УДК 373
М. С. Чулкова воспитатель д/с №189 «Спутник» г. Тольятти Российская федерация О. В. Дьякова воспитатель д/с №189 «Спутник» г. Тольятти Российская федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождения детей с нарушением слуха. Изучены условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения. А также основные направления работы с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова
Организационно-педагогические условия, слухо-речевая среда, занятия, ПМПК, оборудование.
Важным условием при организации работы в группах с детьми с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно -педагогических условий:
• обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами. В группах можно использовать «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.
• широкое использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;
• подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
• построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.
Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухо-речевой среды.
Условия создания слухо-речевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.
Одним из важных требований при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.
На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.
Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее: занятия по развитию речи носят комплексный характер;
тематический принцип - основа занятий; методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.; речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.
Содержание занятий по развитию речи может включать:
1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. 2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения. 3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности. 4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов; овладения звуко-буквенной составом слова; грамматической формой слов в составе целых предложений. 5. Формирование связной речи. Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированные.
Обозначим некоторые условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения:
1. Специальная подготовка воспитателей и специалистов как главное условие создания адаптированной образовательной среды. 2. Обучение администрации для обеспечения условий развития адаптивной среды как необходимое условие организации взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, а также обеспечение связи воспитателей и специалистов по организационным и консультационным вопросам с ресурсным центром по инклюзивному образованию. 3. Широкое применение высокотехнологичных достижений современной медицины (адекватное слухопротезирование/кохлеарная имплантация), использование вспомогательных специфических технических средств (безбарьерная среда для лиц с нарушением слуха). 4. Комплексная диагностика и интенсивная коррекционно-развивающая работа педагогического коллектива образовательных учреждений совместно со специалистами ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, сопровождение ими ребенка с нарушением слуха до полной социальной устойчивости (успешен и не чувствует себя чужим и неполноценным) в школьной среде, постоянный мониторинг успешности социальной адаптации и эмоционального благополучия. 5. Организованное психологами и педагогами участие родителей в воспитании и обучении ребенка. 6. Партнерство специалистов и педагогов общеобразовательного учреждения в создании условий для адаптации ребенка с нарушенным слухом, включенного в среду детского сада.
Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении:
1) звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 810 кв. м). 2) FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).
Оборудование кабинета сурдопедагога:
1) FM-система. 2) индикатор звучания ИНЗ. 3) компьютерные программы Hear the World, Speech W и др. 4) сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» », «Дельфа-142». 5) компьютер c колонками. 6) магнитная доска. 7) фланелеграф. 8) наборные полотна разного размера. 9) музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др. 10) зеркало и освещение зеркала по СанПиН.
Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в дошкольном образовательном учреждении:
1) диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. 2) таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам. 3) набор игрушек и настольно-печатных игр. 4) набор музыкальных инструментов. 5) специальная литература по сурдопедагогике.
Еще одно условие сопровождения:
Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.
Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПК. С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.
На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:
• выносится коллегиальное заключение,
• составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
• разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
• анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
• в конце учебного года на консилиуме обсуждают результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.
Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с нарушением слуха. Сопроводительная коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.
Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.
Основными направлениями работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха являются:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
• установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги - дети - родители».
• объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;
• соблюдение единых требований к ребёнку;
Все родители, имеющие детей с нарушением слуха, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей.
Педагоги детского сада должны проводить целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка. Список использованной литературы:
1. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. - М.: Логос, 2012.- 231 с.
2. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Текст] /Г.А. Волкова.- С-Пб.: САЙМА, 2013 - 94 с.
3. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: АСТ, 2013. -96с.
4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224 с.
5. Pay, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская - М.: ИНФРА-М, 2011.-С. 267с.
6. Токарева, О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха [Текст] /О.в. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского.- М.: Логос, 2013.-256с.
7. Туманова, Т. В. Развитие словообразования у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 54-58.
© Чулкова М. С., Дьякова О. В., 2016
УДК37
Р.Н.Шайхлисламова
студент 3 курса группы 934 у ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)"
«ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.
Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.
Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети . Но воспитатель приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей .