Научная статья на тему 'Приоритеты правовой политики Республики Армения в контексте имплементации международно-правовых избирательных стандартов в национальное законодательство'

Приоритеты правовой политики Республики Армения в контексте имплементации международно-правовых избирательных стандартов в национальное законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL NORMS / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ / DEMOCRATIC ELECTIONS / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / REPUBLIC OF ARMENIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурадян Манук Оганесович

Характеризуя понятие и сущность избирательной системы посредством сравнительного метода, мы предприняли попытку рассмотреть тенденции демократизации и дальнейшего развития избирательной системы Республики Армения посредством внедрения международно-правовых стандартов в национальную избирательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of Legal Policy in Implementation of International Electoral Law Norms into the National Electoral Legislation

The article describes the notion and the essence of electoral system through the comparative method and attempts to examine the tendencies of democratization and further development of electoral system of the Republic of Armenia also via locating international electoral law norms into the electoral system of the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Приоритеты правовой политики Республики Армения в контексте имплементации международно-правовых избирательных стандартов в национальное законодательство»

обладают ею в степени, соответствующей лишь административным деликтам, — с другой .

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних : федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // Рос . газета . 2012 . 2 марта .

2 Астанин В. В. Взаимосвязь коррупционных проявлений и экологических преступлений: проблемы детерминации, латентности и уголовной репрессии // Человек: преступление и наказание . 2009. № 1(64) . С . 129 .

3 Анализировались меры наказания в отношении лиц, осужденных по: ч . 1 ст . 120, ч . 4 ст . 122, чч . 1, 3 ст . 123,

ч . 2 ст . 124, чч . 1, 2 ст . 235, чч . 1, 2 ст . 236 УК РФ . Во внимание не принимались случаи убийства из сострадания (ч . 1 ст . 105 УК РФ) ввиду невозможности выделить их в статистических материалах . (Козаев Н. Ш. Уголовное право в условиях научно-технического прогресса . Владикавказ, 2013) 270 с .

4 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . 2012 . № 49, ст . 6752 . С . 13664-13670 .

5 Свод показателей всех судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, с учетом военных судов . Форма № 10-а и форма № 10 .3 .1 за 12 мес . 2012 г. и за 12 мес . 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cdep . ru (дата обращения: 24.10.2014) .

УДК 341 © М. О. Мурадян, 2014

Приоритеты правовой политики Республики Армения в контексте имплементации международно-правовых избирательных стандартов

в национальное законодательство

М. О. Мурадян

Характеризуя понятие и сущность избирательной системы посредством сравнительного метода, мы предприняли попытку рассмотреть тенденции демократизации и дальнейшего развития избирательной системы Республики Армения посредством внедрения международно-правовых стандартов в национальную избирательную систему.

Ключевые слова: избирательная система, международные стандарты, демократические выборы,

Республика Армения.

Избирательная система любого государства должна соответствовать общепризнанным международно-правовым стандартам, утвердившимся в международном праве после Второй мировой войны, когда начался интенсивный демократический процесс переосмысления основных политических, гражданских прав и свобод . Этот процесс, выйдя из рамок внутригосударственного регулирования, поднялся на уровень международного регулирования и стал предметом пристального внимания международных организаций 1 .

Первым документом, который послужил международной правовой основой обсуждаемого в статье процесса, является Устав Организации Объединенных Наций, закрепляющий основные принципы 2 международного права

Норма международного права — это правило конкретного поведения, которое признается и про-

никает во внутреннюю правовую систему субъектов международного права . Республика Армения как самостоятельный субъект международного права не является исключением, и это закреплено в ее Конституции . В частности, согласно ч . 4 ст. 6 Конституции ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения . Эта конституционная норма позволяет констатировать, что Республика Армения как полноправный член международного сообщества может активно участвовать в процессе введения и применения международных стандартов, провозглашающих права и свободы личности

По существу, формирование внутригосударственного правового поля без введения международных демократических правовых стандартов (импле-ментация 3) противоречит демократическим критериям

В настоящее время нормы международного права, связанные с правами и свободами личности, принято называть международными стандартами 4 . Таким образом, международные правовые нормы, регулирующие выборы, можно называть международными избирательными стандартами 5 .

