DOI 10.24411/1813-145X-2019-10420 УДК 355.233
Е. М. Искаков https://orcid.org/0000-0003-4621-9844
Особенности применения методов педагогической диагностики в военном вузе
Статья посвящена вопросам практического применения педагогической диагностики в условиях образовательного процесса военного вуза (на базе военной магистратуры Национального университета обороны Республики Казахстан). Раскрыты подходы к данному феномену, освещенные в трудах видных ученых и педагогов. Автором отмечена существующая тенденция усиления внимания к проблемам педагогической диагностики, в том числе разработке оптимальных методов педагогического воздействия. Подчеркнута роль диагностики в военной педагогике, которой присущи характерные черты, обусловленные, прежде всего, особенностями обучения и воспитания военнослужащих. Изложены основные цели, задачи и проблемные вопросы педагогической диагностики в военно-педагогическом процессе. Приведен алгоритм мероприятий педагогической диагностики в рамках магистратуры военного вуза по периодам обучения, включающий период от поступления до выпуска, с подробной характеристикой и особенностями подходов к каждому этапу обучения и рекомендациями по применению конкретных методик. Наряду с педагогической диагностикой, рассмотрена психодиагностика, позиционирующая себя как важное направление в диагностике психологических особенностей личностного развития и воспитанности личного состава, поскольку данное направление диагностики реализуется, как правило, посредством оценки командирами, преподавателями, другими должностными лицами личностных особенностей, поведения и морально-психологического состояния воинов. Также перечислены требования, предъявляемые к психодиагностической деятельности, которые в полной мере удовлетворяют общепринятым принципам системности, доступности и объективности.
В статье выдвинуто обоснованное предположение относительно недостаточности ныне действующего набора инструментария педагогической диагностики в условиях образовательной среды магистратуры военного вуза. В связи с этим автором предложено одно из решений этой проблематики посредством внедрения интегрированных в армейской среде методик психологической, управленческой диагностики по технологии HR-менеджмента (human resources management -'управление персоналом').
Таким образом, уточнены методы педагогической диагностики, эффективные в рамках военной магистратуры, а также обозначены направления дальнейшего развития процесса педагогической диагностики в военном вузе.
Ключевые слова: магистратура, военный вуз, педагогическая диагностика, методы диагностики, методы управления персоналом, оценка, профессионально-личностное развитие.
E. M. Iskakov
Features of Using Methods of Pedagogical Diagnostics in Military University
The article is devoted to the issues of practical application of pedagogical diagnostics in the educational process of a military university (based on military magistracy of the National Defense University of the Republic of Kazakhstan). Approaches to this phenomenon which have been highlighted in works of prominent scientists and educators were disclosed. The author notes the existing trend of increasing attention to the problems of pedagogical diagnostics, including the development of the most optimal methods of pedagogical influence.
Methods of pedagogical diagnostics which were effective within the military magistracy were specified, directions of further development of the pedagogical diagnostics process in military university were designated. The role of diagnostics in military pedagogy, which has its own characteristics, was determined primarily by features of training and military education. The main goals, objectives and problematic issues of pedagogical diagnostics in the military-pedagogical process were explained. The algorithm of measures of pedagogical diagnostics in the framework of the master's degree of military university for the periods of training, including the period from admission to graduation, with a detailed description and features of approaches to each stage of training and recommendations for the use of specific techniques was adduced. Alongside with pedagogical diagnostics, psychodiagnostics was considered, positioning itself as an important direction in the diagnostics of psychological characteristics in personal development and education of personnel. This direction of diagnostics is being performed, as a rule, by evaluation of commanders, teachers, and other officials of the personal characteristics, behavior, moral and psychological condition of soldiers. Also requirements for psychodiagnostics activity were listed, so they fully satisfy the generally accepted principles of consistency, accessibility and objectivity.
The reasonable assumption about the insufficiency of the current set of tools of pedagogical diagnostics in the educational environment of master's degree at the military university was proposed in the article. In this regard, the author proposes one of the solutions to this problem through the introduction of methods of psychological, management diagnostics by technology of HR-management which was integrated into the army environment.
Thus, the methods of pedagogical diagnostics, effective within the military magistracy, were specified, and also the directions of further development of the pedagogical diagnostics process in military higher education institution were designated.
© Искаков Е. М., 2019
Keywords: magistracy, military university, pedagogical diaj resources, assessment, professional and personal development.
В современных условиях перед системой военного образования поставлена серьезная задача - качественно улучшить уровень образования, обучения и воспитания офицерских кадров. В связи с этим не удивительно, что вопросам организации военно-педагогического процесса со стороны должностных лиц уделяется пристальное внимание. Как известно, неотъемлемым компонентом данного процесса является педагогическая диагностика.
Педагогическую диагностику в военной педагогике понимают как познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников военно-педагогического процесса и его компонентов, направленную на обеспечение результативности данного процесса и достижение педагогических целей [10, с. 197].
Поскольку педагогическая диагностика проводится на всех этапах военно-педагогического процесса, она предполагает получение и использование
в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности этого процесса. При этом ее следует рассматривать как распознавание, анализ и оценку уровня обученности, воспитанности, личностного развития и подготовки военнослужащих. Для обеспечения целостности и эффективного осуществления педагогической диагностики ее нужно проводить, используя системный подход, с учетом взаимосвязанных
и взаимодействующих элементов.
Исследования и практика показывают необходимость определения и учета в военно-педагогическом процессе индивидуальности военнослужащих при взаимосвязи как психологических, так и педагогических характеристик личности - психических процессов, свойств и состояний, а также психических образований. В то же время педагогическая диагностика как специфическая деятельность исследуется сравнительно недавно, а потому разработанность ее теоретических положений и уровень их реализации на практике пока не соответствуют желаемым.
В этом контексте следует отметить существующую тенденцию усиления внимания к проблемам педагогической диагностики, в том числе к разработке оптимальных методов педагогического воздействия. Об этом свидетельствуют работы Б. Г. Ананьева; Г. К. Ахметовой; Н. В. Бордовской и А. А. Реана; Л. С. Выготского; Н. К. Голубева и Б. П. Битинас; И. А. Зимней; К. Ингенкамп; Н. В. Кузьминой; Б. Т. Лихачева; И. П. Подласого; В. А. Сластенина; И. Ф. Харламова [2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 14-17, 19], а также
istics, methods of diagnostics, management methods of human
труды военных ученых И. А. Алехина; А. В. Барабанщикова и П. П. Дерюгина; В. И. Вдовюка и Г. А. Шабанова; В. П. Давыдова, В. П. Сальникова и В. Я. Слепова; А. Г. Караяни и Н. В. Сыромятникова; [1, 4, 6, 9, 13].
Подчеркнем, что диагностике в военной педагогике присущи свои особенности, обусловленные, прежде всего, особенностями обучения и воспитания военнослужащих.
Иначе говоря, педагогическая диагностика отличается от традиционных процедур проверки, контроля и оценки. Эти отличия заключены в содержательной, организационной и методической целостности диагностической деятельности, комплексности ее компонентов, относительной самостоятельности в рамках образовательного процесса, определяются большими возможностями воздействия на эффективность подготовки офицерских кадров.
Вместе с тем педагогическую диагностику как отрасль знаний и сферу практической деятельности органично дополняет психодиагностика. В то же время заметим, что между ними есть определенные различия. Если психодиагностика стремится оценить психику человека, личность, социально-психологические явления, то педагогическая диагностика направлена на определение и фиксацию личностных результатов -подготовленность, воспитанность, обученность и т. д., на поиск причин достижения этих результатов и характеристику целостной педагогической системы [20, с. 35].
Рассмотрим психодиагностику как важное направление в диагностике психологических особенностей личностного развития и воспитанности военнослужащих.
Данное направление диагностики реализуется, как правило, посредством оценки командирами, преподавателями, другими должностными лицами личностных особенностей, поведения и морально-психологического состояния воинов.
К индивидуально-психологическим особенностям следует отнести, прежде всего, характер, темперамент, способности, направленность, особенности психических процессов и состояний.
Обозначим следующие основные задачи диагностики психологических особенностей и воспитанности, обучающихся в военном вузе:
- обеспечение диагностической информацией мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- изучение особенностей личности, требующих учета в обучении и в воспитательной работе;
- выявление лиц, нуждающихся в дополнительном медицинском освидетельствовании невропатологом или психиатром для решения вопроса о наличии (отсутствии) заболевания и годности к военной службе;
- оценка процесса адаптации военнослужащих к условиям обучения в военном вузе и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих мероприятий психолого-педагогической коррекции с целью купирования деза-даптивных нарушений.
Исследования ряда ученых показали, что в настоящее время существуют следующие проблемы, связанные с проведением педагогической диагностики в военном вузе [10, с. 293]:
- не регламентировано проведение мероприятий психолого-педагогического сопровождения (включая педагогическую диагностику) образовательного процесса;
- не определена последовательность проведения диагностических процедур по курсам обучения, формирование и реализация рекомендаций по результатам диагностики;
- не определена специфика педагогической диагностики, в том числе студентов магистратуры военного вуза;
- нет системы и согласованности в проведении педагогической диагностики в вузе между различными службами и специалистами.
Вместе с тем алгоритм проведения мероприятий педагогической диагностики в рамках магистратуры военного вуза по периодам обучения следует определить следующим образом:
- период поступления в магистратуру военного вуза;
- первый семестр (первого курса) обучения;
- второй семестр (первого курса) обучения;
- второй (выпускной) курс.
Результаты исследования, анализ руководящих документов и практика педагогической диагностики позволили определить содержание и специфику педагогической диагностики в рамках данных периодов.
Период поступления в магистратуру военного вуза
Педагогическая диагностика на этом этапе включает мероприятия по профессиональному психологическому отбору, в том числе
- первичное изучение кандидатов на поступление в военную магистратуру. Оно направлено на общее знакомство с ними, оценку психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям учебы, нервно-психическую устойчивость;
- социально-психологическое изучение предусматривает оценку развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности;
- психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость. Основным методом данного обследования является психологическое тестирование.
В этот период для проведения педагогической диагностики применяются следующие основные методики:
- методики изучения особенностей мышления: «аналогии», «числовые ряды», «арифметический счет», «исключение понятий», «выявление общих понятий», «критичность ассоциативного мышления», «арифметически задачи»;
- методики изучения и оценки особенностей внимания: «корректурная проба», «числовой квадрат»;
- методики изучения и оценки особенностей памяти: «вербальная память», «зрительная память».
Вместе с тем, наиболее эффективным средством предварительной диагностики особенностей познавательной сферы кандидатов на поступление в военный вуз является тест структуры интеллекта <<^Ъ> Р. Амтхауэра. Причем данный тест может применяться для возраста до 35-40 лет, что актуально в условиях военной магистратуры.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений (педагогических диагнозов) о пригодности граждан и военнослужащих к обучению в военном вузе:
а) рекомендуется в первую очередь - первая категория
Относимые к этой категории офицеры по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют установленным требованиям, что позволяет им в указанные сроки овладеть военной специальностью, иметь по результатам проверок и экзаменов преимущественно отличные оценки;
б) рекомендуется - вторая категория
Относимые к этой категории офицеры по уровню
развития профессионально важных качеств в основном соответствуют установленным требованиям, что позволяет им в указанные сроки овладеть военной специальностью, иметь по результатам проверок и экзаменов
преимущественно хорошие оценки;
в) рекомендуется условно - третья категория
Относимые к этой категории офицеры по уровню
развития профессионально важных качеств минимально соответствуют установленным требованиям, что позволяет им с трудом овладеть военной специальностью в указанные сроки, иметь преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению при недостатке кандидатов;
г) не рекомендуется - четвертая категория
Относимые к этой категории офицеры по уровню
развития профессионально важных качеств не соответствуют установленным требованиям. Следовательно, кандидаты, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не должны приниматься на обучение в военную магистратуру.
Первый семестр (первого курса) обучения
Основными методами диагностики в этот период являются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, так как в этот период появляется возможность наблюдать за поведением магистрантов в новых, непривычных для них условиях службы и учебы, когда признаки нервно-психической неустойчивости проявляются со всей очевидностью.
Так, ход адаптации к условиям военной службы (в данном случае учебы) достаточно достоверно оценивается с помощью многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность».
В основу этой методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.
С помощью опросника МЛО «Адаптивность» определяются магистранты, которых следует отнести
- к группе высокой и нормальной адаптации;
- к группе удовлетворительной адаптации;
- к группе низкой адаптации, требующий наблюдения психолога.
Наряду с этим широко используется методика личностного опросника Айзенка EPI, который направлен на диагностику и учет особенностей темперамента.
Второй семестр (первого курса) обучения
Высокоинформативным средством педагогической диагностики личностных особенностей магистрантов в этом периоде обучения является 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела 16-PF. Данная методика выявляет наиболее значимые личностные характеристики, необходимые для успешного обучения: исполнительность, волевой самоконтроль, мотивацию, самокритичность и др.
Также, в целях определения психического состояния, рекомендуется применять цветовой тест Люшера, позволяющий выявить текущий уровень настроения обучающихся.
Второй (выпускной) курс
Психодиагностика на этом этапе решает 2 основные задачи:
- углубленное выявление психологических особенностей в целях совершенствования обучения офицеров;
- диагностика предрасположенности и способностей к предстоящей профессиональной деятельности (назначение на руководящую должность).
При этом к применению рекомендуются шкала самооценки Спилберга, Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ), разработанная на основе методики ММР1. Кстати говоря, Миннесотский многопрофильный личностный опросник, был разработанный американскими психологами С. Хатуэем и Дж. Маккинли, состоит из 566 вопросов-утверждений, касающихся общего самочувствия испытуемого, его отношения к себе и к окружающим, направленности его интересов, особенностей поведения и т. д.
Результаты диагностики выпускников военной магистратуры являются основой для выработки рекомендаций о рациональном использовании офицеров при назначении на должность по окончанию вуза и для проведения психокоррекции психологами в период службы.
Особо следует отметить, что вышеназванные методики предназначены для широкого использования в интересах педагогической диагностики и должны соответствовать ряду требований:
- отличаться простотой и доступностью;
- иметь системный характер и четкую интерпретацию результатов.
На наш взгляд, наиболее адекватными и состоятельными методами педагогической диагностики в высшей военной школе являются методы, описанные О. Ю. Ефремовым [10, с. 423].
Однако в условиях образовательной среды магистратуры военного вуза применение методов педагогической диагностики обусловлено особым, специфичным подходом. Поскольку студент военной магистратуры - это сложившийся по характеру, имеющий определенный опыт и багаж знаний офицер в возрасте 30-38 лет, как правило, до поступления в высшее военной учебное заведение занимавший руководящую должность в тактическом (в некоторых случаях оперативно-тактическом) звене управления.
Таблица 1
Методы педагогической диагностики в высшей военной школе (по О. Ю. Ефремову)
Методы Методы сборов диагн. информации Методы обработки и оценки диагн. информации Методы представления и накопления результатов Методы использования результатов диагностики Методы оценки достоверности результатов диагностики
Виды Наблюдение Методы шкалирования Текстовые формы Непосредств. Психолого- педагогическое воздействие Экспертный метод
Опрос Методы рейтингового оценивания Графические формы Опосредованное психолого-педагогическое воздействие Анализ результатов деятельности
Эксперимент Методы первичной статист. Обработки диагн. Информации Компьютерные базы данных Координация и планирование педагогических действий Контрольные мероприятия, инспектирование
Контент-анализ Методы вторичной статист. Обработки диагн. Информации Заключение об уровне обученности Прогнозирование и эксперимент Наблюдение
Анализ результатов деятельности Методы табличного и графического представления результатов Психолого- педагогический диагноз Рекомендации, пожелания, требования Статистический анализ
Следовательно, исходим из того, что в отношении магистрантов применять «стандартные» (классические) методы и приемы педагогической диагностики (в том числе опрос, наблюдение, тестирование и т. п.), как при использовании их в отношении солдат срочной службы или военнослужащих по контракту, становится явно недостаточным. На наш взгляд, требуются новые креативные решения этой проблематики.
Так, в последние годы в области изучения и исследования проблем развития и диагностики личности, благодаря внедрению технологий современного HR-менеджмента, совершен значительный прорыв.
Общеизвестно, что HR-менеджмент (human resources management, в переводе с англ. управление персоналом) - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и его оптимальное использование [18].
Обращают на себя внимание методы управления персоналом, которые классифицированы на три основные группы:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
В контексте рассматриваемой проблемы наиболее перспективным направлением для военно-педагогической диагностики представляется социально-психологическая группа методов управления персоналом.
Собственно говоря, они включают в себя постановку конкретных целей, создание критериев деятельности, обоснование существующих в коллективах нормативов, планирование необходимого для достижения конкретных целей психологического климата.
Предлагается рассмотреть некоторые из этих методов через призму военно-педагогического процесса.
Методы социального управления допускают также такой способ, как обман ожиданий. Он эффективен в тех случаях, когда наблюдается напряженное ожидание чего-либо. Если предыдущие события создали у подчиненного определенный ход мыслей, то обман ожиданий способствует принятию абсолютно новых идей.
Немаловажным остается метод намека. Используется чаще всего опытными начальниками или психологами. Этот прием лишь косвенно способен воздействовать на военнослужащего, например, при помощи шутки либо аналогии. Следовательно, намек проникает не в сознание офицера, а действует на уровне эмоций. Чтобы не нанести вреда человеку, данный метод рекомендуется использовать, учитывая настроение подчиненного (учащегося, магистранта). Именно поэтому намеком следует пользоваться уверенным в своей компетентности специалистам.
Также эмоциональную составляющую несет в себе комплимент. Нужно помнить, что комплимент не должен переходить в лесть, он должен возвышать достигшего успеха военнослужащего, а не оскорблять или обижать его. Умело сделанный комплимент способен натолкнуть человека на размышления, побудить сде-
лать определенные выводы, что и в дальнейшем позволит ему обучаться более эффективно. Как правило, основу для комплимента составляют идеи, результаты службы, учебы или вещи, которые относятся к данному офицеру. Разновидностью комплимента можно рассматривать похвалу, которая глубже воздействует на личность военнослужащего.
Еще один рычаг воздействия, который используют психологические методы управления, - просьба. Это способ неформального общения между подчиненным и начальником (командиром). Просьба может включать простое поручение, однако на деле используется в качестве демонстрации доброжелательного отношения руководства к личному составу.
В русле идей компетентного подхода посредством этих методов должностным лицам
и преподавательскому составу предоставляется возможность лучше узнать о характере и поведении обучающихся, распознать и оценить их педагогические и психологические особенности и возможности и тем самым оказать положительное влияние на эффективность военно-педагогического процесса и профессионально-личностное развитие обучающихся.
Таким образом, применение интегрированных к армейской среде методик психологической, управленческой диагностики (технологии ИЯ-менеджмента) откроет новые горизонты в области изучения личности военнослужащего и создаст новый качественный импульс дальнейшему развитию процесса педагогической диагностики в военном вузе.
Библиографический список
1. Алехина, И. А. Военная педагогика [Текст] : учебник для вузов / И. А. Алехина. - М. : Юрайт, 2018. - 414 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. Труды: в 2 т. - М., 1980. - Т. 2. - С. 128-268.
3. Ахметова, Г. К. Учебник по педагогике для магистратуры университетов [Текст] / Г. К. Ахметова. - Алматы : Казак; университета, 2006. - 156 с.
4. Барабанщиков, А. В., Дерюгин, П. П. Военно-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие / А. В. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. - М. : Академия, 1995. - 365 с.
5. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
6. Вдовюк, В. И., Шабанов, Г. А. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах [Текст] : учебное пособие / В. И. Вдовюк, Г. А. Шабанов. - М. : МГИМО(У) МИД России, 2004. - 67 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
8. Голубев, Н. К., Битинас, Б. П. Введение в диагностику воспитания [Текст] / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Давыдов, В. П., Сальников, В. П., Слепов, В. Я. Основы педагогической диагностики высшей школы МВД России [Текст] : учебник / В. П. Давыдов, В. П. Сальников, В. Я. Слепов. - СПб. : Фонд «Университет», 2000. - 253 с.
10.Ефремов, О. Ю. Военная педагогика [Текст] / О. Ю. Ефремов. - СПб. : Питер, 2008. - 638 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480 с.
12.Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] / К. Ингенкамп ; пер. с нем. - M. : Педагогика, 1991. - 238 с.
13.Караяни, А. Г., Сыромятников, Н. В. Прикладная военная психология [Текст] / А. Г. Караяни, Н. В. Сыромятников. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с.
14.Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л. : Изд-во Ленинг. ун-та , 1980. - с 16-17.
15.Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] : курс лекций / Б. Т. Лихачев. - M. : Просвещение, 1992. - 245 с.
16.Подласый, И. П. Педагогика : в 3-х кн. - Кн. 3: Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. - M. : ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
17.Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин. - M. : Издат. дом «Академия», 2002. -576 с.
18.Управление персоналом и HR-менеджмент [Электронный ресурс]. - URL: https://www.intalev.ua/library/articles/hrm/ (дата обращения 19.04.2019 г.).
19.Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - M. : Гардарики, 1999. - 520 с.
20.Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики : учебное пособие / А. Г. Шмелев. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. -544 с.
Reference List
1. Alehina, I. A. Voennaja pedagogika = Military pedagogics [Tekst] : uchebnik dlja vuzov / I. A. Alehina. - M. : Jurajt, 2018. - 414 s.
2. Anan'ev, B. G. Psihologija pedagogicheskoj ocenki = Psychology of pedagogical assessment [Tekst] / B. G. Anan'ev // Izbr. psihol. Trudy: v 2 t. - M., 1980. - T. 2. - S. 128-268.
