обладают ею в степени, соответствующей лишь административным деликтам, — с другой .
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних : федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // Рос . газета . 2012 . 2 марта .
2 Астанин В. В. Взаимосвязь коррупционных проявлений и экологических преступлений: проблемы детерминации, латентности и уголовной репрессии // Человек: преступление и наказание . 2009. № 1(64) . С . 129 .
3 Анализировались меры наказания в отношении лиц, осужденных по: ч . 1 ст . 120, ч . 4 ст . 122, чч . 1, 3 ст . 123,
ч . 2 ст . 124, чч . 1, 2 ст . 235, чч . 1, 2 ст . 236 УК РФ . Во внимание не принимались случаи убийства из сострадания (ч . 1 ст . 105 УК РФ) ввиду невозможности выделить их в статистических материалах . (Козаев Н. Ш. Уголовное право в условиях научно-технического прогресса . Владикавказ, 2013) 270 с .
4 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . 2012 . № 49, ст . 6752 . С . 13664-13670 .
5 Свод показателей всех судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, с учетом военных судов . Форма № 10-а и форма № 10 .3 .1 за 12 мес . 2012 г. и за 12 мес . 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cdep . ru (дата обращения: 24.10.2014) .
УДК 341 © М. О. Мурадян, 2014
Приоритеты правовой политики Республики Армения в контексте имплементации международно-правовых избирательных стандартов
в национальное законодательство
М. О. Мурадян
Характеризуя понятие и сущность избирательной системы посредством сравнительного метода, мы предприняли попытку рассмотреть тенденции демократизации и дальнейшего развития избирательной системы Республики Армения посредством внедрения международно-правовых стандартов в национальную избирательную систему.
Ключевые слова: избирательная система, международные стандарты, демократические выборы,
Республика Армения.
Избирательная система любого государства должна соответствовать общепризнанным международно-правовым стандартам, утвердившимся в международном праве после Второй мировой войны, когда начался интенсивный демократический процесс переосмысления основных политических, гражданских прав и свобод . Этот процесс, выйдя из рамок внутригосударственного регулирования, поднялся на уровень международного регулирования и стал предметом пристального внимания международных организаций 1 .
Первым документом, который послужил международной правовой основой обсуждаемого в статье процесса, является Устав Организации Объединенных Наций, закрепляющий основные принципы 2 международного права
Норма международного права — это правило конкретного поведения, которое признается и про-
никает во внутреннюю правовую систему субъектов международного права . Республика Армения как самостоятельный субъект международного права не является исключением, и это закреплено в ее Конституции . В частности, согласно ч . 4 ст. 6 Конституции ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения . Эта конституционная норма позволяет констатировать, что Республика Армения как полноправный член международного сообщества может активно участвовать в процессе введения и применения международных стандартов, провозглашающих права и свободы личности
По существу, формирование внутригосударственного правового поля без введения международных демократических правовых стандартов (импле-ментация 3) противоречит демократическим критериям
В настоящее время нормы международного права, связанные с правами и свободами личности, принято называть международными стандартами 4 . Таким образом, международные правовые нормы, регулирующие выборы, можно называть международными избирательными стандартами 5 .
По мнению некоторых авторов, международные избирательные стандарты и принципы — это обязанность государств предоставлять своим гражданам не только определенные права для участия в выборах (право избирать и быть избранными), но и не посягать на эти права и принимать необходимые меры для обеспечения их полной реализации 6 .
Избирательные стандарты как механизмы реализации международных принципов (норм) создают возможность унифицировать национальное законодательство, приводя его в соответствие с общепризнанными целями и задачами, что реально способствует интеграции государств в демократическое сообщество
В литературе отмечено, что одной из особенностей правового регулирования избирательных стандартов является непосредственное воздействие международных норм на внутригосударственные отношения, а также их приоритет по отношению к национальному праву 7.
Международные нормы, которые декларируют положения о честных, объективных, свободных выборах и участии граждан в государственном управлении, получили закрепление в ряде международных универсальных и территориальных нормативных актов, например в Уставе ООН от 26 июня 1945 г. 8, утвержденной 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека 9, Международном пакте «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. 10, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. 11, Уставе Совета Европы от 5 мая 1949 г. 12 и других актах 13 .
Говоря о международных избирательных стандартах, необходимо отметить, что некоторыми странами-участницами СНГ проделан важный шаг по разработке подобных стандартов В частности, речь идет о подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета руководителей государств СНГ Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 14 . Республика Армения представляет одно из государств, присоединившихся к этой региональной конвенции
В части 2 ст. 1 Конвенции закреплено, что стандартами демократичных выборов являются: права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы национального представитель-
ства; принципы обязательных, периодических, честных, свободных выборов, которые осуществляются на основе всеобщего, равного избирательного права путем тайного голосования; обеспечение свободного волеизъявления избирателей; открытость и гласность (прозрачность) выборов, обеспечение охраны избирательных прав и свобод человека и гражданина судом и другими формами; обеспечения общественной и международной наблюдательской миссии за ходом выборов; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса .
По мнению некоторых авторов, главным результатом реализации Конвенции могут стать быстрое формирование новой комплексной ветви международного права и в соответствии с этим дальнейшее формирование и совершенствование международной нормативной базы
Сегодня в научных кругах бытует точка зрения о том, что до принятия указанной Конвенции стран СНГ в мире не было единого международно-правового документа, определяющего основные обязательные избирательные стандарты В связи с этим невозможно переоценить роль кодификации международно-правовых избирательных стандартов Подобный подход может способствовать распространению принципов выборной демократии, а также реализации гарантий избирательных прав и свобод внутри правового государства 15 .
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в докладе Центральной избирательной комиссии РФ указывается, что подобное закрепление на высшем уровне избирательно-правовых стандартов, во-первых, создает прочные гарантии, исключающие возможность вмешательства других государственных структур во внутреннюю политику государства в подобных вопросах, во-вторых, устанавливает необходимые преграды для какого-либо иного моделирования этих стандартов со стороны конкретного государства 16
Согласно статье 21 Всеобщей Декларации прав человека воля народа должна лежать в основе власти правительства: она должна быть выражена в периодических и реальных выборах, которые являются всеобщими и осуществляются на основе равного избирательного права тайным голосованием или посредством других равноценных процессов, обеспечивающих свободу выборов 17. Подобная норма закреплена также в Международном пакте о политических и гражданских правах. В частности, согласно п . «Б» ст. 25 Пакта, «каждый гражданин должен... иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» 18
Декларированные в вышеназванных международных актах стандарты предполагают существование органов государственной власти, избранных в условиях разумной периодичности, которые, в конечном счете, должны выступать как основы демократического общества 19 .
Еврокомиссия уже не раз признавала обоснованными различные требования, предъявляемые к кандидатам, в частности, сбор подписей в пользу отдельных кандидатов или партийных списков, институт избирательного залога, а также возможность его хранения, если не собрано предусмотренное законом необходимое количество голосов
В документах Совета Европы в качестве средства обеспечения беспристрастной избирательной кампании и в целях становления и развития демократической системы выборов большое значение придается освещению хода выборов средствами массовой информации Действительно, прозрачность, видимость и доступность избирательной кампании для широкой общественности может способствовать формированию легитимной власти, созданию доверия между избирателями и выборными государственными и муниципальными органами. Это условие должно содействовать повышению политической активности населения, что представляет серьезную задачу, особенно для недавно ставших независимыми государств, в том числе для Республики Армения
В 900-й резолюции Совета Европы «О праве использования средств аудиовизуальной массовой информации в ходе избирательной кампании», принятой на 7-й сессии 5 мая 1988 г. , установлено, что в ходе проведения выборов необходимо обеспечить политический плюрализм и равные возможности для всех партий и кандидатов (п 5) Этого можно добиться исключительно средствами правового демократического контроля над СМИ (п 6) Свободные демократические выборы предполагают наличие национальных средств массовой информации, как самый доступный для партий и отдельных кандидатов вариант (ст. 9) 20 .
Ценными представляются позиции стран-участниц (Восточная и Западная Европа, США и Канада) Копенгагенской конференции «О человеческих критериях», состоявшейся 29 июня 1990 г. о том, что «составляющим равных и нерушимых прав человека, а также процессом полного выражения достоинства человека являются свободные выборы, которые проводятся с разумной периодичностью, в условиях тайного голосования, обеспечивая в ходе избирательной компании выражение свободного волеизъявления» 21
Международные избирательные стандарты подробно отражены в Декларации о свободных и справедливых выборах, которая была принята 112-ю госу-
дарствами на состоявшейся 26 марта 1994 г. в Париже 154-й сессии Совета Межпарламентского Союза, а также в Инструкции ОБСЕ по организации наблюдательной деятельности во время выборов Инструкция декларирует семь основных критериев избирательного права — всеобщие, равные, честные, тайные, свободные, прозрачные и ответственные выборы
Следует отметить, что в вышеуказанных документах особое внимание уделяется правам и обязанностям государств Так, в 4-й части Декларации о свободных и справедливых выборах закреплена обязанность государства уважать и рекомендовать обеспечение реализации прав человека всем гражданам, проживающим на их территории или в тех регионах, которые находятся под юрисдикцией данного государства В то же время подчеркнем, что Декларация по своей сути не является источником международного права, поскольку не выдвигает юридических обязательств 22
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что руководители государств-членов ОБСЕ, членом которого является и Республика Армения, во время встреч на высоком уровне неоднократно подчеркивали необходимость выполнения в рамках организации достигнутых договоренностей, считаем, что документ имеет серьезную правовую основу Подобные заявления можно рассматривать как одностороннюю обязанность государства международно-правового характера, следовательно, в этом плане нужно поддержать позицию группы ученых о том, что запротоколированные положения ОБСЕ по правам человека считаются территориальными стандартами в сфере прав человека 23.
Существуют также такие международные критерии, в которых закреплены правовые и организационные меры, направленные на эффективную защиту избирательного процесса от различных подлогов К числу подобных мер относится реализация права независимого судебного процесса Согласно принятой в 1950 г. Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека Европейский Суд призван обеспечить неукоснительное выполнение странами-участниками норм Конвенции 24 .
В избирательной практике главную проблему представляет задача отличия правового избирательного закона от неправового избирательного закона (законодательства) В связи с этим исключительно важно обеспечить соответствие избирательного законодательства Конституции Республики Армения принципам международного права, межгосударственным договорным нормам Республики Армения, поскольку, как известно, в случае конкретного избирательного спора возможно несоответствие потребностей практики возможностям позитивного права Судебные решения в этом плане, будучи результатом
тщательного разбирательства, являются своеобразным компромиссом, который по существу разрешает разногласия между сторонами 27
Республика Армения, следуя международным стандартам и стандартам демократического избирательного права, закрепила в своей Конституции положение о том, что граждане Республики Армения, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и участвовать в референдумах, а также непосредственно или через избранных свободным волеизъявлением своих представителей участвовать в управлении государством и органах местного самоуправления (ст. 30) . Реализация этого конституционного права обеспечена при проведении как общегосударственных, так и местных выборов .
Гарантировав права граждан выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Республики Армения в ст. 4 закрепляет и принципы их реализации: всеобщее, прямое, равное избирательное право на основе тайного голосования
Не получил конституционного закрепления принцип периодичности выборов 26 Как справедливо отмечает М В Масловская, нормы, призванные регулировать отношения и связанные с организацией и проведением выборов (нормы-принципы, в частности, принцип периодичности), должны в первую очередь получить стабильное правовое закрепление, не подвергаться частым изменениям в пользу той или иной политической силы . Наконец, по мнению М В Масловской, этого можно достичь путем конституционного закрепления принципов избирательной системы 27 Конституция Республики Армения в ст 4 частично решила данную проблему 28 Однако принцип периодичности выборов в Конституции не закреплен
Заслуживает внимания позиция Р Е Биктаги-рова, который рассматривает закрепление всей базы общепризнанных принципов избирательной системы как мощный фактор, способствующий ее стабилизации В противном случае в условиях сложившейся практики, когда до и после каждых выборов «реформируется» избирательное законодательство, нельзя надеяться на стабилизацию избирательного процесса 29 . С этой точкой зрения нельзя не согласиться
Примечательно, что из-за несовершенства избирательного законодательства начинается серьезная борьба между теми, кто допускает в этой сфере нарушения, и субъектами, организующими избирательный процесс, в результате чего после каждых выборов последние представляют в законодательный корпус новый пакет избирательного законодательства, что не может способствовать формированию стабильного избирательного законодательства и правовому регу-
лированию избирательных правоотношений Более того, подобная практика законодательных реформ может привести к серьезной дестабилизации нормативной базы сферы на длительное время . В данном случае невозможно говорить о стабильном избирательном законодательном поле
Нормы избирательного права, считает В Панкратов, связаны с принципами, поэтому в случае отсутствия конституционных гарантий того или иного принципа возможно отклонение от общепризнанных принципов в ходе законотворческого процесса 30
Проблемы, возникающие во время избирательного процесса (создание искусственных барьеров для свободной регистрации кандидатов, ограничение свободы предвыборной агитации и др.), могут привести выборы как форму осуществления народовластия к ликвидации Подобное положение можно назвать институционной ловушкой, когда вследствие неправильной стратегии дальнейшее развитие какого-либо института ведет к упразднению других институтов 31
По мнению зарубежных экспертов, действующее в Республике Армения избирательное законодательство восприняло и продолжает воспринимать международные стандарты свободных и справедливых выборов, которые закреплены в международно-правовых конвенциях, хартиях, декларациях и которые полностью относятся к реализации политических прав граждан Итоги их применения в ходе некоторых избирательных кампаний заслужили положительную оценку 32
Однако анализ практики применения избирательного законодательства свидетельствует о том, что ряд принципиальных вопросов, связанных с проведением свободных и справедливых выборов в Республике Армения, пока еще не получил полного отображения в избирательном законодательстве Как справедливо отмечает В . Л. Римский, политические, финансовые и хозяйственные задачи в современных выборах имеют существенное значение Именно по этой причине кандидаты и их соратники для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем Основной причиной создания такой обстановки являются нестабильные и несовершенные нормы, а также порочная практика их применения 33
Рассматривая необходимость закрепления в избирательном законодательстве Республики Армения международных избирательных стандартов и их беспрекословного применения, приходим к определенным выводам:
— на неблагополучное состояние избирательной системы оказывает отрицательное воздействие проводимая политика, в частности, одной из серьезных причин торможения процесса демократизации
избирательной системы, приведения ее в соответствие с международными стандартами является обусловленное субъективными политическими причинами внесение частых поправок в избирательное законодательство. Это в большей степени связано с воплощением в жизнь политических желаний чиновников, чем с преобразованием и совершенствованием избирательного законодательства;
— формирование внутригосударственного правового поля без применения международных демократических правовых стандартов прямо противоречит демократическим принципам . Сегодня Республика Армения стремится привести свою нормативную базу в соответствие с международными стандартами По некоторым вопросам законодательная система Республики Армения несовершенна, особенно это касается принципа периодичности . В документах Совета Европы процессу становления и развития беспристрастной демократической избирательной кампании большое внимание уделяется задачам освещения хода выборов в средствах массовой информации По нашим наблюдениям, важными факторами, способствующими легитимности выборов, выступают прозрачность и открытость избирательной кампании для электората, что, в свою очередь, приводит к росту доверия к власти у народа .