По мнению некоторых авторов, международные избирательные стандарты и принципы — это обязанность государств предоставлять своим гражданам не только определенные права для участия в выборах (право избирать и быть избранными), но и не посягать на эти права и принимать необходимые меры для обеспечения их полной реализации 6 .

Избирательные стандарты как механизмы реализации международных принципов (норм) создают возможность унифицировать национальное законодательство, приводя его в соответствие с общепризнанными целями и задачами, что реально способствует интеграции государств в демократическое сообщество

В литературе отмечено, что одной из особенностей правового регулирования избирательных стандартов является непосредственное воздействие международных норм на внутригосударственные отношения, а также их приоритет по отношению к национальному праву 7.

Международные нормы, которые декларируют положения о честных, объективных, свободных выборах и участии граждан в государственном управлении, получили закрепление в ряде международных универсальных и территориальных нормативных актов, например в Уставе ООН от 26 июня 1945 г. 8, утвержденной 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека 9, Международном пакте «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. 10, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. 11, Уставе Совета Европы от 5 мая 1949 г. 12 и других актах 13 .

Говоря о международных избирательных стандартах, необходимо отметить, что некоторыми странами-участницами СНГ проделан важный шаг по разработке подобных стандартов В частности, речь идет о подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета руководителей государств СНГ Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 14 . Республика Армения представляет одно из государств, присоединившихся к этой региональной конвенции

В части 2 ст. 1 Конвенции закреплено, что стандартами демократичных выборов являются: права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы национального представитель-

ства; принципы обязательных, периодических, честных, свободных выборов, которые осуществляются на основе всеобщего, равного избирательного права путем тайного голосования; обеспечение свободного волеизъявления избирателей; открытость и гласность (прозрачность) выборов, обеспечение охраны избирательных прав и свобод человека и гражданина судом и другими формами; обеспечения общественной и международной наблюдательской миссии за ходом выборов; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса .

По мнению некоторых авторов, главным результатом реализации Конвенции могут стать быстрое формирование новой комплексной ветви международного права и в соответствии с этим дальнейшее формирование и совершенствование международной нормативной базы

Сегодня в научных кругах бытует точка зрения о том, что до принятия указанной Конвенции стран СНГ в мире не было единого международно-правового документа, определяющего основные обязательные избирательные стандарты В связи с этим невозможно переоценить роль кодификации международно-правовых избирательных стандартов Подобный подход может способствовать распространению принципов выборной демократии, а также реализации гарантий избирательных прав и свобод внутри правового государства 15 .

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в докладе Центральной избирательной комиссии РФ указывается, что подобное закрепление на высшем уровне избирательно-правовых стандартов, во-первых, создает прочные гарантии, исключающие возможность вмешательства других государственных структур во внутреннюю политику государства в подобных вопросах, во-вторых, устанавливает необходимые преграды для какого-либо иного моделирования этих стандартов со стороны конкретного государства 16

Согласно статье 21 Всеобщей Декларации прав человека воля народа должна лежать в основе власти правительства: она должна быть выражена в периодических и реальных выборах, которые являются всеобщими и осуществляются на основе равного избирательного права тайным голосованием или посредством других равноценных процессов, обеспечивающих свободу выборов 17. Подобная норма закреплена также в Международном пакте о политических и гражданских правах. В частности, согласно п . «Б» ст. 25 Пакта, «каждый гражданин должен... иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» 18

Декларированные в вышеназванных международных актах стандарты предполагают существование органов государственной власти, избранных в условиях разумной периодичности, которые, в конечном счете, должны выступать как основы демократического общества 19 .

