Научная статья на тему 'Формирование межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров'

Формирование межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VOCATIONAL TRAINING / INTERCULTURAL COMPETENCE / OFFICER STAFF / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ровчак Павел Юрьевич

В статье обосновано значение и представлены пути формирования межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров в контексте реализации в высшей военной школе современных тенденций развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ровчак Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff

In article value is proved and ways of formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff to a context of realization at the military school of modern lines of development of education are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

так и перехода к сложным умениям; при этом разнообразие форм способствует поддержанию интереса, а сам объект диагностики (диагностируемый учебный материал) служит подкреплением;

3) при реализации технологий диагностики обучающиеся мобилизуют усилия интеллектуального, волевого, практического плана, побуждаются к нестандартному, творческому выполнению заданий, что обеспечивает не только усвоение содержания военно-профессионального образования, но и приобретение опыта его переноса, формирование способности и готовности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, профессиональных задач.

Список литературы

1. Аетдинова, Р Р Педагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001.

2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008.

3. Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.

4. Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1987.

5. Ефремов, О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. - СПб., 2001.

6. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Пед. об-во России, 2000.

7. Куликовский, А. В. Влияние оценочной деятельности учителя на успешное обучения учащихся : дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2002.

8. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М., 1999.

Literature

1. Aetdinova, R. R. Pedagogical diagnostics of levels обученности as a condition of a choice of technologies of training. - Kazan, 2001.

2. Military pedagogic. - St-Petersburg, 2008.

3. Gutnik, I. Y. Pedagogical diagnostics of erudition of schoolboys. - St-Petersburg, 1996.

4. Golubev, N. K. Introduction in diagnostics of education. - Moscow, 1987.

5. Efremov, O. Y. Theory and practice of pedagogical diagnostics at the supreme military school of Russia. - St-Petersburg, 2001.

6. Ksenzova, G. Y. Perspective school technologies. - Moscow, 2000.

7. Kulikovski, A. V. Influence of estimated activity of the teacher on successful training of pupils. -Petrozavodsk, 2002.

8. Matros, D. S. Quality management of education on the basis of new information technologies and educational monitoring. - Moscow, 1999.

УДК 37.032 П.Ю. Ровчак*

Формирование межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров

В статье обосновано значение и представлены пути формирования межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров в контексте реализации в высшей военной школе современных тенденций развития образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, межкультурная компетенция, офицерские кадры, межкультурная коммуникация.

P.Y. Rovchak*. Formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff

In article value is proved and ways of formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff to a context of realization at the military school of modern lines of development of education are presented.

Keywords: vocational training, intercultural competence, officer staff, intercultural communications.

* Ровчак, Павел Юрьевич, соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С.М. Буденного, старший лейтенант. Россия, 194G64, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. З. Тел. 8 951 б72 44 1З. E-mail: [email protected].

* Rovchak, Pavel Yurievich. The competitor of a scientific degree of faculty of Humanitarian and social and economic disciplines of Military academy of communication, the senior lieutenant. Russia, St.-Petersburg, the Tihorecki prospect, З. Tel. 8 951 б72 44 1З. E-mail: [email protected].

1G8

Культурное многообразие современного человечества непрерывно увеличивается, а составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Проблемы межкультурных контактов связаны с различиями мироощущений, отношений к миру и к другим людям. Главным препятствием является то, что мы воспринимаем другие культуры через призму собственной, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками [1; 3]. Современное высшее образование должно быть ориентировано на особенности развития человечества, учитывать расширение мобильности, международных контактов, взаимосвязей разных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы жизни, включая и подготовку офицерских кадров, и выразился в бурном росте обменов и контактов между государственными органами, силовыми ведомствами, социальными институтами, группами людей, отдельными личностями [2]. Особо следует отметить увеличение количества совместных учений, миротворческих операций, международных контактов российских военнослужащих, сотрудников других силовых ведомств, а также увеличение контингента обучающихся в российских военных вузах из числа военнослужащих зарубежных армий [4].

Расширение взаимодействия военнослужащих разных культур, значительное увеличение доли иностранных обучающихся в отечественных вузах силовых ведомств обусловливает необходимость исследования и решения проблемы учета культурной самобытности народов и их культурных различий в процессе профессиональной подготовки и деятельности офицерских кадров. Становясь участниками межкультурных контактов, военнослужащие взаимодействуют с представителями других культур, так или иначе существенно отличающихся друг от друга - в языках, нормах общественного поведения и т.п. Все это может затруднять такие контакты, а иногда и делать их невозможными. В этих условиях особую актуальность для высшей военной школы приобретает проблема формирования межкультурной компетенции офицерских кадров, что является средством адаптации к предстоящим условиям общения, социальной и профессиональной деятельности.

В целом актуальность исследования психолого-педагогических проблем формирования межкультурной компетенции офицерских кадров обусловлена рядом обстоятельств: в современных условиях у офицерских кадров есть необходимость и потребность устанавливать контакты с носителями другого языка и культуры; офицер должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с чужой культурой и ее носителями; каждый участник образовательного процесса в военном вузе, особенно при осуществлении подготовки иностранных военнослужащих, должен научиться проявлять толерантность к иному образу жизни и традициям.

В последнее время ученых все больше привлекают и проблемы, связанные с разработкой методики обучения будущих специалистов, вступающих в профессиональные контакты в рамках международного сотрудничества, иноязычному профессиональному общению.

Социально-психологический аспект общения раскрыт в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Божович,

A.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др. Вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга

- в работах А.А. Бодалева, В.И. Мясищева, Э.Э. Линчевского и др. Связь нравственного сознания и общения - в публикациях Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисицкой и др. Соотношение развития личности и ее саморегуляции - в исследованиях Ю.А. Миславского, В.С. Мухиной, В.А. Мудрика и др. Общие проблемы культуры общения рассмотрены Л.А. Волович, И.А. Волковой, Е.С. Кузьминым и др. Труды И.Л. Грейдиной, В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой посвящены исследованию вопросов межкультурной коммуникации и культурно-языковой практики. Теоретическим аспектам обучения иностранному языку посвящены работы Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской и др. Проблемы формирования культуры деловой речи и деловой риторики как неотъемлемой части творческой конкурентоспособной личности представлены в исследованиях В.И. Андреева, И.П. Волкова,

B.Р. Веснина, Р.Л. Кричевского, Т.И. Хлопова, Д. Ягера, А. Хайэма, Ч. Шеве, Е. Коллинза, М. Деванна, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, Дж. Р. Паркинсона, Г.А. Шредера и др. Методологические и теоретические аспекты культурологической подготовки современного специалиста исследованы А.И. Арнольдовым,

Н.Г. Багдасарьяном, Л.П. Буевой, Б.С. Ерасовым, И.Ф. Кефели, В.Е. Розиным и др.

Современная педагогика уделяет все возрастающее внимание вопросам воспитания у обучающихся в вузах культуры общения (межличностного и делового), формирования культуры профессиональной речи, приобщения к достижениям мировой культуры, формирования готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций, включая коммуникативные.

Однако практически отсутствуют работы отечественных авторов по вопросам военнопрофессионального общения в целом и межкультурного общения в частности. Нуждаются в дальнейшей разработке вопросы межкультурных коммуникаций в военной сфере, включения в процесс подготовки офицерских кадров в вузах учебных материалов коммуникативного, межкультурного, страноведческого содержания, отвечающих современным требованиям. В теории и практике военнопрофессионального образования обнаруживается противоречие между объективной потребностью в офицерских кадрах, владеющих иностранным языком и способных ориентироваться в социокультурной среде, готовых к деловому, военно-профессиональному и личностному общению с представителями других стран, армий и несовершенством их подготовки в военных вузах.

Анализ литературных источников свидетельствует, что способность и готовность современных специалистов к межкультурной коммуникации непосредственно связано с их межкультурной компетенцией как совокупностью знаний, навыков, умений, готовности и способности к

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

осуществлению разнообразных форм отношения и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам [5]. Данные обстоятельства определяют высокую значимость исследования вопросов формирования межкультурной компетенции офицерских кадров.

Особую роль в формировании межкультурной компетенции офицерских кадров призваны сыграть гуманитарные дисциплины. Освоение содержания данных дисциплин должно являться важным средством подготовки к осуществлению военно-профессиональной деятельности в поликультурной среде, ведения межкультурной коммуникации.

