УДК 378.147:811.112.2
Е. М. Каргина
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИИ «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС»
Аннотация. Эффективным способом профессионального развития будущего специалиста является непрерывность образования. В статье анализируются основные принципы, этапы и мероприятия непрерывного профильного образования. Приводится опыт деятельности ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, реализующей на практике принципы непрерывности профильного образования.
Ключевые слова: профессиональное развитие, будущий специалист, непрерывное профильное образование, ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Abstract. The effective way of the professional development of the future specialist is the uninterrupted education. The article examines fundamental principles, stages and measures of the uninterrupted profiled education. It is cited the experience of the activity of the Association «The University training complex» of the Penza State University of Architecture and Construction, which realizes on the praxis the principals of the uninterrupted education.
Keywords: the professional development, the future specialist, the uninterrupted profiled education, the Association «The University training complex» of the Penza State University of Architecture and Construction.
Основаниями для новых подходов к развитию образовательной среды являются динамично изменяющиеся социально-экономические и информационно-коммуникативные условия; новая система отношений в образовательном пространстве, учитывающая наличие рынка образовательных услуг; а также возрастающая потребность в инновационных процессах, обеспечивающих решение проблем профессионального образования [1]. В данном контексте особый интерес приобретает непрерывное профильное образование, представляющее собой качественно новую форму развития профессиональной образовательной среды.
Непрерывное образование сегодня - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии [2].
На наш взгляд, система непрерывного образования должна выполнять не только определенные обобщенные, но и специфические функции. К обобщенным можно отнести функции обучения, профессиональной подготовки и др. Среди специфических функций проектируемой системы можно выделить развивающую функцию - организация профессионального и общекультурного развития личности, ее творческого потенциала. Важное значение приобретает адаптивная функция, связанная с содействием адаптации слуша-
телей к изменяющимся требованиям окружающей среды, и организационная, цель которой - способствовать рациональной самоорганизации образовательной деятельности.
Главной целью непрерывного образования является синтез профильного профессионального обучения и воспитания, самоопределения и развития личности, что способствует повышению качества подготовки выпускников, росту их конкурентоспособности, мобильности и адаптации в условиях рыночной экономики.
Непрерывное профильное образование является способом обучения будущего специалиста, ориентированным на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей высшей профессиональной школы. При этом учебный процесс необходимо выстраивать так, чтобы знания становились фундаментом практической деятельности студентов, становились действенными [3].
В аспекте образовательной деятельности ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под принципом непрерывности профильного образования следует понимать процесс целенаправленного получения знаний, формирования личности будущего специалиста на протяжении всего обучения в ассоциации, включающего этапы дошкольного, общего и профессионального образования, каждый из которых создает предпосылки и базовую основу для перехода на следующую ступень обучения.
Первой ступенью является дошкольное образование, которое включает: отбор детей 5-6 лет в мини-группы с определенным уклоном обучения и воспитания; упор на социально-эстетическое развитие личности; обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей; разработку примерных образовательных программ воспитания, обучения, развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями федеральных компонентов государственных стандартов дошкольного образования [4]; разработку программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; отбор одаренных детей по способностям с последующей их ориентацией на специальность.
После дошкольного образования учащийся получает основное общее образование, являющееся обязательным для всех граждан (9 классов), или полное общее образование (11 классов). Для предоставления ученикам 10-11 классов более качественного образования осуществляется следующая работа:
- введение профильного обучения в старшей школе по следующим направлениям: архитектурное, архитектурно-техническое, строительное, строительно-техническое, строительно-экологическое, строительно-экономическое, экономическое;
- снижение нагрузки на учащихся учреждений общего образования и повышение качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования [5];
- развитие системы преподавания «ВУЗ-школа»;
- совместная с вузом разработка учебных планов по предметам;
- совместное участие в научно-исследовательской работе студентов и школьников под руководством преподавателей академии;
- совместное участие студентов и школьников в спортивных мероприятиях районного, городского и областного уровней;
- открытие центров подготовки к получению дальнейшего образования в сельской местности (например, специализированных классов, факультативов);
- создание школьно-студенческих научных центров.
Для получения начального профессионального образования после 9-го класса необходимо проучиться три года, а после 11-го класса - один год. Для получения более качественного начального и среднего профессионального образования в рамках проекта ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется:
- совместная разработка учебных планов «школа ^ ПУ ^ ВУЗ»;
- создание учебного профессионального студенческого центра;
- формирование на базе профессиональных учебных заведений центра «Лидерство»;
- создание трудового лагеря с профессиональным уклоном;
- организация обучения по программам: детский сад ^ средняя школа ^ профессиональное училище ^ техникум ^ ПГУАС.
После присвоения рабочей квалификации на уровне начального профессионального образования происходит отсев неудовлетворительно успевающих обучаемых, которые в связи с этим направляются на предприятия. Остальная часть обучаемых получает среднее профессиональное образование за 1,5-2 года в зависимости от полученного среднего образования (9 или 11 классов). На данной ступени происходит отсев неудовлетворительно успевающих обучаемых, которые направляются на предприятия, получив квалификацию работников среднего звена (например, младшего инженера). После получения среднего профессионального образования остальные студенты (в зависимости от своих способностей) могут перейти на 2 или 3-й курс ПГУАС.
Высшее образование в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс» включает:
- налаживание контактов с предприятиями для возможной стажировки студентов, создание системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников системы профессионального образования в целях снижения уровня безработицы среди молодежи;
- создание курсов дополнительного образования для студентов (деловой английский, второй иностранный язык, юриспруденция);
- возможность получения второго высшего образования параллельно с первым.
Ученики, закончившие 11 классов средней школы, могут не только воспользоваться вышеописанным путем получения профессионального образования, но и продолжить обучение по программам: «Непрерывная довузовская подготовка», «Комплексная поэтапная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений» и др. После этого они поступают на 1-й курс ПГУАС. Продолжив дальнейшее обучение в ПГУАС, студенты, закончившие четыре курса, получают степень бакалавра и идут работать на предприятие; после 5-го курса выпускник вуза идет на предприятие уже инженером. Если же он учится в вузе до 6-го курса, то по его окончании получает степень магистра и идет на предприятие либо
остается в вузе, поступив в аспирантуру, затем в докторантуру и т.д. Закончив вуз, можно остаться там работать или идти работать на предприятие.
Ассоциация «Университетский учебный комплекс» ведет работу над возможностью получения и послевузовского образования:
- обучение в аспирантуре (докторантуре и т.д.) с целью повышения уровня образования, научной педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;
- получение второго высшего образования (переквалификация, переподготовка);
- разработка конкурентоспособных программ повышения квалификации и переподготовки кадров;
- создание центра подготовки кадров;
- организация процесса принятия заказов с производства на переквалификацию;
- создание информационной базы для прогнозирования объемов подготовки и переподготовки кадров нужных профессий в соответствии с потребностями рынка труда, т.е. создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.
В то же время все звенья интегративной подготовки специалистов в рамках «Университетского учебного комплекса» имеют обратную связь с предприятиями и организациями Пензенского региона.
Основными мероприятиями по реализации на практике принципа непрерывного профильного образования являются:
1. Реструктуризация сети учреждений непрерывного образования: прогнозирование профессионально-квалификационной занятости населения Пензенского региона; проведение оценки эффективности загрузки учебных заведений области; определение групп учреждений в сети непрерывного образования, подготовка и финансирование которых может принести максимальный эффект (для региона).
2. Изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов: разработка Регионального перечня профессий или специальностей; создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
3. Разработка содержания непрерывного образования: обеспечение ограниченных связей между требованиями учебных программ, с одной стороны, и средствами контроля уровня подготовки обучающихся - с другой [6]; расширение дополнительных образовательных услуг; разработка механизма и порядка итоговой аттестации учащихся, результаты которой дадут возможность перехода с одной «ступени» непрерывного образования на другую; разработка научно-методического сопровождения образовательно-воспитательного процесса; разработка тестов контроля качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями образовательных стандартов; обобщение и передача опыта на всех уровнях непрерывного образования; организация работы по развитию различных форм внеучебной деятельности (конференции, олимпиады, смотры, конкурсы, студии и т.д.).
4. Развитие кадрового потенциала: разработка нового типового штатного расписания учреждений, входящих в систему непрерывного образования; разработка и заключение договоров с преподавателями, направленных
на целевую подготовку учащихся в системе непрерывного образования; разработка программ по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников; организация стажировки учащихся на промышленных предприятиях и в организациях; мониторинг кадровой обеспеченности учреждений в системе непрерывного образования.
5. Укрепление и модернизация материально-технической базы: оснащение учебных заведений современным оборудованием, приборами, материалами; формирование перечня учебных изданий (включая электронные учебники) по дисциплинам непрерывной системы образования.
6. Нормативно-правовое и финансовое обеспечение реформирования системы непрерывного образования: разработка нормативного перечня оснащенности материальной базы образовательных учреждений учебным и учебно-производственным оборудованием; оформление договора с департаментом Федеральной службы занятости населения по Пензенскому региону о взаимном сотрудничестве.
7. Научное обеспечение реформирования системы непрерывного образования: проведение аналитической работы по выявлению новых профессий на основе исследования рынков труда и услуг; программа по обеспечению образовательных учреждений учебниками и учебно-методическими пособиями.
Все вышеизложенные мероприятия проводятся в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс» на базе ПГУАС.
Таким образом, университетский комплекс представляет собой новый тип учебных заведений, который предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, общего и дошкольного образования и предоставляет личности право самостоятельно и непрерывно формировать образовательную траекторию с учетом интересов, наклонностей, потребностей.
Список литературы
1. Макарова, Л. Н. Функциональная роль Федеральной целевой программы развития образования в развитии регионального классического университета / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов // Вестник Тамбовского университета. - 2007. -№ 7 (51). - С. 194. - (Гуманитарные науки).
2. Аванесов, В. А. Куда ведут реформы образования? / В. А. Аванесов // Народное образование. - № 1. - 2007. - С. 67-78.
3. Сохранов, В. В. Условия профилизации профессиональной подготовки студентов / В. В. Сохранов, М. В. Потанькин // Известия Тульского государственного университета. - 2006. - Вып. 4. - С. 85. - (Педагогика).
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. - № 10. - 2005. - С. 2-15.
5. Бабанский, Ю. К. Теория формирования содержаний непрерывного профессионального образования / Ю. К. Бабанский // Просвещение. - № 6. - 2007. -С. 82.
6. Миняева, Н. М. Научно-практический опыт реализации непрерывного образования в филиале университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 12 (62). - Приложение. - С. 27.
Каргина Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра немецкого языка, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
E-mail: [email protected]
УДК 378.147:811.112.2 Каргина, Е. М.
Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е. М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 3 (11). - С. 132-137.
Kargina Elena Mikhaylovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of German language, Penza State University of architecture and construction