Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398
Подготовка работников образовательных организаций к реализации модели государственно-общественного управления достижением качества образования
А. Г. Обоскалов, А. В. Коптелов, А. В. Машуков
Preparing educational institution workers to implement the model of state and public management of education quality
A. G. Oboskalov, A. V Koptelov, A. V. Mashukov
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме подготовки руководящих и педагогических работников к реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования. Авторами подробно обосновывается актуальность привлечения общественности к реализации основных образовательных программ общего образования. Определяется, что основным эффективным способом распространения этой модели является реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также совместных научно-прикладных проектов учреждения дополнительного профессионального образования с общеобразовательными организациями. В статье подробно раскрывается содержание программы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников общего образования, а также содержание научноприкладного проекта, реализуемого кафедрой управления, экономики и права ГБОУ ДПО ЧИППКРО, по тематике вышеназванной модели образовательной системы.
Abstract. The article highlights the issue of preparing teaching and managerial staff to implement the model providing modern education quail
ty on the basis of state and public management of implementing the main education programs of primary, basic, secondary general education. Authors substantiate the relevance of engaging publicity in implementing the main education programs of general education. In article is determined that the main effective ways to distribute this model are: realization of additional professional programs of professional development and collective applied science projects of additional professional education institution and general education organizations. The article describes the content of professional development program for general education teaching and managerial staff and the content of applied science project, which is implemented by Department of Management, Economics and Law in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, качество образования, модель образовательной системы, основные образовательные программы общего образования, дополнительная профессиональная программа, научно-прикладной проект.
Key words: state and public management, education quality, model of educational system, main education programs of general education, additional professional program, applied science project.
В условиях реализации современной модели образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», изменения законодательства в области образования одним из приоритетных направлений является достижение современного качества общего образования. Кроме того, в Российской Федерации осуществляется введение и реализация федеральных государственных стандартов (далее -ФГОС) общего образования, направленных на достижение качества образования. В связи с этим возникает проблема выявления и внедрения в практику управления образовательными системами таких механизмов, которые обеспечили бы достижение современного качества образования, что существенно изменит содержание и характер профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
В рамках деятельности федеральной стажи-ровочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в Челябинской области были разработаны пять моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования [1; 2; 3]. Одной из них является модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования. Использование механизма государственно-общественного управления образованием для достижения качества образования было обусловлено тем, что сегодня общеобразовательные организации, реализуя ФГОС общего образования, в соответствии с требованиями к структуре и содержанию, а также условиям реализации основных образовательных программ обязаны активно привлекать общественность. В связи с этим актуальным становится дальнейшее развитие государственно-общественного управления образованием, особенно в части разработки и реализации основных образовательных программ общего образования. Реализация данных программ на основе государственно-общественного управления является основанием для обновления технологий и форм профессиональной деятельности руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, обес-
печивающей расширение прав и ответственности всех участников образовательных отношений.
Разработанная модель имеет рамочный характер, и ее реализация в каждой образовательной организации приобретает уникальную и индивидуальную особенность, поскольку отражает условия и особенности конкретной образовательной организации, социума, в котором функционирует и развивается данная организация, уровень готовности и мотивации участников образовательных отношений к участию в государственно-общественном управления образованием. Реализуя модель, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций должны обеспечивать активизацию деятельности по привлечению общественности к реализации основных образовательных программ общего образования, формированию системы общественного наблюдения и экспертизы реализации основных образовательных программ и достижения их результатов.
Таким образом, актуальность внедрения модели государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ обусловливается:
- необходимостью достижения современного качества образования на основе принципов государственно-общественного управления образовательной организацией;
- необходимостью подготовки всех участников образовательных отношений к участию в государственно-общественном управлении по достижению современного качества общего образования;
- необходимостью разработки организационно-управленческих механизмов государственнообщественного управления по достижению современного качества общего образования.
Все вышесказанное послужило основанием для разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования» [4]. Данная образовательная программа как раз и
соДїйсг»^
£ А \
ЧИППКРО
направлена на оказание помощи и поддержки педагогам и руководителям общеобразовательных учреждений в освоении эффективных способов достижения современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования.
Целью образовательной программы является оказание поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений в освоении ими эффективных способов достижения современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования, выстраивании перспектив педагогической и управленческой деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания общего образования, современных требований к достижению и оценке образовательных результатов у учащихся в условиях перехода на ФГОС общего образования.
