Библиографический список
1. Гузенко, А. В. Системный подход к управлению городским пассажирским транспортом // Транспорт - 2015 : труды междунар. науч.-практ. конф. / Рост. гос. ун-т. путей сообщения. — Ростов н/Д, 2014. — Ч. 4. Технические науки. — С. 299-302.
2. Гузенко, А. В. Интеграция современных систем управления финансовыми потоками в интеллектуальные транспортные системы городов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 2 (46). — С. 56-62.
3. Гузенко, А. В. Формирование единого информационного пространства в системе городского пассажирского транспорта // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 3 (47). — С. 15-20.
Bibliographic list
1. Guzenko, A. ^Systematic approach to managing Urban passenger transport // Transport - 2015 : articles of International scientific and practical conference / RTSU. — Rostov-on-Don, 2014. — P. 4. Technical science. — P. 229-302.
2. Guzenko, A. V. Integration of modern systems of management of financial flows in intelligent transport systems of cities // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 2 (46). — P. 56-62.
3. Guzenko, A. V.Establishing a common information space on the urban passenger transport // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 3 (47). — P. 15-20.
Л. Х. Джандарова
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены перспективы формирования программ импортозамещения и развития производственного потенциала отраслей хозяйственного комплекса страны, охарактеризованы природные ресурсы в зависимости от возможности использования, представлены возможности диверсификации качественных и количественных показателей измерения эффективности, проанализированы возможности управленческого ресурса в отношении наиболее эффективных критериев корректировки управленческих функций.
Ключевые слова
Региональная политика, ресурсообеспечение, инновации, управление.
L. H. Dzhandarova
THE IMPLEMENTATION OF A MECHANISM FOR REGIONAL RESOURCING IN TERMS OF TRADE AND ECONOMIC RESTRICTIONS
Annotation
The article deals with the prospects for the formation programs of import substitution and development of productive capacities branches of economic complex of the country, the
implementation of a mechanism for regional resourcing in terms of trade and economic restrictions, characterized by natural resources, depending on the possibilities of use presents the possibility of diversification of qualitative and quantitative indicators to measure the effectiveness, the possibilities of administrative resources for the most effective criteria for adjustment of management functions.
Keywords
Regional policy, provision of resources, innovation, management.
Реализация механизма рационального ресурсообеспечения в условиях торгово-экономических ограничений базируется на понимании основной категории природных ресурсов как не созданных человеком богатств, используемых в зависимости от необходимости в рамках производственной и непроизводственной сфер, обеспечивающих бесперебойность воспроизводственных циклов. С научно-прикладной точки зрения, данная группа ресурсов в нашей стране широко представлена, причем они несут в себе высокую потребительную ценность и поэтому зачастую выступают предметом рыночных взаимоотношений. Следует подразделить природные ресурсы по возможности использования на:
- восполнимые, возобновляемые в результате естественного развития территории, требующие государственной или коммерциализированной организации потребления;
- невосполнимые, исчерпываемые в процессе реализации, использования, поддерживающие процессы функционирования экономики и требующие экономически обоснованного расходования и разработки путей сбережения и эффективного использования энергоемких носителей;
- природно-климатические, формирующие условия для общественного развития, которые рассматриваются как природный ресурс, обеспечивающий возможности для развития сельского хозяйства и туристско-рекрационного комплекса. К примеру, государства с трудными природно-климатическими
условиями, к сожалению, опосредованно несут дополнительные экономические потери из-за обоснованно повышенных энергозатрат для функционирования производства и обеспечения приемлемых условий жизни общества. Данное обстоятельство снижает конкурентоспособность экономики, поэтому реализация механизма рационального ресурсообеспечения в условиях торгово-экономических ограничений должна быть ориентирована на производство товаров, которое экономически выгоднее размещать в странах с теплым климатом, для того чтобы не нести дополнительных затрат на теплообеспечение.
На наш взгляд, представляет несомненный научный интерес общая экспертная оценка природных ресурсов России, которая в соответствии с различными данными аналитических исследований составляет около 400-500 трлн долл. Такие богатства характеризуются как значительные. Хотя следует отметить, что однозначной трактовки для данного показателя не существует в общепринятом формате: так, статистическими органами стран такие показатели не афишируются.
Объективная потребность в научном комментарии сравнительных экономических преимуществ России содержится в возможностях нашей страны проявлять не только энергонезависимость, но и достаточные условия природной ресурсной базы для использования природных ресурсов, создающих базу для экстенсивного развития экономики. Именно обеспечение производственных активов, наличие произ-
водственной базы и научно-исследовательского, технико-технологического обеспечения создают условия развития конкурентных преимуществ.
