Training for Work with Pedagogically Neglected Children: Synopsis of Thesis ... Candidate of Pedagogics / V. N. Ryazantseva. -Kiev, 1974. - 18 p.
5. Shatsky, S. G. Writings: In 4 Volumes / S. G. Shatski. - М., 1962. - V.2. - 420 p.
6. Sukhomlinsky, V. A. Difficult Fates / V. A. Sukhomlinsky. - М. : Knowledge, 1967. -
79 p.
7. Yurichka, Yu. I. Ideological-and-Moral and Labour Upbringing as a Factor of Deviation Prevention in Juvenile behaviour: Synopsis of Thesis ... Candidate of Pedagogics / Yu. I. Yurichka. - М., 1980. - 18 p.