Достижение этой цели предполагается через решение следующих задач, поставленных в образовательной программе:
- систематизация представлений о теоретико-методологических основах достижения современного качества общего образования;
- изучение нормативно-правовых оснований государственно-общественного управления в образовании, в том числе в части реализации основных образовательных программ общего образования;
- знание и понимание психолого-педа-гогических основ государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования;
- освоение содержания деятельности по государственно-общественному управлению реализацией основных образовательных программ общего образования;
- овладение технологиями, формами, приемами и методами применения эффективного опыта государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ.
В структурном плане образовательная программа включает шесть содержательных линий, каждая из которых соответствует отдельному разделу.
Первый раздел «Теоретико-методологическое обоснование достижения современного качества общего образования» раскрывает эффективные механизмы достижения современного качества общего образования как основания построения институциональных моделей образовательных систем, обеспечивающих качество общего образования. Темы, включенные сюда, раскрывают содержание нескольких моделей и характеризуют их целевые, содержательно-процессуальные и результативные компоненты. Кроме того, изучение содержания тем раздела обеспечивает слушателям достаточный диапазон знаний, необходимых для формирования у них целостного представления о подходах, специфике и психолого-педагогических особенностях построения ФГОС общего образования в контексте современного понимания качества общего образования; отражает представления о рассматриваемых стандартах как совокупности трех систем требований; дает сравнительную характеристику структуры и содержания новых стандартов.
Раздел «Нормативно-правовые основания государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования» нацелен на формирование у слушателей представлений о регламентации реализации основных образовательных программ общего образования на основе государственно-общественного управления. В рамках изучения темы слушатели получают представление о правовых основах участия гражданского общества в управлении образованием в Российской Федерации, отражении вопросов государственно-общественного управления в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Предполагается рассмотрение вопросов, связанных с формированием нормативной базы образовательного учреждения, обеспечивающей государственнообщественное управление реализацией основных образовательных программ общего образования.
Третий раздел «Психолого-педагогическое обоснование государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования» предназначен для расширения и углубления представлений руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений об
основных понятиях, применяемых для описания реализуемой модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования. В ходе освоения темы слушателям раскрывается понятие и сущность, принципы и методы государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования, представлено многообразие моделей государственно-общественного характера управления реализацией основных образовательных программ общего образования, дано представление о системных эффектах государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования. Освоение содержания данного раздела способствует подготовке педагогов и руководителей к практической деятельности по внедрению государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования.
Раздел «Содержательные и процессуальные характеристики государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования» носит практико-ориентированный характер и направлен на формирование у слушателей представления о комплексе условий, позволяющих осуществлять проектирование, организацию и оценку эффективности государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования. Руководители и педагоги изучают подходы к формированию системы общественного наблюдения за реализацией основных образовательных программ общего образования и общественной экспертизы результатов и условий их реализации, а также механизмы привлечения общественности к реализации основных образовательных программ.
Раздел «Пути повышения эффективности государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования» обеспечивает подготовку руководителей и педагогов по эффективному применению имеющегося положительного опыта в отечественном и зарубежном менеджменте относительно реализации основных образовательных программ общего образования, а также способов преодоления типичных проблем. Слушатели получат представле-
ние о критериях, показателях и механизмах оценивания деятельности образовательного учреждения, реализующего основные образовательные программы общего образования на основе государственно-общественного управления.
Последний, шестой, раздел «Концептуализация эффективного опыта реализации основных образовательных программ общего образования на основе государственно-общественного управления» ориентирован на практическое освоение слушателями вопросов обновления содержания профессиональной деятельности в условиях реализации основных образовательных программ общего образования на основе государственно-общественного управления. Освоение содержания данного раздела способствует подготовке руководителей и педагогов к активному внедрению эффективных моделей взаимодействия субъектов государственнообщественного управления в части реализации основных образовательных программ. Особое место в данном разделе отводится освоению технологии разработки публичного отчета образовательного учреждения в части итогов реализации основных образовательных программ общего образования, механизмов определения уровня удовлетворенности реализацией основных образовательных программ общего образования всех участников образовательного процесса, а также механизмов эффективного распространения наработанного опыта.
Освоение образовательной программы осуществляется в течение 108 часов учебного времени на каждого слушателя. При этом 84 часа учебного времени отводится на лекционные и практические занятия (разделы 1-5), освоение слушателями остальных 24 часов (раздел 6) осуществляется в ходе стажировки в образовательных организациях Челябинской области, являющихся базовыми площадками. Освоение программы предполагает возможность применения заочных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий по отдельным разделам, для чего разработаны учебно-методические комплексы, включающие учебные и справочные материалы, систему обучающих заданий, методические рекомендации для слушателей.