С нашей точки зрения, инновационные ресурсы — это результаты и механизмы достижения научно-технологического развития, находящиеся на стадии промышленного производства. В таком случае ценность инноваций воспринимается наиболее адекватно благодаря росту эффективности их применения, в формате стоимостного и нестоимостного выражения.
Речь идет не столько об освоении необходимых финансовых инвестиционных ресурсов, сколько об определяющих экономических условиях и организационных системах, которые наращивают в процессе обращения итоговую стоимость продукции.
Диверсификация качественных и количественных показателей измерения эффективности влияния программ освоения и введения в эксплуатацию инновационных механизмов на экономику достаточно затруднены, что касается непосредственно фундаментального содержания понятия эффективности реализации определенных проектов. На наш взгляд, инновационно-научное теоретико-методическое обеспечение производственных и распределительных процессов в экономике регионов необходимо для того, чтобы активизировать региональный конкурентный потенциал. Следует отметить, что освоение новой техники и технологий в условиях развития информационного обеспечения весьма эффективно, если в результате освоения и интеграции ресурсов в рамках производственных и распределительных процессов ожидаемый годовой эффект с учетом риска составляет в год не менее 43-45 %.
В данном ракурсе необходимо подчеркнуть, что инновационные ресурсы России достаточно затруднительно соизмерить. Такие данные, так же
как и в отношении с показателями природной обеспеченности, всецело не офишируются. Но при этом данные исследования производятся, разрабатывается их теоретико-методическое насыщение, учитывая фундаментальный и одновременно прикладной характер проблематики, в процессе расчета принимая за основу объемы государственного и частного финансирования науки, развития исследовательских институтов в стратегическом ориентире двух-трех лет.
Если вернуться к исследованию потенциала реализации инновационных ресурсов российских регионов, то оценку инновационного можно определить с помощью показателей финансирования науки из всех источников. Данный показатель пропорционально увеличивался в разрезе последних лет, показывая сренегодовой рост на уровне 3,5-7 %.
Определенный потенциал недостоверности расчетов содержится в зависимости областей применения инновационного и инвестиционного ресурса. При этом предопределено развитием научно-технического прогресса, что инвестиции в традиционную производственно-технологическую базу не обеспечивают эффекта финансовой отдачи в долгосрочной перспективе.
Заметим, что эффективность разработки и освоения инновационного ресурса находится в прямой зависимости от экономических методов и механизмов стимулирования перехода на инновационный путь развития. Но данные обстоятельства определяют формирование стимулов для роста научно-технического обеспечения и конкурентоспособности экономики российских регионов.
По мнению ряда специалистов, недопустимо сводить эффект от использования ресурсов непроизводственной сферы только к эффекту в рублях, необходимо также определять социальную эффективность использования этих ресурсов. Социально-экономическая эф-
фективность определяется как отношение прироста социального результата в натуральном выражении к сумме проведенных затрат на его достижение. В данном случае речь идет о таких социальных эффектах, как улучшение состояния здоровья, удовлетворенности человека состоянием окружающей среды, возможность организации отдыха на природе и т. д. Концепция общей экономической ценности отражает общую социально-экономическую ценность (стоимость) ресурсного источника, которая может быть представлена суммой следующих четырех показателей [1 ]:
• стоимость использования (прямого и косвенного);
• стоимость неиспользования;
• возможная стоимость;
• стоимость существования.
В рамках реализации механизма рационального ресурсообеспечения в условиях торгово-экономических ограничений, для развития научно-технического ресурса необходимо проведение фундаментальных и прикладных рыночных исследований, осуществимое благодаря использованию других видов технологических и материальных ресурсов. Разрабатывая проблему, следует отметить, что размер последних определяется на основании научно-исследовательской базы. При этом рассматривается его потенциальная эффективность, технологическая специализация уже доступной производственной базы. Но ресурс в каком-то унифицированном понимании может быть лимитирован или не доступен.
Показатель возможной стоимости связан с консервацией ресурса для возможного использования в будущем. В этом случае возможная стоимость является скорректированной суммой прямой и косвенной стоимости использования. Определение стоимости неиспользования является попыткой экономически оценить эстетические аспекты: ценность природы самой по себе, долг по сохра-
нению природы перед будущими поколениями, ценность природного наследия и т. д. Это выгоды индивидуума или общества, получаемые только от знания, что товары или услуги существуют. Стоимость существования является объективной причиной для охраны дикой природы. В рамках оценки стоимости существования рассмотрим следующие методы [1]:
- метод оценки контингента (метод субъективной оценки стоимости) обычно используется, когда нет развитых рынков. Жителей местности, обладающей определенной экологической ценностью или биологическим ресурсом, опрашивают об их желании платить за сохранение данного блага или ресурса. Например, для реки это может быть сохранение возможностей рекреации, чистоты воды для купания, рыболовства и пр. Для получения оценки общей стоимости аналитики могут рассчитать среднюю сумму «готовности платить» и умножить эту сумму на общее число людей, расположенных к этому;
- метод транспортно-путевых затрат (определение стоимостных или временных затрат на достижение интересующего места населением). Это метод обнаружения предпочтений. При этом затраты на бензин или время отражают рекреационную ценность этого метода;
- метод гедонистического ценообразования, или метод «оценки наслаждения». Этот метод пробует оценить экологические блага, существование которых прямо воздействует на рыночные цены. На практике наиболее часто гедонистический метод применяется на рынке недвижимости. Например, дома, расположенные в экологически чистых районах, на берегу реки, рядом с лесом, имеют большую стоимость [1].
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Несмотря на то
что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на экономику [2].
С точки зрения социально-экономического развития, оно в решающей степени формируется на основе эффективности и рационализации процессов управления. От формата и масштаба организационно-функциональной обеспеченности на различных уровнях развития социально-экономических систем зависит эффект функционирования определенного производственно-хозяйственного комплекса. Таким образом, управленческий ресурс обеспечивает условия и механизмы освоения иных разновидностей ресурсов, необходимых в процессе обеспечения высокой эффективности регионального социально-экономического развития, являясь его катализатором, поэтому количественное его измерение и оценка также связаны с преодолением трудностей. Для анализа эффективности управленческих процессов управленческие ресурсы рассматриваются во взаимосвязи с другими ресурсами.
Следует отметить, что применяются в данном научном ракурсе и качественные оценки, но исследование реальных показателей может быть некорректным вследствие воздействия внешних и внутренних факторов или неоднозначности применения критериальных показателей, которые носят субъективный характер, зачастую демонстрирующих необходимость смены управленческого аппарата или наличие человеческого фактора.
Так, в рамках реализации механизма рационального ресурсообеспече-ния в условиях торгово-экономических ограничений управленческий ресурс может обеспечить определенную рыночную оценку самого управленческого аппарата, объективную, высокую или низкую в зависимости от скорости реакции и эффективности самих управленческих решений.
Оценка управленческого ресурса говорит о том, что корректировка управленческих функций была реализована по наиболее эффективным критериям:
- формирования и совершенствования системы теоретических и практических знаний в выбранной области управления;
- опыта реализации предыдущих проектов;
- интеллектуального потенциала;
- владения теоретико-методическим инструментарием современного менеджмента.
Подводя итог, отметим, что на уровне государственного управления ресурсы реализуются через основные механизмы и области государственной системы управления, о чем свидетельствует общие показатели эффективности системы государственного управления.
Библиографический список
1. Макар, С. В., Глушкова В. Г. Экономика природопользования : учебник. — М. : Юрайт, 2011. — 588 с.
2. Мисник, Г. А. Возмещение экологического вреда в российском праве : моногр. — М. : Велби : Проспект, 2007.
3. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. — СПб. : Питер, 2014.
4. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mon.gov. ru/flles/materials/5053/prog.ntr.pdf.
Bibliographic list
1. Makar, S. V., Glushkov V. G. Environmental economics : textbook. — M. : Yurayt, 2011. — 588 p.
2. Misnik, G. A. Compensation for environmental damage in the Russian law : monograph. — M. : Welby : Prospect, 2007.
3. Olifer, V. G. Computer networks. Principles, technologies, reports. — SPb. : Piter, 2014.
4. Forecast of Scientific and Technological Development of the Russian Federation for the long term [Electronic resource]. — Mode of access : http://mon.gov.ru/ files/materials/5053/prog.ntr.pdf..
Е. А. Королькова
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯИ ВЗАИМОСВЯЗИ С ПОСТОЯННЫМИ КЛИЕНТАМИ В PR
Аннотация
В статье представлены тенденции развития информационного пространства, охарактеризованы перспективные возможности воплощения PR-технологий, выявлены потребности установления двусторонних связей между бизнесом и обществом, а также основы формирования персонифицированной системы информационного воздействия и взаимосвязи с постоянными клиентами в PR, разработаны правила профессиональной работы с потребностями в Интернете.
Ключевые слова
PR, маркетинг, интернет-технологии, потребители.
E. A. Korol'kova
FORMATION OF PERSONALIZED THE IMPACT OF INFORMATION SYSTEMS AND THE RELATIONSHIP WITH THE PERMANENT CUSTOMERS IN PR
Annotation
The paper presents the development trend of information space, characterized promising opportunities embodiment of PR-technologies. It identified the need to establish bilateral relations between business and society, as well as bases of formation of a personalized information system impacts and relationships with regular customers in PR, formed rules of professional work with the needs of the Internet
Keywords
PR, marketing, Internet technology, consumers.