УДК: 340
Быкова А. Б.
Магистрант 3 курса кафедры теории государства и права
и международного права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Человеческое достоинство является важнейшим ценностным основанием и критерием, определяющим требования к выстраиванию отношений между государством и человеком. Основную часть конституционных положений о безопасности составляют защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность личности. В данной статье проводится сравнительный анализ конституционных положений Российской Федерации в сравнении с конституционными положениями зарубежных стран.
Ключевые слова: Конституция, права и свободы, защита прав человека и гражданина, реализация конституционных положений, зарубежный опыт.
Значимая цель проводимых структурных преобразований в Российской Федерации — гарантировать деятельность различных ветвей власти конституционными обязательствами соблюдать, выполнять и защищать права и свободы гражданина. Права человека являются важнейшей и необходимой составляющей предмета конституционно-правового регулирования. Они находят правовую формализацию, если не в тексте самого основного закона, то в уравненном с ним по юридической силе специальном акте о правах — декларации, хартии, ином национальном или признанном государством международном нормативном источнике [3].
Закрепление в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина является величайшим достижением демократии в нашей стране. В. В. Путин при характеристике современной российской Конституции справедливо отметил, что «ее раздел, посвященный правам и свободам личности, считается лучшим конституционным актом такого рода в мире.
Практическая реализация Конституции предполагает распространение в нашем правовом государстве общечеловеческих ценностей таких, как признание человека высшей ценностью, справедливость и равенство, соблюдение норм закона, осуществление власти через свободные демократические выборы.
Реализация конституционных прав и обязанностей, как правило, обеспечивается через правоотношение. В практической деятельности положения Конституции Российской Федерации обретают материальную форму в определенном правоотношении. Правореализационная практика по защите конституционных прав и свобод пронизывает все сферы общественной жизни. В связи с тем, что субъектом данных правоотношений является носитель конституционных прав, данные правоотношения являются персонифицированными.
Статья 2 действующей Конституции провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». А в ст. 45 Конституции закреплено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется [1]. Согласно Конституции Российской Федерации, действует специально созданная государственная система, которая призвана защищать права и свободы, но механизм их реализации не определен.
Одной из нерешенных проблем при реализации конституционных положений является то, что законодательство не признает равенство прав человека и государства. А ключевые особенности российской правовой системы способствуют сохранению взглядов на человека как на объект управленческого воздействия. Поэтому акты, в частности, пользуются приоритетом перед законами, благодаря чему главенствующий аппарат может искоренить некоторые попытки повернуть юридическую и социальную практику к правам и интересам человека.
Государственная регистрация ведомственных нормативных актов способствует сохранению баланса различных компонентов правовой системы. С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства на Министерство юстиции возложена данная регистрация. Регулирование прав и законных интересов граждан является одним из главных критериев, отнесение конкретного акта к числу нуждающихся в регистрации.
Указом Президента РФ от 21 января 1993 года, продолжена и усилена юридическая регламентация контроля за ведомственным нормотворчеством, в котором говорится, что акты ведомств и министерств, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний [6]. Существует обязательное условие, чтобы акт, который поступил на регистрацию, не противоречил действующему законодательству. В результате проверки, если противоречий не обнаружено, то акту присваивается регистрационный номер для придания юридической силы документу. Если акт был возвращен без регистрации с мотивированным изложением причин отказа в присвоении ему регистрационного номера, соответственно, были найдены противоречия и орган, издавший акт, не согласился с предложением Министерства юстиции отредактировать его текст и привести в соответствие с законом.
Согласно практике, множество актов, подлежащих представлению в Министерство юстиции России на государственную регистрацию, не в полном объеме соответствуют обязательным требованиям и проходят регистрацию только после устранения противоречий с законом. Из чего следует, что при государственной регистрации выполняется тщательный контроль за законностью деятельности органов управления, и в частности своевременно предотвращается посягательство на права граждан. Данный механизм обладает высокой эффективностью.
Резервы для совершенствования работы по государственной регистрации ведомственных актов вполне достаточны, в частности нормативное регулирование этой процедуры требует дальнейшего развития [3]. Существуют проблемы, которые связаны с наличием коллизий, нарушением логичности в законодательных актах, во исполнение которых издаются подзаконные, и другие акты. Но при очевидности отдельных недостатков, существующие юридические реалии, наличие ведомственной регламентации множества аспектов социального бытия и т.д. определяют то, что позитивный смысл данной меры по защите прав граждан представляется весьма важным [3].
В системе российского правосудия можно выделить еще одну из ключевых проблем — надзорное производство. Предпринимаются существенные попытки по совершенствованию надзорного производства на территории РФ. Тому подтверждением служит принятый Государственной Думой ФС РФ ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», в котором говорится об эффективной защите нарушенных прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации у каждого гражданина закреплено право на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
С целью наиболее полного раскрытия основных классификаций прав и свобод человека и гражданина, считаем необходимым обратиться к международному опыту их
закрепления и провести анализ конституций зарубежных стран [4] на предмет наличия или отсутствия в них прав и свобод, которые не нашли отражение в Российской Федерации.
Проведенный анализ показал, что обычно за основу классификации принимаются названия глав или статей. Ярким доказательством данному утверждению служат конституции Японии и Таиланда. В них права свободы и обязанности являются элементами самостоятельных глав. Так, правовой статус личности народов Японии закреплен в главе 3 основного закона, а народов Таиланда — в главах 3-4.
Интересным фактом является то, что в конституциях ряда зарубежных стран прописаны права, отличные от конституционных прав Российских граждан. Среди таких прав можно выделить право граждан государства «на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя». Так статья 54 Конституции Азербайджана провозглашает, что «самостоятельно оказывать сопротивление попытке мятежа против государства или государственного переворота является правом каждого гражданина Азербайджанской Республики». Кроме того, данное право предоставляет гражданам и статья 21 Конституция Португалии — «каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любой агрессии, если невозможно обратиться к представителям власти». Также подобными конституционными правами наделены граждане ФРГ (статья 20) и Гондураса (статья 375).
В настоящее время все более обширно обсуждается идея заимствования правовых норм и принципов. Рассмотрим данную ситуацию на примере Социалистической Республики Въетнам, принявшую новую Конституцию в 2014 году (с дополненным текстом в ноябре 2013 года), содержащей 90% статей с исправленной формулировкой, что имеет весомое значение для модернизации государственного управления и вьетнамского народа.
Напомним исторические события июля 1976 года, когда Въетнам воссоединился, после свержения проамериканского сайгонского режима, укрепились связи с авангардом социалистической системы — СССР. По сути, руководство Вьетнама, во главе с Ле Зуаном — генеральным секретарем ЦК КВП пыталось воспроизвести советскую модель социализма в системе управления государством.
Над разработкой статей трудились советские юристы под руководством академика В. Н. Кудрявцева, по примеру конституции Советского Союза, данный сборник содержал следующие статьи о марксистко-ленинской теории, определяющей впервые мировоззрение граждан Вьетнама(Ст.38).
В статье 2 нового основного закона государственный строй определялся не как диктатура пролетариата, а как «государство народа, основанное народом для народа [4]», а статей, говорящих об идеологии марксизма-ленинизма не осталось.
Вторая глава Конституции рассматривает права человека, основные права, свободы и обязанности граждан», даются гарантии основных гражданских прав в 30 статьях: свобода слова, вероисповедания, передвижения, защита жизни, равноправие граждан и т.д. В одном из интервью со СМИ Председатель Национального Собрания СРВ Нгуен Шинь Хунг отметил, что глава о правах человека и гражданина направлена «на повышение ответственности государства за соблюдение прав человека и гражданина [6], по сути, государство возложило на себя обязанности гарантировать права. Впервые проблематика основных прав человека и гражданина была выставлена на первый план, благодаря проведению реформ в политике, прежде акцент делался на экономику.
Логично, что в тот момент руководство смотрело с оглядкой на страны запада и если по вопросам торгово-экономических отношений, инвестиционного климата Запад удовлетворен условиями, то на фоне «гуманитарной корзины» у либерало-демократических сторонников возникало множество претензий. В ответ на данную реакцию Национальное Собрание сообщает: «государство обязано защищать, уважать и строго соблюдать права в соответствии с международными конвенциями, к которым Вьетнам присоединился [6]». К
тому времени, в 2013 году были приняты поправки и СРВ стала участвовать во всех значимых международных договорах по правам человека и гражданина.
Ст. 6 первой главы, в которой вьетнамский народ реализует свои права в соответствии с демократией через призму Национального собрания, советов и других государственных органов. Здесь же, в законе усилилась контрольная функция граждан. В ст.4 говорится о руководящей роли партии, подчеркивающее, что партия должна быть тесно связана с гражданами, служить, находиться под его контролем и нести ответственность за свои решения.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что основной закон РФ и Конституция Вьетнама имеет явные переплетения и логическую взаимосвязь, благодаря истокам зарождения первоначальных источников закона, основанных изначально на социализме, а затем пересмотревших ориентир на демократический строй. В обоих государствах Конституция призвана защищать, в первую очередь своих граждан, и обеспечить равноправие каждого вне зависимости от статуса, вероисповедания и расовой принадлежности. Выявив основную проблему текста Вьетнамской Конституции, есть понимание, что необходимо сделать акцент на проработку вопроса гуманитарной проблематике.
Следующий пример — основной закон Германии, вступивший в силу в 1949 году, закон не действовал как взаимосвязь в отношении граждан и государства, и не являлся соединяющим звеном между самими гражданами, он нес в себе абсолютное видение монархии. Монарх при это рассматривался на всем пути как отец нации, дарованный ей Богом [7].
В стране, где поднимается все чаще вопрос о распространении действия конституции на «горизонтальные», то есть частные, отношения между гражданами — проблема «Drittwirkung» [8], связанная с обязательством граждан ФРГ, вытекающих из конституционных прав, а именно, создание условий прямого действия данного рода обязательств граждан на друг друга. В разных странах существуют разные пути решения, в зависимости от роли и места конституционных прав в законе.
Несмотря на то, что Конституция РФ в части 2 статьи 15 обязывает каждого гражданина и объединения соблюдать ее нормы, статья 18 говорит о конкретном действии прав и свобод человека и гражданина (в отличие от «прямого» действия Конституции в соответствии с частью 1 статьи 15), а в части 3 статьи 17 о том, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, вопрос о действии конституционных прав «по горизонтали» в России еще недостаточно полно освещен [9].
В Конституциях стран Германии и России наблюдается весомое сходство — законы исходят из верховенства конституционных прав человека и важности следования данному принципу всех уровней власти с целью создания социально-правового государства. Регулярный баланс, создаваемый государством между оборонительной и защитной функциями, неизменная цель государства.
В отношении негативной(оборонительной) функции конституционных прав и свобод человека, долг всех ветвей власти соблюдать и действовать в рамках социального и правового государства, здесь можно подчеркнуть соответствие принципов обеих конституций.
Основной закон ФРГ в отличие от Конституции РФ не скрывает темы «горизонтального» действия причем тут необходимо, возьмем во внимание не только разницу в формулировке «непосредственного» и «прямого» действия конституционных прав человека, но и рассматривать в совокупности часть 3 Ст.17 и часть 2 Ст.15 Конституции РФ перед лицом исторических событий, представленных в приоритетном направлении государства в соответствии со статьей 2, где защитная и охранительная функция (с признанием конституционных прав и свобод человека и гражданина) ставятся в один ряд, как гарантии по защите прав и свобод человека при исполнении условий.
Отметим, что в своем развитии, российский механизм правовой иерархии — ограничен. Конституция стоит во главе, которая оказывает прямое воздействие на все отрасли права, а участники обязаны соблюдать установленные правила. Все другие правовые источники легитимны в той мере, в которой они соответствуют Конституции. Следовательно, он дает варианты путей для развития правовых отношений в РФ.
Часть 2 Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, как основную норму, горизонтальное применение конституционных прав человека в российской правовой системе. В соответствии с частью 3 Ст. 17 Конституции РФ права и свободы гражданина являются при этом по отношению друг к другу между гражданами носителями принципа пропорциональности и ограничениями.
Вопрос распространения действия конституционных прав и свобод человека на гражданские правоотношения может быть также перенесен и на следующую за конституционным правом ступень — на Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод [10].
Объединяющим фактором защиты граждан различных государств является Конвенция по защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция), созданная с целью урегулирования напряженных ситуаций и вспомогательного источника в вопросах защиты прав человека. О том, что основная функция по защите прав и свобод должна обеспечиваться в первую очередь государствами, свидетельствует и правовая позиция Европейского Суда, который в деле Изы Киискена и Микко против Финляндии указал, что один из принципов, лежащих в основе Конвенции, заключается в том, что созданный ей механизм защиты прав и основных свобод является вспомогательным по отношению к аналогичному механизму, закрепленного в законодательстве каждого государства [11].
В Конституции Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина посвящена вторая глава. В мировой практике это достаточно распространенный случай, который позволяет акцентировать внимание на незыблемость прав и свобод личности в правовом демократическом государстве. Исключением из этого правила являются конституции Испании, Македонии, Испании и Польши. Например, в Конституции Испании правам и свободам человека и гражданина посвящена четвертая глава.
Интересно отметить, что большинство государств мира закрепляют в своих основных законах только общие гарантии, которые без обстоятельной детализации в законодательстве сложно назвать непосредственно действующими. Из этого правила есть исключения. Так в конституциях Перу и Аргентины достаточно полно закреплены конституционные гарантии правосудия (раздел 5 Конституции Перу, статья 43 Конституции Аргентины).
Анализ международного опыта закрепления конституционных прав и свобод показал, что во всех рассмотренных конституциях закреплены основные коллективные права граждан. Среди данных прав можно выделить политические и трудовые права, права детей, женщин и национальных меньшинств. Тем не менее, по характеру все коллективные права можно назвать индивидуальными. Хотя, данными правами, как правило, невозможно воспользоваться в одиночку. Право на пикетирование, реализованное одним человеком, не будет представлять собой акцию протеста определенной группы населения, а будет лишь нарушением общественного порядка.
Конституция — не просто список прав, имеющий целью оградить гражданина от посягательств государственной власти, но и «система объективных ценностей», то есть настолько «общее выражение принципов, что ее действие не может быть ограничено отношениями между гражданином и государством» [12].
Создание государством благоприятных условий качественной реализации конституционных положений в сфере защиты прав и свобод человека будет служить фундаментальной платформой для укрепления демократического характера граждан.
Литература
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Конституция Въетнама (с 1946 по 1992 гг.) и законодательные акты, касающиеся организации госаппарата (на въет. яз.). Ханой, 2002. — 588 с.
3. Вениосов, А. В. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч. 2. История государства и права Нового и Новейшего времени: уч. пособие // А. В. Вениосов, В. В. Сажина. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. — 544 с.
4. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. — М.: Норма, 2008. — 448 с.
5. Лейбо Ю. И. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». М.: Эком, 2000. — 447 с.
6. Лукашева Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5.
7. Мамут Л. С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. — 2006. — № 12.
8. Нгуен Шинь Хунг. Доклад «Обновленная Конституция — политико-правовая гарантия стабильности Партии, народа и всех нас для вступления в новую эпоху». Ханой, 2013. URL:// http://tuoitre.vn/tin/chinh-tri-xa-hoi/20131209/ hien-phap-sua-doi-de-cao-quyen-con-nguoi/583700.html (дата обращения: 10.02.2016).
9. Нешатаева Т. Н. О соответствии надзорного производства в Высшем Арбитражном Суде РФ требованиям Европейской конвенции по правам человека // Проблемы пересмотра судебных актов в гражданском и арбитражном процессах : сб. науч. Статей М., 2008 С. 103.
10. Сосна А. Защита основных прав и свобод Европейским Судом по правам человека// Научные труды РАЮН. Вып. 9. Т. 1. 2009.
11. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е. А. Сидоровой. Под ред. и с вступ. ст. Н. А. Сидорова. М., 1981. С. 112.
12. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 622 с.