УДК 338.332
ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК В АГРЕГИРОВАННЫХ ЗВЕНЬЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования единой среды мониторинга, планирования, координирования и контроля бизнес-процессов в промышленности.
Ключевые слова: управление, модернизация, промышленность, мониторинг, планирование
FORMATION OF DYNAMIC MANAGEMENT CHAINS IN AGGREGATED LINKS RUSSIAN
INDUSTRY
Chinaliev V., Ph.D., the applicant of FGBOU Institution «Russian State Humanity University», Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
This article discusses the formation of a unified environment monitoring, planning, coordination and control of business processes in the industry.
Keywords: management, modernization, manufacturing, monitoring, planning
Стратегия формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в сфере наук, технологий и производства исходит из того, что информационные ресурсы и системы обеспечивают повышение эффективности управления на основе идеологии объединенного виртуального управленческого пространства инновационной направленности [8].
С усилением степени интеграции в мировую экономику и вступления России в ВТО возрастание количества экономических проблем и конкурентных угроз требует осуществления синхронизированных инновационных бизнес-транзакций на основе выработки и реализации организационно-экономических мероприятий и поддержания эффективного взаимодействия (на основе устраивающих отечественных производителей бизнес-моделях) между российскими и зарубежными инновационными компаниями, встраивания в мировые научно-технические циклы и технологические цепочки [11].
Формирование качественно новой информационной среды научно-технической и производственно-технологической деятельности опирается на имеющиеся информационно-коммуникационные мощности с формированием новой интегрированной структуры информационных систем, процессов и ресурсов [1].
Этот фактор должен быть учтен при определении задач и приоритетов, в процессе разработки и реализации концепции формирования интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности для сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей [3].
Информационно-технологическая инфраструктура научно-технической и производственно-технологической деятельности является составной частью внедрения перспективных информационных технологий в процессы сбора информации, ее анализа, оценки обстановки и принятия управленческих решений на основе распре-деленно-интегрированных корпоративных интеллектуальных капиталов, оперативного планирования [2].
Создаваемые в рамках проектов формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в новом управленческом явлении - конвергентном отраслевом научно-техническом и производственно-технологическом ядре модернизационных преобразований - ведомственные проекты новых архитектурных решений в сфере информационных систем, организационных структур и технологий управления формируются на основе грид-сервисов и облачных вычислений [9]. Эти проекты должны предусматривать возможность сопряжения с единой информационной инфраструктурой, создаваемой для государственных нужд путем интеграции существующих и создаваемых информационных сетей органов государственного управления и корпоративных структур, а также информационных сетей общего пользования [4].
Благодаря интеграции в рамках единой информационной платформы различных проблемно-ориентированных информационных систем, вычислительных сервисов и информационных ресурсов
ускоряется цикл выработки управленческих стратегий на основе достижения интероперабельности организации всех видов бизнес-процессов в форматах индустриальной и постиндустриальной деятельности [5]. Происходит комплексирование научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях повышения международной конкурентоспособности российской промышленности на базе НБИК-технологий, обеспечивающей максимальное расширение возможностей повысить уровень коор-динированности научно-технической и производственно-технологической деятельности, основанные на типизации организационных процессов [6].
Отраслевые механизмы повышения конкурентоспособности российской промышленности, одними из первых в новых социально-экономических условиях потребовали создания единого автоматически пополняемого и обновляемого электронного каталога научно-технических разработок для обеспечения структурно-отраслевой сбалансированности экономики [10].
Этим достигается обеспечение всесторонней интеграции научно-технической и производственно-технологической деятельности в ходе новой индустриализации, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетического эффекта за счет улучшения управления и координации как новой экономико-управленческой философии, основанной на приоритете информационно-когнитивной сферы управления любой предметной деятельностью над физической средой этой деятельности [7].
Такая единая среда распределенного мониторинга, планирования, координирования и контроля бизнес-процессов научно-технической и производственно-технологической деятельности на основе интеллектуальных сетей и информационных технологий управления является универсальной платформой формирования динамичных управленческих цепочек для достижения поставленных целей сосредоточенными, скоординированными и согласованными во времени и пространстве кооперативными усилиями.
Взаимодействие в рамках единого информационного пространства участников разработки и производства наукоемкой высокоприбыльной продукции нового поколения должно осуществляться на базе единых стандартов информационного обмена, подразумевающих как стандартизацию технических средств, посредством которых осуществляется информационный обмен, так и стандартизацию протоколов обмена и форматов хранения и использования данных.
В этих условиях необходимо постепенное сближение политики отдельных органов государственного управления вплоть до формирования единой интегрированной системы научно-технической и производственно-технологической деятельности в экономике с опорой на принципиально новую информационную инфраструктуру управления на базе всей отраслевой, территориальной и корпоративной организации российской экономики на всем экономическом пространстве страны, а также в отдельных отраслях промышленности и регионах России.
Требуется налаживание межкорпоративного обмена данными и управления знаниями, внедрение облачных сервисов для автомати-
зации научно-технической и производственно-технологической деятельности для максимального задействования организационно-информационных резервов развития, способствующих повышению управляемости путем формирования трансграничных узлов финансовых, товарных и информационно-когнитивных потоков с опорой на зональную концентрацию инноваций для создания и распространения новых технологий и управленческих компетенций как основы повышения конкурентоспособности российской промышленности.
Литература:
1. Баитов А.В. Информационно-аналитические основы поддержания системной эффективности управления предприятиями атомного энергопромышленного комплекса России // Экономический анализ: теория и практика, 2013, №44. С. 58-64.
2. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.
3. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
4. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012,
№28. С.2-10.
5. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
6. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
7. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика, 2005, №4. С. 72-78.
8. Модели и алгоритмы решения задачи структурно-параметрического синтеза информационных процессов в системах управления объектов критической инфраструктуры. - Краснодар: Куба-ньинтерконсалт, 2010. - 191 с.
9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.
10. Энергосбережение: проблемы достижения энергоэффективности Монография. // М.: НИЭБ, 2009. - 329 с.
11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРУКТУР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
Фатхуллин Б.Э., к.э.н., директор Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,
Казань, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования конкурентных структур в промышленности России при осуществлении инновационной модернизации.
Ключевые слова: управление; модернизация; сценарии; промышленность; инновации.
PROBLEMS OF FORMATION OF COMPETITIVE STRUCTURES IN RUSSIAN INDUSTRY IN THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MODERNIZATION
Fatkhullin B., Ph.D., Director of the Kazan branch of FGBOU VPO «The Russian State University for the Humanities», Kazan, Russia,
e-mail: [email protected]
This article discusses the formation of competitive structures in the Russian industry in the implementation of innovative modernization. Keywords: management; modernization; scripts; industry; innovation.
По мере развития рыночных отношений и расширения сферы хозяйственного взаимодействия бизнес-единиц, осуществляющих инновационную деятельность, существенно возросла роль функционирования организационно-управляющих и информационно-управляющих составляющих управленческих процессов, процедур и сервисов в организационных структурах инновационно-технологических циклов [10].
В условиях необходимости решения задачи модернизации и перехода на инновационный путь развития требуется ускорение инновационно-технологических циклов, что может быть решено на основе перехода к новому, более высокому, уровню организационно-экономического взаимодействия российских и зарубежных научных, производственных, сбытовых и сервисных структур в рамках технологических платформ, инновационных кластеров и других форм организационного структурирования участников инновационной деятельности [2].
Здесь необходимарестуктуризация комплекса облачно-цифрового структурирования бизнес-моделей инновационной деятельности и управленческих процессов, процедур и сервисов как основы организационно-информационной структуризации на базе облачно-цифровых технологий и сервисов последнего поколения путем перехода от стабильных к ситуационным управленческим процессам, процедурам и сервисам [11].
Своевременность формирования интегрированной системы
организационных структур управления путем осуществления трансформации организационно-информационного пространства на основе облачных вычислений как основы облачно-цифровой реструктуризации управленческих механизмов заключается не в высокой скорости управленческих процессов, процедур и сервисов или процедурах реализации организационно-структурных функций, а в адекватности построения интегрированной инфраструктуры интеллектуального управления полным циклом создания научно-технической продукции динамике глобальных и локальных экономических флуктуаций [3].
Важной задачей является развитие элементов инфраструктуры, программ, моделей, алгоритмов и технологий управления динамичным массивом инновационных факторов конкурентоспособности на основе синергетической облачно-цифровой трансформации управления, создающих организационно-информационные основы обеспечения целостности функционирования национальной инновационной системы [12]. Объединенная межкорпоративная среда распределенных управленческих процессов, процедур и сервисов научных организаций, производственных предприятий, сервисных и сбытовых структур должна трансформироваться в единую для всех российских промышленных корпораций национальную систему поддержания активности инновационной деятельности на основе интеграции имеющихся управленческих возмож-