Еврокомиссия уже не раз признавала обоснованными различные требования, предъявляемые к кандидатам, в частности, сбор подписей в пользу отдельных кандидатов или партийных списков, институт избирательного залога, а также возможность его хранения, если не собрано предусмотренное законом необходимое количество голосов

В документах Совета Европы в качестве средства обеспечения беспристрастной избирательной кампании и в целях становления и развития демократической системы выборов большое значение придается освещению хода выборов средствами массовой информации Действительно, прозрачность, видимость и доступность избирательной кампании для широкой общественности может способствовать формированию легитимной власти, созданию доверия между избирателями и выборными государственными и муниципальными органами. Это условие должно содействовать повышению политической активности населения, что представляет серьезную задачу, особенно для недавно ставших независимыми государств, в том числе для Республики Армения

В 900-й резолюции Совета Европы «О праве использования средств аудиовизуальной массовой информации в ходе избирательной кампании», принятой на 7-й сессии 5 мая 1988 г. , установлено, что в ходе проведения выборов необходимо обеспечить политический плюрализм и равные возможности для всех партий и кандидатов (п 5) Этого можно добиться исключительно средствами правового демократического контроля над СМИ (п 6) Свободные демократические выборы предполагают наличие национальных средств массовой информации, как самый доступный для партий и отдельных кандидатов вариант (ст. 9) 20 .

Ценными представляются позиции стран-участниц (Восточная и Западная Европа, США и Канада) Копенгагенской конференции «О человеческих критериях», состоявшейся 29 июня 1990 г. о том, что «составляющим равных и нерушимых прав человека, а также процессом полного выражения достоинства человека являются свободные выборы, которые проводятся с разумной периодичностью, в условиях тайного голосования, обеспечивая в ходе избирательной компании выражение свободного волеизъявления» 21

Международные избирательные стандарты подробно отражены в Декларации о свободных и справедливых выборах, которая была принята 112-ю госу-

дарствами на состоявшейся 26 марта 1994 г. в Париже 154-й сессии Совета Межпарламентского Союза, а также в Инструкции ОБСЕ по организации наблюдательной деятельности во время выборов Инструкция декларирует семь основных критериев избирательного права — всеобщие, равные, честные, тайные, свободные, прозрачные и ответственные выборы

Следует отметить, что в вышеуказанных документах особое внимание уделяется правам и обязанностям государств Так, в 4-й части Декларации о свободных и справедливых выборах закреплена обязанность государства уважать и рекомендовать обеспечение реализации прав человека всем гражданам, проживающим на их территории или в тех регионах, которые находятся под юрисдикцией данного государства В то же время подчеркнем, что Декларация по своей сути не является источником международного права, поскольку не выдвигает юридических обязательств 22

Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что руководители государств-членов ОБСЕ, членом которого является и Республика Армения, во время встреч на высоком уровне неоднократно подчеркивали необходимость выполнения в рамках организации достигнутых договоренностей, считаем, что документ имеет серьезную правовую основу Подобные заявления можно рассматривать как одностороннюю обязанность государства международно-правового характера, следовательно, в этом плане нужно поддержать позицию группы ученых о том, что запротоколированные положения ОБСЕ по правам человека считаются территориальными стандартами в сфере прав человека 23.

Существуют также такие международные критерии, в которых закреплены правовые и организационные меры, направленные на эффективную защиту избирательного процесса от различных подлогов К числу подобных мер относится реализация права независимого судебного процесса Согласно принятой в 1950 г. Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека Европейский Суд призван обеспечить неукоснительное выполнение странами-участниками норм Конвенции 24 .

В избирательной практике главную проблему представляет задача отличия правового избирательного закона от неправового избирательного закона (законодательства) В связи с этим исключительно важно обеспечить соответствие избирательного законодательства Конституции Республики Армения принципам международного права, межгосударственным договорным нормам Республики Армения, поскольку, как известно, в случае конкретного избирательного спора возможно несоответствие потребностей практики возможностям позитивного права Судебные решения в этом плане, будучи результатом

тщательного разбирательства, являются своеобразным компромиссом, который по существу разрешает разногласия между сторонами 27

Республика Армения, следуя международным стандартам и стандартам демократического избирательного права, закрепила в своей Конституции положение о том, что граждане Республики Армения, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и участвовать в референдумах, а также непосредственно или через избранных свободным волеизъявлением своих представителей участвовать в управлении государством и органах местного самоуправления (ст. 30) . Реализация этого конституционного права обеспечена при проведении как общегосударственных, так и местных выборов .

