ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Лукашина Ирина Дмитриевна
старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1747 дошкольное отделение «Олененок»
г. Москва E-mail: [email protected]
J ^
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА - СОВМЕСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
И НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СВЕРСТНИКАМИ
Л________________________________________г
Аннотация. Целью статьи и презентации является трансляция опыта работы по реализации инклюзивной практики в дошкольном отделении для детей с нарушенным слухом. Описаны комплексный поход к решению приоритетных задач по осуществлению квалифицированной помощи детям с нарушенным слухом и ранней социализации, особенности организации коррекционно-развивающей работы, формы и методы взаимодействия специалистов дошкольного отделения, организация реального сотрудничества как внутри педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах. Отмечается положительная динамика и итоги развития слухового восприятия, развития речи, социализации детей за 4 года работы в режиме инклюзивного образования.
Ключевые слова: совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, комплексное психолого-педагогическое обследование, реальный уровень психофизического развития, индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, интеграция детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.
I Iели и задачи: Трансляция опыта работы, поддерж-/_}ка и дальнейшее развитие инклюзивного образования, решение актуальных проблем в области реализации инклюзивной практики; принципы и условия построения инклюзивной образовательной вертикали сад-школа [1,3,5,7].
Ожидаемые результаты: знакомство с опытом работы; повышение профессионального уровня специалистов, развивающих практику инклюзивного образования [2,4,6,8,9].
Содержание работы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2319 «Оленёнок» расположен в СЗОУО города Москвы. В связи с приказом о реорганизации с 1 сентября 2012 года детский сад вошел в состав образовательного комплекса и стал функционировать как дошкольное отделение «Олененок» ГБОУ СОШ № 1747.
С момента открытия сад имел статус детского сада компенсирующего вида для часто болеющих детей. В 2009 году по приказу Управления Образования детский сад начал работать с детьми с нарушениями слуха:
• Слабослышащие дети с диагнозом «сенсоневральная тугоухость» 2-4 степени.
• Кохлеарно имплантированные дети.
Детский сад стал одним из первых в округе, работающих в режиме интегрированного образования, апробируя и внедряя процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии.
На ноябрь 2013 года в саду функционируют 4 интегрированные (инклюзивные) группы для детей с нарушениями слуха. На начальном этапе работы в саду была сформирована междисциплинарная команда специалистов и воспитателей, реализующих инклюзивную практику. Наш коллектив работает по принципу командной работы: интеграция специалистов представляет собой единое целое, где каждый педагог подчинен решению основных приоритетных задач:
• осуществление квалифицированной помощи детям с нарушением слуха, реализация прав слабослышащих детей на качественное образование для их дальнейшей успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества;
• укрепление здоровья детей, способствование их полноценному физическому, психическому и эмоциональному развитию;
• социальное развитие;
• коммуникативное развитие;
• развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Также на начальном этапе в дошкольном учреждении был разработан и внедрен алгоритм проведения коррекционно-развивающей работы:
• проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, разработанной специалистами ИКП РАО для детей с нарушениями слуха;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
47
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• проведение плановых и внеплановых психолого-педагогических консилиумов по итогам диагностики и проблемным вопросам, с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута;
• разработка индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных маршрутов для каждого ребенка;
• тесное сотрудничество с ИКП на предмет методической помощи и взаимообмена опытом коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации;
• взаимодействие с семьями воспитанников для успешного и эффективного решения задач воспитания и обучения, обеспечения единства в работе педагогического коллектива и родителей.
Понимая особую важность профессиональной подготовки кадров, педагоги и специалисты дошкольного отделения (ДО) на протяжении 4 последних лет активно посещают курсы повышения квалификации. Во-первых, чтобы получить минимальный или углубленный блок знаний об отклоняющемся развитии и основах коррекционной работы, во-вторых - понять и принять философию инклюзии, организовать реальное сотрудничество как внутри своего педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах
В соответствии с конкретными целями, реальными возможностями учреждения, функционирования в нем смешанных групп, в которых вместе обучаются дети с нормальным и нарушенным слухом и составом воспитанников, специалистами ДО совместно с ИКП РАО были составлены учебные планы для интегрированных (инклюзивных) групп. Расписание непосредственно образовательной деятельности в инклюзивных группах составлено таким образом, что в первой половине дня параллельно занимаются учитель-дефектолог (сурдопедагог) со слабослышащими детьми и воспитатель -со слышащими. Далее такие виды продуктивной деятельности как лепка, аппликация, конструирование, рисование проводит воспитатель со всей группой детей. Совместно с нормально слышащими детьми проходят занятия физической культурой и музыкальное воспитание.
Педагогический коллектив создает благоприятные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.
Дети взаимодействуют в режимных моментах, различных играх, досуге, развлечениях, музыкальных и спортивных праздниках, на прогулке.
Хорошо зарекомендовали себя интегрированные разноплановые познавательно-развивающие тематические досуг, музыкальные праздники. Они разрабатываются и проводятся группой специалистов: сурдопедагог, воспитатель, психолог, логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другой вид деятельности, представляя в итоге продукт совместного творчества. В результате таких мероприятий одновременно развиваются коммуникативные умения и навыки, познавательная активность, музыкально-ритмические движения, музыкальный слух ребенка, творческие способности.
Эффективность таких мероприятий заключается в том, что они проводятся в игровой занимательной форме, специалисты применяют разнообразные методы и приемы активизации детской деятельности и познавательной активности. В ходе проведения широко используются разнообразные виды двигательной активности:
• физкультминутки,
• логоритмические упражнения,
• динамические паузы,
• двигательно-речевые, хороводные, подвижные игры.
Обобщая свой опыт работы, можно сказать, что
дети с нарушениями слуха стали полноценными и полноправными членами детского коллектива.
В сентябре 2010 года детский сад заключил договор о сотрудничестве с Российской академией образования «Институт коррекционной педагогики» (ИКП РАО) на предмет оказания научно-методической, научно-практической и информационной поддержки по проблемам коррекционной помощи детям с нарушенным слухом.
В рамках договора сад совместно с ИКП проводил разработку инновационной площадки, целью которой является совершенствование коррекционно-педагогической работы. Одной из задач экспериментальной работы является апробация материалов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушенным слухом (первый, второй, третий годы обучения). Один из самых важных и основных аспектов коррекционной работы - это правильно оценить реальный уровень развития слабослышащего ребенка и поэтому комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом определяет нам общий уровень его психофизического развития, его потенциальные возможности и индивидуальные особенности. Помимо этого комплексное обследование выполняет функции начального этапа обучения.
Данные комплексного обследования являются основой для разработки индивидуального маршрута. Основой обследования является комплексный подход к оценке уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом.
Одним из важных условий проведения обследования является сотрудничество специалистов, работающих с ребенком непосредственно - учителем-де-фектологом и воспитателями, а так же подключается и педагог-психолог, воспитатель физической культуры, музыкальный руководитель. Это продиктовано тем, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и уровень каждой линии развития не может рассматриваться изолированно. При изучении лишь одной линии развития, представление о ребенке будет неполным, а его возможности завышены или занижены.
Второй основной задачей экспериментальной работы была апробация и внедрение в коррекционно-развивающий процесс специализированных компьютерных программ - «Звучащий мир», «В городском дворе», «Состав числа» (автор Т К. Королевская).
Второй гой год мы работаем в образовательном комплексе. Решая проблему преемственности и инклюзивной вертикали «детский сад-школа», мы хотим сказать, что значительное большинство наших детей (85%)
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
готовы и могут обучаться в общеобразовательной школе. В данной диаграмме представлены положительная динамика и итоги развития слухового восприятия, развития речи, социализации детей за 4 года работы в режиме инклюзивного образования. Благодаря комплексному походу к решению приоритетных задач по осуществлению квалифицированной помощи детям с нарушенным слухом и ранней социализации наш коллектив достиг высоких стабильных результатов.
80
70
60
50
40
30
20
10
О
2009- 2010- 2011- 2012-гОЮ 2011 2012 2013
Слуховое восприятие Развитие речи Социализация
В дальнейшем школа обязана грамотно выстроить образовательную вертикаль для успешного продолжения уже учебного процесса наших воспитанников. Но для этого администрацией школы должны быть созданы специальные условия и задействованы все ресурсы для обеспечения комфортной предметно-развивающей среды: достойное материально-техническое и методическое обеспечение для полноценного обучения детей в инклюзивных классах:
• оборудование полноценного кабинета для сурдопедагога;
• сопровождение каждого ученика с нарушенным слухом в учебном процессе учителем-дефектологом (сурдопедагогом);
• доступная среда и образовательное пространство.
В пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство входят:
1. Организационное обеспечение:
• внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;
• положение о организации инклюзивной практики (локальный акт к Уставу);
• образовательные программы, включающие коррекционно-развивающую программу;
• приказ о создании и положении ПМПк;
• договор с окружным ресурсным центром.
2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения:
• звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 кв.м);
• кабинет логопеда для проведения индивидуальных и групповых занятий;
• первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников.
3. Специальное оборудование:
• мультимедийная доска и оборудование FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала);
• индикатор звучания ИНЗ.
4. Программно-методическое обеспечение.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОУ.
6. Кадровая обеспеченность общеобразовательного учреждения: наличие работников, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования:
• педагоги,
• социальный педагог,
• учитель-дефектолог (сурдопедагог),
• специальный психолог,
• учитель-логопед,
• тьютор,
• координатор по инклюзии.
Литература
1. Беденко И. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 75-80.
2. Бритвина О. Н., Мурзова О. А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 13-20.
3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.
4. Гончарова О. В. Кружковая работа по развитию речи дошкольников как вид проектной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 78-80.
5. Гурьев С. В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.
6. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
7. Никитина Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.48-53.
8. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4.С.42-45.
9. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 3-6.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
49