МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
%
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.126.048.22 £. В. ПОПОВА
Омский государственный педагогический университет
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена рассмотрению реализации модели академического консультирования (АК) студентов в Омском государственном педагогическом университете; раскрыто определение АК; представлена модель АК; отражены особенности реализации этой модели. Материал может быть полезен для организации образовательного процесса в университете с использованием системы зачетных единиц: организации АК студентов. Ключевые слова: академическое консультирование студентов университета, модель академического консультирования студентов университета, реализация академического консультирования в Омском государственном педагогическом университете.
В связи с необходимостью организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием зачетных единиц особую актуальность приобретает академическое консультирование студентов. В данной статье рассмотрим особенности реализации модели академического консультирования студентов в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ), которая включала в себя апробацию модели академического консультирования студентов университета; подготовку преподавателей к выполнению функций академического консультанта; проведение академического консультирования студентов университета.
Отметим, что под академическим консультированием. понимаем целенаправленное взаимодействие академического консультанта и студента, ориентированное оказание содействия студентам, в разрешении проблем, возникающих в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов, исходя из их жизненных и профессиональных планов.
Основываясь на системном подходе, модель академического консультирования рассматриваем в качестве системы. Она заключает в себе ряд взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, которое обладает интегративными свой-
ствами. Модель академического консультирования отражает общий процесс академического консультирования студентов университета (от целей к результатам, от их анализа к новым целям), раскрывает взаимосвязи между системообразующими (субъектами взаимодействия, целью, ожидаемым результатом и рефлексией) и переменными компонентами (содержанием их деятельности, построенного в соответствии с принципами академического консультирования студентов университета, средствами и формами). Связь и взаимообусловленность между системообразующими и переменными компонентами зависят от цели академического консультирования и его результата.
Модель включает в себя цель академического консультирования (содействие студентам, в разрешении академических проблем, в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута), субъектов академического консультирования, содержание взаимодействия (представлено направлениями (адаптация в университете, самоорганизация в образовательном, процессе университета, самостоятельная работа в университете, выбор в образовательном, процессе университета), функциями деятельности академического консультанта (содействия образованию студентов, рефлексии и самообразования, проектирования индивидуального образовательного маршрута, управления) и функциями деятельности студента (осуществления своего образования; проектирования ИОМ; управления; саморазвития и рефлексии)), формы (тренинг, коучинг, модерация, собственно консультирование), средства (личный контакт, электронная почта, форум., телефон), ожидаемый результат, рефлексию полученного результата и оценку результативности академического консультирования.
В процессе экспериментальной работы на ее формирующем этапе была апробирована модель академического консультирования студентов университета посредством публикаций материалов исследования, выступлений на конференциях и аспирантских семинарах, реализована дополнительная модель организации академического консультирования студентов университета, согласно которой непосредственное взаимодействие со студентами по поводу содействия им в разрешении академических проблем в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) осуществляется факультетскими преподавателями — академическими консультантами, а специальная служба (в рамках эксперимента функции этой службы выполнял Ресурсный центр кадрового обеспечения ОмГПУ) оказывает методическую и информационную помощь педагогам..
Поскольку на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы у преподавателей был выявлен информационный дефицит в области академического консультирования студентов университета, оказания содействия студентам в разрешении академических проблем, то на формирующем этапе специалистами Ресурсного центра кадрового обеспечения ОмГПУ была составлена и реализована модульная программа подготовки профессорско-преподавательского состава исторического и химико-биологического факультетов к выполнению функций академического консультанта.
Эта программа способствовала расширению представлений преподавателей об академическом консультировании студентов университета, формирова-
нию интереса к опытно-экспериментальной работе, направленной на реализацию модели академического консультирования, способствующую профессиональному развитию студентов университета. При этом в процессе совместной работы были сформулированы рекомендации для академического консультанта, уточнена цель и содержание академического консультирования студентов ОмГПУ, составлена совокупность вопросов для разрешения академических проблем (согласно пятиэтапной технологии IDEAL, включающей в себя следующие шаги: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный и рефлексивный), с которыми студенты сталкиваются в процессе проектирования и реализации ИОМа.
Следующим шагом формирующего этапа опытноэкспериментальной работы стало осуществление академического консультирования студентов исторического и химико-биологического факультетов ОмГПУ преподавателями — академическими консультантами.
Прежде всего отметим, что встречи студентов и академического консультанта могут носить запланированный и незапланированный характер. Отметим, что в течение года студент и академический консультант встречаются на запланированной основе не менее четырех раз (в начале и конце каждого семестра) для совместного проектирования ИОМа студента, отслеживания его достижений, проведения рефлексии полученного опыта, анализа возникших проблем, внесения поправок в намеченный маршрут профессионального развития студента. Более того, студент может обратиться за советом, помощью в разрешении академической проблемы по личной инициативе студента.
Согласно данным, полученным в процессе анализа сайтов зарубежных университетов, два часа в неделю (фиксированное время в расписании академического консультанта, о котором студенты знают заранее) отведено на незапланированные встречи со студентами. При этом взаимодействие между академическим консультантом и студентами может осуществляться с помощью ТКТ (электронной почты, чата, форума, созданного для внутреннего пользования исторического и химико-биологического факультетов), таким образом они находятся в режиме постоянного диалога.
Благодаря исследованию Б. Робинсон (B. Robinson) [1] и анализу сайтов зарубежных университетов (Великобритании, Америки, частично Германии), мы приходим к выводу, что длительность встреч академического консультанта со студентами сильно разнится: в зависимости от университета и принятой модели академического консультирования, а также типа встреч: запланированной или незапланированной (от восьми минут до одного академического часа). В большинстве своем, как отмечает Дж. У. Салакьюз (J. W. Sa-lacuse) [2], запланированные встречи длятся от тридцати минут до часа.
Особого внимания требуют студенты-первокурсники: им необходима помощь в адаптации к университетской среде, т.к. они начинают новый этап своей жизни, особенность которого заключается в необходимости проявления большей инициативы, ответственности и самостоятельности для организации своего времени, выполнения различного рода самостоятельной, научно-исследовательской работы, осуществления выбора и др. Это требует специально запланированной работы со студентами в начале учебного года, т.е. адаптационной программы академического консультирования студентов университета. Целью данной программы является содействие студентам в адап-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
тации в образовательном процессе университета, ориентации в новых условиях образования и предупреждение появления академических проблем в процессе проектирования и реализации ИОМа.
В ОмГПУ академическое консультирование сту-дентов-первокурсников осуществлялось в рамках непрерывной педагогической практики. При этом в рамках эксперимента запланированные встречи студентов и академического консультанта проводились по два академических часа в день в течение одной недели (адаптационная программа). В основе программы лежит принцип практико-ориентированности, т.е. она направлена на предупреждение академических проблем, с которыми студенты сталкиваются в процессе проектирования и реализации ИОМа: адаптация в университете, самоорганизация в образовательном процессе; самостоятельная работа в университете; выбор в образовательном процессе университета; общение в образовательном процессе университета.
Взаимодействие академического консультанта и студентов строилось на основе сотрудничества субъектов академического консультирования (студентов между собой и студентов и академического консультанта), объектом в этом случае выступало содержание программы, такое взаимодействие основано на принципах академического консультирования: приоритета гуманистических ценностей; индивидуальности; гибкости; равноправия активностей академического консультанта и студентов; актуализации субъектной позиции; добровольности и кооперации.
Академический консультант создавал условия для того, чтобы студенты заняли позицию субъектов, деятелей: сами смогли определить то, что им необходимо сделать, поставить цель, определить способы, с помощью которых они смогут достичь желаемого, выбрать наиболее эффективный способ действия и сами смогли составить план действий, найти необходимую информацию, осуществляя самостоятельную деятельность по организации собственного образовательного процесса, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (студентами, академическими консультантами, тьюторами, лекторами, деканатами и др.) с целью решения поставленных задач, познанием своих образовательно-профессиональных потребностей и возможностей. Кроме того, студенты научались творчески решать профессиональные и личностные проблемы (задачи) (умение видеть свои проблемы, находить условия и варианты решения), управлять своей деятельностью в университете, оценивать свои достижения, осуществлять рефлексию осуществленной деятельности, а также проектирование и реализацию возможных путей достижения образовательных результатов. Академический консультант помогал студентам, направляя их, но не давая готового ответа, мотивируя и стимулируя их самостоятельную деятельность, помогая расставить ориентиры для совершения выбора и осуществления намеченного пути.
Ресурсным центром кадрового обеспечения ОмГПУ разработано учебно-методическое пособие «Учись учиться», которое помогает студентам включиться в процесс собственного образования. В пособии собрана и адаптирована информация об университете, возможностях выбора, самоорганизации студента в университете, особенностях выполнения самостоятельной работы. Вся информация представлена в виде практических советов. Учебно-методическое пособие предоставляет действительную возможность использования его студентами при проектировании и реализации ИОМа. В связи с этим презента-
ция информации в учебно-методическом пособии имеет свои особенности:
— конкретно-ориентировочный характер рубрик, т.е. они имеют небольшой объем, дают возможность получить ответ на конкретный вопрос, сориентироваться в проблеме и при желании рассмотреть ее более глубоко, поскольку текст содержит ссылки на другие источники информации;
— диалоговый, вопросно-ответный характер рубрик учебно-методического пособия. Информация конструируется как ответ на задаваемый вопрос;
— индивидуальный характер: подача информации организуется как непосредственный диалог со студентом.
Отметим, что в дальнейшем студенты и академический консультант встречались при появлении академических проблем в процессе проектирования и реализации ИОМа, а также для подведения итогов, рефлексии полученного опыта и планирования дальнейшего пути. В такой ситуации основная задача академического консультанта — научить студентов действовать при появлении академических проблем в процессе проектирования и реализации ИОМа, что, бесспорно, способствует более успешному переходу студентов на следующий уровень профессионального развития.
В начале консультирования каждому студенту выдавался Дневник академического консультирования, который позволял им определить свои жизненные и профессиональные цели, выявить факторы, способствующие и препятствующие достижению намеченных целей, спланировать конкретную работу, подвести ее итоги, отразить особенности продвижения, оценить и проанализировать полученный им опыт обучения в университете и взаимодействия с академическим консультантом, в частности, ставя студентов в позицию деятелей, творцов своего образования.
Академическое консультирование включало наглядное моделирование деятельности студентов в образовательном процессе, т.е. сопровождение студентов в процессе проектирования ИОМов. Таким образом, результатом этого этапа академического консультирования являлось проектирование студентами ИОМов. На следующем этапе студенты реализовывали намеченный план, вносили коррективы в свою деятельность.
Важно отметить, что при появлении у студентов сходных академических проблем в процессе проектирования и реализации ИОМа академический консультант проводил групповые встречи. Кроме того, студенты имели возможность вступать в диалог с академическим консультантом с помощью электронной почты и форума, созданного для внутреннего пользования исторического и химико-биологического факультетов.
При этом выбор той или иной формы академического консультирования: модерации, коучинга, тренинга, консультирования, зависит от личности академического консультанта, студентов и характера академических проблем.
Таким образом, осуществление академического консультирования условно можно разделить на три этапа (стадии): (1) помощь в адаптации студентов в университете (адаптационная программа для первокурсников; «Учись учиться»), (2) содействие студентам в разрешении академических проблем в процессе проектирования ИОМов (форум и общение по электронной почте, личные встречи с академическим консультантом, заполнение Дневника академического консультирования) и (3) создание условий для разре-
шения студентам проблем в процессе реализации их ИОМов (форум и общение по электронной почте, личные встречи с академическим консультантом, заполнение Дневника академического консультирования). При этом на каждом из этапов взаимодействие академического консультанта и студентов может быть охарактеризовано посредством пяти шагов разрешения проблем: диагностического, поискового, договорного, деятельностного и рефлексивного. При этом благодаря академическому консультированию студенты научались быть субъектами по отношению к своему образованию, осуществлять проектирование и реализацию ИОМов, в основе которых лежали их жизненные и профессиональные планы, и управление своей деятельностью, осуществлять взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в университете, а также использовать полученный опыт и выявлять возможные пути самообразования, что, безусловно, способствовало профессиональному развитию студентов университета.
Важно отметить, что представленный материал может быть полезен для организации образовательного процесса в университете с использованием сис-
темы зачетных единиц, организации академического консультирования студентов; для преподавателей университета, которым предстоит выполнять роль академических консультантов, кроме того, для разработчиков программ учебных курсов для различных ступеней системы непрерывного педагогического образования.
Библиографический список
1. Robinson, B. An Investigation into the Implementation of Advisory Programs in New Hampshire Middle Schools / B. Robinson. - Plymouth State College: Master's Thesis. Dec. 1992. — 55 p.
2. Salacuse, Jeswald W. (CB). Wise Advisor: What Every Professional Should Know about Consulting & Counseling. / Jeswald W. Salacuse. - Westport, CT, USA: Greenwood Publishing Group, Incorporated, 2000. — 144 p.
ПОПОВА Елена Викторовна, аспирантка кафедры педагогики.
Статья поступила в редакцию 18.03.2009 г.
© Е. В. Попова
УДК 378.147 и. В. ТЮТЕРЕВА
Омский экономический институт
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ_________________________________________
В статье рассмотрены педагогические условия, при которых иностранный язык становится фактором развития социально-коммуникативной компетентности менеджера. Дано определение и описание педагогической технологии формирования социальнокоммуникативной компетентности с учетом возможностей иностранного языка в вузе. Ключевые слова: педагогическая технология, социально-коммуникативная компетентность, интерактивные методы обучения, модульный принцип.
Современные образовательные тенденции в ми- их основных мест в профессиональной деятельности
ровом масштабе основаны на компетентностной мо- менеджера, как качество, интенсивно влияющее на
дели образования. Идея компетентностно-ориентиро- процесс профессионального становления.
ванного образования — один из ответов на вопрос о Большие возможности в развитии социально-ком-
направлениях модернизации профессионального об- муникативной компетентности современного специ-
разования. Формирование ключевых компетентнос- алиста дает изучение в вузе иностранных языков, ко-
тей студентов относится к числу наиболее актуаль- торые как учебный предмет обладают большим по-
ных проблем подготовки современного специалиста. тенциалом для создания условий профессионального
Одним из результатов процесса профессиональ- и культурного развития личности, а владение языка-
ной подготовки менеджеров является формирование ми всегда является важным критерием професси-
социально-коммуникативной компетентности чело- ональной компетентности специалиста. В свою оче-
века как успешного субъекта — организатора и руко- редь, развитие социально-коммуникативной компе-
водителя совместной профессиональной деятельности. тентности можно отнести к числу основных задач
В связи с этим вопросы, связанные с социально-ком- обучения иностранным языкам, поскольку язык есть
муникативной компетентностью приобретают осо- средство общения, а сам термин «коммуникация» обо-
бую актуальность как в теоретическом, так и в при- значает умение взаимодействовать с людьми других
кладном аспектах. Изменение положения профессии взглядов и национальности.
менеджера на современном рынке труда выдвинуло Иностранный язык может стать фактором раз-
социально-коммуникативную компетентность на одно вития социально-коммуникативной компетентности
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