Гарантировав права граждан выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Республики Армения в ст. 4 закрепляет и принципы их реализации: всеобщее, прямое, равное избирательное право на основе тайного голосования

Не получил конституционного закрепления принцип периодичности выборов 26 Как справедливо отмечает М В Масловская, нормы, призванные регулировать отношения и связанные с организацией и проведением выборов (нормы-принципы, в частности, принцип периодичности), должны в первую очередь получить стабильное правовое закрепление, не подвергаться частым изменениям в пользу той или иной политической силы . Наконец, по мнению М В Масловской, этого можно достичь путем конституционного закрепления принципов избирательной системы 27 Конституция Республики Армения в ст 4 частично решила данную проблему 28 Однако принцип периодичности выборов в Конституции не закреплен

Заслуживает внимания позиция Р Е Биктаги-рова, который рассматривает закрепление всей базы общепризнанных принципов избирательной системы как мощный фактор, способствующий ее стабилизации В противном случае в условиях сложившейся практики, когда до и после каждых выборов «реформируется» избирательное законодательство, нельзя надеяться на стабилизацию избирательного процесса 29 . С этой точкой зрения нельзя не согласиться

Примечательно, что из-за несовершенства избирательного законодательства начинается серьезная борьба между теми, кто допускает в этой сфере нарушения, и субъектами, организующими избирательный процесс, в результате чего после каждых выборов последние представляют в законодательный корпус новый пакет избирательного законодательства, что не может способствовать формированию стабильного избирательного законодательства и правовому регу-

лированию избирательных правоотношений Более того, подобная практика законодательных реформ может привести к серьезной дестабилизации нормативной базы сферы на длительное время . В данном случае невозможно говорить о стабильном избирательном законодательном поле

Нормы избирательного права, считает В Панкратов, связаны с принципами, поэтому в случае отсутствия конституционных гарантий того или иного принципа возможно отклонение от общепризнанных принципов в ходе законотворческого процесса 30

Проблемы, возникающие во время избирательного процесса (создание искусственных барьеров для свободной регистрации кандидатов, ограничение свободы предвыборной агитации и др.), могут привести выборы как форму осуществления народовластия к ликвидации Подобное положение можно назвать институционной ловушкой, когда вследствие неправильной стратегии дальнейшее развитие какого-либо института ведет к упразднению других институтов 31

По мнению зарубежных экспертов, действующее в Республике Армения избирательное законодательство восприняло и продолжает воспринимать международные стандарты свободных и справедливых выборов, которые закреплены в международно-правовых конвенциях, хартиях, декларациях и которые полностью относятся к реализации политических прав граждан Итоги их применения в ходе некоторых избирательных кампаний заслужили положительную оценку 32

Однако анализ практики применения избирательного законодательства свидетельствует о том, что ряд принципиальных вопросов, связанных с проведением свободных и справедливых выборов в Республике Армения, пока еще не получил полного отображения в избирательном законодательстве Как справедливо отмечает В . Л. Римский, политические, финансовые и хозяйственные задачи в современных выборах имеют существенное значение Именно по этой причине кандидаты и их соратники для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем Основной причиной создания такой обстановки являются нестабильные и несовершенные нормы, а также порочная практика их применения 33

Рассматривая необходимость закрепления в избирательном законодательстве Республики Армения международных избирательных стандартов и их беспрекословного применения, приходим к определенным выводам:

— на неблагополучное состояние избирательной системы оказывает отрицательное воздействие проводимая политика, в частности, одной из серьезных причин торможения процесса демократизации

избирательной системы, приведения ее в соответствие с международными стандартами является обусловленное субъективными политическими причинами внесение частых поправок в избирательное законодательство. Это в большей степени связано с воплощением в жизнь политических желаний чиновников, чем с преобразованием и совершенствованием избирательного законодательства;

— формирование внутригосударственного правового поля без применения международных демократических правовых стандартов прямо противоречит демократическим принципам . Сегодня Республика Армения стремится привести свою нормативную базу в соответствие с международными стандартами По некоторым вопросам законодательная система Республики Армения несовершенна, особенно это касается принципа периодичности . В документах Совета Европы процессу становления и развития беспристрастной демократической избирательной кампании большое внимание уделяется задачам освещения хода выборов в средствах массовой информации По нашим наблюдениям, важными факторами, способствующими легитимности выборов, выступают прозрачность и открытость избирательной кампании для электората, что, в свою очередь, приводит к росту доверия к власти у народа .

1 Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Избирательная система России. Теория, практика, перспективы . СПб. , 2003. С. 56.

2 Международное право / отв. ред. Ю. М. Колосов,

B. И. Кузнецов. М. ,1995. С. 27.

3 Большой юридический словарь. 6000 терминов / под ред. А . Я . Сухарева, В. Д . Зорькина, В. Е. Крутских. М. , 1999.

C. 242.

4 Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. , 1991. С. 31 .

5 Там же . С. 126 .

6 См. , напр. : Вешняков А. А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь . 2004. № 3 . С. 23 .

7 Веденеев Ю. А., Миронов Н. М. Современное избирательное право: понятия и система . М . , 2004. № 8 . С . 83 .

8 Международные акты о правах человека : сб . документов / сост. В. А . Карташкин, Е. А . Лукашева . М . , 1998. С. 37.

9 Там же . С. 39-43.

10 Там же . С. 53-68.

11 Там же . С. 539-570.

12 Там же . С. 537-539.

13 Международные избирательные стандарты : сб . документов / отв ред А А Вешняков, науч ред В И Лысенко М. , 2004. 1152 с.

14 Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб. , 2002. № 3 (34) С 343-366.

15 Грабенвартер К. О проекте Конвенции Совета Европы «О стандартах выборов, избирательных прав и свобод» // Гос . власть и местное самоуправление . 2004. № 3 . С. 43 .

16 Международные избирательные стандарты как гарантия защиты прав граждан и независимости демократического государства : доклад ЦИК РФ «О развитии и совершенствования законодательства РФ о выборах и референдумах» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 21. С 47-90.

17 Сборник международных договоров по правам человека с участием Республики Армения . МИД Республики Армения Ереван, 2001

18 Международные акты о правах человека : сб . документов / сост. В. А . Карташкин, Е. А . Лукашева. С. 60-61.

19 Решение Европейского Суда по правам человека от 5 ноября 1969 г. по делу «Греция против Соединенного Королевства». Comm. Report 5 .11.69, para 2. Yearbook 12. P. 179-180.

20 Parliamentary Assembly Resolution 500/1988/ on Access-totre Audiovisual Media during Election Compaigns .

21 Сов. гос-во и право . 1990. № 11 . С 8-16 .

22 Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ M , 1997 С 13-19

23 Там же . С 132.

24 Красинский В. В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права . 2003. № 7. С 90-97.

25 Галушко И. В. Правосудие как способ разрешения юридических конфликтов в ходе выборов // Вестник ЦИК РФ. 2003. №1 (139). С 104.

26 Мурадян М. О. Конституционно-правовые основы избирательной системы Республики Армения : монография / под ред . Р. С. Мулукаева . Ереван, 2008. С. 80-84.

27 Масловская М. В. Избирательный процесс в Российской Федерации : дис . ... канд . юрид . наук. Волгоград, 1999. С 55 .

28 Конституция Республики Армения . URL: http://www. arlis .am (дата обращения: 22.05.2014).

29 Биктагиров Р. Е. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 2003. № 11 (125) . С 73 .

30 Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право : учеб . пособие / под ред . Ю . А . Веденеева . М . , 2001. С. 28.

31 Полтерович В. М. Институциональная динамика и теория реформ // Эволюционная экономика и «мэйн-стрим» : сб. докладов. М., 2000. С. 31-54.

32 Отчет о парламентских выборах в Республике Армения // Еженедельник «Республика Армения». 2007. № 21 . С 3-14.

33 Римский В. Л. Выборы без стратегического выбора // Общественные науки и современность 2003 № 5 С. 49-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.