1 Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Избирательная система России. Теория, практика, перспективы . СПб. , 2003. С. 56.
2 Международное право / отв. ред. Ю. М. Колосов,
B. И. Кузнецов. М. ,1995. С. 27.
3 Большой юридический словарь. 6000 терминов / под ред. А . Я . Сухарева, В. Д . Зорькина, В. Е. Крутских. М. , 1999.
C. 242.
4 Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. , 1991. С. 31 .
5 Там же . С. 126 .
6 См. , напр. : Вешняков А. А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь . 2004. № 3 . С. 23 .
7 Веденеев Ю. А., Миронов Н. М. Современное избирательное право: понятия и система . М . , 2004. № 8 . С . 83 .
8 Международные акты о правах человека : сб . документов / сост. В. А . Карташкин, Е. А . Лукашева . М . , 1998. С. 37.
9 Там же . С. 39-43.
10 Там же . С. 53-68.
11 Там же . С. 539-570.
12 Там же . С. 537-539.
13 Международные избирательные стандарты : сб . документов / отв ред А А Вешняков, науч ред В И Лысенко М. , 2004. 1152 с.
14 Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб. , 2002. № 3 (34) С 343-366.
15 Грабенвартер К. О проекте Конвенции Совета Европы «О стандартах выборов, избирательных прав и свобод» // Гос . власть и местное самоуправление . 2004. № 3 . С. 43 .
16 Международные избирательные стандарты как гарантия защиты прав граждан и независимости демократического государства : доклад ЦИК РФ «О развитии и совершенствования законодательства РФ о выборах и референдумах» // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 21. С 47-90.
17 Сборник международных договоров по правам человека с участием Республики Армения . МИД Республики Армения Ереван, 2001
18 Международные акты о правах человека : сб . документов / сост. В. А . Карташкин, Е. А . Лукашева. С. 60-61.
19 Решение Европейского Суда по правам человека от 5 ноября 1969 г. по делу «Греция против Соединенного Королевства». Comm. Report 5 .11.69, para 2. Yearbook 12. P. 179-180.
20 Parliamentary Assembly Resolution 500/1988/ on Access-totre Audiovisual Media during Election Compaigns .
21 Сов. гос-во и право . 1990. № 11 . С 8-16 .
22 Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ M , 1997 С 13-19
23 Там же . С 132.
24 Красинский В. В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права . 2003. № 7. С 90-97.
25 Галушко И. В. Правосудие как способ разрешения юридических конфликтов в ходе выборов // Вестник ЦИК РФ. 2003. №1 (139). С 104.
26 Мурадян М. О. Конституционно-правовые основы избирательной системы Республики Армения : монография / под ред . Р. С. Мулукаева . Ереван, 2008. С. 80-84.
27 Масловская М. В. Избирательный процесс в Российской Федерации : дис . ... канд . юрид . наук. Волгоград, 1999. С 55 .
28 Конституция Республики Армения . URL: http://www. arlis .am (дата обращения: 22.05.2014).
29 Биктагиров Р. Е. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 2003. № 11 (125) . С 73 .
30 Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право : учеб . пособие / под ред . Ю . А . Веденеева . М . , 2001. С. 28.
31 Полтерович В. М. Институциональная динамика и теория реформ // Эволюционная экономика и «мэйн-стрим» : сб. докладов. М., 2000. С. 31-54.
32 Отчет о парламентских выборах в Республике Армения // Еженедельник «Республика Армения». 2007. № 21 . С 3-14.
33 Римский В. Л. Выборы без стратегического выбора // Общественные науки и современность 2003 № 5 С. 49-59.