Межкультурные коммуникации в военной сфере следует рассматривать как обмен информацией, взаимодействие, соприкосновение, влияние, воздействие военных и гражданских лиц, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в военно-профессиональной деятельности, в военном образовании, в других социальных условиях. Основой этих коммуникаций являются: речь и речевая культура; культура общения; информационная культура; стиль, культура поведения в условиях профессиональной деятельности; профессиональная культура; культура труда и быта; культура потребления; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; этическая культура; научно-техническая культура; культура управления (принятия решений, решений конфликтов) и пр.

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи общения и этики. Существуют две точки зрения на то, насколько важен их учет при встрече, общении представителей разных культур [6]. Обе признают наличие национальных особенностей, но вместе с тем:

- согласно первой точке зрения интенсивность межкультурного общения в современном мире приводит к «размыванию» национальных границ, формированию единых норм и правил; развитие международных связей, обмены в области культуры, науки, образования, обороны, безопасности ускоряют этот процесс; по мере развития цивилизации процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, формированием многих единых параметров общения, играют все большую роль; представители другой точки зрения, напротив, склонны отводить национальным особенностям одно из центральных мест в международном общении, и, в частности, на переговорах, составляющих основу этого общения. Они полагают, что трудности в общении возникают в связи с различиями в ожиданиях, которые, в свою очередь, обусловлены различиями в культурах. Наибольшее влияние на человека оказывают ценности, традиции, обычаи, усвоенные в детстве, т.е. те, которые имеют именно национальную основу. Кроме того, в межкультурную коммуникацию активно включается все большее число людей, часто не обладающих опытом такого общения. Они вносят значительный элемент национальной специфики.

Одной из основ развития межкультурной компетенции офицерских кадров является изучение культуры. В современных условиях все чаще заявляется о том, что человечество должно научиться жить в рамках новой культуры - культуры терпимости и согласия, культуры диалога. С учетом этого важной задачей военного образования, требующей своего решения в военных вузах и связанной с формированием межкультурной компетенции, является воспитание толерантности (1о1егапйа -терпение, снисходительность). Это обусловлено, кроме всего прочего, и возрастанием в этих вузах количества обучающихся из других стран и различных регионов. При этом следует иметь в виду, что процесс достижения толерантности для военных кадров достаточно сложен, ибо она одновременно необходима и как бы невозможна (особенно для военного человека) в силу того, что приходится принимать во внимание взгляды, поступки, образы жизни порой чуждые, отталкивающие [6].

Понятие «межкультурная компетенция» офицерских кадров определенным образом связно с понятием «международная компетенция» офицерских кадров по следующим характеристикам: ощущение идентичности на уровне нации, коллектива, особенно в плане человеческого поведения и признанных ценностей; знание культуры разных народов, которое позволяет взглянуть на ее представителей изнутри и применить определенный набор правил этикета и поведения в соответствии с национальными или местными традициями, нормами, привычками; владение инструментами и методами культуры и психологии межнационального общения; участие в работе международных организаций и др.

Понятие «межкультурная компетенция» связано и с таким понятием, как «межкультурное взаимодействие». В системе военного образования межкультурное взаимодействие выступает своеобразным способом постижения картины мира. Выступая универсальным посредником между разными сферами человеческой культуры, картина мира содействует интеграции людей в обществе. Социальная потребность в картине мира состоит в желании достичь единства видения действительности, создать средство, обеспечивающее интеграцию индивидов и групп и общее руководство разнообразными процессами. Межкультурное взаимодействие офицерских кадров следует понимать сегодня и как соприкосновение, влияние, воздействие военных специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в военно-профессиональной деятельности, в военных системах [7]. Основой такого взаимодействия являются: речь и речевая культура; культура общения; информационная культура; стиль, культура поведения в условиях военно-профессиональной деятельности; культура творчества; военно-профессиональная культура; культура воинского труда и быта; культура самореализации; культура потребления; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; этическая культура; научно-техническая культура; культура военного управления (принятия решений, решений конфликтов); культура риска и пр.