Таким образом, реализация образовательной программы повышения квалификации «Педаго-
ЧИППКРО
гическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования: достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования», во-первых, способствует повышению профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в области государственно-общественного управления в образовании, а во-вторых, обеспечивает распространение и внедрение модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления
реализацией основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования в образовательных организациях Челябинской области.
Еще одним эффективным способом подготовки руководящих и педагогических работников образовательных организаций к реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления, является участие в научно-прикладных проектах, осуществляемых под руководством специалистов ГБОУ ДПО ЧИППКРО. С точки зрения успешного распространения модели наиболее продуктивным механизмом является научно-прикладной проект, поскольку выступает в качестве одной из форм сотрудничества учреждения дополнительного профессионального образования и школы и представляет собой пример эффективного взаимодействия научных кадров и педагогов-практиков при решении сложных проблем реализации новых образовательных стандартов [5]. Так, кафедра управления, экономики и права реализует научно-прикладной проект на базе двух образовательных организаций (МКОУ СОШ № 1 г. Ка-рабаша и МБОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска) по теме «Государственно-общественное управление образовательной организацией как механизм достижения современного качества общего образования».
В качестве гипотезы научно-прикладного проекта было предположено, что достижение современного качества общего образования в образовательной организации будет успешным, если будет определен и обоснован комплекс
организационно-управленческих условий, обеспечивающих функционирование системы государственно-общественного управления образовательной организации, включающий:
- разработанную и апробированную структуру государственно-общественного управления образовательной организации, обеспечивающую достижение современного качества общего образования;
- разработанную локальную базу государственно-общественного управления образовательной организации, обеспечивающую достижение современного качества общего образования;
- разработанные инструктивно-методические и диагностические материалы, обеспечивающие достижение современного качества общего образования.
Исходя из сформулированной гипотезы, были определены цель и задачи научно-прикладного проекта. Целью научно-прикладного проекта является определение и теоретическое обоснование комплекса организационно-управленческих условий, обеспечивающих функционирование системы государственно-общественного управления образовательной организации.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
- проведение анализа внутренней и внешней среды образовательной организации в аспекте готовности участников образовательных отношений к государственно-общественному управлению, обеспечивающему достижение современного качества образования;
- разработку и апробацию структуры государственно-общественного управления образовательной организацией, обеспечивающей достижение современного качества общего образования.
- разработку локальной нормативной базы государственно-общественного управления образовательной организацией, обеспечивающей достижение современного качества общего образования.
- разработку инструктивно-методических и диагностических материалов, обеспечивающих достижение современного качества общего образования.
Реализация научно-прикладного проекта предполагает четыре этапа. На первом этапе
осуществляется анализ внутренней и внешней среды образовательной организации; выявляются имеющиеся затруднения у участников образовательных отношений по проблеме научно-прикладного проекта; анализируются выявленные затруднения и проблемы; проектируется работа по формированию структуры государственно-общественного управления образовательной организацией, обеспечивающей достижение современного качества общего образования.
На втором этапе разрабатываются (корректируется) локальная нормативная база государственно-общественного управления образовательной организацией, инструктивно-методические и диагностические материалы, обеспечивающие достижение современного качества общего образования.
Третий этап предполагает апробацию структуры государственно-общественного управления образовательной организацией, обеспечивающей достижение современного качества общего образования.
На четвертом - заключительном - этапе определяются и анализируются полученные результаты экспериментальной деятельности, осуществляется их обобщение, разработка практических рекомендаций для образовательных организаций, а также публикация полученных результатов и разработанных материалов.
В ходе реализации проекта используется комплекс методов, характерных для педагогического исследования: анализ внешней и внутренней среды образовательной организации, психолого-педагогической и методической литературы, законодательных и нормативноправовых актов в сфере образования, педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование всех участников образовательных отношений; ретроспективный анализ собственного опыта; изучение продуктов деятельности руководящих и педагогических работников; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; графические методы обработки результатов исследования и др.
Окончание реализации проекта предполагает активное внедрение результатов научно-прикладного проекта в массовую управленческую и образовательную практику других образовательных организаций. Организация данного вида деятельности представляется возмож-
ной посредством публикаций материалов проекта, участия в семинарах и научно-практических конференциях с докладами работников образовательных организаций и руководителей проекта, публичных отчетов по результатам реализации научно-прикладного проекта и др.
