УДК 338.332
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промышленности в условиях модернизации для перераспределения энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.
Ключевые слова: управление, модернизация, промышленность, инновации, экспорт.
IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PRIORITIES IN THE PROCESS OF MODERNIZATION DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CLUSTERS
Chanaliev V., Ph.D., the applicant of FGBOUInstitution «Russian State Humanity University», e-mail: [email protected]
The article deals with the problem of restructuring the organizational and economic control mechanisms in the development of industry upgrading to redistribute energy resource rents in the high-tech industry.
Keywords: management, modernization, industry, innovation, export.
Инструментом государственной модернизационной политики для перераспределения энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли является создание масштабируемой динамической виртуальной среды устраняющей существующие (организационные, информационные, технологические) барьеры для всех участников научно-технической и производственно-технологической деятельности [8]. Такая среда должна обеспечивать комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени для реализации федеральных технологических программ путем обеспечения согласованного взаимодействия органов государственного управления, промышленных предприятий и научных организаций [1]. Также необходима выработка комплексных мер, конфигурации сил и средств и их эффективного применения для формирования и развития методов, механизмов, инструментов и технологий научно-технической и производственно-технологической деятельности в промышленности нашей страны [11].
Такие меры нацелены на обеспечение сочетания производства энерго-сырьевой продукции с производством когнитивных товаров, концентрируя добавленную стоимость в группе прорывных проектов - с когнитивным - содержанием и реализацию национальных интересов через инновационную деятельность российской промышленности для достижения мирового уровня конкурентоспособности, получения общенационального экономического эффекта от инновационной реструктуризации производственного комплекса.
Основным средством достижения целей реализации государственных модернизационных приоритетов путем сочетания старых стратегических производств (энерго-сырьевых) и новых отраслей (информатика, нанотехнологии и пр.) и оптимизации процессов кооперации промышленных предприятий и научных организаций является четкая организация постоянно-действующего государственного управления, анализа, а также планирования и регулирования [2].
При осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации в области проведения новой индустриализации национальной промышленности на новой технологической базе должны учитываться национальные экономические и политические интересы и особенности Российской Федерации [3].
Определение значения и приоритетности политики и направлений научно-технической и производственно-технологической деятельности для обеспечения перехода от преимущественного энерго-сырьевого экспорта к высокотехнологичному экспорту должно осуществляться на среднесрочную (до 5 лет) и долгосрочную (свыше 5 лет) перспективу [4].
Вопросы реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности территориально-распределенных инновационных кластеров, сформированных из корпоративно автономных предприятий и организаций требуют финансовой поддержки [5].
Для оценки процессов осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с сочетанием нового строительства и массового капитального ремонта, реконструкции и модернизации, реализуемых в рамках федеральных
технологических платформ и федеральных целевых программ необходим контроль количественных показателей научно-технического эффекта для различных видов социально-экономического развития, а также характеристика степени обеспечения конкурентоспособных финансовых условий отечественным производителям по сравнению с иностранными корпорациями.
Проблемой является недостаточно налаженный механизм взаимодействия между государственными ведомствами, занимающимися вопросами реинжиниринга наиболее значимых - отрасле-формирующих - производств как структурных центров российской промышленности. Наиболее критичен механизм взаимодействия между органами государственного управления и негосударственными корпорациями [6].
Нерешенной проблемой остаются противоречия между государственными ведомствами по вопросам исполнения дублирующих либо схожих полномочий в определенной сфере деятельности. Вопросы взаимодействия различных уровней государственной власти и корпоративных структур остаются актуальными.
Несмотря на наличие обширного законодательства и материалов нормативно-правового характера, призванных повышать уровень реализации государственных модернизационных приоритетов, современное состояние законодательной базы не адекватно существующим проблемам научно-производственной деятельности [7].
Нормативно-правовая база проведения новой индустриализации экономики России через создание принципиально новой индустриально-инновационной системы, основанной на передовых промышленных технологиях и инновациях несистемна и недостаточна в части четкого определения субъектов и объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в отношении корпоративно автономных предприятий и организаций. Недостаточно четко (в т.ч. в ходе административной реформы) организовано разделение компетенций и ответственности, координация между государственными ведомствами, разграничение пределов ответственности государства и предприятий и организаций, соответствия федерального законодательства нормам международного права.
На федеральном уровне развития промышленности и управления ее деятельностью должна решаться проблема стратегического планирования с учетом поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [9].
Целевые установки проведения новой индустриализации экономики России через ее технологическую модернизацию заключаются в установлении уровня реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах реструктуризации традиционных (технологически «зрелых») и формирования новых рынков промышленной продукции и сроков, за которые этот уровень должен быть достигнут. Конкретные виды количественных показателей реализации государственных модернизационных приоритетов должно устанавливать Правительство Российской Федерации. Они могут дифференцироваться по территориям и видам социально-экономического развития.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №б 2013 j 41
Нормативная база реализации государственных модернизаци-онных приоритетов в процессах координации корпоративно автономных предприятий и организаций должна быть сформулирована для всех сфер реализации деятельности [10].
В процессах формирования современных высокотехнологичных производств необходимо ориентироваться на концентрацию в России добавленной стоимости от наиболее прибыльных видов инновационно детерминированных бизнесов, научно-технической и производственно-технологической деятельности, финансово-хозяйственных операций. Обеспечение разработки, согласования и практического применения программ обеспечения показателей реализации государственных модернизационных приоритетов при оптимизации кооперации промышленных предприятий и научных организаций относится к компетенции государственных ведомств.
Меры осуществления новой индустриализации с опорой как на устоявшиеся технологии и бизнес-модели, так и с реализацией межотраслевого блока инновационных проектов путем формирования постиндустриального формата координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий всех форм собственности должны быть связаны между собой и соответствовать международным аналогам.
Реализация государственных модернизационных приоритетов в процессах координации деятельности трансграничных инновационных кластеров должна учитывать специфику конкретных условий принятия и исполнения решений, особенности объектов реализации государственных модернизационных приоритетов в процессах межкорпоративной координации мер, направленных на содействие модернизации на основе синхронизации корпоративных инновационных программ.
Меры реализации государственных модернизационных приоритетов путем налаживания связей между органами госуправления, инвесторами, инноваторами, сервисными и инжиниринговыми компаниями фиксируются в нормативно-правовых актах соответствующих уровней, а также в подзаконных ведомственных документах предприятий и организаций.
Должна быть создана и развита оперативная информационно-аналитическая система мониторинга и анализа, а также планирования и регулирования выполнения установленных планов осуществления новой индустриализации при координации выполнения федеральных технологических платформ и федеральных целевых программ.
Литература:
1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.
2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.
3. Барикаев Е.Н. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерготранспортным кластером // Вестник Московского университета МВД, 2013, №6. С.244-247.
4. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 107-109.
5. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2013, №1. С.3-6.
6. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
7. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.
8. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.
10. Энергосбережение: проблемы достижения энергоэффективности Монография. // М.: НИЭБ, 2009. - 329 с.
11. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.
УДК 339.16
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Рогалев Н.Д., д.т.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва,
e-mail: [email protected]
Толикова Е.Э., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена процессу изменения условий осуществления инновационной промышленной политики в России при вступлении в ВТО. Предложены мероприятия для реализации эффективной государственной промышленной политики с применением инновационных инструментов.
Ключевые слова: промышленная политика, инновационные инструменты, ВТО, Парето-эффективность, «точки роста».
TO A QUESTION OF CONDITION CHANGES OF INNOVATIVE INDUSTRIAL POLICY
REALIZATION IN RUSSIA
Rogalev N., Doctor of Techniques, professor, rector of National Research University «Moscow Power Engineering Institute»,
e-mail: [email protected]
Tolikova E., Doctor of Economics, professor, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», e-mail: [email protected]
Article is devoted to process of change of conditions of implementation of innovative industrial policy in Russia at accession to WTO. Actions for realization of effective state industrial policy with use of innovative tools are offered.
Keywords: industrial policy, innovative tools, WTO, Pareto-efficiency, «growth points».
Промышленность является ведущей отраслью материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода.
Достижение новых стратегических целей и задач в отраслевых
секторах российской экономики возможны лишь на базе активной, последовательной, научно обоснованной инновационной промышленной политики, современной по концепции и инструментам реализации, адаптированной к новым условиям хозяйствования, к
42 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 |