Научная статья на тему 'Реализация кадровой политики и управление государственной службой в Республике Саха (Якутия)'

Реализация кадровой политики и управление государственной службой в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мартынов Андрей Андреевич

В статье рассмотрены вопросы реализации государственной кадровой политики в Республике Саха (Якутия). Особое внимание уделяется работе с резервом управленческих кадров, подготовке резервистов, проведен анализ использования резерва управленческих кадров. Представлены проблемы и предложения по формированию и использованию кадрового резерва на государственной гражданской службе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация кадровой политики и управление государственной службой в Республике Саха (Якутия)»

УДК 331.108.2 (571.56)

Мартынов Андрей Андреевич - канд. биол. наук, руководитель Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (г. Якутск). E-mail: andreymartinov@mail.ru

A.A. Martinov

Реализация кадровой политики и управление государственной службой

в Республике Саха (Якутия)

В статье рассмотрены вопросы реализации государственной кадровой политики в Республике Саха (Якутия). Особое внимание уделяется работе с резервом управленческих кадров, подготовке резервистов, проведен анализ использования резерва управленческих кадров. Представлены проблемы и предложения по формированию и использованию кадрового резерва на государственной гражданской службе.

Realization of personnel policy and management of the public service in the Republic of Sakha (Yakutia)

The article considers the questions of the state personnel policy in the Republic of Sakha (Yakutia). Special attention is given to the work with reserve managers, training reservists, the analysis of use of the personnel reserve. Presents The problems and suggestions on the formation and use of the personnel reserve in the civil service.

Ключевые слова: кадровая политика, резерв управленческих кадров, государственная служба.

Keywords: personnel policy, administrative reserve, public service.

Президент Республика Саха (Якутия) Е.А. Борисов среди приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) и Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) ставит вопросы, касающиеся обновления кадров и развития человеческого капитала, обеспечения появления новых высококвалифицированных мобильных, имеющих активную жизненную позицию и высокий потенциал людей на соответствующих должностях государственной гражданской службы, муниципальной службы, а также субъектах экономики и бюджетной сферы республики.

Сегодня судьба любого государства зависит от профессионализма и компетентности руководящих кадров. Так, развитие экономики, культуры, политики страны немыслимо без постоянного совершенствования и развития

системы государственного управления, ибо, чем выше квалификация и профессиональное мастерство государственных служащих и управленцев реального сектора экономики, тем выше благосостояние народа и государственная безопасность страны.

В Послании Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (2010 г.) отмечено, что конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом, что при формировании новой системы расстановки кадров настала пора переходить от количества к качеству. Эффективность управленческих действий должна определяться не числом, а умением, профессионализмом государственных менеджеров, повышением ответственности, оперативности, мобильности и прозрачности органов власти всех уровней. Когда на повестке дня стоит модернизация всего хозяйственного комплекса республики, инертность и неповоротливость власти недопустимы. Для инициативных, творческих, порядочных специалистов, руководителей должны быть созданы условия для карьерного роста. При этом, должно быть исключено превращение карьеры в самоцель.

Таким образом, перед нами была поставлена четкая задача -сформировать в резерв высококвалифицированных, мобильных, имеющих активную жизненную позицию и высокий потенциал к развитию граждан, способных после профессиональной подготовки и обучения занять руководящие должности в сфере государственного управления.

Вопрос формирования резерва управленческих кадров в настоящее время является делом государственной важности, призванным обеспечить стабильность государственного строительства. Должен отметить, что в Российской Федерации уже начата работа по обеспечению открытого доступа к резерву, чтоб резерв имел публичный характер. Это даст нам возможность двигаться в правильном направлении, а лицам, включенным в резерв управленческих кадров, позволит занять достойные позиции в государственном управлении, в руководстве государственных учреждений, бизнеса и, в конечном итоге, получать новые назначения на повышение.

В связи с этим, в Республике Саха (Якутия) был поставлен ряд серьезных задач в части проведения грамотной кадровой политики в сфере государственного и муниципального управления, создания принципиально новой многоступенчатой системы подготовки и подбора управленческих кадров, разработки и утверждения плана реализации этих задач. Сегодня в республике реализуются:

- Концепция государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия), утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. №1170, где определены основные направления кадровой работы на современном этапе, в том числе: разработка современных кадровых технологий при формировании резерва управленческих кадров муниципальных образований и Республики Саха (Якутия), механизмов их рационального использования, методов отбора и ротации кадров; создание необходимых

условий для развития института резерва кадров и института стажерства в органах государственной власти и местного самоуправления;

- План действий по совершенствованию и систематизации кадровой работы в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2012 гг., утвержденный Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 05.01.2011 г. №7-РП «О совершенствовании и систематизации кадровой работы в Республике Саха (Якутия)». Отдельными разделами данного плана действий предусмотрены мероприятия по актуальным вопросам формирования кадрового резерва управленческих кадров, создания комплексной системы подготовки кадров (обучение, стажировка, ротация).

В части совершенствования работы с кадровыми службами органов государственной власти Республики Саха (Якутия) во исполнение протокола совещания Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Данчиковой с руководителями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и работниками структурных подразделений по вопросам государственной службы и кадров Распоряжением Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) утверждено Положение о порядке тестирования государственных гражданских служащих, кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы и на включение в кадровый резерв. С апреля 2011 г. в ГОУ ДПО «Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия)» открыт и работает Центр тестирования государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия).

В целях реализации основных требований: Федерального Закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ; Перечня поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании резерва управленческих кадров от 01 августа 2008 г. Пр-1573; Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 г. «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)»; Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия), - создан Совет по вопросам кадровой политики при Президенте Республики Саха (Якутия) как координирующий и совещательный орган при Президенте Республики Саха (Якутия) по вопросам кадровой политики, государственной гражданской и муниципальной службы. На заседаниях Совета по вопросам кадровой политики при Президенте Республики Саха (Якутия) рассмотрены вопросы повышения эффективности использования резерва управленческих кадров в Республике Саха (Якутия), формирования кадрового прогноза о потребностях в квалифицированных специалистах приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, целевой подготовки специалистов для отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) за её пределами.

Актуальным вопросом развития кадровой политики республики является дальнейшее развитие института резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия). В связи с этим, и в целях повышения эффективности института резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия) в Порядок формирования резерва управленческих кадров республики, утвержденный Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2011 г. №737, в 2012

г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2012 г. №1581 внесены существенные и принципиальные изменения. Таким образом, формирование резерва управленческих кадров в настоящее время осуществляется на основе принципов законности, доступности информации о резерве управленческих кадров, равного доступа и добровольности граждан для включения в резерв управленческих кадров, объективности оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, эффективности использования резерва управленческих кадров, непрерывности работы с этим резервом, постоянного обновления его состава, единства требований, предъявляемых к гражданам для включения в этот резерв и назначения (избрания) на соответствующие вакантные должности, а также их исключения из резерва управленческих кадров.

В этой связи, прежде всего, резко возрастает роль и значение высшего учебного заведения в выполнении задач обучения и подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Причем, сегодня нужно будет подготовить кадры не только в профессиональном, но и в психологическом, социальном, гуманитарном и патриотическом аспектах. Кандидат в резерв управленческих кадров должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для оперативного принятия взвешенных и правильных решений, инициативностью, умением нестандартно мыслить и прогнозировать результаты своей работы. Кроме того, он должен владеть современными технологиями и обладать умением стремительно реагировать на изменение ситуации.

В настоящее время проведено обновление списка резерва с учетом "Первой сотни" резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия), утвержденной Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2011 г. №948-РП. В резерве управленческих кадров республики состоят 417 чел. (из них 297 чел. из первого резерва), в том числе:

- 112 представителей органов государственной власти;

- 52 представителя органов местного самоуправления;

- 89 представителей бизнеса;

- 53 представителя учреждений, предприятий и организаций;

- 12 представителей территориальных органов федеральной исполнительной власти в Республике Саха (Якутия). Продолжается формирование резерва управленческих кадров из числа федеральных государственных служащих. В этот резерв вновь включены 120 молодых перспективных специалистов и руководителей, которые прошли соответствующие процедуры конкурсного отбора. В обновленный список резерва управленческих кадров Российской Федерации, находящихся под патронажем Президента РФ, включены 5 представителей Республики Саха (Якутия). В резерв управленческих кадров ДФО рекомендованы 15 чел.

43,8% резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия) составляют выпускники Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (ныне Северо-Восточный федеральный университет, официально учрежденный в апреле 2010 г. на базе государственного университета с богатой 75-летней историей). Сегодня Северо-Восточный федеральный университет им.

М.К. Аммосова готовит высококвалифицированные кадры, способные к самостоятельной творческой и практической деятельности, генерирует знания и внедряет инновационные технологии мирового уровня. Надеемся, что и в дальнейшем этот университет станет центром интеграции образования, науки и производства и будет обеспечивать высококвалифицированными специалистами растущую экономику не только родной Республики Саха (Якутия), но и всего Дальнего Востока РФ.

В целом, подбор кандидатур на управленческие должности осуществляется, в основном, из действующего резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия). Анализ использования резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия), по состоянию на 01 сентября 2012 г., показывает, что с момента его формирования (2009 г.) решениями Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) из 715 чел., состоящих в резерве управленческих кадров республики, назначены всего 323 чел. (45,1%). Руководителями, их заместителями, руководителями структурных подразделений, департаментов, управлений, инспекций, отделов назначены 184 чел. (25,7%). В коммерческие структуры назначены на различные должности 51 чел. (7,2%). На другие должности из резерва назначений - 74 чел. (10,4%). Например, из 42 чел. назначенных только в 2011 г. Решениями Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на руководящие должности в исполнительные органы государственной власти республики, 32 чел. (76,0%) являются представителями резерва управленческих кадров. В резерве управленческих кадров муниципальных образований 962 чел. Из них назначения получили 186 чел. (19,3%). Из «Первой сотни» за 9 месяцев назначены на руководящие должности 24 чел. (24,2%). В октябре 2012 г. главами муниципальных образований поселенческого уровня избраны 6 резервистов.

В целях вовлечения молодежи в решение социально-экономических задач Республики Саха (Якутия), совершенствования системы отбора, подготовки резерва управленческих кадров, повышения их правовой и политической культуры, на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2010 г. №144 «Об утверждении Положения о Молодежном Правительстве Республики Саха (Якутия)», действует Молодежное Правительство Республики Саха (Якутия). Структура и состав Молодежного Правительства Республики Саха (Якутия) утверждены Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2010 г. №832-р, в её состав включены 20 молодых специалистов и руководителей из числа лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Республики Саха (Якутия).

Проводится целенаправленная работа по реализации мероприятий Подпрограммы «Формирование и развитие резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия)» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012 -2016 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. №959.

На основании соглашений, заключенных с Федеральной службой судебных приставов, Управлением Федеральной антимонопольной службы,

Министерством внутренних дел Российской Федерации, достигнуто взаимодействие и начата совместная работа по кадровым вопросам формирования и использования резерва управленческих кадров.

Сегодня в приоритетном порядке проводится работа по расширению и углублению формы дополнительного профессионального образования и стажировки резервистов. Согласно Плану действий по совершенствованию и систематизации кадровой работы в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2012 гг. в ноябре - декабре 2012 г. планируется организация стажировок государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) в органах государственной власти в других субъектах Российской Федерации и соответствующих федеральных органах государственной власти в порядке обмена опытом. В 2011 г. стажировкой в учреждениях, госаппаратах, внутри республики, в других регионах России, зарубежных странах и странах СНГ были охвачены 22 чел., 9 чел. прошли стажировку в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органах местного самоуправления.

Согласно законодательству о государственной и муниципальной службе, проводится широкомасштабная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия). Так, на начало 2012 г. по программам переподготовки, профессиональной переподготовки обучаются 1068 чел., в том числе: 249 - государственные гражданские и 231 - муниципальные служащие республики. Лица, состоящие в резерве управленческих кадров, могут получать профессиональное обучение в рамках мероприятий всех трех подпрограмм государственной Программы Республики Саха (Якутия) «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы». В данное время в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ обучаются 77 чел., в том числе 28 резервистов, из них 13 чел., не состоящих на государственной гражданской службе. Прошли обучение по программе LMI - Russia на тему «Стратегия эффективного управления» 74 чел., в том числе 44 - из числа состоящих в резерве управленческих кадров Республики Саха (Якутия).

Начиная с 2009 г., проводится Деловая игра «Молодежь - инновационно-стратегический ресурс Республики Саха (Якутия)» («МИНИСТР»). Первая игра состоялась 03 - 05 апреля 2009 г. в ней приняли участие 102 чел, в том числе молодые специалисты до 35 лет, школьники, студенты, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этом году провели 4-ю деловую игру, в которой приняли участие 98 молодых специалистов и управленцев. Данная форма доказала свою эффективность при подборе кандидатов в резерв управленческих кадров Республики Саха (Якутия). Из участников деловых игр и включенных в резерв управленческих кадров назначены на руководящие должности более 10 чел.

Вместе с тем, сегодня имеется ряд серьезных вопросов и направлений работы, над которыми всем нам еще предстоит работать. Ключевыми проблемными вопросами при формировании и использовании резерва управленческих кадров и кадрового резерва на государственной службе являются:

- отсутствие нормативных правовых актов на уровне федерального закона, регламентирующих использование резерва управленческих кадров в системе органов государственной власти;

- отсутствие правовых норм для лиц, включенных в резерв управленческих кадров и прошедших определенную процедуру подготовки для поступления на государственную гражданскую службу вне конкурса.

В целях развития института резерва управленческих кадров необходимо организовать:

- плановые выезды групп, сформированных из представителей регионов Дальневосточного федерального округа, в другие субъекты Российской Федерации для обмена опытом работы;

- проведение на базе Дальневосточного института управления РАНХиГС при Президенте РФ курсов и практических семинаров по актуальным вопросам кадровой политики, включая вопросы развития института резерва управленческих кадров;

- системную работу по ротации управленческих кадров между регионами Дальневосточного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.