Кроме того, материалы, полученные в ходе реализации научно-прикладного проекта, используются в работе со слушателями в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников и, прежде всего, такой программы, как «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования».
Все это свидетельствует о том, что достижение прогнозируемых результатов, запланированных под каждую цель научно-прикладного проекта, способствует распространению модели образовательных систем, которые и обеспечивают современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования, на территории Челябинской области.
Таким образом, основными эффективными способами распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования, в том числе на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования, является реализация программ дополнительного профессионального образования и научно-прикладных проектов, так как данные способы в наибольшей степени способствуют повышению мотивации работников образованию к активному участию в процессах, обеспечивающих достижение качества образования, а также повышению их профессиональной компетентности.
Библиографический список:
1. Кеспиков В. Н. Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество
общего образования на основе государственнообщественного управления / В. Н. Кеспиков // Государственно-общественное управление как механизм достижения современного качества образования в условиях действия нового законодательства : материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2 ч. / Челябинск 27 февраля 2014 г. / под ред. А. И. Кузнецова, Е. А. Коузовой, В. Н. Кеспикова. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 17-24.
2. Коптелов А. В. Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственнообщественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков // Государственно-общественное управление образованием как ресурс модернизации образовательных систем : материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. И. В. Гришиной, М. П. Останиной. - СПб. : СПбАППО, 2013. -С.147-150.
3. Современное качество образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО,
2012. - 240 с.
4. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования : образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / под ред. В. Н. Кеспикова Челябинск : ЧИППКРО,
2013. - 248 с.
5. Баранова Ю. Ю., Ильина А. В. Научноприкладной проект как форма взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и школы / Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно теоретический журнал. - Челябинск. - 2011. - № 3 (8). -С.126-130.
References:
1. Kespikov V. N. Model of Education System Providing Modern Quality of General Education on the Basis of State and Public Management [Model' obrazovatel'noy sistemy, obespechi-vayushchey sovremennoe kachestvo obshchego obrazovaniya na osnove gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya] Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie kak mekhanizm dos-tizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya v usloviyakh deystviya novogo zakonodatel'stva : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and Public Management as a Mechanism of Achieving Modern Education Quality in Conditions of the New Legislation: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. - Chelyabinsk, 2014. -V 2. - P. 17-24.
2. Koptelov A. V. Model of Education System Providing Modern Education Quality on the Basis of State and Public Management of Implementing Main Educational Programes of General Education [Model' obrazovatel'noy sistemy, obespechi-vayushchey sovremennoe kachestvo obrazovaniya na osnove gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya realizatsiey osnovnykh obrazova-tel'nykh programm obshchego obrazovaniya] Go-sudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie obrazo-vaniem kak resurs modernizatsii obrazovatel'nykh sistem : materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and Public Management as a Resource for Education System Modernization: Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference]. - SPb,
2013. - P. 147-150.
3. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F. Sovremennoe kachestvo obshchego obra-zovaniya: modeli obrazovatel'nykh sistem i effek-tivnye pedagogicheskie mekhanizmy dostizheniya [Modern Quality of General Education: Models of Educational Systems and Effective Pedagogical Mechanisms of Achievement]. - Chelyabinsk,
2012. - 240 p.
4. Kespikov V. N. Pedagogicheskaya deya-tel'nost' v usloviyakh perekhoda na federal'nye go-sudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshche-go obrazovaniya. Dostizhenie sovremennogo ka-chestva obrazovaniya na osnove gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya realizatsiey osnov-nykh obrazovatel'nykh programm obshchego obrazovaniya: obrazovatel'naya programma dopolni-
tel'nogo professional'nogo obrazovaniya (povy-sheniya kvalifikatsii) dlya pedagogicheskikh i ru-kovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uch-rezhdeniy [Achieving Modem Education Quality on the Basis of State and Public Management of Implementing Main Education Programs of General Education: Educational Program of Additional Professional Education for Teachers and Executives of Educational Institutions]. - Chelyabinsk,
2013. - 248 p.
5. Baranova Yu. Yu., Il'ina A. V. Applied Science Project as a Form of Interaction between Additional Professional Education Institution and School [Na-uchno-prikladnoy proekt kak forma vzaimodeystviya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovaniya i shkoly]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov Nauchno-teo-reticheskiy zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. - Chelyabinsk, 2011. - № 3 (8). - P. 126-130.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров