РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УДК 348.4
Каргина Елена Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, [email protected], Пенза
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФИЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Kargina Elena Michailovna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the senior lecturer of chair «Foreign languages» of Penza State University of Architecture and Construction, [email protected], Penza
REALIZATION OF INNOVATIVE STRUCTURE AND THE MAINTENANCE OF INTERACTION OF COMPONENTS OF THE PROFILISATION OF REGIONAL EDUCATION SYSTEM
Одной из основ эффективности динамичного развития социальных институтов в России является обновление качества образования, его соответствие современным социально-экономическим условиям.
Обновление качества образования неразрывно связано с обновлением образовательных технологий. Существующие в настоящее время средства и методы образования в недостаточной степени обеспечивают качество профессиональной подготовки современных специалистов.
Интенсификация информационных процессов не находит эффективного применения в традиционной системе образования. Системы управления оказались не готовы к качественному сопровождению процессов обновления содержания образования [1].
Динамичность информационного обмена выявила необходимость применения новых технологий подготовки будущего специалиста, которые подготовят его к восприятию и эффективному воспроизведению как социально-так и профессионально-значимой информации.
Для решения возникших в связи с этим проблем необходимо обновление содержания деятельности учреждений образования на основе синергетического, дифференцированного, мотивационно-деятельностного подходов путем изменения структуры и содержания образования, обновления основ его организации, форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса, что будет способствовать модернизации образования.
Важным направлением модернизации структуры и содержания образования в целях повышения его качества является реализация концепции и модели профилизации образовательной среды, направленных на формирование личности профессионально-компетентного специалиста, способного и нацеленного на саморазвитие, осознающего личностную и социальную значимость своей профессиональной деятельности.
В современных условиях развития отечественного образования для подготовки высококлассных специалистов необходима интегративная преемственность деятельности образовательно-воспитательного и научно-производственного пространства региона, реализация которой возможна благодаря созданию на региональном уровне новых государственных систем управления образованием. Решением проблемы подготовки квалифицированных специалистов является создание учреждений профильной образовательной среды, как нового типа учебных заведений, который предусматривает различные формы интеграции разно профильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, общего и дошкольного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. И. Еремкин [2], А. А. Кожеуров [2], Ю. А. Захаров [3], Т. М. Чурекова [3], В. П. Ковалевский [4], Н. П. Макаркин [5] и др.) и педагогического опыта профилизации в Пензенском регионе свидетельствует о реализации идеи профилизации образовательной среды на основе идеи создания и функционирования многопрофильных образовательных комплексов.
Создание многопрофильного образовательного комплекса как инновационной структуры профилизации образовательной среды является одним из путей модернизации отечественной системы образования на основе структурно-институциональных преобразований.
Опыт подобных структурно-институциональных преобразований был использован в Пензенском регионе при создании на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства многопрофильного образовательного комплекса - Ассоциации «Университетский учебный комплекс».
Комплекс объединяет более 50 учебных учреждений: детские сады, лицеи, средние школы, гимназии, колледжи, техникумы, а также научные, производственные и другие учреждения региона.
Приказом Министерства образования РФ от 01.08.2001 г. №2853 Ассоциации УУК присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки. Ассоциация УУК зарегистрирована 25.05.2001 г. в администрации Октябрьского района г. Пензы и имеет нормативно-правовые документы.
Основываясь на анализе сложившейся на региональном уровне структуры Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУ\С как структуры многопрофильного образовательного комплекса, мы можем заключить, что в ходе создания интегративного образовательного комплекса Пензенского региона был учтен имеющийся в психолого-педагогической теории и практике опыт деятельности существующих в РФ образовательных округов и комплексов (региональный образовательный округ при Мордовском го-
сударственном университете им. Н. П. Огарева, образовательный комплекс Краснодарского края, учебно-воспитательные комплексы Кабардино-Балкарской республики и др.), в частности: интеграция и координация деятельности учебных заведений; подготовка и использование образовательных программ для научно-методического обеспечения образовательных учреждений, входящих в состав комплекса; преемственность различных ступеней образования; поддержка становления и развития инновационных образовательных учреждений (школа «Алгоритм», гимназия «САН» г. Пензы).
