УДК 371.26
О. Ю. Ефремов, Д. Л. Осипов
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ
В статье реализация инновационных технологий педагогической диагностики рассматривается как фактор обеспечения качества подготовки офицерских кадров. На основе анализа теории и практики подготовки офицерских кадров выделены основные противоречия, цели, условия и закономерности проведения педагогической диагностики в образовательном процессе военного вуза.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, профессиональная подготовка офицерских кадров, инновационные технологии педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом всего образовательного процесса, оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания, поскольку обеспечивает распознавание индивидуальных и групповых особенностей образованности, обученности, воспитанности, развития учащихся (воспитанников), на основе анализа которых вырабатываются пути совершенствования образовательного процесса. В связи с этим вопросы контроля, оценки, диагностики знаний учащихся и в целом их обученности, образованности были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики [1].
Проблема диагностики и обеспечения успешности обучения в современном образовании становится все более актуальной в связи с реализацией компетентностного подхода и личностно-ориентированной парадигмы образования. При этом диагностика значима не просто сама по себе как оценивание достижений учащихся, а, прежде всего, как деятельность по распознаванию и развитию индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих успешному их обучению, профессиональному и личностному развитию [2].
Анализ отечественной психолого-педагогичес-кой литературы позволяет выделить следующие направления изучения проблем контроля, оценки, педагогической диагностики: психологические
особенности контроля и оценки знаний (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина) [3]; организация контроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (В. П. Беспалько, Е. П. Перовский, Г. И. Щукина); классификация видов, средств и форм контроля (В. Н. Ефимов, М. Р. Ку -даев, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина); функции контроля в учебном процессе (Ж. А. Байрамова,
Н. В. Кузьмина, А. С. Маслов, П. И. Пидкасистый); цели и задачи, реализуемые контролем в учебном процессе (О. И. Чередниченко, Г. В. Ярочкина); программированный и стандартизированный контроль знаний (В. П. Беспалько, Т. А. Ильина); тесто-
вый контроль (В. С. Аванесов, Д. С. Горбатов, М. Б. Челышкова); самоконтроль (В. Г. Кукла,
A. С. Лында, И. В. Столярова); педагогическая диагностика обученности, воспитанности, образованности (Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, И. Ю. Гутник,
О. Ю. Ефремов, А. И. Кочетов, В. Г. Максимов, С. А. Русинова); создание новых, нетрадиционных методик и технологий контроля (М. А. Иошанов,
B. А. Кальней, Ф. В. Костылев, И. М. Маркелова,
А. С. Махмурян, М. Б. Челышкова, О. И. Чередниченко, С. Е. Шишов).
В педагогической литературе можно выделить следующие основные подходы к пониманию сущности проблем педагогической диагностики и контроля: информационно-констатирующий подход (В. С. Аванесов, И. Е. Перовский) предполагает понимание диагностики и контроля как получение информации о результатах обучения, проверку знаний учащихся; диагностико-обучающий подход (С. И. Архангельский, П. И. Пидкасистый, В. А. Сла-стенин) - диагностика и контроль трактуются не только как получение информации, но и как анализ учебного процесса и оказание помощи учащимся; рефлексивный (И. О. Елеференко, П. И. Третьяков,
C. В. Фролова) и познавательно-преобразующий (О. Ю. Ефремов) подходы - основой педагогической диагностики рассматривается выявление, осознание индивидуальности обучающегося и учет его особенностей (педагогических, психологических, социальных) в интересах повышения обученности, воспитанности, образованности [6].
Анализ указанных подходов и работ позволяет рассматривать педагогическую диагностику как познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету индивидуальных и групповых особенностей обученности, воспитанности, развития, образованности, направленную на достижение уровня образованности, соответствующего современным требованиям, потребностям личности, общества, государства.
В целом в исследованиях отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А. В. Барабанщиков, Н. В. Бордов-
ская, Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, И. Ю. Гутник,
В. П. Давыдов, П. П. Дерюгин, О. Ю. Ефремов, И. А. Зимняя, А. А. Реан, А. П. Тряпицына).
Вместе с тем не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации современных, инновационных приемов педагогической диагностики в подготовке военных специалистов, способствующих достижению уровня образованности выпускников военных вузов, соответствующего современным потребностям.
Особое значение совершенствование и реализация технологий педагогической диагностики приобретают в настоящее время в процессе подготовки офицерских кадров. Это обусловлено современными, все возрастающими требованиями к офицерам, сотрудникам всех силовых ведомств, а также непосредственно необходимостью формирования нового, перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с этим руководством государства, силовых ведомств четко обозначена необходимость обновления основных приоритетов подготовки офицерских кадров как в соответствии с мировыми тенденциями развития образования, так и с задачами обеспечения национальной безопасности, безопасности личности, общества, российского государства. При этом ведущим из приоритетов выступает качество образования. Понятие «качество» в сфере образования многоаспектно, его изучением занимались многие специалисты (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. И. Субетто и др.).
