УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2017
Матвеева Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
экологического образования и рационального природопользования Кротова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
экологического образования и рационального природопользования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603005, Россия, Н. Новгород, ул. Ульянова,], e-mail: krotova-ea@mail.ru)
Аннотация. В статье обсуждается вопрос повышения значимости электронного обучения, которое способно удовлетворить требования действующих образовательных стандартов высшего образования и запросам современного информационного общества. Рассматриваются особенности реализации электронного обучения в высшем экологическом образовании. Интегрирующим звеном электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий определены электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), обеспечивающие целенаправленное, активное, систематическое, продуктивное использование различных по своему дидактическому назначению электронных образовательных ресурсов. Обоснованы ведущие дидактические принципы реализации ЭУМК. Авторами статьи раскрывается образовательный потенциал и особенности электронной информационно-образовательной среды Moodle Нижегородского государственного педагогического университета им. К Минина. Определены преимущества ЭУМК, созданных в оболочке Moodle. Авторы обосновывают возможности и опыт использования электронной образовательной среды при изучении курса «Глобальная экология», разработанного на основе единства целевого, содержательного, процессуального, технологического и контрольно-оценочного компонентов. Отражены особенности наполнения контента ЭУМК электронными ресурсами и элементами курса в зависимости от планируемых результатов обучения. Авторами сделан вывод о высоком потенциале, эффективности и широких возможностях использования электронной образовательной среды и ЭУМК в частности в экологическом образовании.
Ключевые слова: экологическое образование, электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, среда электронного обучения Moodle, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, электронный учебный курс по дисциплине «Глобальная экология».
APPLYING OF THE OPPORTUNITIES OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN ECOLOGICAL EDUCATION
© 2017
Matveeva Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of Environmental education and environmental management Krotova Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of Environmental education and environmental management Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, d.1, e-mail: krotova-ea@mail.ru)
Abstract. The article discusses the issue of increasing the importance of e-learning, which can meet the requirements of the current educational standards of higher education and the needs of the modern information society. Features of the implementation of e-learning in higher environmental education are considered. The electronic educational and methodological complexes (EEMC) that provide targeted, active, systematic, productive use of electronic educational resources, different in their didactic designation, have been identified as the integrating link of electronic educational resources and information and communication technologies. The leading didactic principles for the implementation of the EUMK are substantiated. The authors of the article reveal the educational potential and features of the electronic information and educational environment in Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The advantages of EEMC s created in the Moodle shell are determined. The authors substantiate the possibilities and experience of using the electronic educational environment in studying the Global Ecology course, developed on the basis of the unity of the target, content, procedural, technological and reflexive components. The specifics of filling the content of EEMC with electronic resources and course elements are reflected depending on the planned learning outcomes. The authors concluded that high potential, efficiency and wide opportunities for using the electronic educational environment and EEMC in particular in environmental education.
Keywords: environmental education, electronic training, electronic educational environment, environment of electronic training Moodle, electronic educational resources, electronic educational and methodical complex, electronic training course on the "Global ecology".
Высокие требования к уровню профессиональной компетентности выпускников вузов, а также условия глобализации информационного пространства, постоянного повышения информатизации общества определяют вектор развития современного образования и системы управления образовательными процессами. Эволюция системы образования в России, обусловленная внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, находит свое отражение в непрерывном развитии электронной информационно-образовательной среды, постепенно вытесняющей из учебного процесса традиционные образовательные технологии.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обуча-
ющимися образовательных программ [1,2].
Электронная информационно-образовательная среда выступает в качестве инструментария реализации активного, систематического и продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса - обучающихся и педагога - посредством электронных образовательных ресурсов, представленных в электронно-цифровой форме и включающих структуру, предметное содержание и метаданные о них [2].
Интегрирующим звеном электронных образовательных продуктов и электронной информационно-образовательной среды в целом является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), - структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе [1]. ЭУМК обеспечивает целенаправленное, систематическое использование различных по своему дидактическому на-
значению электронных образовательных ресурсов.
ЭУМК экологической направленности выполняют ряд дидактических и методологических принципов:
- компетентностная ориентация, как цель и планируемый результат обучения; способствует профессиональному и личностному развитию обучающихся, готовых и способных к реализации основных принципов устойчивого развития современного общества и окружающей среды;
- научность - содержательное ядро ЭУМК наполняется в соответствии с требованиями ФГОС ВО и соответствует современной междисциплинарной научно-теоретической базе в области экологии. Принципиальной особенностью ЭУМК является возможность постоянной актуализации содержания ЭУМК в соответствии с последними достижениями науки.
- интерактивность - способность ЭУМК своевременно реагировать на запросы обучающихся, создавая возможность диалога участников образовательного процесса;
- доступность и гибкость - возможность вариативности научно-теоретической сложности и глубины изучения учебного материала в соответствии с учебным профилем, индивидуальными особенностями и личным выбором обучающихся;
- визуализация - отражает обширнейший спектр возможностей электронных образовательных ресурсов для чувственного восприятия содержания дисциплины;
- систематичность и последовательность изучения содержания дисциплины, выстроенное в логике развития современной экологии [1,3,4,5].
В последние годы широкое развитие электронная образовательная среда получила в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К Минина - система электронного обучения Moodle. Это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которая помогает организовать и реализовать процесс обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования, современного динамически развивающегося общества и личными предпочтениями обучающихся. Система электронного обучения Moodle решает задачи по обеспечению мобильности, открытости, интерактивности и эффективности образования в Мининском университете, тем самым повышая качество предоставляемых образовательных услуг [4].
В настоящее время более 7 тыс. студентов имеют дистанционную поддержку по освоению содержания дисциплин образовательной программы и доступ к электронным образовательным ресурсам LMS Moodle. Более 95% преподавателей НГПУ им. К.Минина разрабатывают и апробируют созданные ими электронные образовательные ресурсы в LMS Moodle.
Анализ исследований в области электронного обучения [4,6,7], а также некоторый опыт работы в электронной образовательной среде Мoodle, позволил выделить ряд возможностей, существенных для организации учебного процесса в экологическом образовании: возможность активного развития профессионально-экологических компетенций студентов; повышение уровня образовательного потенциала и качества экологического образования; эффективная организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности; внедрение новых форм и технологий организации познавательной деятельности студентов; личностно-ориентированный характер обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности студента; повышение социальной и профессиональной мобильности студентов [6,8].
Преимуществом ЭУМК, созданных в оболочке Moodle, является обеспечение мобильности и интерактивности образовательного процесса «не выходя из дома», в удобное для студентов время. Среда электронного обучения МооШе обеспечивает возможность программной надстройки под особенности конкретного
образовательного проекта, разработки дополнительных модулей в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами обучающихся; интеграции с другими электронными образовательными системами; широкие возможности для коммуникации: рассылка, форум, чат, обмен файлами, возможность рецензировать работы обучающихся и обсуждать результаты, и др.; возможность использовать любую систему оценивания (количественную в баллах или качественную); полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио); объективность и независимая оценка результатов усвоения содержания дисциплины. Особенно велика роль электронного обучения в реализации дополнительного экологического образования [8].
Процесс создания электронного учебно-методического комплекса включает в себя:
1) процедуру проектирования, включающую процесс создания прототипа будущего ЭУМК и определения всех его элементов;
2) процедуру дизайна и реализации художественно-эргономических характеристик ЭУМК;
3) процедуру обработки подготовленного материала в инструментальной среде как конечный шаг по реализации двух предварительных процедур для получения итогового результата - ЭУМК [2,3,4].
Согласно, стратегии развития электронного обучения Мининского университета, ЭУМК формируются по всем дисциплинам учебного плана. С целью повышения качества подготовки бакалавров направления «Экология и природопользование» и эффективности управления самостоятельной работой студентов нами был создан и реализован в учебном процессе ЭУМК по дисциплине «Глобальная экология» [5].
ЭУМК разработан на основе единства целевого, содержательного, процессуального, технологического и контрольно-оценочного компонентов. Целевой компонент связан с формированием профессиональной компетентности выпускников-экологов, готовых и способных к выявлению, диагностике и решению социально-экологических проблем локального, регионального, глобального уровней [5,6,7]. Целевой компонент отражается в ЭУМК посредством включения в контент рабочей программы дисциплины (pdf), в которой отражены цели, задачи и образовательные результаты курса. Неким маршрутным листом по достижению целевых ориентиров является индивидуальный рейтинг-план студента, в котором отражены этапность изучения дисциплины, сроки прохождения тем дисциплины через конкретные виды деятельности (работа на семинаре, выполнение практической работы, выступление с докладом, выполнение контрольной работы, защита проекта и т.д.).
Содержание ЭУМК по Глобальной экологии выстроено в логической последовательности в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование и рабочей программой дисциплины. Содержательный компонент ЭУМК отражен через следующие элементы курса:
- «Лекция» представляет собой интерактивную систему, способствующую вовлечению обучающихся в процесс активного поиска дополнительной научно-экологической информации с помощью включённых в текст гиперссылок и вопросов.