Существенную особую роль в формировании межкультурной компетенции офицерских кадров играет овладение языком. При всем разнообразии своих функций язык - это, прежде всего, основной носитель разного рода информации. Языковая компетентность - качество личности, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих индивиду возможность воспринимать, понимать

и порождать сообщения (тексты), содержащие информацию, выраженную средствами естественного языка, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов.

В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится тот или иной массив информации, языковые средства ее выражения приобретают большую или меньшую специфичность, образуя подъязыки отраслей наук, профессий и т.д. Следовательно, наряду с общей языковой компетентностью, современный офицер должен обладать и военно-профессиональной языковой компетентностью, которую можно определить как профессионально значимое качество личности военнослужащего. В структуре военно-профессиональной языковой компетентности офицерских кадров можно выделить два компонента. Во-первых, специальная терминология в объеме, необходимом и достаточном для полного и точного описания объекта военной профессии. Во-вторых, это знание того, каким образом понятие в своих основных признаках и связях находит выражение в особой языковой единице - термине, и вытекающее из этого знания умение.

Первый компонент отражает наличие у военного специалиста определенного объема теоретических знаний как одного из результатов его обучения. Формирование этого компонента происходит целенаправленно, поскольку термины соответствующих профессий или областей знаний составляют часть содержания учебных дисциплин в военном вузе. Поэтому профессиональноязыковую компетентность можно представить как владение термином именно как словом, как единицей языка. Определяющим компонентом военно-профессиональной языковой компетентности является второй - владение термином как особой языковой единицей, обусловленной системой понятий данной области знаний и системой языка.

Знания и умения, составляющие второй компонент военно-профессиональной языковой компетентности, могут оказать существенное положительное влияние не только на усвоение и языковое оформление информации, но и на формирование межкультурной компетенции военнослужащих. При этом чрезвычайно важно научить офицера понимать иную культуру, место и значение новых явлений культуры, обучить способам их включения в структуру собственного поведения и образа жизни.

Причинам возможного возникновения проблем межкультурного общения военнослужащих являются следующие: дифференциация набора культурных ценностей в разных культурах -каждая отдельно взятая система культурных ценностей присуща определенной социальной группе; нечеткость конфигураций (размытость границ) социальных отношений - один и тот же человек является членом различных социальных групп, и отношения каждой отдельно взятой пары индивидуумов не могут быть однозначно четко определены с точки зрения их социального статуса; наличие доминирующих идеологий в культурных группах. По мнению специалистов, именно эти причины определяют характер общения и придают ему соответствующий культурный колорит. Так, если один человек наносит обиду другому, и последний понимает, что это вызвано незнанием культурных различий, такую обиду легко простить. Но если нанесенное оскорбление рассматривается как намеренное проявление высокомерия или наглости, может возникнуть серьезный конфликт. Однако поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации: у культурного поведения нет стандарта правильности. Иначе говоря, культурные различия - это и не хорошо, и не плохо, они просто есть, а разные типы поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях. Люди признают необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уважения к себе. Мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого человечеству следует стремиться [8].

Помимо знания языка, межкультурное общение военнослужащих зависит от множества других факторов: условий общения, правил этикета, знания невербальных форм общения (мимики, жестов), эрудиции, знания традиций и культуры и др. Эффективность общения между представителями разных культур заключается не только в преодолении языкового, но и межкультурного барьера. Выделяют следующие компоненты культуры, которые имеют национально-специфическую окраску:

1) традиции (или устойчивые элементы культуры), а также обычаи (определенные как традиции в «соционормативной» сфере культуры) и обряды (выполняющие функцию неосознанного приобщения к господствующим в данной системе нормативным требованиям);

2) бытовую культуру, тесно связанную с традициями, вследствие чего ее нередко называют традиционно-бытовой;

3) повседневное поведение (привычки представителей некой культуры, принятые в некотором социуме нормы общения), а также связанные с ним мимический и пантомимический (кинестический) коды, используемые носителями данной лингвокультурной общности;

4) «национальные картины мира», отражающие специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры;

5) художественную культуру, отражающую культурные традиции того или иного этноса.

Вузовские дисциплины в различной степени участвуют в формировании межкультурной

компетенции, однако приобщают военнослужащих к общей и коммуникативной культуре в первую очередь учебные дисциплины гуманитарного цикла. Особое место в системе этих дисциплин отводится языковому образованию. В современном понимании оно связано с переходом от формальносемантического к семантико-функциональному взгляду на язык. В развитии современной системы подготовки офицерских кадров можно выделить ряд тенденций, способствующих формированию межкультурной компетенции офицерских кадров:

- опора на профессионализм, формирование профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

- гуманизация и гуманитаризация образования как основа формирования личности офицера нового типа;

- ориентация на высокий уровень духовности, образованную, культурную, творческую личность офицера, обладающего высоким уровнем межкультурного общения.

В целом межкулътурная компетенция офицера включает:

- лингвистическую (в т.ч. социолингвистическую) компетенцию - владение языковыми средствами;

- тематическую компетенцию - владение страноведческой информацией;

- социокультурную компетенцию - поведенческую, в т.ч. этикетную, знание социокультурного контекста;

- компенсаторную компетенцию - умение добиться взаимопонимании, выйти из затруднительного положения;

- познавательную компетенцию.

Формирование всех составляющих межкулътурной компетенции офицерских кадров происходит во взаимосвязи и обеспечивает:

- развитие коммуникативных умений офицера (умение понимать другого человека; умение осуществлять диалогическое общение в ситуациях учебной, профессиональной, служебной бытовой и культурной сфер общения; умение оформлять и передать информацию);

- развитие общеучебных и специальных учебных умений (работать с учебной книгой, научной и справочной литературой, использовать перевод);

- развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения);

- воспитание обучающихся, осуществляемое через формирование личностных отношений к другим культурам и процессу овладения культурой, что предполагает формирование у них системы моральных ценностей; оценочно-эмоционального отношения к миру; положительного отношения к культуре другого народа, взаимопонимания, толерантности; понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения;

- развитие обучающихся в вузе, осуществляемое в процессе освоения ими опыта межкультурной деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, формирование у обучающихся языковых, интеллектуальных и познавательных способностей; ценностных ориентаций, чувств и эмоций; способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самообразовании.

Формирование межкультурной компетенции офицеров связано с развитием у них культурнокоммуникативных качеств: наличие знаний о родной культуре и о культурах других стран и народов; наличие интереса к другому человеку, представляющему иную культуру; опыт контактов с другими ориентациями культурной жизни; умение соотнести свою позицию с другими точками зрения; умение действовать по совместно выработанным правилам, находить общие основания для общения, совместной жизни и деятельности. В целом развитие культурно-коммуникативных качеств личности ведет к воспитанию открытости человека к диалогу культур.

Таким образом, формирование межкультурной компетенции должно являться важной составляющей развития современного военного образования, реализации в ходе подготовки офицерских кадров, компетентностного подхода, положений Болонского процесса, идей гуманизации и гуманитаризации образования.

Список литературы

1. Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога / под ред. Л.Н. Бережновой.

- СПб., 2004.

2. Арутюнов, С. А., Рыжакова, С. И. Культурная антропология. - М., 2004.

3. Бережнова, Л. Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003.

4. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008.

5. Грушевицкая, Т. Г. Основа межкультурной коммуникации. - М.: Юнит, 2002.

6. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М., 2002.

7. Кочин, А. А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВУЗе внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.

8. Руднева, Т. П. Национальное воспитание и этнические традиции. - Самара, 2002.

Literature

1. Pressing questions of ethnopsychological preparation of the teacher / Ed. L.N. Berezhnova. -SPb., 2004.

2. Arutjunov, S. A., Ryzakova, S. I. Cultural anthropology. - Moscow, 2004.

3. Berezhnova, L. N. Polyethnic the educational environment. - Saint-Petersburg 2003.

4. Military pedagogic / Ed. O.J. Efremov. - Saint-Petersburg, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Grushevickaja, T. G. Bas of the intercultural communications. - Moscow, 2002.

6. Djurinski, A. N. Polycultural education in the modern world. - Moscow, 2002.

7. Kochin, A. A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Saint-Petersburg, 1996.

8. Rudneva, T. P. National education and ethnic traditions. - Samara, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.