Научная статья на тему 'Императивы развития экологически чистых технологий в Российской Федерации'

Императивы развития экологически чистых технологий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ВЫСОКОЭКОЛОГИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GREEN ECONOMY / ENERGY / HIGHLY ECOLOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альбеков А. У.

В статье представлены перспективы развития зеленых технологий в мировом экономическом пространстве и в России, рассматриваются основы защиты окружающей среды и сохранения природных ресурсов, анализируется проблематика экономической и экологической безопасности, охарактеризованы возможности применения возобновляемых источников энергии и эффективности государственной поддержки зеленой экономики, а также экономически чистой энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presents the perspectives development of green technologies in global economic space and in Russia, considers the bases of environment protection and conservation of natural resources, and analyzes the problems connected with the economic and ecological safety. Article described the possibilities of renewable energy sources, and effectiveness of governmental support for green economy, as well as economically clean energy.

Текст научной работы на тему «Императивы развития экологически чистых технологий в Российской Федерации»

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

А. У. Альбеков

ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье представлены перспективы развития зеленых технологий в мировом экономическом пространстве и в России, рассматриваются основы защиты окружающей среды и сохранения природных ресурсов, анализируется проблематика экономической и экологической безопасности, охарактеризованы возможности применения возобновляемых источников энергии и эффективности государственной поддержки зеленой экономики, а также экономически чистой энергетики.

Ключевые слова

Зеленая экономика, энергоресурсы, высокоэкологичные технологии.

A. U. Albekov

DEVELOPMENT OF IMPERATIVE OF ENVIRONMENTALLY CLEAN TECHNOLOGIES IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation

Article presents the perspectives development of green technologies in global economic space and in Russia, considers the bases of environment protection and conservation of natural resources, and analyzes the problems connected with the economic and ecological safety. Article described the possibilities of renewable energy sources, and effectiveness of governmental support for green economy, as well as economically clean energy.

Keywords

Green economy, energy, highly ecological technologies.

Развитие глобальных экономических систем в России и в мире, детерминируемое обострением борьбы за энергоресурсы на межстрановой арене, развитием и доступностью новых технологий, изменением стандартов экологического законодательства, предполагает необходимость включения достижений и инноваций зеленой экономики в организационно-управленческий контур отечественной экономики в формате научно-прикладной доктрины. С каждым годом обостряется проблема энергосбережения, которая напрямую связа-

на с общими вопросами экологии, так как неизбежно рост ее потребления приводит к загрязнению окружающей среды, что актуализирует проблематику экономической и экологической безопасности. Все это требует теоретического обоснования и расширения методологической базы исследования зеленой экономики, методов и инструментов ее государственного регулирования.

Защита окружающей среды и сохранение природных ресурсов являются глобальными проблемами современности. По предварительным оценкам

ОЭСР, 33 % населения земного шара могут пострадать из-за нехватки воды к 2025 г., а 10 % биоразнообразия будет потеряно к 2030 г. В 2015 г. странами ООН (195 странами и ЕС) было заключено Парижское соглашение по климату с целью сохранения уровня глобального потепления ниже 2°С. В Соглашении страны представили свои заявления — намерения по улучшению экологической ситуации. Например, Мексика обязалась уменьшить выбросы парниковых газов на 25 % к 2030 г., Габон — уменьшить СО2, СН4, N20, по крайней мере, на 50 % по отношению к исходному сценарию к 2025 г.

В России поставлена цель по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов от 25 % до 30 % ниже уровня 1990 г. к 2030 г., при условии максимально возможного учета абсорбционной способности лесов [3]. Растущее в современном социуме понимание экологических проблем свидетельствует о необходимости перехода от стратегии количественного роста к стратегиям, ориентированным на качество жизни, включая качество окружающей среды. Именно становление зеленой экономики как альтернативной для существующей «коричневой» призвано стать локомотивом устойчивого развития и обеспечить сокращение бедности.

Зеленая экономика — это определенная система принципов, целей и мероприятий. К основным принципам зеленой экономики, как правило, исследователи относят [5]: равенство и справедливость как в пределах одного поколения, так и между поколениями; соответствие принципам устойчивого развития; применение принципа предосторожности в отношении потенциальных воздействий на общество и окружающую среду; адекватный учет природного и социального капитала, учет затрат на протяжении всего жизненного цикла, улучшения управления с участием всех заинтересованных сторон; устойчивое и

эффективное использование ресурсов, эффективное производство и сбалансированное потребление; вклад в достижение существующих макроэкономических целей за счет создания зеленых рабочих мест, искоренения бедности, повышения конкурентоспособности и обеспечения роста в основных отраслях экономики.

Приоритетными направлениями развития зеленой экономики являются: возобновляемые источники энергий (включая гидроэнергию, биотопливо и биомассу); энергоэффективность; мобильность (качество воздуха, выбросы и шум); промышленность (выбросы, сбросы и образование отходов); инновации; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая оценка воздействия (СОВ); управление (включая институциональную организацию и многосторонние природоохранные соглашения) и обзоры результативности экологической деятельности; корпоративная социальная ответственность и экологическая отчетность; добывающие отрасли.

По прогнозам, в развитых странах потребление возобновляемых источников энергии (ВИЭ) увеличится в период до 2040 г. примерно на 130 %, в особенности за счет новых возобновляемых источников (солнце, ветер и т. д.), у которых ожидается почти семикратный прирост. В развивающихся странах потребление ВИЭ вырастет на 80 %. Впечатляющий — почти десятикратный рост — продемонстрируют новые ВИЭ, что позволит увеличить их долю в структуре потребления ВИЭ до 21 %.

Все перечисленные приоритетные направления развития зеленой экономики определяют необходимость государственной поддержки и регулирования ресурсоэффективности в контексте: использования природного капитала (включая связь лесного и сельского хозяйства и процессов урбанизации, деградации земель, почв, водных ресурсов

и биоразнообразия); эффективности использования водных ресурсов в промышленных, сельских и городских зонах; анализа жизненного цикла; развития зеленых государственных финансов, экологического учета и аудита; внедрения модели устойчивого потребления и производства; поддержки туризма и зеленой логистики [2].

Важность перехода к зеленой экономике актуализирует решение задач, среди которых [1]: 1) технологическая модернизация, способствующая уменьшению негативного загрязнения окружающей среды и исчерпанию природных ресурсов; 2) повышение конкурентоспособности экономики за счет сокращения зависимости от углеродного сырья и его доли в стоимости конечного продукта; 3) зеленые (экологические) инновации, способствующие технологическому обновлению ряда технологически продвинутых отраслей, обладающих большим мультипликативным эффектом; 4) переход к низкоуглеродной экономике, уменьшение углеродной зависимости, что позволит уменьшить выбросы парниковых газов и успешнее бороться с глобальным изменением климата; 5) создание зеленых рабочих мест (прежде всего в энергетике, на транспорте, в базовых отраслях, в деятельности по рециклированию); 6) обеспечение оптимального соотношения рыночных механизмов и государственных регуляторов зеленой экономики, усиление роли экологических (зеленых) финансовых стимулов и налогов; 7) поддержка развития знаний (экономика знаний) и экологического образования; 8) обеспечение экологической устойчивости в целом и т. д.

Зеленый сценарий развития мировой экономики, предусматривающий ежегодное инвестирование в соответствующие технологии порядка 1,3 трлн долл., может обеспечить к 2050 г. превышение общего объема реального ВВП на 16 %, подушевого ВВП — на

14 % и сокращение потребностей мировой экономики в энергии на 48 % по сравнению с базовым сценарием [15].

Для развития зеленой экономики в мире и в России в частности пока не осуществляется институциализация основополагающих зеленых стратегий, направленных на обеспечение долгосрочного повышения благосостояния людей, сокращение неравенства, позволяющих будущим поколениям избегать существенных экологических рисков. В принятом на Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 2012 г. документе-декларации вопрос экологизации экономики был выдвинут в качестве новой стратегии для устойчивого мирового развития [16]. Феномен зеленой экономики концептуально связан с вопросами государственного регулирования и инвестициями, что отражено в резолюции ООН «Будущее, которое мы хотим» (The Future We Want) [8] с обоснованием взаимосвязанных проблем, требующих приоритетного рассмотрения и решений. В рамках концепций создания экологически благоприятных условий работы развиваются параллельные концепции, описывающие влияние кризиса на динамику мировой экономики, а именно: концепция «новой нормы» (New Normal), более широко представленная руководителем инвестиционной компании (Partific Investment Management Company) [14], и концепция реиндустри-ализации [9].