3. Ahmetova, G. K. Uchebnik po pedagogike dlja magistra-tury universitetov = The textbook on pedagogics for university magistracy [Tekst] / G. K. Ahmetova. - Almaty : Kaza; univer-siteti, 2006. - 156 s.
4. Barabanshhikov, A. V., Derjugin, P. P. Voenno-pedagogicheskaja diagnostika = Military and pedagogical diagnostics [Tekst] : uchebnoe posobie / A. V. Barabanshhikov, P. P. Derjugin. - M. : Akademija, 1995. - 365 s.
5. Bordovskaja, N. V., Rean, A. A. Pedagogika = Pedagogics [Tekst] : uchebnoe posobie / N. V. Bordovskaja, A. A. Rean. - SPb. : Piter, 2006. - 304 s.
6. Vdovjuk, V. I., Shabanov, G. A. Osnovy pedagogiki vysshej shkoly v strukturno-logicheskih shemah = Fundamentals of higher school pedagogics in structural logic diagrams [Tekst] : uchebnoe posobie / V. I. Vdovjuk, G. A. Shabanov. -M. : MGIMO(U) MID Rossii, 2004. - 67 s.
7. Vygotskij, L. S. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M. : AST, Astrel', Hranitel', 2008. - 671 s.
8. Golubev, N. K., Bitinas, B. P. Vvedenie v diagnostiku vospitanija = Introduction to education diagnostics [Tekst] / N. K. Golubev, B. P. Bitinas. - M. : Pedagogika, 1989. - 192 s.
9. Davydov, V. P., Sal'nikov, V. P., Slepov, V. Ja. Osnovy pedagogicheskoj diagnostiki vysshej shkoly MVD Rossii = Bases of pedagogical diagnostics of the higher school of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Tekst] : ucheb-nik / V. P. Davydov, V. P. Sal'nikov, V. Ja. Slepov. - SPb. : Fond «Universitet», 2000. - 253 s.
10.Efremov, O. Ju. Voennaja pedagogika = Military pedagogics [Tekst] / O. Ju. Efremov. - SPb. : Piter, 2008. - 638 s.
11.Zimnjaja, I. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology [Tekst] : uchebnoe posobie / I. A. Zimnjaja. -Rostov n/D : Feniks, 1997. - 480 s.
12.Ingenkamp, K. Pedagogicheskaja diagnostika = Pedagogical diagnostics [Tekst] / K. Ingenkamp ; per. s nem. - M. : Pedagogika, 1991. - 238 s.
13.Karajani, A. G., Syromjatnikov, N. V. Prikladnaja voennaja psihologija = Applied military psychology [Tekst] / A. G. Karajani, N. V. Syromjatnikov. - SPb. : Piter, 2006. -480 s.
14.Kuz'mina N. V. Ponjatie «pedagogicheskaja sistema» i kriterii ee ocenki = Concept «pedagogical system» and criteria
of its assessment [Tekst] // Metody sistemnogo pedagog-icheskogo issledovanija. - L. : Izd-vo Lening. un-ta , 1980. - s 16-17.
15.Lihachev, B. T. Pedagogika = Pedagogics [Tekst] : kurs lekcij / B. T. Lihachev. - M. : Prosveshhenie, 1992. - 245 s.
16.Podlasyj, I. P. Pedagogika : v 3 h kn. - Kn. 3: Teorija i tehnologii vospitanija : ucheb. dlja studentov vuzov = Pedagogics: in 3 books - Book 3: Theory and technologies of education: a bbok for higher education institution students / I. P. Podlasyj. -M. : VLADOS, 2007. - 463 s.
17.Slastenin V. A. Pedagogika : uchebnoe posobie dlja stu-dentov vysshih uchebnyh zavedenij = Pedagogics: a book for higher education institution students [Tekst] / V. A. Slastenin. -M. : Izdat. dom «Akademija», 2002. - 576 s.
18.Upravlenie personalom i HR-menedzhment = Personnel management and HR-management [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.intalev.ua/library/articles/hrm/ (data obrashhenija 19.04.2019 g.).
19.Harlamov, I. F. Pedagogika = Pedagogics [Tekst] / I. F. Harlamov. - M. : Gardariki, 1999. - 520 s.
20.Shmelev, A. G. Osnovy psihodiagnostiki = Fundamentals of psychodiagnostics [Tekst] : uchebnoe posobie / A. G. Shmelev. - Rostov n/D : Feniks, 1996. - 544 s.