По мере эволюции понятие «качество образования» изменялось: от умения читать по слогам и знать буквы до ликвидации всеобщей безграмотности - концепция ликвидации безграмотности; от соответствия запросам индустриализации к соответствию запросам передового технического развития страны - сдвиг к концепции всеобщего среднего образования; от соответствия требованиям государства и рынка ожиданиям личности - сдвиг к концепциям непрерывного изменения потребностей рынка и, таким образом, непрерывного развития личности [9].
Качество образования определяется его соответствием принятой доктрине образования, социальным нормам, требованиям общества, государства и личности. Требования государства преобразуются в освоение на необходимом уровне соответствующих образовательных и профессиональных программ, проведение необходимых квалификационных процедур, включая процедуры диагностики, оценивания. Требования общества трансформируются в оценку социума, в успешность вхождения индивида в профессию и самостоятельную жизнь. В глазах самого обучающегося это понятие приобретает совершенно иное значение: оно ассоциируется с условиями обучения, воз-
можностями индивидуального развития личности, позволяющего добиваться жизненных успехов.
В целом под качеством образования понимают уровень знаний и умений, уровень воспитанности обучающихся, степень развития личности на определенном этапе жизнедеятельности, достигнутые с помощью различных внешних по отношению к обучающимся институтов образования. Но по мере развития педагогической науки понятие дополняется и развивается с учетом новых обстоятельств [6]. Качество образования - это и результат усилий личности по самообразованию, и результат усилий институтов образования по созданию условий для этого. Именно такой подход к качеству образования является сегодня наиболее перспективным.
В процессе подготовки офицерских кадров следует учитывать, что с позиций компетентностного подхода (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) интегральным показателем качества в контексте модернизации образования рассматривается компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умения человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт [4].
Развитие и формирование военно-профессиональной компетентности офицерских кадров осуществляются в процессе обучения, где должны быть созданы все необходимые для этого организационно-педагогические условия, включая проведение педагогической диагностики.
Изучение практики подготовки офицерских кадров позволяет выявить ряд недостатков в осуществлении диагностической деятельности в высшей военной школе: осуществление диагностики представляет собой в основном процесс субъект-объектного воздействия преподавателя на обучающихся; результатом диагностики является, как правило, количественная оценка, которая, характеризуя степень усвоения содержания учебных дисциплин, не всегда учитывает качественно-количественную характеристику уровня подготовленности офицера (курсанта); процедуры диагностики знаний и умений обучающихся в большей степени носят констатирующий характер, не в полной мере используется обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал диагностики; реализуемые на практике приемы диагностики не формируют у обучающихся в достаточной степени устойчивой военно-профессиональной направленности личности.
В теории и практике подготовки офицерских кадров можно отметить наличие противоречий:
- между необходимостью достижения уровня подготовленности офицерских кадров, соответствующего современным требованиям к новому облику Вооруженных Сил РФ, и недостаточной изученностью факторов его достижения примени-
тельно к отдельным компонентам образовательного процесса в высшей военной школе и непосредственно к осуществлению педагогической диагностики в процессе подготовки офицерских кадров;
- между потребностью в современных, инновационных технологиях педагогической диагностики, способствующих повышению уровня образованности, подготовленности, компетентности офицерских кадров и состоянием разработанности и реализации таких приемов.
Таким образом, традиционные технологии подготовки офицерских кадров, ставившие военнопрофессиональные знания во главу угла процесса обучения, уже не справляются с насущной задачей формирования офицера нового облика - развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной к принятию и реализации самостоятельных военно-профессиональных решений в любых условиях обстановки.
Реальным выходом в данной ситуации является активное внедрение в процесс подготовки офицерских кадров инновационных педагогических технологий, включая и технологии педагогической диагностики [2].
Соответственно, несмотря на то, что проблема педагогической диагностики чрезвычайно значима и исследовалась в работах целого ряда ученых (В. С. Аванесов, Н. П. Архангельский, Ж. А. Байрамова, А. Е. Бахмутский, Б. П. Битинас, Е. Д. Божович, Н. М. Борытко, Л. С. Выготский, Н. К. Голубев, И. Ю. Гутник, К. Ингенкамп, А. И. Кочетов,
В. Г. Максимов, Е. А. Михайлычев, С. А. Русино-ва), в том числе и применительно к высшей военной школе (О. Ю. Ефремов, Н. Б. Саханский), требуется ее дальнейшее изучение с учетом реализации целей и основных положений реформы военного образования, придания его развитию инновационного характера, компетентностного подхода, необходимости обеспечения уровня подготовленности выпускников военных вузов, отвечающего потребностям национальной безопасности.
Разрабатывая или применяя уже испытанные технологии обучения в системе высшего военнопрофессионального образования, следует исходить из того, что образовательный процесс должен строиться так, чтобы будущие военные специалисты самостоятельно учились приобретать знания, умения и навыки, формировали у себя целостную психологическую структуру будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии позволяют в достаточно короткие сроки подготовить современного специалиста - профессионала, способного быть конкурентоспособным на рынке труда, то есть обладать необходимыми профессиональными компетенциями. Технология образования понимается
как рациональная комбинация и последовательность использования различных средств и приемов формирования профессионального сознания и системы компетенций в процессе образования.
Технология является важнейшим фактором качества образования. Она отражает существенные характеристики формирования комплекса знаний, личности профессионала, культуры, практического опыта работы.
Современные тенденции развития образования и потребности в определенном качестве требуют принципиально новых подходов к технологии и на этой основе организации и методическому обеспечению образования. Эти подходы предполагают множество принципов и методов. Но главным из них является переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию опережающему и перспективному, от образования репродуктивного к образованию креативному, созидающему.
В выборе соответствующих педагогических технологий главное значение имеет понимание того, что центральной фигурой образовательного процесса должен быть обучающийся - его мотивы, устремления, познавательные потребности и цели, его способности, его мироощущение, его возможности с помощью преподавателя выбирать и содержание образования, и технологии образования, и формы, и сроки и пр.
Прогресс постоянно вносит свои коррективы и в образовательную деятельность. Вновь создаваемые формы, методы, средства обучения, элементы учебно-материальной базы потенциально обладают существенными возможностями повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Подобные новации обусловливают появление новых видов педагогических технологий - инновационных.
Инновацией в педагогике считается разработка, создание и внедрение различного вида новшеств и нововведений, порождающих существенные или значительные изменения качественных параметров образовательного процесса. Качественные параметры при этом могут отличаться в зависимости от типов педагогической инновации, которые бывают модернизирующими и реформирующими. В первом случае это совершенствование образовательного процесса благодаря улучшению качественных параметров существующих элементов, а во втором - при помощи нововведений, коренным образом меняющих систему проведения учебного занятия [7].
Инновационные педагогические технологии в сравнении с традиционными позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса в соответствии с параметрами, характеризующимися структурными элементами системы управления, целями обучения, ролевыми позициями
и функциями педагога и обучающегося, спецификой организации учебно-познавательной деятельности, формами учебных взаимодействий.
Проведенный анализ позволяет рассматривать инновационную технологию педагогической диагностики как целенаправленно разработанную на основе субъект-субъектного, компетентностного и познавательно-преобразующего подходов совокупность способов диагностических действий педагогов, вносящих в образовательный процесс новшества, обеспечивающих распознавание и учет знаний, навыков и умений обучающихся на продуктивном уровне, ориентированных не просто на оценку успешности освоения учебного материала, а преимущественно на распознавание уровня компетентности, образованности, подготовленности, способности и готовности к решению нетиповых задач, использованию освоенного содержания образования для решения практических, познавательных, профессиональных задач.
При этом под реализацией инновационных технологий педагогической диагностики в процессе подготовки офицерских кадров в контексте обеспечения качества образования мы понимаем как обоснование, построение и применение различных технологий диагностики, так и подготовку педагога к их применению.
В структуру технологии педагогической диагностики входят предмет диагностики (диагностируемый феномен), ее продукт (диагноз), средства и методы диагностики, а также процесс диагностики, включающий два основных этапа, - сбор и обработку информации. Основным диагностическим феноменом в высшей военной школе является подготовленность офицерских кадров.
Условием эффективности подготовки офицерских кадров является реализации педагогической диагностики в контексте информатизации образования. Средства, методы сбора и обработки информации должны отвечать структуре диагностируемого феномена. В качестве основного метода сбора диагностической информации следует выделить педагогическое тестирование как наиболее адекватно и эффективно реализуемое в информационных технологиях. Компьютерное тестирование как инновационная технология диагностики обладает такими свойствами, как оперативность предъявления заданий и обработки результатов, точность их фиксирования. К числу необходимых этапов разработки теста относятся диагностичная постановка целей обучения и структурирование его содержания, конструирование показателей, измеряемых тестом, создание спецификации и составление в соответствии с нею тестовых заданий. Далее после составления первоначального варианта теста идут такие обязательные этапы, как предваритель-
ная апробация теста на репрезентативной выборке учащихся, эмпирический анализ результатов и корректировка первоначального варианта теста. В структуре подготовки тестов инвариантные операции относятся к подготовке целей и содержания обучения, а вариативные - к выбору показателей, которые будут фиксироваться при выполнении теста обучающимися. Такое фиксирование, а затем обработка и хранение полученной информации входят в задачи образовательного мониторинга, который мы также отнесли к числу инновационных технологий педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика на основе информационных технологий включена в естественный педагогический процесс, следовательно, средства информационных технологий должны реализовывать педагогическую диагностику в составе программных средств учебного назначения. Одним из таких средств служат электронные учебники, которые, являясь ядром информационных технологий обучения, представляют содержание образования на уровне учебного материала и способны реализовать диагностический компонент непосредственно в процессе обучения. Отличительной особенностью электронных учебников, определяющих их значение для педагогической диагностики, должно стать структурированное представление информации в них в виде учебного тезауруса, воплощающего в себе конкретные цели обучения, а также комплексное использование мультимедийных возможностей компьютера. Применение электронного учебника как средства педагогической диагностики на основе инновационных технологий является вариативным условием ее реализации: возможно эффективное использование в процессе обучения программных средств учебного назначения, реализующих диагностические функции [8].
Вариативность инновационных технологий педагогической диагностики достигается за счет различным образом поставленных целей и подбора соответствующих им средств и методов.
Наряду с вариативными условиями реализации педагогической диагностики, обеспечивающими проявление сущностных свойств вариативности и усиления преобразующего характера, существуют инвариантные условия построения технологий педагогической диагностики. Роль внешней нормы (социального заказа) в подготовке офицерских кадров выполняют государственный образовательный стандарт, в котором описаны цели и содержание образования, а также квалификационные требования к подготовке военных специалистов.
В целом на основе изучения теории и практики подготовки офицерских кадров можно выделить следующие педагогические условия и закономерности реализации инновационных приемов педаго-
гической диагностики как фактора повышения качества обучения, образованности, подготовленности, компетентности офицерских кадров:
1) выполнение курсантами (слушателями) инновационных, нестандартных, творческих диагностических заданий влечет за собой интенсификацию мышления, обеспечивает высокую активность учебно-познавательной (коммуникативной, творческой) деятельности, позитивное отношение учащихся к предмету усвоения, формирует готовность офицерских кадров к самостоятельным действиям в условиях новизны, помогает развитию послепро-извольного внимания и способности его переключения на другие явления по мере необходимости;
2) использование инновационных приемов диагностики увеличивает разнообразие форм повторе-
ний учебного материала, формируемых действий, что необходимо как для отработки навыков, так и перехода к сложным умениям; при этом разнообразие форм способствует поддержанию интереса, а сам объект диагностики (диагностируемый учебный материал) служит подкреплением;
3) при реализации инновационных приемов диагностики обучающиеся мобилизуют усилия интеллектуального, волевого, практического плана, побуждаются к нестандартному, творческому выполнению заданий, что обеспечивает не только усвоение содержания военно-профессионального образования, но и приобретение опыта его переноса, формирование способности и готовности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, профессиональных задач.
Список литературы
1. Аетдинова Р. Р. Педагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2001.
2. Военная педагогика / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
3. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1976.
4. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996.
5. Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1987.
6. Ефремов О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. СПб., 2001.
7. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Пед. об-во России, 2000.
8. Куликовский А. В. Влияние оценочной деятельности учителя на успешное обучения учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2002.
9. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999.
Ефремов О. Ю., доктор педагогических наук, профессор.
Военная академия связи.
Пр. Тихорецкий, 3, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия, 195064. E-mail: [email protected]
Осипов Д. Л., адъюнкт.
Военная академия связи.
Пр. Тихорецкий, 3, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия, 195064.
Материал поступил в редакцию 12.10.2009.
O. Yu. Efremov, D. L. Osipov
REALIZATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN TRAINING OF THE OFFICER STAFF
In the article realization of innovative technologies of pedagogical diagnostics is considered as a factor of maintenance of training quality of the officer staff. On the basis of the analysis of the theory and practice of training of the officer staff the basic contradictions, the purposes, conditions and laws of carrying out of pedagogical diagnostics in educational process of military high school are allocated.
Key words: pedagogical diagnostics, vocational training of the officer staff, innovative technologies of pedagogical diagnostics.
Efremov O. Yu.
Military Academy of Telecommunications.
Pr. Tikhoretsky, 3, Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Russia, 195064.
E-mail: [email protected]
Osipov D. L.
Military Academy of Telecommunications.
Pr. Tikhoretsky, 3, Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Russia, 195064.