- Электронная презентация - информационный инструмент, позволяющий кратко, но наиболее красочно изложить изучаемый вопрос.
Эффективность таких лекций и презентаций заключается в возможности одновременного использования нескольких информационных сред: текст, инфографика, видео, фотография, анимация, аудиозаписи, что, несомненно, способствует повышению заинтересованности и восприятия изучаемого материала.
Процессуальный компонент ЭУМК отражает логическую последовательность изучения разделов курса и
состоит из трёх этапов: мотивационно-ознакомительно-го, информационно-познавательного и проектно-прак-тического.
Реализация мотивационно-ознакомительного этапа способствует эмоционально-чувственному погружению в проблему исследования, поиску личной значимости изучаемого объекта, процесса, явления. Данная задача достигается благодаря возможностям современных мультимедиа-технологий: обучающимся предлагается просмотр видеоролика или мультимедийной презентации, по материалам которых проводится дискуссия в форме чата, форума или организуется беседа в ходе аудиторных занятий.
На информационно-познавательном этапе включается рационально-логическая деятельность обучающихся в ходе усвоения научно-теоретического содержания контента ЭУМК (интерактивные лекции, видеолекции, семинары, вебинары и пр.). Проектно-практический этап подразумевает организацию индивидуальной или групповой научно-исследовательской деятельности, результатом которой должен стать проект, представленный в форме мультимедиа-презентации или карты (возможно совместное создание в on-line формате) или текстового документа.
Технологический компонент ЭУМК представлен совокупностью методов и форм организации учебного процесса с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий: поиск информации в поисковых системах, визуализация учебного материала мультимедийными средствами, организация on-line- экскурсий, форумов и чатов, совместное создание глоссария (научно-терминологического словаря дисциплины) и т.д.
Контрольно-оценочный компонент предполагает проверку выполнения практических заданий и диагностику уровня освоения учебного материала обучающимися. Для этого в контент ЭУМК включены тесты для проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по темам и разделам дисциплины. Достоинством тестов, проводимых в электронной образовательной среде, является то, что преподаватель может корректировать время прохождения теста, количество попыток, формат отображения вопросов и другие настройки. Оценка прохождения on-line тестов является независимой, беспристрастной (что важно для обучающихся) и не занимает много времени.
Таким образом, можно говорить о высоком потенциале, эффективности и широких возможностях использования электронной информационно-образовательной среды и электронных учебно-методических комплексах в частности. Однако, стоит оговориться, что, не смотря на многочисленные достоинства современных ЭУМК, эффективность процесса освоения содержания любой экологической дисциплины, в том числе и «Глобальная экология» обеспечивается только органическим сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работой в электронной образовательной среде Moodle [5,9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Камерилова Г.С., Варламов А.С. Информационно-образовательная среда высшего педагогического образования как условие становления компетентной личности // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: Сб. статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. -Н. Новгород, НГПУ им. Козьмы Минина. 2017. С. 161164.
2. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда. - Н. Новгород: Вестник Мининского университета. - №3 - 2015.
3. Балакирева Э.В., Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс каг средство обеспечения
качества подготовки специалистов // Человек и образование.- М.: Изд-во: Институт управления образованием Российской академии образования. 2012. № 4 (33). С. 75-80.
4. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова -Оренбург, ГОУ ОГУ, 2008. - 160 с.
5. Кротова Е.А., Матвеева А.В. Реализация электронного обучения в экологическом образовании // Успехи современной науки. - Белгород. - 2016. - №12
6. Кротова Е.А., Матвеева А.В. Научные и методические аспекты изучения экологических ситуаций России и мира в условиях образования для устойчивого развития // Вестник Мининского университета, 2016 -№2
7. Кротова Е.А. Особенности использования электронной образовательной среды Moodl при организации изучения курса «Экологический мониторинг» / Великие реки 2015: Труды конгресса 17-го международного научно-промышленного форума: в з-х томах. - Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 199-202.
8. Демидова Н.Н. Дополнительное экологическое образование: технологический аспект/ Н.Н. Демидова, Н.В. Киселева // Современные наукоемкие технологии - 2016. №1. С. 92.
9. Кротова Е.А. Проблемы формирования экологической компетентности школьников /Е.А. Кротова, А.В. Матвеева // Достижения и перспективы психологии и педагогики /Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: «Аэтерна» , 2014.- С. 75-77.
Статья поступила в редакцию 04.05.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.