УДК 348.4
Е. М. Каргина
МОДЕЛЬ ПРОФИЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Актуальность и цели. Обновление качества образования неразрывно связано с обновлением образовательных технологий. Существующие в настоящее время технологии образования в недостаточной степени обеспечивают качество профессиональной подготовки современных специалистов. Важным направлением модернизации структуры и содержания образования в целях повышения его качества является реализация концепции и модели профилизации образовательной среды, направленной на развитие личности профессионально-компетентного выпускника вуза, способного и нацеленного на саморазвитие, осознающего личностную и социальную значимость своей профессиональной деятельности. Целью исследования является разработка модели реализации концептуальных основ профилизации образовательной среды. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа образовательной деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Методологическим ориентиром исследования выступают культурологический, системно-деятельностный, личностно и профессионально направленный, акмеологический, аксиологический, компетентностный подходы к про-филизации образовательной среды. Результаты. Разработанная модель про-филизации образовательной среды отражает цели, задачи, подходы, принципы, содержание исследуемого процесса, а также методы, формы профилизации, ожидаемые результаты; концептуально объединяет все содержательные характеристики процесса профилизации образовательной среды. Выводы. Представленная модель ориентирует на итоговый результат - качественную профили-зацию образовательной среды на основе реализации в процессе профильного обучения индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей обучающихся.
Ключевые слова: модель, профилизация, образовательная среда, управленческие действия, социально-педагогическое проектирование.
E. M. Kargina
A MODEL OF PROFILISATION IN THE REGIONAL EDUCATIONAL SPHERE
Abstract. Background. Updating of quality of education is inseparably linked with updating of educational technologies. Technologies of education existing now in insufficient degree provide quality of vocational training of modern specialist. The important direction of modernization of structure and the content of education for increase of its quality is implementation of the concept and model of the educational environment profilisation aimed at the development of the identity of the professional and competent graduate of higher education institution, capable and aimed at the self-development, realizing the personal and social importance of the professional activity. The purpose of our research is development of model of realization of conceptual bases of the educational environment profilisation. Materials and methods. Research was conducted on the basis of the analysis of educational activity of University Educational Complex Association of the Penza state university of architecture and construction. As methodological reference point of research act cultu-
rological, system and activity, personal and professional directed, akmeological, axiological, competence-based approaches to the educational environment profilisation. Results. The developed model of the educational environment profilisation reflects the purposes, tasks, approaches, the principles, the content of studied process, and also methods, the forms of a profilisation, expected results. It conceptually unites all substantial characteristics of process of the educational environment profi-lisation. Conclusions. The presented model focuses on total result - a qualitative the educational environment profilisation on the basis of realization in the course of profile training of specific features, social and professional interests, abilities and requirements being trained.
Key words: model, profilisation, educational environment, administrative actions, socially-pedagogical projection.
Одной из основ эффективности динамичного развития социальных институтов в России является модернизация деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений и обеспечение ими качества подготовки кадров, отвечающих современным социально-экономическим условиям. Их реализация направлена на развитие востребованных личностных характеристик, к которым можно отнести: конкурентоспособность, социальную и профессиональную активность, самостоятельность, ответственность, мобильность, компетентность и готовность к самопознанию и самореализации в сферах деятельности, адекватно отражающие имеющиеся у человека возможности в условиях профильного образования.
Это позволяет отечественному образованию ответить на долговременные системные вызовы, «отражающие как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития политики, экономики и общества, в частности:
- усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
- ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;
- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [1] и др.
Одним из целевых ориентиров развития системы образования, направленных на решение названных задач, является переход от сложившейся системы образования к непрерывному образованию, которое позволяет создать основы социально-ориентированной экономики.
В этих целях необходимо развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, эффективно использующей возможности инновационных моделей образования, среди которых можно выделить модель информационного насыщения образования, развивающуюся на основе концепции профилизации образовательной среды.
Интенсификация информационных процессов не в полной мере находит эффективное применение в традиционной системе образования. Системы управления оказались не достаточно готовы к качественному сопровождению процессов обновления содержания образования.
Динамичность информационного обмена выявила необходимость применения новых технологий подготовки будущего специалиста, которые подготовят его к восприятию и эффективному воспроизведению как социально-так и профессионально значимой информации.
Для решения возникших в связи с этим проблем необходима концепция обновления структуры и содержания образования, основ его организации, форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса, которые на основе инновационного содержания своей деятельности и взаимодействия [2] создают предпосылки для появления профильной образовательной среды, новых форм интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, общего и дошкольного образования.
Анализ психолого-педагогических исследований (Л. К. Артемова, И. С. Артюхова, Г. А. Воронина, И. В. Гладкая, Ю. И. Дик, И. В. Ильина, А. А. Кузнецов, П. С. Лернер, А. А. Остапенко, С. А. Писарева, А. П. Тряпи-цына, Л. О. Филатова, А. В. Черная и др.) показал, что разработаны модели организации, управленческое и методическое сопровождение профилизации на основе уровневой дифференциации системы образования, обеспечивающие развитие рассматриваемого процесса только на этапе общего образования. Вопросы реализации личностно ориентированного профильного обучения не были в достаточной мере исследованы в аспекте качественной дифференциации обучения, предусматривающей непрерывность и преемственность профилизации образовательной среды на всех этапах обучения; недостаточно разработаны вопросы взаимосвязи концептуальных основ и практики профи-лизации образовательной среды.
Эффективное решение названных проблем основывается на моделировании процесса профилизации образовательной среды. Моделирование рассматривается как воспроизведение характеристики некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Результатом моделирования является модель данного процесса [3]. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования; в основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Модель профилизации образовательной среды можно рассматривать как систему компонентов, отражающих структурную взаимосвязь отдельных сторон, способствующую реализации задач эффективной профилизации образовательной среды.
Методические основы профилизации образовательной среды представлены нами в виде модели (рис. 1), состоящей из взаимосвязанных компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, подходов, содержания, организационных форм, методов и средств.
Модель профилизации образовательной среды включает следующие основные блоки: целевой, организационно-содержательный, результативнооценочный.
В качестве основных подходов к организации исследуемого процесса определены: культурологический, аксиологический, акмеологический, системно-деятельностный, личностно и профессионально направленный.
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ПОС)
Подходы: культурологический, аксиологический, акмеологический, системно-деятельностный, _______________________личностно и профессионально направленный___________________________
А.
Иерархия уровней реализации предпосылок и факторов, определяющих необходимость ПОС
1) Содержание государственной политики в области образования и потребности общества в ПОС;
2) федеральный уровень определения стратегии ПОС;
3) региональный уровень тактических действий по ПОС;
4) уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования;
5) уровень взаимодействия корректирующих факторов и ПОС________________________
_±_
<г-> Диагностический компонент - с т Мониторинг готовности субъектной основы региональной системы образования к ПОС
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Мотивационный компонент У к т Формирование у участников образовательного процесса мотивации к ПОС
Содержательный компонент « У р А Формирование у участников образовательного процесса умений и компетенций самореализации
и Ji^iyuunyuixuuiwi vvpiwvuuiwji той с 1/VrtW
4-ї Деятельностный компонент - О с Выявление условий и особенностей ПОС
Î I Î Î
« Дифференциация образовательной среды П Формирование компетентности педагога в аспекте реализации ПОС « і и
ОРГАНИЗА- ЦИОННО- СОДЕРЖА- ТЕЛЬНЫЙ БЛОК - Личностная и профессиональная ориентированность субъектов ПОС •и-» У Т И п Формирование образа самореализации личности в профильной образовательной среде - ь 1 ч ¡1
Системно-деятельностная реализация участников ПОС О г Перевод совокупности внешних 1 і
управленческих действии в самоуправляемую систему О и
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОС
Организация педагогического сопровождения профессионально направленного развития личности учащегося Диф ференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей личности учащегося Формирование профессиональной мотивации личности учащегося к обучению в условиях ПОС Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях ПОС
Реализация социально-профессиональной Качество самореализации
основы подготовки личности субъектной основы ПОС
К Реализация аксиологической в результате социально-
и акмеологическои направленности педагогического проектирования:
РЕЗУЛЬТА- педагогического сопровождения личности - мотивация участников
ТИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК в процессе ПОС образовательного процесса к ПОС;
- т Е Личностная направленность взаимодействия участников ПОС - сформированность у участников образовательного процесса умений
Р И И Преемственность педагогического сопровождения в образовании личности на всех этапах ПОС « и компетенции самореализации в профилизированной образовательной среде;
Готовность участников образовательного процесса к ПОС - - готовность субъектной основы региональной системы образования к ПОС
X
КАЧЕСТВО ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Рис. 1. Модель профилизации образовательной среды
В модели выделена иерархия уровней реализации предпосылок и факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды.
Целевой блок включает в себя диагностический, мотивационный, деятельностный и содержательный компоненты, определяющие структуру про-филизации образовательной среды.
Структура профилизации образовательной среды содержит: мониторинг готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды, формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды, формирование у участников образовательного процесса умений и компетенций самореализации в профилизированной образовательной среде, выявление условий и особенностей профилизации образовательной среды.
Организационно-содержательный блок модели профилизации образовательной среды представлен в виде дифференциации образовательной среды, личностной и профессиональной ориентированности субъектов профили-зации образовательной среды, системно-деятельностной реализации участников профилизации образовательной среды.
Данный блок включает в себя пути профилизации образовательной среды и социально-педагогическое проектирование как ведущий метод рассматриваемого процесса и отражает содержание исследуемого процесса, этапы профилизации образовательной среды, формы, методы и средства организации каждого этапа.
Заключительным блоком модели профилизации образовательной среды является результативно-оценочный блок, представляющий собой квалимет-рический результат целевого и организационно-содержательного блоков. Данный блок характеризует процесс профилизации образовательной среды с точки зрения эффективности его организации и достижения поставленной основной цели и решения ее задач.
Обеспечение качества реализации процесса профилизации образовательной среды возможно при определенных педагогических условиях: организация педагогического сопровождения профессионально направленного развития личности учащегося; дифференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей личности учащегося; формирование профессиональной мотивации личности учащегося к обучению в условиях профилизации образовательной среды; формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.
Анализ научной психолого-педагогической литературы (В. П. Беспалько, В. А. Якунин и др.) свидетельствует о том, что любой этап педагогического процесса может быть носителем управленческих функций (действий), при этом они могут иметь свою структуру и включать другие действия как компоненты.
Основываясь на результатах исследований Е. Л. Болотовой [4], в процессе профилизации образовательной среды нами были выделены основные этапы профилизации образовательной среды и определено содержание управленческих действий по организации исследуемого процесса на каждом его этапе на уровнях общего и профессионального образования (табл. 1).
При опоре на результаты исследований А. И. Артюхиной образовательная среда представляет собой «динамически изменяющийся объект... ее характеристика требует выделения определенных критериев, на основании которых можно провести оценку эффективности выполняемых ею функций» [5], в частности - функции профилизации.
Humanities. Pedagogy 199
Таблица 1
Структура и содержание управленческих действий по профилизации образовательной среды
Этапы профилизации образовательной среды Уровень профилизации образовательной среды Содержание управленческих действий по организации профилизации образовательной среды
1 этап: информационно- аналитический Общее образование Сбор информации, анализ состояния ресурсного обеспечения профильного обучения; информационное обеспечение вопросов содержания управления, содержания обучения
Профессиональное образование Формирование банка информации о результатах взаимодействия вуза и школ, входящих в состав профильной образовательной среды; систематизация информации о связях вуза со школами, содержании профильного обучения в них; информационное обеспечение вопросов содержания профильного обучения
2 этап: мотивационно- целевой Общее образование Разработка модели выпускника школы как социальный заказ, реализуемый с помощью профильного обучения; определение деятельности субъектов управления в организации профильного обучения в соответствии с требованиями вуза
Профессиональное образование Формирование требований к уровню знаний выпускников классов профильного образовательного учреждения; координация содержания профильного обучения
3 этап: плановопрогностический Общее образование Определение зон ближайшего и перспективного развития учащихся, коллектива школы на основе педагогического анализа в условиях профильного обучения; разработка путей поддержания управления профильным обучением на заданном уровне или переводе его на более высокий качественный уровень
Профессиональное образование Определение задач профильного обучения, путей их реализации; проектирование зон срочной и долгосрочной перспектив научно-методической помощи
4 этап: организационно- исполнительский Общее образование Реализация учебно-воспитательных планов, программ профильного обучения старшеклассников через субъекты внутришкольного управления в соответствии с требованиями вуза
Профессиональное образование Оказание помощи в разработке нормативно-методической документации; экспертиза учебных планов, программ, авторских курсов, пособий в соответствии с профилем обучения, методическая помощь в достижении результатов деятельности школы по осуществлению профильного обучения при использовании всех форм взаимодействия вуза со школой
№ 3 (27), 2013 Гуманитарные науки. Педагогика
200 University proceedings. Volga region
Окончание табл. 1
5 этап: контрольнооценочный Общее образование Диагностика результатов управления деятельностью внутри школы; оценка управленческой деятельности коллектива школы, результатов обучения старшеклассников в течение всего периода профильного обучения; оценка результатов промежуточных и итоговых аттестаций школы, результатов поступления выпускников школы в вуз; осуществление контроля за уровнем взаимодействия школы и вуза по вопросам профильного обучения
Профессиональное образование Экспертный анализ программ, содержания профильного обучения старшеклассников в рамках образовательных областей; диагностика деятельности научно-методической подсистемы школы по реализации задач профильного обучении старшеклассников; оценка итогов профильного обучения старшеклассников по результатам поступления в вуз
6 этап: регулятивно- коррекционный Общее образование Устранение отклонений в деятельности школы по организации профильного обучения старшеклассников; регулирование перевода организации профильного обучения на более высокий качественный уровень
Профессиональное образование Поддержка и оказание методической помощи школе по устранению недостатков в организации управления профильным обучением старшеклассников
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Уровень эффективности реализации процесса профилизации образовательной среды оценивается нами на основе следующих критериев: реализация социально-профессиональной основы подготовки личности; реализация аксиологической и акмеологической направленности педагогического сопровождения личности в процессе профилизации образовательной среды; личностная направленность взаимодействия участников профилизированного образовательного процесса; преемственность педагогического сопровождения в образовании личности на всех этапах профилизации образовательной среды; готовность участников образовательного процесса к профилизации образовательной среды.
Представленная модель ориентирует на итоговый результат - качественную профилизацию образовательной среды на основе реализации в процессе профильного обучения индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей обучающихся.
Результатом качественной профилизации образовательной среды является, на наш взгляд, улучшение качества профессиональной деятельности специалистов и формирование их профессиональной мобильности на основе развития системы профильного образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
Реализация представленной модели профилизации образовательной среды возможна в единстве ее теоретического и практического этапов, интегрированных в целевом, организационно-содержательном и результативнооценочном компонентах исследуемого процесса.
Методической основой реализации модели профилизации образовательной среды может выступать социально-педагогическое проектирование, являющееся наиболее сущностной характеристикой процесса профи-лизации образовательной среды и раскрывающее многомерность путей его реализации.
Значимость педагогического проектирования в контексте совершенствования педагогической и управленческой деятельности и развития образования в целом признается в работах В. П. Беспалько, Ф. Н. Гоноболина, В. И. Журавлева, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Г. П. Щедровицкого, И. С. Якиманской и др.
Анализ психолого-педагогических работ и опыт профилизации образовательной среды позволяет сделать вывод о необходимости использования метода проектирования в педагогическом процессе. Использование социально-педагогического проектирования направлено на вовлечение детей в различные виды деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационную и др. Ведущие социально-педагогические проекты представлены в табл. 2.
Содержание социально-педагогического проектирования в условиях профилизации образовательной среды основывается на базовых характеристиках рассматриваемого процесса, а именно: дифференциация образования, личностная и профессиональная ориентированность, акмеологичность, аксио-логичность и системно-деятельностная реализация участников педагогического процесса.
Таблица 2
Ведущие социально-педагогические проекты при реализации Концепции профилизации образовательной среды
Социальнопедагогический проект Цель социальнопедагогического проекта
1. Интегративная преемственность основных этапов профессионального образования Разработка и реализация комплекса организационно-экономических методов и технологий управления образованием на основе Концепции профилизации образовательной среды
2. Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса Организация деятельности многоуровневой и непрерывной системы подготовки кадров, учитывающей потребности личности, ее индивидуальные особенности и состояние рынка труда
3. Комплексная поэтапная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений Формирование у детей и молодежи навыков практической деятельности в процессе обучения с помощью современных методических подходов в рамках внеаудиторной работы параллельно комплексу теоретического обучения
4. Система непрерывной довузовской подготовки с едиными выпускными экзаменами Создание системы управления образовательным процессом при внедрении вариативных непрерывных программ
5. Интеграция образования, науки и производства с целью координации совместной деятельности учебных заведений и строительных предприятий г. Пензы и области по подготовке кадров Обеспечение непрерывного практического обучения учащихся школ, студентов техникумов и вузов, членов Ассоциации «Университетский учебный комплекс»
6. Целевая контрактная подготовка студентов Формирование активных форм взаимодействия образовательных учреждений с работодателями
7. «Одаренные дети» - архитектура Обеспечение профессиональной ориентации детей и молодежи
8. Образ «Я» в иноязычной культуре Формирование самодостаточной субъектной основы профилизации образовательной среды
9. Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе образовательных учреждений «Университетского учебного комплекса» на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе на основе формирования у них нравственных качеств, социальноориентированной мотивации, общечеловеческих ценностей, профессиональной мотивации и направленности
Реализация обозначенных характеристик профилизации образовательной среды взаимосвязана с качеством проектов. Эффективность социальнопедагогического проектирования в условиях профилизации образовательной среды способствует решению следующих задач: реализация федеральной потребности в обеспечении профильных инновационных основ развития систе-
мы образования; реализация возможностей региона по изменению структуры, содержания, организации образовательного процесса; реализация потребностей индивидуального саморазвития личности обучающегося.
Таким образом, разработанная модель профилизации образовательной среды отражает цели, задачи, подходы, принципы, содержание исследуемого процесса, а также методы, формы профилизации, ожидаемые результаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристики процесса профилизации образовательной среды.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 17.11.2008. № 1662-р. - С. 3-7.
2. Duderstadt, J. J. A University For The 21. Century / J. J. Duderstadt. - Ann Arbor : The University of Michigan Press, 2000.
3. Kösel, E. Die Modellierung von Lernwelten. Band I: Die Theorie der Subjektiven Didaktik, 4. erw. Auflage 2002; Band II: Die Konstruktion von Wissen. Eine didaktische Epistemologie, 2007; Band III: Die Entwicklung postmoderner Lernkulturen / E. Kösel // Ein Plädoyer für den Umbau der Schule. - Berlin : SD-Verlag, 2007.
4. Болотова, Е. Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения / Е. Л. Болотова // Наука и школа. - 2000. - № 3. - С. 25-28.
5. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Артюхина А. И. -Волгоград, 2006. - C. 33-34.
References
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Fe-deratsii na period do 2020 goda: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii 17.11.2008 [Conception of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: approved by the order of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008]. no. 1662-r, pp. 3-7.
2. Duderstadt J. J. A University For The 21. Century. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2000.
3. Kösel E. Ein Plädoyer für den Umbau der Schule [Address for the defence of school reformation]. Berlin: SD-Verlag, 2007.
4. Bolotova E. L. Nauka i shkola [Science and school]. 2000, no. 3, pp. 25-28.
5. Artyukhina A. I. Obrazovatel’naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pe-dagogicheskiy fenomen (na materiale proektirovaniya obrazovatel’noy sredy meditsin-skogo universiteta): avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Educational environment of higher education institutions as a pedagogical phenomenon (by the example of medical university educational environment projecting): author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Volgograd, 2006, pp. 33-34.
Каргина Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28) E-mail: [email protected]
Kargina Elena Mikhaylovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of foreign languages, Penza State University of Architecture and Construction
(28 G. Titova street, Penza, Russia)
УДК 34S.4 Каргина, Е. М.
Модель профилизации региональной образовательной среды I
Е. М. Каргина II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 194-204.