Мы полагаем, что, наряду с заимствованием ряда положительных моментов функционирования интеграционных объединений в Мордовии, Краснодарском крае и Кабардино-Балкарской республике, образовательный комплекс на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства имеет ряд отличительных черт, носящих отрицательных характер, а именно:
- на основании анализа структуры управления, в качестве субъектов Ассоциации «Университетский учебный комплекс» не выделены учреждения дошкольного образования, что нарушает систему преемственности и непрерывности профильного образования. В Ассоциации уделяется недостаточное внимание дошкольному воспитанию и интеграции детских садов в составе комплекса (в качестве сравнения: Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад - начальная школа» в Кабардино-Балкарской республике; 1518 дошкольных учреждений в составе образовательного комплекса в Краснодарском крае). Роль дошкольного образования в вопросе формирования начальной профессиональной мотивации недооценивается;
- наличие в структуре Ассоциации УУК лишь двухкомпонентных вертикальных связей субъектов комплекса (учреждения общего образования, учреждения дополнительного образования, учреждения начального и среднего профессионального образования) с ПГУАС как вузом, возглавляющим Ассоциацию. Нами отмечено практическое отсутствие горизонтальных связей между субъектами комплекса, например: дошкольное образовательное учреждение ^ учреждение общего образования ^ учреждение начального (среднего) профессионального образования ^ учреждение высшего профессионального образования, что может способствовать непрерывности педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности учащегося;
- отсутствие преемственности в структуре взаимодействия секций Ассоциации «Университетский учебный комплекс» по профилям. Каждая секция (дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, производство) работают по 4-м блокам разрозненно и изолированно друг от друга, что снижает возможности реализации идей непрерывности и преемственности профильного образования в деле педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности учащегося;
- отсутствие в структуре Ассоциации «Университетский учебный комплекс» компонента по целенаправленному кадровому обеспечению учеб-
ных заведений Ассоциации, что реализуется в образовательных комплексах Мордовии, Краснодарского края и Кабардино-Балкарской республики (например, курсы переподготовки, повышения квалификации и т. д.). Данный факт свидетельствует о невозможности обеспечения условия формирования готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды;
- отсутствие горизонтальной интеграции ПГУАС, как вуза, возглавляющего Ассоциацию «Университетский учебный комплекс», с другими вузами Пензенского региона. К примеру, взаимодействие с Пензенским государственным педагогическим университетом им. В. Г. Белинского может оказать реальное содействие в вопросе формирования готовности педагогов образовательных учреждений Ассоциации к деятельности в условиях профилизации образовательной среды;
- отсутствие межрегиональных связей вуза, возглавляющего Ассоциацию УУК, с существующими в РФ многопрофильными образовательными комплексами в плане интеграции образовательных программ (Региональный учебный округ Мордовского государственного университета им.
Н. П. Огарева, образовательные комплексы при Ярославском государственном педагогическом университете, Кемеровском государственном университете и др.);
- отсутствие обратной связи с выпускниками Университетского учебного комплекса. Согласно структуре управления Ассоциации, взаимодействие членов комплекса с учащимся (студентом, выпускником) характеризуется как субъект - объектные отношения. Положительным моментом в данной ситуации является тот факт, что все усилия педагогов образовательных учреждений УУК направлены на формирование социальной и профессиональной компетенции учащегося, однако, после окончания студентом вуза взаимодействие с выпускником прерывается. Данное взаимодействие должно носить, на наш взгляд субъект - субъектный характер, что может быть обоюдовыгодным: для выпускника - возможность повышения квалификации или получения дополнительного образования в соответствии с современным уровнем развития знаний по профилю профессиональной деятельности; для образовательных учреждений Ассоциации - возможность посредством выпускника тесной связи с реальным производством.
Анализ проблемных моментов, отмеченных нами в структуре Ассоциации «Университетский учебный комплекс», позволяет сделать вывод о том, что данная структура не обеспечивает выполнение следующих условий:
- организация педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности учащегося;
- дифференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей личности учащегося;
- формирование профессиональной мотивации личности учащегося к обучению в условиях профилизации образовательной среды;
- формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.
Принимая во внимание перечисленные недостатки структуры Ассоциации УУК, их влияние на обеспечение условий профилизации образовательной среды, нами была разработана и реализована инновационная структура профилизации региональной системы образования (таблица).
Основы создания инновационной структуры и содержания взаимодействия компонентов профилизации региональной системы образования
Существующая структура Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Инновационная структура профилизации региональной системы образования Условия, обеспечиваемые инновационной структурой профилизации
1 2 3
1. Отсутствие в структуре Ассоциации дошкольных образовательных учреждений как субъектов комплекса. Недостаточное внимание дошкольному воспитанию и интеграции детских садов в составе комплекса 1. Включение в структуру профилизации региональной системы образования учреждений дошкольного образования, как субъектов структуры, представляющих собой начальную ступень непрерывного и преемственного профильного образования. 1. Формирование начальной профессиональной мотивации личности к обучению в условиях профилизации образовательной среды 2. Организация педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности на ранних этапах
2. Двухкомпонентные вертикальные связи субъектов с вузом внутри структуры комплекса: ВУЗ ш школа колледж произ-во 2. Обеспечение реализации горизонтальных связей между субъектами структуры комплекса: Детский сад ^ школа ^ колледж ^ вуз ^ производство Непрерывность и преемственность организации педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности на всех этапах
3. Отсутствие преемственности в структуре взаимодействия секций Ассоциации «Университетский учебный комплекс» по профилям: С ^ дошкольное обр. Е ^ общее образование К ^ нач. проф. образ-е Ц ^ сред. проф. образ-е И ^ высш. проф. обр-е И ^ производство 3. Обеспечение реализации принципа преемственности в структуре взаимодействия секций Ассоциации «Университетский учебный комплекс» по профилям: С ^ дошкольное обр. I Е ^ общее образование I К ^ нач. проф. образ-е I Ц ^ сред. проф. образ-е I И ^ высш. проф. обр-е I И ^ производство Реализация идей непрерывности и преемственности профильного образования в деле педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности учащегося
Окончание таблицы
1 2 3
4. Отсутствие в структуре Ассоциации «Университетский учебный комплекс» компонента по целенаправленному кадровому обеспечению учебных заведений Ассоциации 4. Включение в структуру Ассоциации «Университетский учебный комплекс» компонента по целенаправленному кадровому обеспечению учебных заведений Ассоциации Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды
5. Отсутствие горизонтальной интеграции ПГУАС, как вуза, возглавляющего Ассоциацию «Университетский учебный комплекс», с другими вузами Пензенского региона. 5. Реализация договора о сотрудничестве между ПГУАС и ПГПУ им В.Г. Белинского о подготовке кадров высшей квалификации Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды
6. Отсутствие межрегиональных связей вуза, возглавляющего Ассоциацию УУК, с существующими в РФ многопрофильными образовательными комплексами в плане интеграции образовательных программ 6. Использование результатов обмена опытом между педагогическими коллективами Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС и Регионального учебного округа Мордовского государственного университета, Учебнопедагогического комплекса при Ярославском государственном педагогическом университете Повышение качества дифференциации педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей личности учащегося
7. Субъект - объектный характер взаимодействия педагогических коллективов Ассоциации УУК с учащимся; как следствие - низкое качество обратной связи с выпускниками комплекса Субъекты УУК 1 Выпускник 7. Субъект - субъектный характер взаимодействия с учащимися; поддержание контактов с выпускниками Ассоциации Субъекты УУК I Выпускник Повышение качества организации педагогического сопровождения профессионально-направленного развития личности
Таким образом, реализация инновационной структуры и содержания взаимодействия компонентов профилизации региональной системы образования позволяет обеспечить ведущие условия эффективной реализации процесса профилизации образовательной среды.
Профилизация образовательной среды направлена на реализацию идей личностно ориентированного образования, которое служит формированию гражданской ответственности и правового самосознания личности учащегося, его духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, спо-
собности к самодостаточной социализации в обществе, что способствует формированию его готовности к проявлению гражданской основы профессионального самоопределения в условиях интенсификации развития социокультурных основ социальной деятельности человека.
Библиографический список
1. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е. В. Воронина. - М.: «5 за знания», 2006. - 256 с. - («Методическая библиотека»). - с. 169.
2. Еремкин, А. И. Университетский учебный комплекс: от детского сада до академии [Текст] / А. И. Еремкин, А. А. Кожеуров II Интеграция образования. -2002.-№2/3.-С. 56-57.
3. Захаров, Ю. А. Университетские комплексы как перспективная форма интеграции различных типов и видов образовательных учреждений [Текст] / Ю. А. Захаров, Т. М. Чурекова II Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования / Моск. гос. ун-т печати. М., 2003. - С. 30-37.
4. Ковалевский, В. П. Организация управления региональным университетским комплексом [Текст] / В. П. Ковалевский II Интеграция образования. - 2002. -№4.-С. 23-28.
5. Макаркин, Н. П. Региональный учебный округ Мордовского университета: (Опыт создания и десятилетней работы) [Текст] / Н. П. Макаркин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 72 с.