Концепция зеленой экономики исходит из учения Ропке [13], базирующегося на теории Шумпетера [6] о значимости инвестиций в инновационном развитии. Эти теории коррелируют с работами, посвященными развитию социально-экономических систем и отраженными в исследованиях Дали и Фарли [10], Ко-станза [11] и др. Учитывая все вышеизложенное, с авторской точки зрения, можно предположить, что вся социально-экономическая система представляет

подсистему Земли, так как человеческая деятельность имеет определенную форму и ограничена ресурсами, имеющимися на планете Земля [12]. Система Земли характеризуется, прежде всего, биофизическими пределами (например, абсолютной конечностью пространства, природных ресурсов и потенциала экологических стоков). Тем не менее формальные и неформальные правила, которые обеспечивают защиту экологии Земли, должны быть определены государством и поддерживаться целевыми методами регулирования. Следовательно, биофи-

зическая активность Земли должна определяться лимитами на определенные виды человеческой активности, а все взаимодействующие подсистемы, которые являются уровнями системы Земля, не могут быть отделимы в каждом конкретном случае.

С теоретической точки зрения следует опираться на концептуально-системный подход, рассматривающий зеленую систему как исходное начало и включающую подсистемы, каждая из которых либо ускоряет, либо препятствует развитию зеленой экономики (рис. 1).

Рисунок 1 — Концептуально-системный подход к формированию зеленой экономики*

* Составлен автором, основываясь на трудах [13].

Земля, где человечество вовлечено в определенную экономическую деятельность и ограничено в глобальном масштабе, является основой общей системы. Это означает, что каждое действие на уровне системы имеет особые границы, которые определяют возможности и предполагают риски. Все границы, возможности и риски формируют и определяют индивидуальную и кол-

лективную способность к развитию зеленой экономики. Институты каждой подсистемы связаны с системами управления, которые их формируют, что и определяет приоритетность государственного регулирования развития зеленой экономики.

Ограничения в использовании зеленых экономик сводятся к инертности институциональной и технологической

базы, национальным различиям в уровне развития зеленой экономики, страновым различиям в масштабах и эффективности государственной поддержки зеленой экономики и экономически чистой энергетики, ограниченному влиянию государственных зеленых инвестиций и субсидированию на производственную и непроизводственную сферу.

В России зеленая практика расходится с практикой международных соглашений, в частности: отсутствуют нормативная база для создания открытого института выдачи комплексных экологических разрешений с участием общественности и бизнеса, система государственного экологического надзора; не реализуется внедрение лучших практик и принципов регулятивной политики с определением издержек для бизнеса и общего эффекта; не проработана система зеленого налогообложения, система зеленых государственных заказов (определение реестра зеленых товаров); не сформирована экологическая экспер-

тиза финансовой поддержки экспорта на начальной стадии разработки энергоэффективных проектов, направленных на содействие зеленому и инклюзивному росту.

Многие страны для регулирования зеленой экономики заявляют о создании финансовых центров, выпускают зеленые облигации, внедряют институты зеленого страхования, создают зеленые банки и т. д.

Из сложившейся практики для России целесообразным представляется система государственного регулирования, опирающаяся на основные приоритетные направления (зеленое налогообложение (сборы), зеленые государственные закупки (драйверы экологических инноваций), экологическую экспертизу финансовой поддержки экспорта (в целях конвергенции зеленых стандартов), переход к зеленым технологиям и энергосбережению (от доступной к эффективной), экологизацию малых и средних предприятий, зеленая логистика) (табл. 1).

Таблица 1 — Адаптация зарубежного опыта в вопросах государственного регулирования зеленой экономики*

Мера Зарубежная практика Рекомендации для России

1. Зеленое налогообложение (сборы) - регулирование цены на углерод; - страны ОЭРС используют налог на углерод; - Великобритания — климатический сбор (налог на потребление энергии и энергоносителей); - экологический сбор (Китайская национальная система торговли выбросами) - до конца 2016 г. российские компании обязаны представлять сведения об экологически вредных выбросах; - введение налога за негативное воздействие на окружающую среду

2. Зеленые государственные закупки - имплементация зеленых стандартов закупок; - сотрудничество с биологическими лабораториями; - механизм «квота-балл»; - работа министерств экологии (специализированные органы) - установить критерий — экологичность товаров; - создать реестр экологичных товаров; - создать публичный реестр компаний, производящих экологичные товары; - мониторинг изменений уровня требований к товарам

* Составлена автором по [4, 17].

Продолжение табл. 1

Мера Зарубежная практика Рекомендации для России

3. Экологическая экспертиза финансовой поддержки эксперта - операционная политика Всемирного банка — поддержка экспортных кредитов с экологической экспертизой; - рекомендации ОЭСР по общим подходам к оценке экологических и социальных воздействий экспортных кредитов с государственной поддержкой (скрининг по проектам); - стандарты социальной и экологической политики Всемирного банка; - руководящие принципы ОЭСР по государственной поддержке экспортных кредитов (зеленая основа) - установить требования по обязательной экспертизе экологических и социальных аспектов экспортных проектов; - мониторинг экспертных проектов

4. Наилучшие доступные технологии и энергосбережение - укрепление цен по углеводород и прекращение субсидирования ископаемых видов топлива; - устранение существующих барьеров зеленых инвестиций; - повышение прозрачности финансирования окружающей среды; - стандарты энергоэффективности; - дифференциация тарифов на электроэнергию в зависимости от технологий производства; - внедрение альтернативных видов энергии (солнца, ветра, воды) - поэтапное формирование системы мониторинга выбросов парниковых газов; - отчеты по вредным выбросам; - развитие системы переработки товаров; - пересмотр экологических разрешений (технологические нормативы и физические воздействия); - макроструктурные преобразования для роста энергоэффективности производства; - практика наилучшей доступной технологии (с государственным субсидированием)

5. Экологизация малых и средних предприятий - система поощрения зеленого поведения компаний; - создание агентств по содействию требованиям к малым и средним предприятиям; - замена индивидуальных экологических разрешений стандартными требованиями; - отраслевой подход к обслуживанию клиентов; - отраслевые каналы зеленой информации; - зеленая маркировка — координация предприятий по продвижению экологического ведения бизнеса; - кластерное зеленое производство (приоритет — АПК) - отраслевые зеленые стандарты для малых и средних предприятий; - признание зеленой практики

6. Зеленая логистика - отбор поставщиков сырья с наименьшими затратами на невозобновляемые ресурсы; - оптимизация маршрутов в целях сокращения выбросов вредных газов; - сокращение автомобильных перевозок (или использование гибридных двигателей (Пакеты «озеленения» транспорта) - зеленые технологии при производстве упаковки и утилизации отходов; - совершенствование системы учета вредного воздействия на природные сферы при перевозках

Для оценки результативности мероприятий по реализации мер государственного регулирования развития зеленой экономики целесообразно внедрять показатели мониторинга.

Мониторинг продвижения к зеленому росту должен основываться на показателях, которые можно классифицировать в разрезе пяти групп [18] (с учетом экологической и ресурсной эффек-

Показатели мониторинга ориентированы на энерго- и ресурсоэффектив-ность, на многофакторное производство с учетом потребления экосистемных услуг и природных ресурсов и на учет факторов внедрения технологий и инноваций, на новые цены, налоги, трансфертные платежи. Индикаторы мониторинга будут обеспечивать информационную основу по оценке эффективности достижения зеленого роста. В случае необходимости политику следует корректировать. Для реализации всего программного блока мониторинга большое значение приобретает образование, профессиональная подготовка и повы-

тивности экономики, базы природных активов, экологических показателей качества жизни, а также финансово-экономических показателей и социально-экономических, связанных с зеленым ростом) (табл. 2). Данные показатели отражают эффективность использования природных ресурсов и всей экосистемы, связанной с природным капиталом.

шение квалификации по направлениям развития зеленой экономики.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что зеленая экономика — новое направление в экономической науке и практике, обосновывающее факт зависимости экономического развития от компонентов природной среды. В научном направлении — это развитие новых технологий и производств, внедрение регулятивных основ государственного управления в области природопользования. В практическом ключе — это виды деятельности, которые создают и увеличивают природный капитал земли, уменьшают экологические

Таблица 2 — Группы показателей мониторинга зеленой экономики

Показатели Содержательная характеристика

Экологическая и ресурсная эффективность экономики - углеродная и энергетическая эффективность; - ресурсная эффективность (материалы, питательные вещества, вода); - многофакторное производство

Природные активы - возобновляемые запасы (вода, леса, рыбные ресурсы); - невозобновляемые запасы (полезные ископаемые); - биоразнообразие и экосистемы

Экологические показатели, отражающие качество жизни - состояние окружающей среды и риски; - экосистемные услуги и экологические блага

Финансово-экономические показатели - технологии и инновации; - экологические товары и услуги; - международные финансовые потоки; - цены и трансферты; - навыки и обучение; - нормативные акты и управленческие подходы

Социально-экономические показатели экономического роста - экономический рост и структура экономики; - производство и торговля; - рынки труда, образование и доходы; - социально-демографические тенденции

угрозы и риски. При этом применение мониторинга процесса перехода к зеленой экономике с помощью финансовых и экономических показателей будет направлено на создание институциональных условий функционирования зеленой экономики путем стимулирования инвестиций в повышение природного капитала на основе применения инновационных методов государственного регулирования.

1. Актуальной в настоящее время является разработка дорожной карты по развитию зеленой экономики и национальному использованию природных ресурсов. Дорожная карта должна предусматривать как сокращение экологически вредных выбросов в атмосферу, так и меры по сохранению земель, их плодородия, а также сохранения пресных вод и меры финансово-экономического регулирования.

2. Развитие формальных институтов в контексте перехода к зеленой экономике предопределяет необходимость совершенствования системы управления путем создания специализированного совета при Президенте РФ, обеспечивающего координацию и контроль за процессом перехода к зеленой экономике в РФ с учетом национальных интересов. В этом плане интересен опыт РГЭУ (РИНХ), который совместно с университетами из России, Казахстана, Германии, Швеции, Эстонии в 2015 г. вошел в проект «Разработка и внедрение магистерской программы — «Зеленый логистический менеджмент»: усиление трансъевразийской включенности посредством (инструментария) менеджмента логистики устойчивого развития и развития информационно-коммуникационных компетенций».

Безусловно, главным звеном в системе экологического образования выступает высшая школа, где формируются фундаментальные основы зеленой культуры, способствующие радикальной модернизации подготовки специалистов.

Опираясь на наиболее перспективные исследования в сфере логистики, которые европейские страны определяют для себя как приоритетные, речь может идти, прежде всего, о таких инициативах, как Концепция зеленых транспортных коридоров (Green Transport Corridors Concept) и Транспортный коридор Восток-Запад (East West Transport Corridor). Университетский консорциум в качестве особой специализации определил для себя вопрос формирования компетенций в области управления устойчивым развитием в сфере логистики и использования современных логистических информационных технологий.

Таким образом, приоритетом для российских и казахских участников проекта является разработка магистерской программы, выпускник которой мог бы отвечать требованиям европейского работодателя 3PL (Third Party Logistics) и 4PL (Fourth Party Logistics) компаний.

Международные проекты по реализации инициатив в рамках зеленой экономики очень важны, так как, поддерживая глобальные инициативы распространения, практика осуществляется по «лучшим» стандартам.

Библиографический список

1. «Зеленая» экономика как парадигма устойчивого развития Республики Казахстан [Электронный ресурс] // Национальный научный портал Республики Казахстан: Коллекция трудов казахстанских ученых. — Режим доступа : https://www.nauka.kz/page.php&page_id= 172&lang= 1 &arti cle_id=68.

2. «Зеленая» экономика. Оценка оценок окружающей среды Европы [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.eea.europa.eu/ru/publications/o tsenka-otsenokokruzhayushtey-2014-sred 44b-evrop.

3. Казурина, О. Наилучшие доступные технологии и доступная окружающая среда // Модель «Россия — ОЭСР». — 2016. — № 2. — С. 22-27.

4. Капустина, Л. М. «Зеленые» технологии в логистической деятельности // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2016. — № 2 (64). — С. 114-122.

5. Папцов, А., Шеламанова, Н. Зеленая экономика — новое направление устойчивого развития // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 11.

6. Schumpeter, J. Das Wesen und Hauptinhaft der theoretischen Na-tionalokonomie. — Leipzig : Verlag von Duncker & Humblot, 1908.

7. Schumpeter, J. On Concept of Social Value // Quarterly Journal of Economics. — 1908. — Vol. 23. — P. 213-232.

8. The Future We Want. United nations [Electronic resource]. — New York, 2012. — Mode of access : http://www.unc sd 2012.org/about.html.

9. Reindustrialization of the United States [Electronic resource] // Euler Hermes Economic Outlook, Special Report. — January, 20. — № 1187. — Mode of access : http://www.eulerhermes.us/reindust rialization.pdf.

10. Daly, H. E., Farley, J. Ecological Economics: Principles and Applications, second ed. Island Press. — 2011.

11. Costanza, R., Alperovitz, G., Daly, H. E., Farley, J., Franco, C., Jackson, T., Kubiszewski, I., Schor, J., Victor, P. Building a Sustainable and Desirable Economy-in-society-in-nature. United Nations Division for Sustainable Development. — New York, 2012.

12. Rockstrom et al., 2009; Steffen et al., 2015.

13. Ropke, J. Die Strategie der Innovation. — Mohr, Tübingen, 1977. — P. 102.

14. El-Erian, M. A. New Normal. PIMCO Secular Outlook [Electronic resource]. — 2009. — May. — Mode of ac-

cess : http://media.pimco.com/ Documents/ Secular %20Outlook %20May_09 %20 Email-Web %20FIN AL3.pdf.

15. Афонцев, А. Мировая экономика в поисках новой модели роста // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 2. — С. 3-12.

16. http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/declarations/declarathenv.shtml.

17. Модель Россия — ОЭСР Зеленая экономика // Ежеквартальный журнал. — 2016. — № 2.

18. https://www.oecd.org/environme nt/outreach/Chapter1-OECD-Green-Growth-Indicators-2014-Russian.pdf.

Bibliographic list

1. «Green» economy as the paradigm of sustainable development of Kazakhstan Republic [Electronic resource] National Science Portal of the Kazakhstan Republic: collection of works of Kazakhstan scientists. — Mode of access : https://www.nauka.kz/page.php&page_id= 172&lang= 1 &arti cle_id=68.

2. «Green» economy. Evоlution of environmental assessments in Europe [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.eea.europa.eu/ru/publications/ otsenka-otsenokokruzhayushtey-2014-sred44b-evrop.

3. Kazurina, O. The best available technology and accessible environment / Russian model. — OECD. — 2016. — № 2. — P. 22-27.

4. Kapustina, L. M. «Green» technologies in logistics activities // News of Ural State Economic University. — 2016. — № 2 (64). — P. 114-122.

5. Paptsov, A., Shelamanova, N. Green economy is a new direction of sustainable development // Economics of agriculture of Russia. — 2014. — № 11.

6. Schumpeter, J. Das Wesen und Hauptinhaft der theoretischen Na-tionalokonomie. — Leipzig : Verlag von Duncker & Humblot, 1908.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Schumpeter, J. On Concept of Social Value // Quarterly Journal of Economics. — 1908. — Vol. 23. — P. 213-232.

8. The Future We Want. United nations [Electronic resource], — New York, 2012. — Mode of access : http://www.unc sd 2012.org/about.html.

9. Reindustrialization of United States [Electronic resource] // Euler Hermes Economic Outlook, Special Report. — January, 20. — № 1187. — Mode of access : http://www.eulerhermes.us/reindust rialization.pdf.

10 Daly, H. E., Farley, J. Ecological Economics: Principles and Applications, second ed. Island Press. — 2011.

11. Costanza, R., Alperovitz, G., Daly, H. E., Farley, J., Franco, C., Jackson, T., Kubiszewski, I., Schor, J., Victor, P. Building a sustainable and desirable economy-in-society-in-nature. United Nations Division for Sustainable Development. — New York, 2012.

12. Rockstrom et al., 2009; Steffen et al., 2015.

13. Röpke, J. Die Strategie der Innovation. — Mohr, Tübingen, 1977. — P. 102.

14. El-Erian, M. A. New Normal. PIMCO Secular Outlook [Electronic resource], — 2009. — May. — Mode of access : http://media.pimco.com/ Documents/ Secular %200utlook %20May_09 %20 Email-Web %20FIN AL3.pdf.

15. Aphontcev, A. World economy in search of new model of growth / World economy and the international relations. — 2014.—No. 2.—Page 3-12

16. http://www.un.org/ru/documents/ declconv/decl arati ons/decl arathenv. shtml.

17. The Russia model — OECD Green economy // Quarterly magazine. — 2016. — № 2.

18. https://www.oecd.org/environme nt/outreach/Chapter 1 -OECD-Green-Growth-Indicators-2014-Russian.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.