педагогические Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна
науки РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
УДК 378.09.00
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0053
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Карпова Мария Александровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: mashka_718@mail.ru)
Аннотация. Современная система образования нуждается в реализации инновационной образовательной среды, поскольку она направлена на развитие креативного потенциала личности, в котором так нуждаются работодатели. В статье рассматривается создание инновационной образовательной среды, состоящей из дизайн-решений, представляющей современное образовательное пространство. В процессе реализации инновационной образовательной среды, были рассмотрены различные точки зрения на рассматриваемое понятие, учтены функции и особенности, на которых она реализуется. Указано, при реализации инновационной образовательной среды повышается творческая инициатива, ответственность и организованность, развитие рефлексивного мышления, гибкости и самостоятельности в решении поставленных задач. В рамках проектной линии «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета» были разработаны зоны самостоятельной работы, пространства для преподавателей, высокотехнологичное образовательное пространство (скрипториум), многофункциональные образовательные пространства, которые благодаря применению дизайн-решений, имеют существенные преимущества. Был продемонстрирован опыт реализации инновационной образовательной среды, посредством проведения контактной самостоятельной работы в аудитории, разработанной в рамках проектной линии «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета». Проведение открытого занятия в зоне самостоятельной подготовки показало, что реализация инновационной образовательной среды путем организации контактной самостоятельной работы является эффективной, поскольку обеспечивается ориентация образовательного процесса на интерактивное взаимодействие, включение студентов в инновационную деятельность.
Ключевые слова: инновационная образовательная среда, дизайн-решение, студент, креативный потенциал, рефлексивное мышление, предметно-пространственная организация, современные технологии, информационно-образовательное пространство, интерактивное взаимодействие.
IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education»
Karpova Maria Alexandrovna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: mashka_718@mail.ru)
Abstract. The modern education system needs to implement an innovative educational environment, as it is aimed at developing the creative potential of the individual, which is so needed by employers. The article deals with the creation of an innovative educational environment consisting of design solutions representing the modern educational space. In the process of implementation of the innovative educational environment, various points of view on the concept under consideration were considered, the functions and features on which it is implemented are taken into account. It is specified, at realization of the innovative educational environment the creative initiative, responsibility and organization, development of reflexive thinking, flexibility and independence in the solution of objectives increases. Within the framework of the project line "Creation of social and educational landscape of Minin University" zones of independent work, spaces for teachers, high-tech educational space (scriptorium), multifunctional educational spaces were developed, which, thanks to the use of design solutions, have significant advantages. Has been demonstrated experience in the implementation of the innovative educational environment, through the holding contact of independent work in the classroom, developed in the framework of project "Creation of socio-educational landscape of Minin University". Conducting an open lesson in the area of self-training showed that the implementation of innovative educational environment through the organization of contact independent work is effective, since the orientation of the educational process on interactive interaction, the inclusion of students in innovative activities.
Keywords: innovation educational environment, the design solution, student, creativity, reflective thinking, spatial organization, modern technologies, information and educational space, interactive interaction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с ставника, консультанта [2]. важными научными и практическими задачами. В по- В Нижегородском государственном педагогическом следнее время всё чаще работодатели стремятся трудоу- университете им. К. Минина реализуется проект, настроить молодого специалиста, не только обладающего правленный на совершенствование информационно-об-базисными знаниями, но и профессионала, способного к разовательного пространства и трансформацию матери-быстрой адаптации в активно меняющемся мире, обла- ально-технической базы университета. Результатом продающего инициативностью, рефлексивным мышлением, екта является создание инновационной образовательной гибкостью и самостоятельностью в решении поставлен- среды, состоящей из дизайн-решений, представляющей ных задач [1]. Исходя из этого, появляется необходи- собой современное образовательное пространство [3]. мость в организации учебного процесса таким образом, Кроме эстетической составляющей, дизайн-оформление чтобы студент самостоятельно выстраивал учебную де- образовательного пространства несет в себе решение ятельность, принимая в это время на себя активную роль ряда важных проблем. Места для времяпровождения исследователя, а преподаватель выполнял функции на- студентов следует разделить на активные и пассивные Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27) 225
Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna, Karpova Maria Alexandrovna IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ...
pedagogical sciences
зоны. Правильное цветовое оформление обозначит места для взаимодействия студентов, отдыха или творческих заданий [4]. Цветные комбинации помогут обучающимся эффективнее работать на занятиях. Интерес студентов напрямую зависит от комфортных условий аудитории.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению Алисова Е.А., Подымова Л.С. инновационная образовательная среда представляет собой систематизированную форму функционирования основополагающих принципов инновационной педагогики, которая позволяет синтезировать усилия заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке специалистов [5]. Шмелева Е.А. отмечает, что реализация инновационной образовательной среды направлена на развитие креативного потенциала, необходимого для генерации свежих идей, создания современных технологий, на развитие инновационной активности личности [6]. Точка зрения Арендачука И.В. состоит в том, что инновационная образовательная среда определяется как психолого-педагогическая реальность, наполненная специально организованными условиями для становления личности, а так же возможностями для развития, включенными в социальное окружение. Инновационная образовательная среда рассматривается как сфера социальной жизни, фактор образования, обеспечивающий взаимодействие студентов с внешним миром и с внутренней средой их развития [7]. Обобщая вышесказанное, инновационная образовательная среда представляет собой качественное состояние профессионально-педагогической среды учреждения, которая создается в целях развития личностных и профессиональных качеств студента, наделения педагогов новыми методами и средствами обучения и воспитания обучающихся.
В качестве критериев, определяющих понятие «инновационная образовательная среда» можно выделить системность, доступность, мобильность, открытость. Среди характеристик - предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, методологическое обеспечение [8].
Для понимания сущности инновационной образовательной среды необходимо определить ее функции. Среди общих педагогических функций следует отметить воспитывающую, формирующую, развивающую, социализирующую [9]. Инновационная образовательная среда служит каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, способствуя повышению на-укоемкости трудовой деятельности. При постоянном взаимодействии студентов с сотрудниками образовательного учреждения у них формируются нравственные и гражданские качества, готовность к профессиональной деятельности, приобретается социальный опыт. Инновационная образовательная среда создает платформу для профессионального и личностного развития обучающихся, благотворно влияет на психическое и физическое здоровье, формирует готовность студентов к успешному решению поставленных задач [10].
В рамках проектной линии «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета» были разработаны зоны самостоятельной работы, пространства для преподавателей, высокотехнологичное образовательное пространство (скрипториум), многофункциональные образовательные пространства [11].
Одной из разработанных и используемых в образовательном процессе является зоны самостоятельной работы, которая благодаря применению дизайн-решений, имеет следующие преимущества:
-возможность обустроить аудиторию в зависимости от формы занятия [12];
-имеются места, как для индивидуальной, так и для групповой работы [13];_
-мебель выбрана с учетом цифровизации общества [14];
-использованы эко материалы [15];
-присутствуют места для отдыха [16].
Одна из аудиторий этой зоны является многофункциональной, поэтому в ней возможно проведение различных форм самостоятельной работы, в зависимости от целей, характера, дисциплины: подготовка к лекционным, семинарским, практическим занятиям; изучение наглядных пособий; решение в рамках дисциплин курса проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; выполнение контрольных работ; написание тематических докладов и рефератов на проблемные темы; составление студентами тестов; выполнение исследовательских и творческих заданий; подготовка курсовых и дипломных работ; создание наглядных пособий, мультимедийных презентаций по изучаемым темам; проведение «круглых столов» [17]. Самостоятельная работа студентов направлена на принятие активных решений, в ходе которых они целенаправленно получают организаторский, управленческий, коммуникативный опыт.
Зона для самостоятельной подготовки обучающихся позволяет им овладевать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и практическими навыками, повысить опыт творческой и исследовательской работы, способность находить, обрабатывать и анализировать изучаемую литературу [18]. Формируется интерес к познавательной деятельности, студенты овладевают приемами процесса познания, углубляют и расширяют знания. Именно поэтому самостоятельная работа является важным элементом в повышении эффективности подготовки специалистов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Продемонстрировать опыт реализации инновационной образовательной среды, посредством проведения контактной самостоятельной работы в аудитории, разработанной в рамках проектной линии «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В одной из зон самостоятельной подготовки было проведено открытое занятие в форме контактной самостоятельной работы с целью демонстрации возможностей аудитории, в которой собрались студенты факультета управления и социально-технических сервисов (направление подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) профиля Правоведение и правоохранительная деятельность) и факультета гуманитарных наук (направление подготовки Педагогическое образование профиля История и право). Открытое занятие было посвящено празднованию столетия принятия руководящих начал уголовного законодательства 1919 г. Контактная самостоятельная работа включала в себя три основных части: информативную, игровую и проверочную [19].
Информативная часть представляла собой некую теоретическую часть, в которой студенты в общих чертах освятили основные правовые аспекты Уголовного кодекса 1919 года и Уголовного кодекса Российской Федерации 2019 года. Обучающиеся поделились знаниями об известных личностях, которые занимались изучением уголовного законодательства [20]. На данном этапе была выявлена основная задача: решить, какая редакция уголовного закона является наиболее приемлемой для современной России. Возможности зоны для самостоятельной работы позволили студентам во время проведения информативной части использовать мультимедийное оборудование, обустроить аудиторию для проведения групповой работы [21].
В игровой части занятия в аудиторию пригласили студентов в роли судьи и двух граждан из 1919 и 2019 года. Слушание дела происходило по всем правилам того и нынешнего времен, а вот решения по разным уголовным законам различаются [22]. После того, как
226
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
обучающимся были предложены меры наказания по обсуждаемому делу, их задача была проголосовать за более гуманное и реалистичное решение. На этом этапе занятия было проведено интерактивное взаимодействие со студентами, что является важным критерием инновационной образовательной среды [23].
Следующим этапом занятия стал диалог двух «кодексов» об их особенностях, значении в развитии российского законодательства, который плавно перешел в проверочную часть. Формой для проверки знаний и эрудиции студентов в сфере уголовного законодательства и его исторических основах стала «Своя игра» [24]. Далее обучающимся было предложено ассоциировать известные мультфильмы и фильмы с уголовным законодательством. Этот этап занятия проводился с целью проверки практических навыков студентов.
Итогом контрольной самостоятельной работы стал общий вывод студентов о том, что Руководящие начала по уголовному праву являются фундаментом отечественного уголовного законодательства, а Уголовный кодекс Российской Федерации является усовершенствованной формой Руководящих начал и способен поддерживать правопорядок в стране и обеспечивать безопасность граждан и наказуемость преступников во всех сферах жизнедеятельности [25].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе проведения контактной самостоятельной работы в специально оборудованной аудитории были достигнуты следующие результаты: студенты систематизировали и закрепили полученные теоретические знания и практические умения; углубили и расширили теоретические знания; развили познавательные способности; повысили творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность; сформировали рефлексивное мышление, гибкость и самостоятельность в решении поставленных задач.
Проведение открытого занятия в зоне самостоятельной подготовки показало, что реализация инновационной образовательной среды путем организации контактной самостоятельной работы является эффективной, поскольку обеспечивается ориентация образовательного процесса на интерактивное взаимодействие, включение студентов в инновационную деятельность, организация плодотворного взаимодействия обучающихся в инновационной деятельности, повышение функциональных и эстетических характеристик отдельных помещений вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коняева Е.А., Коняев А.С. Активные методы обучения в практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей /подред.В.В.Садырина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб.гос.пед.ун-т, 2016. — Выпуск 9. — С. 89-94.
2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
3. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
4. Лошкарева Д.А., АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., КутеповаЛ.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
6. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
7. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
8. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
9. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.
10. Коняева Е.А. Групповая форма организации обучения в вузе // Профессиональное образование: методология, технология, практика: сборник научных статей / под ред. В.В.Садырина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»; Челяб.гос.пед.ун-т, 2014. — Вып.7. — С. 94-97.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
13. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 593. С. 13-16.
14. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
15. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
16. Коняева Е.А., Коняев А.С. Компетентностный подход к проблеме формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности /Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2012. Вып. 1 (46). С. 109- 113.
17. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
18. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
19. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
20. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
21. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
23. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
24. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
25. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
Статья поступила в редакцию 16.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)
227