15 См.: Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. С. 122.
16 См.: Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. — М., 1991. С. 72.
17 См.: Курылев С.В. О структуре юридической нормы // Труды Иркутского университета. Т. 27. Серия юридическая. Вып. 4. — Иркутск, 1958. С. 179.
18 Протасов В.Н. Указ. соч. С. 73.
19 См., напр.: Дзюбенко А.А. Уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие собирание и исследование мировым судьей доказательств по делам частного обвинения, нуждаются в совершенствовании // Совершенствование норм и институтов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. — Омск, 2006. С. 219—223; Черкасов Д.А., Черкасова Е.К. Уголовно-процессуальные нормы о представительстве потерпевшего и частного обвинителя нуждаются в модернизации // Там же. С. 250— 253.
20 См.: Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. С. 117—118.
21 См.: Общая теория права. С. 296—297.
22 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (Теоретические проблемы). — М., 1981. С. 7.
23 См.: Ларин А.М. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. — М., 1985. С. 232; Коваленко Л.В. Воспитательно-профилактическая деятельность следователя: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н.Новгород, 2007. С. 10—11.
24 См.: МельниковЮ.И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе. — Ярославль, 1976. С. 101; Курс уголовного судопроизводства: Учебник. В 3 т. Т 1: Общие положения уголовного судопроизводства. — М., 2006. С. 160.
25 См.: Гафизов М.Х. Денежное взыскание как мера уголовно-процессуального принуждения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 17—18.
26 См.: Ларин А.М. Указ. соч. С. 233.
27 Там же.
28 См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. — М., 2003. С. 46.
29 Общая теория советского права. — М., 1966. С. 197.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. БЕТИН,
адъюнкт Московского университета МВД России
Аннотация. В статье дается характеристика международным избирательным стандартам. На основе анализа российских и международных избирательных норм рассматривается роль международных избирательных стандартов в избирательном праве России.
Ключевые слова: избирательное право, избирательный процесс, международные избирательные стандарты.
Провозгласив себя демократическим правовым федеративным государством, Российская Федерация взяла обязательства привести свою избирательную систему в соответствие с мировыми стандартами.
Интересы целостности России как федеративного государства, устойчивого развития отечественной правовой системы требуют согласованного избирательного законодательства, формирующегося на федеральном уровне и уровне субъектов с учетом тенденций развития международной системы норм1.
Сущность системы законодательства раскрывается, как правило, путем анализа ее структуры2. При анализе норм Конституции Российской Федерации на предмет регулирования выборов выделяют статьи 1, 3, 32; п. «в», «г» ст. 71; пп. «б», «н» ст. 72; статьи 73, 81, 95-97, 1303.
При этом «фундаментом избирательных правоотношений» специалисты называют нормы ст. 32 Конституции РФ4.
Едва ли нормы и положения Конституции нужно излагать слишком детально, но нельзя не признавать справедливой позиции о том, что действующей Конституции насущно необходим раздел, который мог бы обозначаться «Избирательная система»5. Более того, конституции советского периода (например, Конституция РСФСР 1978 г.) имели специальные главы, которые обозначались «Избирательная система». Анализ правовых систем, а именно Основных законов зарубежных стран, подтверждает, что разделы о выборах находят отражение, например, в Перу, Болгарии, Дании.
Хотя конституции большинства государств содержат положения, закрепляющие основные принципы избирательного права, этого не всегда достаточно
для полноценного правового регулирования соответствующих общественных отношений. И в зарубежных странах конституционные нормы конкретизируются органическими законами и судебной практикой.
Поэтому, по нашему мнению, стоит дополнить положения Конституции России нормами, закрепляющими принципы избирательного права для всех видов выборов. Но поскольку законотворчество — дело длительное, то почти естественным образом правоприменители восполняют такие пробелы при помощи норм международного права.
Непреходящая политико-правовая ценность международных избирательных стандартов стала особенно очевидна в новом XXI столетии, когда многие государства гармонизируют принципы, на которых строятся их правовые системы, признавая право граждан на равный доступ к информации, на участие в управлении страной, право избирать и быть избранными в качестве основных прав человека6.
Под международными избирательными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов.
Основой обязательной силы международного права является добровольное ясно выраженное или молчаливое общее или отдельное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, правил, соответствующих современному правосознанию народов7. Необходимость такого соглашения и соблюдения установленных им конкретных норм определяется объективными закономерностями общественного развития, порождающими потребности регулирования разнообразных отношений между участниками международного общения. Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, большое значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы. Обязательные для исполнения нормы содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах (которые могут иметь различные наименования — договоры, соглашения, пакты, конвенции и т.д.) и обычаях международного права.
Ввиду того, что государства в той или иной мере сами участвуют в разработке и принятии международных документов, содержащих определенные стандарты поведения, такие стандарты не могут рассматриваться как нечто навязанное извне. И как раз потому, что такие стандарты вырабатываются в результате согласования позиций различных государств, они представляют собой набор минимально необходимых правил поведения, с соблюдением которых согласны государства, принимавшие участие в их разработке и одобрении. Конечно же, международные стандарты нельзя воспринимать как нечто,
стоящее неизмеримо выше любых правил, действующих в каждом отдельно взятом государстве, но они служат ориентиром при определении направления развития государства (в данном случае в сфере обеспечения избирательных прав граждан, организации, проведения выборов).
В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское избирательное законодательство и практика его применения международным избирательным стандартам, весьма актуален. Россия как демократическое и правовое государство просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.
Становление современной российской системы избирательных прав и свобод граждан связано с принятием 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования действующей Конституции РФ.
В Конституции России имеются положения, связанные с развитием избирательных прав и свобод граждан, которые получили свою конкретизацию как в федеральном законодательстве о выборах, так и в законодательстве субъектов РФ. При этом в силу федеративного устройства России защита избирательных прав граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно действующей Конституции, весь массив российского законодательства, регулирующего демократические институты народовластия, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В отношении избирательных прав и свобод российских граждан это означает, что их правовое регулирование и правоприменение должны осуществляться в соответствии с международными стандартами в области избирательного права, касающегося различных правоотношений в сфере выборов, в том числе и избирательного процесса (международные избирательные стандарты или международные стандарты для демократических выборов).
При этом ряд общепризнанных международных принципов избирательного права, имеющих для России первостепенное значение, получил непосредственное закрепление в Конституции нашего государства. Это в первую очередь относится к нормам,
касающимся прав и свобод человека. В ряде положений Конституции РФ прямо зафиксировано суверенное право российского народа на осуществление народовластия, в том числе посредством свободных выборов и референдума, право граждан избирать и быть избранными, признание в России политического многообразия и многопартийности, принципа разделения власти, самостоятельности местного самоуправления, универсальные принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вместе с тем, наряду с конституционно закрепленными принципами, признаваемыми в качестве международных стандартов, имеются нормы и положения международных договоров, которые не нашли своей конкретизации в Конституции РФ. Однако они также являются составной частью национальной правовой системы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции.
Итак, международные стандарты являются приоритетными в сравнении с нормами национального законодательства России. Это в полной мере относится как к документам, подписанным Российской Федерацией, так и взятым на себя обязательствам Союза ССР, так как он был участником практически всех многосторонних международных договоров, формулирующих принципы и конвенционные нормы международного права. Все эти договоры являются действующими для России как государства — правопреемника СССР.
К числу основных источников международных стандартов в области избирательных прав и свобод российских граждан следует отнести, прежде всего, всеобщие или универсальные избирательные стандарты. Универсальными они являются в силу того, что они действуют в отношении государств любого континента Земли. Одним из таких универсальных документов является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 21 которой записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основана на власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека является первым заявлением в отношении права человека на участие в политической жизни в период после Второй мировой войны. Если во время ее принятия декларация рассматривалась в качестве заявления о намерениях, то сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, многие государства воспринимают как
общепризнанный стандарт, воплощающийся во внутреннем законодательстве.
Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Участниками этого Международного пакта являются 127 государств, что делает его обязательным для исполнения международным инструментом с самым большим количеством участников, гарантирующим право на свободные выборы. В ст. 25 этого документа провозглашается право каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основах всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».
Международный пакт о гражданских и политических правах принимался в форме многостороннего международного договора и, в отличие от Всеобщей декларации прав человека, сразу определялся как документ, носящий обязательный характер для государств-участников. К числу основных источников всеобщих универсальных международных избирательных стандартов относятся также Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 15 декабря 1979 г., I Международная конвенция о ликвидации всех форм массовой дискриминации от 25 декабря 1965 г.
Документы универсального характера, посвященные выборам, принимаются в рамках не только ООН, но и некоторых других всемирных международных организаций. Одной из старейших международных организаций является Межпарламентский союз, который действует уже более ста двадцати лет. Естественно, данная организация не может находиться в стороне от вопросов проведения выборов. На 154-й сессии Совета Межпарламентского союза в Париже в 1994 г. единогласно (в сессии принимали участие представители 112 государств-членов данной организации) была принята Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, а на 161-й сессии Совета в 1997 г. без голосования была одобрена Всеобщая декларация о демократии, в п. 12 которой говорится: «Ключевым элементом в осуществлении демократии является проведение свободных и честных выборов через регулярные интервалы времени, которые обеспечивали бы возможность выражения воли народа».
Декларация о критериях свободных и справедливых выборов говорит об избирательных правах граждан, о правах и обязанностях кандидата, партии в ходе избирательной кампании, а также о правах и обязанностях государств. В частности, к обязанностям государства, согласно Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, относятся принятие законодательных и других мер в целях обе-
спечения гарантий прав и институционных рамок для проведения регулярных подлинных свободных и справедливых выборов, установления нейтрального, беспристрастного и сбалансированного механизма организации и проведения выборов, уважение и соблюдение прав человека для всех граждан, проживающих на их территории и на территориях под их юрисдикцией, обеспечение партиям и кандидатам разумных возможностей для представления своих избирательных платформ, соблюдение принципа тайного голосования, недопущение подкупа или других противозаконных действий, обеспечение ясности и понятности всего избирательного процесса, предотвращение случаев насилия в ходе выборов, быстрое и эффективное рассмотрение жалоб, относящихся к избирательному процессу, избирательными органами и судами и др.
Наряду с всеобщими, универсальными международными избирательными стандартами существуют еще и региональные международные избирательные стандарты. Наибольший интерес, по нашему мнению, представляют документы, принятые в рамках региональных организаций, в которых участвует Россия, хотя и в иных регионах имеются международные документы, не оставляющие без внимания выборы (например, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия прав человека и народов и др.). В первую очередь речь идет о наиболее развернутых и детально проработанных европейских международных стандартах выборов. Они изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. Например, в п. 7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ в развитие всеобщих универсальных избирательных стандартов указано, что разумная периодичность проведения свободных выборов должна устанавливаться законом; подсчет голосов должен быть честным и официальные результаты опубликованы; закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к средствам массовой информации всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе; должны создаваться надлежащие условия для деятельности политических партий и равенства их перед законом и органами власти; кандидаты, получившие необходимое количество голосов, определенное законом, должны надлежащим образом вступать в должность и оставаться на ней и т.д.8
Органы Совета Европы приняли также ряд документов, имеющих непосредственное отношение к организации и проведению выборов. Так, Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюции
«О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах» (№ 1264, 2001 г.), «Об ограничениях на деятельность политических парий в государствах - членах Совета Европы» (№ 1308, 2002 г.), «О своде рекомендуемых норм при проведении выборов» (№ 1320 и 1595, 2003 г.). Комитет Министров также неоднократно принимал документы, также касающиеся организации и проведения выборов (Резолюция (62) 2 «Государствам — членам относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных» (1962 г.)).
Разновидностью региональных международных избирательных стандартов, имеющих к России непосредственное отношение, является Конвенция о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств. Эта Конвенция была подписана в Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации (а также для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан) 11 ноября 2003 г.9
Указанный документ определяет основные стандарты демократических выборов, а также гарантии их реализации, в том числе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конвенция представляет собой попытку кодификации и содержательного обогащения международных правовых норм в области организации избирательного процесса. В документе впервые даны определения избирательных стандартов, механизмы их реализации.
Значение Конвенции состоит в том, что впервые в международном праве закреплено столь детализированное правовое регулирование общественных отношений, связанных с назначением, подготовкой, проведением и определением результатов выборов и референдумов в государствах-участниках10.
В рамках этого документа предусматривается создание специального органа — Межгосударственного избирательного совета, на который возлагается оказание, в частности, содействия по подготовке и проведению наблюдения за выборами. Конвенция содержит и иные инновационные элементы международно-правового регулирования стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод в рамках организации современного избирательного процесса. В целом, документ, принятый по инициативе России, является одним из подтверждений ее стремления к дальнейшей демократизации избирательного процесса, созданию единой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов.
Анализ основных правовых источников всеобщих и региональных международных избирательных стан-
дартов позволяет сделать вывод, что международные избирательные стандарты — это обязательства Российской Федерации не только формально предоставить российским гражданам оговоренные стандартами права и свободы на участие в свободных, периодичных, альтернативных и справедливых выборах, но и гарантировать своим внутренним законодательством их реализацию.
Исследование законодательных основ системы избирательных прав и свобод российских граждан показывает, что Россия системно имплементировала международные стандарты в свою правовую систему, признав, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов, является целью и обязанностью российского правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.
1 См.: Босова Е.Н. Избирательное законодательство: система, системность, систематизация: Сборник конкурсных работ в области избирательного права и процесса / Под общ. ред. А.А. Вешнякова. — М., 2005. С. 225.
2 Там же. С. 228.
3 См. по этому вопросу: Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных
комиссий в Российской Федерации // Консультант Плюс, база 2009 г.
4 См., например: Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 28.
5 См.: Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 1997. С. 148; Наумов В.И. Демократизация правовой базы избирательного процесса в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 18. 1999. № 1. С. 36—44; Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 129; Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков, Е.И. Колюшин, В.И. Лысенко. — М., 2000. С. 10; Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. № 1. С. 23.
6 См.: Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева. — М., 2006. С. 13.
7 См.: Выборы в России: шанс на согласие: документы, факты, события / Отв. ред. А.С. Пржездомский. Калининград, 2004. С. 55.
8 См.: Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева — М., 2006. С. 24.
9 Там же.
10 См.: Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в Российской Федерации // Консультант Плюс, база 2009 г.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
А.В. БОГДАНОВ,
полковник милиции, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России
С.А. МЕРИНОВА,
подполковник милиции, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров очного обучения Московского университета МВД России
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с деятельностью ОВД в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Ключевые слова: государственная тайна, защита информации, обеспечение режима секретности.