Реализация инклюзивной практики в ДОУ: опыт работы. Начальный этап работы в системе образовательного комплекса: перспективы развития.
Лукашина И. Д. старший воспитатель ГБОУ СОШ№1747 дошкольное отделение «Олененок»
Москва, Россия
Аннотация: Целью статьи является трансляция опыта работы по реализации инклюзивной практики в дошкольном отделении для детей с нарушенным слухом. Комплексный поход к решению приоритетных задач по осуществлению квалифицированной помощи детям с нарушенным слухом и ранней социализации. Положительная динамика и итоги развития слухового восприятия, развития речи, социализации детей за 4 года работы в режиме инклюзивного образования.
Ключевые слова: апробация и внедрение процесса совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2319 «Оленёнок» расположен в СЗОУО города Москвы. В связи с приказом о реорганизации с 1 сентября 2012 года детский сад вошел в состав образовательного комплекса и стал функционировать как дошкольное отделение «Олененок» ГБОУ СОШ №1747.
С момента открытия сад имел статус детского сада компенсирующего вида для ЧБД. В 2009 году по приказу Управления Образования детский сад начал работать с детьми с нарушениями слуха:
• Слабослышащие дети с диагнозом «сенсоневральная тугоухость» 2 - 4 степени
• Кохлеарно имплантированные дети
Детский сад стал одним из первых в округе, работающих в режиме интегрированного образования, апробируя и внедряя процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии.
На ноябрь 2013 года в саду функционируют 4 интегрированные (инклюзивные) группы для детей с нарушениями слуха. На начальном этапе работы в саду была сформирована междисциплинарная команда специалистов и воспитателей, реализующих инклюзивную практику. Наш коллектив работает по принципу командной работы: интеграция специалистов представляет собой единое целое, где каждый педагог подчинен решению основных приоритетных задач:
- Осуществление квалифицированной помощи детям с нарушением слуха, реализация прав слабослышащих детей на качественное образование для их дальнейшей успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества;
- Укрепление здоровья детей, способствование их полноценному физическому, психическому и эмоциональному развитию
- Социальное развитие
- Коммуникативное развитие
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка
Так же на начальном этапе в дошкольном учреждении был разработан и внедрен алгоритм проведения коррекционно-развивающей работы:
• Проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, разработанной специалистами ИКП РАО для детей с нарушениями слуха
• Проведение плановых и внеплановых психолого-педагогических консилиумов по итогам диагностики и проблемным вопросам, с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута
• Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных маршрутов для каждого ребенка
• Тесное сотрудничество с ИКП на предмет методической помощи и взаимообмена опытом коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации
• Взаимодействие с семьями воспитанников для успешного и эффективного решения задач воспитания и обучения, обеспечения единства в работе педагогического коллектива и родителей.
Понимая особую важность профессиональной подготовки кадров, педагоги и специалисты ДО на протяжении 4 последних лет активно посещают курсы повышения квалификации. Во-первых, чтобы получить минимальный или углубленный блок знаний об отклоняющимся развитии и основах коррекционной работы, во-вторых - понять и принять философию инклюзии, организовать реальное сотрудничество как внутри своего педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах
В соответствии с конкретными целями, реальными возможностями учреждения, функционирования в нем смешанных групп, в которых вместе обучаются дети с нормальным и нарушенным слухом и составом воспитанников, специалистами ДО совместно с ИКП РАО были составлены учебные планы для интегрированных (инклюзивных) групп. Расписание непосредственно образовательной деятельности в инклюзивных группах составлено таким образом, что в первой половине дня параллельно занимаются учитель-дефектолог (сурдопедагог) со слабослышащими детьми и воспитатель - со слышащими. Далее такие виды продуктивной деятельности как лепка, аппликация, конструирование, рисование проводит воспитатель со всей группой детей. Совместно с нормально слышащими детьми проходят физическая культура и музыкальное воспитание.
Педагогический коллектив создает благоприятные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.
Дети взаимодействуют в режимных моментах, различных играх, досугах, развлечениях, музыкальных и спортивных праздниках, на прогулке.
Хорошо зарекомендовали себя интегрированные разноплановые познавательно-развивающие тематические досуги, музыкальные праздники. Они разрабатываются и проводятся группой специалистов: сурдопедагог, воспитатель, психолог, логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другой вид деятельности, представляя в итоге продукт совместного творчества. В результате таких мероприятий одновременно развиваются коммуникативные умения и навыки, музыкально-ритмические движения, музыкальный слух ребенка, познавательная активность, творческие способности. Эффективность таких мероприятий заключается в том, что они проводятся в игровой занимательной форме, специалисты применяют разнообразные методы и приемы активизации детской деятельности и познавательной активности. В ходе проведения широко используются разнообразные виды двигательной активности:
• физкультминутки,
• логоритмические упражнения,
• динамические паузы,
• двигательно-речевые, хороводные, подвижные игры.
Обобщая свой опыт работы, можно сказать, что дети с нарушениями слуха стали полноценными и полноправными членами детского коллектива.
В сентябре 2010 года детский сад заключил договор о сотрудничестве с Российской академией образования «Институт коррекционной педагогики» (ИКП РАО) на предмет оказания научно-методической, научно-практической и информационной поддержки по проблемам коррекционной помощи детям с нарушенным слухом.
В рамках договора сад совместно с ИКП проводил разработку инновационной площадки, целью которой является совершенствование коррекционно-педагогической работы. Одной из задач экспериментальной работы является апробация материалов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушенным слухом (первый, второй, третий годы обучения), апробация и внедрение в коррекционно-развивающий процесс специализированных компьютерных программ «Звучащий мир», «В городском дворе», «Состав числа» (автор Королевская Т.К.).
Второй гой год мы работаем в образовательном комплексе. Решая проблему инклюзивной вертикали детский сад-школа и преемственности, мы хотим сказать, что значительное большинство наших детей (85%) готовы и могут обучаться в общеобразовательной школе. В данной диаграмме представлены положительная динамика и итоги развития слухового восприятия, развития речи, социализации детей за 4 года работы в режиме инклюзивного образования. Благодаря комплексному походу к решению приоритетных задач по осуществлению квалифицированной помощи детям с нарушенным слухом и ранней социализации наш коллектив достиг высоких стабильных результатов.
¡И!
12 Щ\ ИДИ
2009- 2010- 2011- 20122010 2011 2012 2013
В дальнейшем школа обязана грамотно выстроить образовательную вертикаль для успешного продолжения уже учебного процесса наших воспитанников.
Но для этого администрацией школы должны быть созданы специальные условия и задействованы все ресурсы для обеспечения комфортной предметно-развивающей среды: достойное материально-техническое и методическое обеспечение для полноценного обучения детей в инклюзивных классах:
> Оборудование полноценного кабинета для сурдопедагога ^ Сопровождение каждого ученика с нарушенным слухом в учебном процессе учителем-дефектологом (сурдопедагогом)
> Доступная среда и образовательное пространство